Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра анатомии и гистологии человека↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра анатомии и гистологии человека
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ указаний для обучающихся ДЛЯ внеаудиторной (самостоятельной) работы по дисциплине «Антропология» для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)
Красноярск УДК 572 (07) ББК 28.7 С 23
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Антропология» для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева, Т.В. Казакова, Л.В. Синдеева [и др.]. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2012. – 140 с.
Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н., д.м.н., доцент Казакова Т.В., к.м.н., доцент Синдеева Л.В., к.м.н., доцент Батухтина Н.П., к.м.н., доцент Никель В.В., к.м.н., доцент Ефремова В.П., к.м.н., доцент Деревцова С.Н., к.м.н., доцент Вахтина Л.Ю.
Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011г. по специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.
Рецензенты: - заведующий кафедрой оперативной хирургии с курсом топографической анатомии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, д.м.н., профессор Горбунов Н.С.; - директор института фундаментальной биологии и биотехнологии ФГАОУ ВПО Сибирского федерального университета, профессор Сапожников В.А.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №_____от «___»__________20__).
КрасГМУ 2012 г. Содержание Введение ………………………………………………………………………….4 Занятие № 1 «Антропология как наука. Методы исследования в антропологии» …………………............................................................................5 Занятие № 2 «Эволюционная антропология. Шкала геологического времени. Методы датирования антропологических находок» ……………………….....9 Занятие № 3 «Общая характеристика приматов»……………….……………11 Занятие № 4 «Человек как примат» …………………………………………18 Занятие № 5 «Биологические предпосылки очеловечивания»...…………….22 Занятие № 6 «Животные предки человека. Выделение человеческой линии эволюции»...……...........................................26 Занятие № 7 «Теории антропогенеза»…………………………………..….....31 Занятие № 8 «Биологические и социальные аспекты происхождения человека»………………………………………………………35 Занятие № 9 «Возрастная антропология. Периодизация постнатального онтогенеза»…...……………...……………….39 Занятие № 10 «Биологический и хронологический возраст»...….………….43 Занятие № 11 «Методы определения биологического возраста»..……...….47 Занятие № 12 «Эпохальные колебания темпов развития»…..…………..…..51 Занятие № 13 «Старение и продолжительность жизни»…………………….54 Занятие № 14 «Введение в конституциональную антропологию»………………………………………………………………......58 Занятие № 15 «Физическая конституция. Типы телосложения (соматотипы)………………………………………………………………….....62 Занятие № 16 «Антропометрическое обследование»...………………….….68 Занятие № 17 «Понятие о пропорциональности телосложения»……….…..72 Занятие № 18 «Понятие о компонентном составе тела»…...…………….….77 Занятие № 19 «Соматопсихическая целостность организма человека»..…..82 Занятие № 20 «Психофизиологические и психологические аспекты конституции»…...……………………………..…………………………….…..86 Занятие № 21 «Основы клинической антропологии»…...…………………..91 Занятие № 22 «Экология и здоровье человека. Понятие об адаптации»…...94 Занятие № 23 «Полиморфизм человека. Популяция, этнос, народ, раса».....98 Занятие № 24 «Эколого-демографические факторы разнообразия современного человека»…...……………………………………………….….102 Занятие № 25 «Признаки с непрерывной изменчивостью. Изменчивость черепа. Краниометрия»…...…………………………………….……………..106 Занятие № 26 «Понятие о дерматоглифике и одонтоглифике»…...……….112 Занятие № 27 «Признаки с дискретной изменчивостью»…...………….….118 Занятие № 28 «Основы расоведения. Характеристика расовых признаков. Европеоидная раса»…...…………………………………….…………………123 Занятие № 29 «Австрало-негроидная и монголоидная расы»…...…………127 Занятие № 30 «Миграция, ее роль в формировании современных популяций»…...…………………………………….…………………………..131 Занятие № 31 «Итоговое занятие по курсу антропологии»…...……….…...135 Список литературы ….………………………………………………………139 ВВЕДЕНИЕ Внеаудиторная работа студентов специальности «Лечебное дело» по дисциплине «Антропология» на кафедре анатомии и гистологии человека построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2011). Изучение дисциплины основано на формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять естественно-научную сущность проблем, формировать системный подход к анализу медицинской информации, используя знания эволюционных закономерностей становления человеческого сообщества. Дисциплина «Антропология» является вузовским компонентом учебного плана специальности 060201 - Стоматология и призвана формировать у студентов: - знания анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека, механизмов реакций организма при взаимодействии с внешней средой, общих закономерностей происхождения и развития жизни, антропогенеза и онтогенеза человека, закономерностей наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека, основных понятий и проблем биосферы и экологии; - умения пользоваться учебной, научной, научно-популярнойлитературой, сетью Интернет для профессиональнойдеятельности, производить расчеты по результатам исследования, объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков; - навыки владения антропологическим понятийным аппаратом, антропологическим инструментарием, методами расчета антропологических индексов, методами изучения наследственности у человека. «Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Антропология» предназначен для студентов первого курса специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения), содержит необходимые рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы. Структура каждого занятия соответствует стандарту университета «Система менеджмента качества. Учебно-методические комплексы дисциплин. СТО СМК 4.2.01-11» и содержит название темы, формы внеаудиторной работы, перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия с учетом ОК и ПК в соответствии с ФГОС ВПО, тестовые задания и ситуационные задачи для самоконтроля. Для каждой темы занятия определен перечень практических умений, а также предложен список тем для научно-исследовательской работы студентов. Правила оформления рефератов изложены в методических указаниях № 1. Список рекомендованной литературы по теме каждого занятия включает обязательную и дополнительную учебную литературу.
