Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Строительство социализма в стране предполагалось путем социалистической индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и осуществления культурной революции. Индустриализация – процесс перевода всех отраслей народного хозяйства на машинную основу. С индустриализацией большевики связывали надежды не только с развитием народного хозяйства, но и с успешным строительством социализма в одной отдельно взятой стране. Поэтому далеко не случайно развитие промышленности было подчинено политическим целям: машинизация производства, внедрение передовых технологий позволяли достичь более высокой производительности труда, что, по мнению большевиков, играло решающую роль в победе нового общественного строя. По мысли большевиков использование машин в аграрном секторе не только меняло характер крестьянского труда, но и создавало предпосылки для ликвидации крестьянства в его традиционном понимании и превращении его в особую разновидность индустриального работника на земле. Индустриализацию необходимо было провести быстрыми темпами. Причем именно военная угроза в решающей степени определяла приоритеты индустриальных преобразований. Отсюда упор на создание тяжелой индустрии и оборонных отраслей (т.н. «сталинский вариант»). Индустриальное строительство давало, в первую очередь, возможность создать мощный военно-промышленный комплекс и перевооружить армию. Вопрос о темпах со всей остротой выдвигал проблему изыскания источников финансирования. Поскольку режим был лишен возможности брать иностранные кредиты, то страна была обречена осуществлять индустриализацию с опорой на собственные силы. Советская индустриализация начала осуществляться на плановой основе с 1926 г. в рамках дальнейшего развития плана электрификации России (ГОЭЛРО). Особенно интенсивно и широко она развернулась в годы первых пятилеток. Первая пятилетка началась с октября 1928 года. Всего за годы предвоенных пятилеток в стране было создано и пущено в строй около девяти тысяч заводов и фабрик. Созданные в тридцатые годы в СССР производственные мощности дали возможность советским людям в труднейших условиях Великой Отечественной войны разгромить фашистскую Германию. Коллективизация сельского хозяйства была обусловлена не только политическими, но и серьезными хозяйственно-экономическими причинами. Дело в том, что после уравнительного передела земли, весной 1918 г., большевики получили серьезную проблему – аграрный сектор превратился в однообразное море мелких осередняченных хозяйств. Социализация земли привела к деградации деревни и резкому падению товарности аграрного сектора. Деревня эпохи НЭПа все больше лимитировала возраставшие потребности государства, которое нередко строило свои отношения с крестьянством на основе неэквивалентного обмена, а нередко и прямого диктата. В этой связи противоречия между государством и крестьянством все больше обострялись. Первым серьезным симптомом этого обострения можно считать хлебозаготовительный кризис зимы 1927/28 годов, показавший, что единоличное крестьянство не желает интегрироваться в сталинский социализм. Поэтому было принято решение ликвидировать его и заменить колхозным крестьянством, равнодушным, но зато послушным. Переход к массовой коллективизации начался летом 1929 г. Важной составной частью политики коллективизации была ликвидация кулачества. Удар по кулачеству был неразрывно связан с ликвидацией крестьянства как класса и преследовал цель снизить сопротивление крестьянства, парализовать его сопротивление. Таким образом, большевистскому руководству удалось ликвидировать наиболее многочисленный в России класс мелких собственников, объективно враждебных природе нового общественного строя. При этом режим получал в свое распоряжение неограниченный ресурс деревни для обеспечения высоких темпов индустриализации, а значит и укрепления своей власти. Создание колхозного строя преследовало не цели развития самой советской деревни, а сугубо прагматические цели и решало две взаимосвязанные проблемы: ликвидация единоличного крестьянства как класса мелких собственников; превращение его в разновидность коллективного индустриального работника на земле, находившегося практически в полном распоряжении государства. С появлением колхозной системы государство получало возможность неограниченного выкачивания из деревни ее ресурсов и материальных и человеческих. Истоки культурной революции коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого «буржуазного общества». Культурная революция, по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере. Она предполагала решение двух блоков задач, подчиненных главной стратегической цели – построению нового коммунистического общества. На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением культурного строительства было создание, восстановление и расширение системы народного образования. В начале 30-х гг. в СССР создавалась бесплатная, обязательная, трудовая светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей в объеме четырехлетней начальной школы. С 1931 г. началась подготовка условий для перехода к всеобщему семилетнему обучению, которое было введено к концу 30-х годов. Следует отметить, что в образовательный процесс были включено все тогдашнее подрастающее поколение. В республиках были созданы национальные школы и подготавливались национальные кадры учителей. В этой области были достигнуты успехи. Со второй половины 20-х годов в стране шел процесс создания системы высших учебных заведений и, прежде всего, технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно важна для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Была создана сеть ВУЗов, научных школ, шел процесс зарождения национальной научно-технической интеллигенции. Вместе с тем, гуманитарное знание оказалось под сильнейшим прессом идеологии и политических установок, отсюда односторонность его развития. В атмосфере жестких требований «социалистического реализма» развивались советская литература и искусство. Г лавная задача культурной революции – создание новой коммунистической культуры, а, соответственно, и создание человека новой формации, с новым типом мышления, так и не была решена.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.9 (0.01 с.) |