Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Промышленность, торговля, пути сообщенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Основой экономики страны по-прежнему оставалась феодально-крепостническая система хозяйства. Но в начале XIX в. она вступила в стадию разложения. Об этом свидетельствовали следующие факты: > во-первых, развивались мануфактуры, росло применение наемного труда, создавался рынок рабочей силы за счет отходников, росли города; > во-вторых, крепостничество тормозило создание рынка квалифицированных рабочих, помещик мог в любое время разорить зажиточного крестьянина, многие технические новшества и открытия не находили применения в условиях бесплатного крепостного труда; очень низкой была покупательная способность крестьян; > в-третьих, падала эффективность помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде. По мере превращения крестьянского хозяйства из натурального в мелкотоварное крестьянин все сильнее тяготился барщиной и по возможности всячески ее саботировал. И оброчные помещичьи хозяйства испытывали серьезные трудности, связанные с ростом конкурентной борьбы между крестьянами-промысловиками и сокращением оброчных поступлений. Об упадке помещичьего хозяйства свидетельствовал и рост задолженности помещиков, особенно характерный для второй половины XIX в. К середине века свыше 65% крепостных крестьян находились в залоге в различных кредитных учреждениях. Помещичье хозяйство, основанное на крепостном труде, нуждалось в реформировании. 2. В первой половине XIX в. в России широкое развитие получает мелкая, в основном крестьянская промышленность. На ее долю приходится до 4/5 производства продукции для массового потребления. В центрально-промышленных губерниях—Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской — практически в каждой деревне крестьяне наряду с земледелием занимались ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением посуды, одежды и обуви, домашней утвари. Мелкая крестьянская промышленность послужила базой для становления капиталистического производства в виде мануфактуры. В центрально-промышленном регионе массовый характер приобретает промысловый отход — до 30—40% взрослого мужского населения уходит на заработки в Москву и Петербург. Растут города. Рост городского населения — существенный показатель социально-экономического развития страны. Складывается специализация регионов на производстве определенных видов товаров: центрально-промышленный район — Москва, Петербург становятся центрами текстильной, кожевенной, металлообрабатывающей промышленности; на Урале, Алтае развивается горнодобывающая, металлургическая промышленность. Растет внешняя торговля. Россия вывозит уголь, сырье, льняные ткани. 3. Основным видом транспорта в России в этот период был гужевой и водный. Главной водной артерией страны — Волга. По ней из поволжских губерний доставлялся хлеб в Москву и Петербург. Волга играла важную роль в транспортных связях России с Ираном и Средней Азией. В транспортных перевозках большую роль играли также Северная Двина, Западная Двина, Неман, Днепр. Действовала система водоканалов, соединявших Волгу и Неву, Днепр и Западную Двину. Однако пропускная способность их была невелика. В 1815 г. первый пароход появился на Неве, а в 1817 г. — на Каме и Волге. Гужевой транспорт действовал главным образом зимой, когда устанавливался удобный санный путь и у крестьян освобождалось время от сельскохозяйственных работ. 4. Хозяйственная специализация регионов страны, развитие промыслов и мануфактуры, рост городов способствовали расширению внутреннего рынка. Возрастает роль ярмарок, продолжавшихся от нескольких дней до нескольких недель. Наиболее крупных ярмарок с оборотом свыше 1 млн. рублей насчитывалось 64. Самой большой ярмаркой была Нижегородская, с денежным оборотом до 4 млн. рублей. Выделялись также Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Сибири, Коренная близ Курска, Контрактовая в Киеве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.007 с.) |