Самоконтроль по ситуационным задачам. Задача № 1. В Ивановской области создано производство по пошиву верхней мужской и женской одежды. Закуплена лицензия на модели известной итальянской фирмы, поставляющей продукцию в страны Западной Европы. Заключены договоры на реализацию в торговых сетях Центральной России и ряде районов Сибири. 1. Что должны учесть технологи производства прежде, чем начнется изготовление моделей? 2. Какое направление антропологии имеет отношение к стандартизации одежды, какой раздел направления?
Задача № 2. В ходе археологических раскопок получена скелетная серия. Необходимо установить, биологический возраст останков, половую и соматотипологическую принадлежность костей. 1. Какое направление антропологии изучает костные останки? 2. Какой раздел и подраздел изучают ископаемые формы человека? Эталоны ответов к ситуационным задачам. Ответ к задаче № 1. 1. Размерную типологию и стандартизацию одежды в регионах России, на основе результатов измерений человеческого тела. 2. Биологическая антропология, морфология человека.
Ответ к задаче № 2. 1. Биологическая антропология. 2. Антропогенез, палеоантропология. Перечень практических умений по изучаемой теме.
Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. История становления антропологии в странах Западной Европы, США. 2. История становления антропологии в России.
Правила оформления реферата Рекомендуемая структура реферата: 1. Введение – излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1-2 страницы. 2. Основная часть - точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 7-8 страниц. 3. Заключение – формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1-3 страницы. 4. Список используемой литературы. В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы. Текст и его оформление: Размер шрифта 12-14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего -20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок - шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив. Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы. Титульный лист реферата: Вверху указывается полное наименование учебного заведения, наименование кафедры. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек. Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебная дисциплина. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа, факультет, специальность. Еще ниже – ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Задача № 1. В ходе археологических раскопок найдены остатки древнего пресмыкающегося – динозавра. 1. Как называется эра расцвета пресмыкающихся? 2. Укажите время существования древних пресмыкающихся на Земле?
Задача № 2. В вечной мерзлоте обнаружены хорошо сохранившиеся останки мамонта. Укажите период и эпоху последнего ледникового периода.
Ответ к задаче № 1. 1. Мезозойская эра. 2. Обитание на Земле относится к меловому периоду (примерно 62 - млн. лет назад).
Ответ к задаче № 2. Четвертичный период, эпоха плейстоцена. Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Социальные аспекты происхождения человека. 2. Соотношение биологического и социального в человеке.
Задача № 1. Лемуры, содержащиеся в условиях зоопарка, всегда привлекают внимание посетителей своим внешним видом. Однако в живой природе фенотипические особенности лемуров являются необходимыми атрибутами существования и выполняют отнюдь не эстетическую функцию. 1. Какой из фенотипических признаков лемуров является результатом приспособления к ночному образу жизни? 2. Для чего лемурам длинный яркий хвост?
Задача № 2. Главным таксономическим признаком, позволяющим отнести то или иное животное к отряду приматов является пятипалая хватательная конечность. В связи с этим в классификации со времен Карла Линнея встречались ошибки, которые в современной классификации устранены. 1. Каких животных, согласно Линнею относили к отряду приматов. 2. На какие группы подразделяются приматы?
