Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Политический строй Российской империи

Поиск

1. Россия являлась самодержавной монархией. Высшая законо­дательная, исполнительная и судебная власть принадлежала императору (царю). Он же являлся и фактическим главой цер­кви. Император утверждал состав коллегией, Сената, губер­наторов.

2. Император управлял страной при помощи чиновников, ко­торые проводили законы в жизнь. Губернаторы и наместники были хозяевами в губерниях, уездах. Государственный строй России был самодержавно-бюрократическим. Высшая бюро­кратия состояла из дворян. С помощью разветвленного бю­рократического аппарата император осуществлял управление страной прежде всего в интересах дворянства.

3. Итак, Россия начала XIX в. была самой большой в террито­риальном отношении страной мира, но с маленькой плот­ностью населения, многонационального по своему составу, исповедующего все мировые религии. Население подразде­лялось на сословия, главным из которых было дворянство, а самым многочисленным и бесправным — крестьянство. Для этого периода характерно формирование и интенсивное раз­витие новых, капиталистических отношений, особенно в про­мышленности и торговле. Однако феодально-крепостничес­кий строй являлся серьезным тормозом экономического раз­вития страны в целом и сельского хозяйства в частности. России нужны были реформы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определите национальный и сословный состав населения России в начале XIX в.

Что замедляло ход экономического развития России?

Что такое «самодержавно-бюрократический строй»? Какое влияние он оказывал на жизнь и развитие страны?

 


Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812гг. Реформы М. Сперанского

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Личность императора Александра I. «Негласный комитет».

Б. Реформы начала XIX в.

В. Проекты реформ М.М. Сперанского.

Г. Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII—начала XIX в.

Д. Участие России в войнах коалиции.

 

А. Личность императора Александра I. «Негласный комитет»

1. Новый император Александр! (в 1801г. ему было 23 года) был любимым внуком Екатерины II, однако он не порывал связи и со своим отцом — Павлом I. В результате у него сформиро­вались такие черты характера, как лицемерие, скрытность, он критически относился и к Екатерине, и к Павлу. Воспитате­лем Александра был приверженец Просвещения республика­нец Ф. Лагарп, который привил наследнику либеральные идеи. Новый царь плохо знал жизнь России, был ленив и меч­тателен, по его словам, хотел дать русскому народу конститу­цию. В своем первом Манифесте Александр I обещал управ­лять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екате­рины Великой».

2. В конце 1801 г. Лагарп подал Александру I докладную запис­ку, где предлагал не торопиться с реформами, а просвещать народ путем развития школьного и университетского образо­вания. Император сам должен разработать разумные законы. Лагарп считал, что против реформ выступят высшие чи­новники и военные, купцы, иностранцы на русской служ­бе. А в поддержку — лишь образованные дворяне, промыш­ленники, часть младших офицеров. Главной движущей силой реформ должен стать сам император.

3. В первые месяцы своего правления Александр I выслал мно­гих участников заговора, а опору нашел в небольшом кругу друзей своей юности. Среди них — графы Павел Строганов, Виктор Кочубей, князья Адам Чарторыйский, Николай Но­восильцев. Именно с ними молодой император обсуждал важ­нейшие вопросы необходимых преобразований в стране. Этот кружок стали называть «Негласным комитетом». Его члены были молоды, энергичны, исполнены благих намерений, но очень неопытны. Заседания «Негласного комитета» прохо­дили регулярно вплоть до середины 1802 г., были намечены различные реформы.

 

Б. Реформы начала XIX в.

1. 2 апреля 1801г. Александр I издал пять важных указов:

> восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота дворянству»;

> восстанавливалась «Жалованная грамота городам»;

> дворяне освобождались от телесных наказаний, которые ввел Павел I;

> улучшалось содержание заключенных;

> упразднялась тайная экспедиция, и все судебные дела рас­сматривал Сенат.

2. Члены «Негласного комитета» высказывали предложение о запрещении продажи крепостных крестьян без земли. В Рос­сии существовала позорная практика продажи крепостных крестьян, при этом разлучались семьи, объявления о прода­же крестьян печатались в газетах. Но сановники решительно выступали против, считая, что это подорвет крепостное пра­во. Император отступил, запретив только публиковать объяв­ления о продаже крестьян. Мещане и государственные крес­тьяне могли теперь покупать незаселенные земли, что раньше разрешалось делать только дворянам.

3. Одним из важнейших решений был указ о «вольных хлебо­пашцах» (1803), по которому помещики могли отпускать сво­их крепостных на волю с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семьями. Но практические результаты от указа были невелики. В царствование Александра I освобожде­но было всего 47 тысяч крепостных мужского пола (0,5%). Од­нако идеи этого указа легли в основу реформы 1861 г. А в 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибал­тике. Здесь были четко определены размеры повинностей крестьян, платежи, а крестьяне могли наследовать землю.

4. К началу XIX в. административная система управления госу­дарством находилась в упадке. В петровских коллегиях цари­ла круговая безответственность, процветало взяточничество, местные власти творили без­закония. Такое положение в России историк Н. М. Карам­зин определил одним словом:

«Воруют!» В 1802—1811 гг. была проведена министерс­кая реформа. Вместо 12 кол­легий было создано 8 мини­стерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного про­свещения (впервые). Позже число министерств было до­ведено до 12, подробно раз­работаны их структура и фун­кции. Сенат становился выс­шей судебной инстанцией и осуществлял контроль за местными властями. Был учрежден кабинет министров, который обсуждал общие вопросы уп­равления страной. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии (особенно для «низших классов»). В 1811 г. был от­крыт Царскосельский лицей.

Таким образом, новый император продемонстрировал наме­рение с помощью реформ улучшить положение дел в стране. Недаром великий Пушкин так сказал о начале XIX столетия: «Дней Александровых прекрасное начало!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.006 с.)