Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Внешняя политика (1796—1801)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Еще, будучи наследником, Павел стремился доказать матери, что наступательные войны вредны для России и необходимо вести войны оборонительные. В 1796 г. в специальной ноте европейским державам он сообщил, что Россия впредь не будет активно вмешиваться в европейские дела; были установлены дружественные отношения с Пруссией, Данией, Швецией. 2. Но союзники убедили Павла I вести войны «во имя справедливости». Царь не сразу понял, что европейские державы используют его для решения своих проблем. Россия должна была: > помочь Голландии восстановить ее самостоятельность (что было выгодно Англии); > освободить захваченные Наполеоном Ионические острова (для Неаполя); > оказать помощь австрийцам в Северной Италии; > освободить от Наполеона Мальту (которая сразу же была захвачена Англией). 3. В 1798 г. против революционной Франции была создана коалиция в составе Англии, России, Австрии, Турции и Неаполитанского королевства. Русская армия под командованием полководца А. В. Суворова разгромила французские войска в Италии, перешла Альпы, соединилась с корпусом А. М. Римского-Корсакова. Эскадра под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова одержала победы в Средиземном море, освободила Ионические острова, после штурма была взята французская крепость Корфу. Но победами воспользовались Англия и Австрия, с которыми Павел порвал отношения и пошел на сближение с Францией. Более того, император направил казаков Орлова на захват британской Индии и объявил о прекращении торговли с Англией. Это сильно ударило по экономическим интересам России, и в частности по доходам дворян, которые были основными поставщиками сельскохозяйственной продукции на экспорт.
В. Заговор 11 марта 1801 г. Убийство Павла 1 1. Зимой 1801 г. недовольство политикой царя достигло высшей точки. Возник заговор, во главе которого стоял петербургский генерал-губернатор граф П.А. Пален. Он сумел убедить наследника Александра Павловича, что Павел готовит его арест и убийство. Александр дал согласие на дворцовый переворот, но при этом потребовал у Палена оставить своего отца в живых. 2. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. 40 человек гвардейских офицеров ворвались в Михайловский замок и потребовали, чтобы Павел подписал отречение от престола. Павел отказался и был задушен. Новым царем стал его старший сын Александр. Народу было объявлено, что Павел скончался «от апоплексического удара» (инсульта). 3. Смерть царя была по-разному воспринята в стране. Аристократия и столичные чиновники, а также Преображенский, Семеновский, Измайловский полки присягнули новому императору в ту же ночь. Конная гвардия присягнула лишь после того, как официально была признана смерть Павла I. Началось царствование Александра I (1801—1825).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Какое воздействие на внешнюю политику Павла 1 оказали его отношения с Екатериной Великой? Каковы были причины дворцового переворота 1801 г.? Как Вы можете оценить итоги правления Павла I? Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIII в. ПЛАН ОТВЕТА: А. Просвещение и наука. Б. Эпоха Просвещения. Общественно-политическая жизнь. В. Литература. Г Архитектура. Живопись. Театр. А. Просвещение и наука 1. В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными преобразованиями в социально-экономической сфере, в жизни и быте народа. Главное влияние оказывает тот факт, что в экономике страны формируется капиталистический уклад. Русская культура XVIII в. развивается как культура светская. Литература, живопись, скульптура более глубоко отображают внутреннюю жизнь человека, его стремления, добродетели и пороки. XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется «золотым веком» культуры России: 2. Во второй половине XVIII в. в области образования в России продолжали развиваться две тенденции, сложившиеся еще при Петре I: расширение сети учебных заведений, увеличение числа народных школ и закрепление принципа сословности образования, расширение сети учебных заведений для дворян. 3. Центром российского просвещения стал Московский университет, созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (дворянской и разночинской) был подписан в 1755 г. Елизаветой Петровной. Фактически это означало создание первого русского университета. Он располагался в здании бывшей главной аптеки на Красной площади (ныне на этом месте — Исторический музей). Все документы были подготовлены Ломоносовым, который добился, чтобы преподавание велось на русском языке. В университете было 3 факультета: философский, юридический, медицинский. Крепостные в число студентов не допускались. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств — высшее учебное заведение в области пластических искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 г. открыта Академия Российская — научный центр по изучению русского языка и словесности. В конце века Академия Российская выпустила Толковый словарь русского языка. 4. В середине XVIII в. в стране стала формироваться система общеобразовательной школы. Предполагалось ввести три типа учебных заведений — малые, средние и главные народные училища. В губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах — малые двухклассные. Здесь обучали детей крестьян, мастеровых, солдат, матросов. Основными учебниками были «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первому учению строки» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, Азбука, Часослов, Псалтырь. В 66 духовных семинариях обучались дети православного духовенства. Дворянские дети получали образование в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах - или обучались на дому. Более 20 школ — горные, медицинские, штурманские, коммерческие — давали специальное образование. Всего к началу XIX в. в России существовало 550 учебных заведений, в которых обучалось 62 тысячи человек (для сравнения: во Франции в это время было 8 тысяч учебных заведений). 