Ответ к задаче № 1. 1. Большие глаза – необходимый атрибут ночного образа жизни. 2. Хвост выполняет функцию «навигатора» для отставших от стада лемуров.
Ответ к задаче № 2. 1. Рукокрылых (летучих мышей) относили к приматам. 2. Приматы подразделяются на высших (обезьян) и низших (полуобезьян). Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Генетическое сходство человека и современных понгид. 2. Эволюция форм коммуникации у обезьян. 3. Теории происхождения приматов.
Задача № 1. Эта обезьяна из семейства Гоминид обитает в тропической Африке, в бассейнах рек Конго и Нигер. Длина тела взрослой особи около 150 сантиметров, масса 50 килограмм, половой диморфизм в размерах тела выражен слабо. Генетические исследования обнаруживают сходство с генетической базой человека на 96-98%. 1. Назовите вид обезьяны. 2. Какие еще приматы относятся к семейству Гоминид?
Задача № 2. Это крупная обезьяна. Название обезьяны в переводе с малайского означает «лесной человек». Рост самцов около 150 см, масса тела – 70-90 кг. Самки значительно меньше: около 100см ростом при весе в 30-50кг. Телосложение массивное, сильно развита мускулатура. Задние конечности короткие, передние – напротив – очень длинные, доходят до лодыжек. Волосяной покров редкий, красновато-коричневый. У самцов имеются борода и усы. 1. Назовите вид обезьяны. 2. Какова степень генетического сходства данной обезьяны с человеком. Ответ к задаче №1. 1. Шимпанзе обыкновенный. 2. К гоминидам также относят горилл и орангутанов. Ответ к задаче №2. 1. Орангутан. 2. Степень генетического сходства с человеком 91%. Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Обзор концепций возникновения человека. 2. Сколько раз создавали человека? 3. Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского - единство и разница взглядов. 4. Человек - примат или Человек?
Задача № 1. Представители данной стадии антропогенеза существовали в период 1,5 млн. лет – 250-400 тыс. лет назад, характеризовались объемом головного мозга до 1500 см3 и ростом 160-170 см. Были расселены в Европе, Азии, Африке (по данным палеоантропологии). 1. Назовите стадию антропогенеза. 2. Укажите представителя ископаемых форм. 3. Перечислите признаки, характерные для людей.
Задача № 2. Это свойство человека появилось 2,6 млн. лет назад у древнейших людей и имело большое значение для увеличения ареала распространения. 1. О каком свойстве человека идет речь? 2. Назовите представителей древнейших людей. 3. Укажите ареал распространения и габаритные характеристики (по данным палеоантропологии).
Ответ к задаче № 1. 1. Стадия древних людей (палеоантропов). 2. Неандерталец. 3. Речь (продвинутые формы типа лепета). Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних. Добывание огня.
Ответ к задаче № 2. 1. Поддержание огня. 2. Питекантроп, синантроп, человек гейдельбергский. 3. Африка, западная и Центральная Европа, Восточная Азия, Индонезия; длина тела – 150-160 см. Рекомендации по выполнению НИРС. 1. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1.1. Теории возникновения языка в человеческом обществе. 1.2. Биологическое и социальное значение экзогамии. 1.3. Обучение обезьян языку человека: границы достигнутого и причины неудач. 2. Изготовление наглядных пособий (таблиц): 2.1. Сравнительная характеристика стадий антропогенеза. Задача №1. Это ископаемые двуногие человекообразные обезьяны, характеризующиеся сходством с человеком в строении тазовых костей, суставов, соединяющих кости черепной коробки и верхней челюсти, а также в наличии поясничного прогиба позвоночника. Длина тела в пределах 100-156 см, масса тела 25-50 кг. Общая морфология зубных рядов сходна с человеческими. 1. Назовите предка человека. 2. Уточните стадию антропогенеза. 3. Укажите ареал распространения. 4. Объясните, какое значение имели малые размеры тела для этих ископаемых.
Задача № 2. Этот представитель исходного рода гоминидной линии впервые обнаружен в Северной Индии в 1932 году. Являлись четвероногими, но с преходящими элементами двуногости, вели предметно-орудийную деятельность, характерна моногамия, масса тела не превышала 12-16 кг. 1. Как называется данный представитель? 2. Укажите время его существования на Земле?
Задача № 3. Первые приматы (полуобезьяны) появились на Земле 60-70 миллионов лет назад. 1. В какой период и какую эпоху Кайнозойской эры это произошло? 2. Укажите последующие эпохи Кайнозоя и их биологические черты вплоть до появления первого настоящего человека Homo erectus.
Ответ к задаче № 1. 1. Австралопитек. 2. Предгоминидная стадия (предшественники людей) или стадия протоантропа. 3. Преимущественно Африка. 4. Относительно малые размеры тела имели приспособительное значение в условиях тепловой перегрузки и недостаточной калорийности пищи. Во-первых, им необходимо меньше пищи. Во-вторых, смена стадий онтогенеза происходит, при малых размерах быстрее, поэтому эволюция всей группы и конкретное приспособление популяции могут идти более быстрыми темпами.
Ответ к задаче № 2. 1. Рамапитек. 2. Обитание его на Земле относится к миоцену (примерно 12 млн. лет назад). Ответ к задаче № 3. 1. Палеогеновый период, конец эпохи Эоцен. 2. Последующие эпохи кайнозоя: олигоцен (появление человекообразных обезьян), Миоцен (появление дриопитеков), Плиоцен (появление рамапитеков, позднее – австралопитеков), Плейстоцен (появление современного человека). Рекомендации по выполнению НИРС. 1. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1.1. Проблема сосуществования гоминид разного уровня. 1.2. Австралопитеки – обезьянолюди или человекообезьяны? 1.3. Сходство и различие языка человека и знаковых систем обезьян. 1.4. Происхождение речевой деятельности. 1.5. Развитие культуры и психики древнего человека.
2. Изготовление наглядных пособий (таблиц): 2.1. Сравнительная характеристика животных предков человека, 2.2. Структурная эволюция головного мозга в антропогенезе.
Задача № 1. Ряд ученых считают, что древними предками человека были обезьяны, напоминающие человека по некоторым особенностям, к которым относятся: расположение внутренних органов, сжатая в спинно-брюшном направлении грудная клетка с очень широкой и короткой грудиной, сильное развитие большого пальца стопы и второго пальца кисти, слабость наружного рельефа мозгового отдела черепа, форма коренных зубов, строение нижней челюсти, со сравнительно хорошо выраженной подбородочной частью и с зачаточным подбородочным выступом. 1. О какой обезьяне Старого Света идет речь? 2. Какие признаки существенно отличают этого представителя гоминид от человека?
Задача № 2. Согласно одной из симиальных гипотез (шимпанзоидной) древними предками человека были шимпанзе. 1. Какие черты сходства позволяют сделать ученым такие выводы? 2. Какие еще симиальные гипотезы уществуют?
Задача № 3. Гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я.Я. Рогинским (1969) предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации. 1. Укажите эти территории. 2. В чем сущность этой теории?
Задача № 4. Основателем концепции полицентризма является немецкий антрополог Ф. Вейденрейх. Он выделил четыре центра формирования современных рас: европеоиды возникли в Южной и Центральной Европе; негроиды – в Африке; монголоиды – в Восточной Азии; австралоиды – на Больших Зондских островах. 1. Что способствовало появлению такой гипотезы? 2. Какие факты свидетельствуют против данной теории?
Ответ к задаче № 1. 1. Гиббон. 2. Отличительные особенности гиббонов: малые размеры тела, отсутствие лобных пазух, седалищные мозоли, более примитивный головной мозг, свободная центральная косточка в запястье. Ответ к задаче № 2. 1. Черты поразительного сходства между шимпанзе и человеком отмечены в строении больших полушарий мозга. В общем облике шимпанзе проглядывают черты гораздо меньшей специализации. У шимпанзе нет столь сильных половых различий между самцами и самками, как у горилл или же у орангутанов. 2. Гиббоноидная, орангоидная, горрилоидная симиальные гипотезы.
Ответ к задаче № 3. 1. Все Средиземноморье, включая Южную Европу и Северо-Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ. 2. Суть этой теории - происхождение человека современного типа (Homo sapiens) и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека. Согласно гипотезы дицентризма (широкого моноцентризма) выделяют 2 первичных очага сапиентации: западного (европеоидно-негроидного), восточного (австрало-монголоидного).
Ответ к задаче № 4. 1. Географическое распределение специфических признаков. 2. Против полицентризма свидетельствует отсутствие достаточно значимого морфологического соответствия между ископаемыми формами людей и современными расами, живущими на этой же территории, и большое сходство рас современного человека между собой по многим не связанным друг с другом признакам.
Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Теории антропогенеза – аргументы «за» и «против». 2. Ф. Вайденрайх – жизнь и деятельность. 3. Древние предки человека с учетом симиальных гипотез. Задача №1. При раскопках были обнаружены массивные орудия с подтреугольным или подчетырехугольным поперечным сечением, напоминающие кирку. 1. О каких орудиях труда идет речь? 2. Для какой культуры они характерны?