5. В 1764 г. создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. В течение 12 лет девочек из дворянских семей обучали иностранным языкам, арифметике, истории, музыке, танцам, домоводству и пр. Для мещанок в Москве был открыт Екатерининский институт. 6. Все мероприятия в области образования были связаны с именем И. И. Бецкого, который возглавлял Академию художеств, Кадетский корпус, Смольный институт. Он считал, что путем воспитания можно создать новую породу людей. Чтобы дать детям хорошее образование, надо изолировать их от родителей, домашней среды (во избежание дурного влияния) и поместить в закрытые школы (интернаты). 7. Центром научной мысли России с 1725 г. становится Академия наук. Ее первыми членами были иностранные ученые: великие математики Л. Эйлер, И. Бернулли. Но было среди иностранцев и немало проходимцев: библиотекарь Шумахер или историк Байер — творец лженаучной норманнской теории о происхождении Русского государства. С середины 60-х годов широкий размах получает экспедиционная деятельность Академии наук. Географы, этнографы, натуралисты объездили огромные пространства Европейской России и Сибири. Этнограф С. П. Крашенинников в 1757 г. составил «Описание земли Камчатки», где собрал сведения о природе, населении, его быте и обрядах. Начиная с 1760-х годов и до конца века в России появилась целая плеяда русских академиков, получивших образование в академическом университете или за счет академии за границей, — С. Я. Румовский, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев, В. М. Севергин и др. 8. В XVIII в. создаются первые труды по истории Российского государства. «Отцом русской истории» называют В. Н. Татищева. Он собрал огромное количество документов, сличил многие летописные материалы, снабдил их географическими, этнографическими, хронологическими примечаниями. Полностью «История Российская...» была напечатана во второй половине 1760-х годов, когда ее автора уже не было в живых. Большую лепту в развитие общественных наук и разработку истории России, историографии и т. п. внесли историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин. 9. Выдающимся ученым-энциклопедистом, просветителем был Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он родился в семье крестьянина-помора близ Холмогор. В 1730 г. 19-летний Ломоносов отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. в числе 12 лучших учеников он был отправлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года — в Германию изучать естественные науки в университете Марбурга и горное дело в саксонском городе Фрейберге. Находясь за границей, Ломоносов по рекомендации профессора Хр. Вольфа прочитал ряд книг, в том числе и книгу Р. Бойля, в которой говорилось об атомах, бесконечно малых частицах, составляющих «видимый сей мир». С этого времени Ломоносов всю свою жизнь посвятил созданию собственной теории, объясняющей все физические и химические явления. В Германии он женился на Елизавете Цильх, в 1741 г. вернулся в Россию. В 1745 г. был назначен профессором по классу химии Академии наук. Ю.Ломоносов проявил универсальность научных интересов. Ученый занимался изысканиями в математике, физике, химии, астрономии, геологии, биологии, языкознании. Его стараниями была создана первая в России химическая лаборатория, где разрабатывалась технология получения цветных стекол, смаль для мозаики, велись исследования по физической химии. По инициативе Ломоносова в 1755 г. открылся университет в Москве. Ломоносов первый в нашей стране создал атомное учение, на основе которого сумел разработать так называемую физическую картину мира. Еще до Лавуазье он экспериментально доказал закон сохранения массы, открыл существование атмосферы у планеты Венера. Своими трудами он положил начало естественным наукам в России. В «Древней Российской истории» Ломоносов изложил идеи о происхождении имени и народа российского. Величайшая заслуга Ломоносова заключается в том, что он был, есть и останется первым русским поэтом. Его ода «На взятие Хотина» была написана по новым законам стихосложения, с нее, по словам Белинского, началась современная русская литература. В конце жизни Ломоносов получил международное признание: был избран членом Стокгольмской и Болонской академий. 11. Потребности развивающейся промышленности в XVIII в. способствуют появлению талантливых изобретателей. Замечательным механиком был И. И. Ползунов; сын солдата, окончил арифметическую школу, работал на заводе. Он одним из первых начал строить машины, которые использовали силу пара. Екатерина II пожаловала Ползунову чин инженерного капитан-поручика. В 1766 г. была произведена успешная проба первой в мире паротепловой установки для заводских нужд. Выдающимся механиком-самоучкой был И. П. Кулибин, сын мещанина, часовых дел мастер. В 1769 г. он приехал в Петербург и подарил Екатерине удивительные часы: они имели форму гусиного яйца, играли музыку. Кулибин был назначен руководителем механических мастерских при Академии наук. Он изобрел семафорный телеграф, лифт, сконструировал удивительный, даже по нашим временам, ножной протез, разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву. К. Д. Фролов, сын заводского мастерового, изобрел оригинальный водяной двигатель, построил на Змеиногорском руднике на Алтае подземную гидроустановку, ввел рельсовый внутризаводской путь, другие сооружения, позволившие механизировать многие производственные процессы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.008 с.) |