Задача №2. При раскопках были обнаружены орудия труда характерные для олдувайской культуры – многогранники. 3. Дайте описание этого орудия труда. 4. Какие еще виды орудий труда характерны для указанной культуры?
Задача №3. Наиболее древним признаком гоминизации является бипедия. 1. Что означает этот термин? 2. В чем преимущества бипедии?
Ответ к задаче №1. 1. Пики. 2. Характерны для ашёльской культуры (1,76 млн – 150(120) тыс. л.н.
Ответ к задаче №2. 1. Многогранники – грубо оббитые округлые камни со многими гранями, были ударными орудиями и служила для обработки растительной и животной пищи. 2. Для олдувайской культуры также характерны орудия, изготовленные на отщепах и чопперы. Ответ к задаче №3. 1. Передвижение на двух конечностях. 2. Значительный обзор местности, преимущество в росте, снижение энергозатрат при локомоции, высвобождение верхней конечности.
Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Методы исторической реконструкции ранних этапов социогенеза. 2. Ф. Энгельс – жизнь и деятельность. 3. Становление членораздельной речи.
Задача № 1. Ребенок (мальчик) родился 28 января 2008 года. 1. Определите возраст ребенка на 29 сентября 2010 года согласно правилам, принятым в возрастной антропологии. 2. К какой возрастной группе относится ребенок данного возраста?
Задача № 2. Прогрессивная стадия развития характеризуется собственно продольным ростом тела и функциональных параметров. 1. Какие периоды онтогенеза относятся к этой стадии развития? 2. Каким возрастам они соответствуют?
Ответ к задаче № 1. 1. Антропологически ребенку 3 года (2 года, 8 месяцев, 1 день). 2. По возрастной периодизации это раннее детство.
Ответ к задаче № 2. 1. Прогрессивная стадия включает в себя внутриутробный период, младенческий, первое детство, второе детство, подростковый, юношеский. 2. Младенческий период соответствует 1-12 месяцам, первое детство 1-7 лет, второе детство 8-13 лет, подростковый 14-17 лет, юношеский от 18 до 21 года. Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Схемы периодизации онтогенеза. 2. Онтогенез человека, его особенности. Сравнительный онтогенез человека и животных. Задача № 1. На рентгенограмме кисти девочки четко определяются головчатая, крючковидная, трехгранная, полулунная и ладьевидная кости. 1. Определите биологический возраст. 2. Каково число постоянных зубов в этом возрасте? 3. Какие кости запястья не визуализированы? Задача № 2. У мальчика определены следующие параметры: половая формула: P0Ax0; костный возраст – в запястье нет только гороховидной кости. 1. Определите биологический возраст мальчика. 2. Каково число постоянных зубов в этом возрасте? 3. Расшифруйте половую формулу. Ответ к задаче № 1. 1. Биологический возраст составляет 6 лет. 2. Трапециевидная и гороховидная кости. 3. 4 постоянных зуба. Ответ к задаче № 2. 1. Биологический возраст равен 7 годам. 2. Этому возрасту соответствует наличие 8 зубов. 3. Волосы на лобке и в подмышечной впадине отсутствуют. Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Биологический возраст студентов (собственное исследование). 2. Пути коррекции биологического возраста.
Задача № 1. У мужчины 45 лет определены антропометрические параметры: длина тела 176 см, окружность талии 98 см, окружность ягодиц 96 см, масса тела 89 кг. 1. Соответствует ли биологический возраст календарному? 2. Какие из перечисленных параметров вносят наибольший вклад в процессы преждевременного старения?
Задача № 2. У женщины 29 лет определены антропометрические параметры: длина тела 165 см, окружность талии 62 см, окружность ягодиц 93 см, масса тела 51 кг. 1. По какой методике можно определить биологический возраст, имея указанные данные? 2. Чему равен коэффициент старения?
Ответ к задаче № 1. 1. Биологический возраст мужчины опережает календарный и составляет 66 лет. 2. Наибольший вклад в процессы преждевременного старения вносит отношение обхвата талии к обхвату ягодиц.
Ответ к задаче № 2. 1. Указанные параметры применяются в методике Горелкина-Пинхасова. 2. Коэффициент старения в описанном случае составляет 1,059. Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Биологический возраст и прогнозирование продолжительности жизни. 2. Биологический возраст студентов медиков (по данным литературы).
Задача № 1. У ребенка 1 года имеется четыре молочных зуба: два верхних и два нижних медиальных резца. 1. Определите вариант развития ребенка? 2. Сколько должно быть зубов, чтобы признать вариант развития банальным?
Задача № 2. При антропометрическом обследовании у подростка определен индекс зрелости, равный 0,32. 1. Какому варианту развития по Дорохову соответствует данный показатель? 2. В каком возрасте при данном варианте развития заканчивается рост? Ответ к задаче № 1. 1. Вариант развития ребенка ретардированный, так как количество имеющихся молочных зубов меньше предусмотренных возрастными нормами. 2. Для признания варианта развития банальным необходимо 8 зубов.
Ответ к задаче № 2. 1. Обычный вариант развития. 2. Рост заканчивается в 17-18 лет. Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Акселерация и ретардация населения: проявления и последствия. 2. Способы оценки темпов роста и развития у детей и подростков.
Задача № 1. Одна из многочисленных теорий старений свидетельствует о роли инициации перекисного окисления липидов и разрушении клеточных мембран. 1. Какая теория доказывает данный факт? 2. Какие еще Вы знаете теории старения.
Задача № 2. При этнографических исследованиях села Члоу в Абхазии выявлено 17 мужчин и 24 женщины, чей возраст превышает 90 лет. 1. К какой возрастной группе относятся эти люди. 2. Назовите регионы Земного шара с высокой продолжительностью жизни. Ответ к задаче № 1. 1. Свободнорадикальная теория. 2. Липидная, соединительнотканная, адаптационно-регуляторная, гормональная, иммунная и генетическая теории.
Ответ к задаче № 2. 1. Это долгожители. 2. Кавказ, Япония, Тибет, Якутия. Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Методы профилактики преждевременного старения. 2. Вклад И.И. Мечникова в учение о старении и старости. 3. Факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни людей в различных регионах Земного шара.
Задача № 1. Согласно данной классификации выделяют астенический, нормостенический и гиперстенический типы конституции. 1. Кем предложена данная классификация? 2. Дайте характеристику функциональных и биохимических параметров астенического типа.
Задача № 2. Лица данного типа характеризуются способностью сохранять высокий уровень устойчивости при длительном воздействии слабых раздражителей и крайняя неустойчивость перед сильными кратковременными раздражителями. 1. Как называется данный тип индивидуального реагирования? 2. Кем предложена стратегия адаптивного поведения? 3. Какие виды индивидуального реагирования, кроме описанного выше Вам известны?
Ответ к задаче № 1. 1. М.В. Черноруцким. 2. Для астенического соматотипа характерно низкое положение диафрагмы, вытянутая и уплощенная грудная клетка, длинная шея, тонкие и длинные конечности, узкие плечи, высокий рост, слабое развитие мускулатуры. Небольшое сердце удлиненно-капельной формы, удлиненные легкие, относительно малая длина кишечника с пониженной всасывательной способностью. Артериальное давление имеет тенденцию к понижению, в крови снижено количество холестерина. Обмен веществ несколько повышен.
Ответ к задаче № 2: 1. Стайер. 2. В.П. Казначеевым. 3. Спринтер, микст. Рекомендации по выполнению НИРС. По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе): 1. Понятие о конституции человека. 2. История изучения конституции человека. 3. Вклад отечественных ученых в развитие представлений о конституции человека. 4. Предмет и задачи биомедицинской антропологии.
Задача № 1. Данный конституциональный тип по К. Сиго описывается следующим образом: «Голова сложена гармонично, ее три отдела - верхний, средний и нижний равны между собой по размерам. Лоб, нос и рот умеренных размеров. Шея широкая, но длина может быть разной. В форме туловища выделяются широкие плечи». 1. О каком конституциональном типе идет речь? 2. В каком возрасте обычно заканчивается сложение такого типа?
Задача № 2. В результате антропометрического обследования мужчины получены следующие данные: длина тела - 175 см масса тела – 57,5 кг окружность грудной клетки – 80,5 см 1. Рассчитайте индекс Пинье. 2. Определите тип телосложения по схеме М.В. Черноруцкого. Задача № 3. Данный конституциональный тип по схеме В.Б. Штефко и А.Д. Островского называется «крестьянским», поскольку был очень распространен среди сельских популяций России на момент создания схемы. Лица этого типа имеют небольшую грудную клетку, умеренное развитие жирового слоя и при этом очень большой живот. 1. Как называется данный тип? 2. Для какой возрастно<
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.02 с.) |