Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема III. Становление российского абсолютизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предпосылки реформ Петра Во второй половине XVII в. Россия была поставлена перед необходимостью тесной интеграции со странами Западной Европы. Однако в силу своего географического положения Россия была отрезана от Запада. Невозможность установления экономических и культурных контактов с передовыми странами Европы обрекали страну на изоляцию и застой. Таким образом, быстро растущей державе был жизненно важен свободный выход к морям. Первой попыткой Петра I пробиться к южным морским рубежам были Азовские походы, которые были предприняты в 1695 и 1696 годах. Первый азовский поход окончился неудачей, поскольку у русских не было флота. В результате второго похода Азов был взят. После пребывания за границей в 1697-1698 гг. и обучения там морскому делу, Петр вернулся в Россию. Он принял решение о возвращении в состав России старых русских территорий на Балтике, захваченных Швецией, и строительстве там крупных морских портов. Столкновение интересов России и Швеции привело к длительной войне, которая вошла в историю как «Северная война». Решающим сражением, изменившим соотношение противоборствующих сторон, было Полтавское сражение, проходившее в июле 1709 г. В августе 1721 г. был подписан знаменитый Ништадтский мир, по которому Прибалтика отходила к России. 2. Реформы Петра, их содержание и последствия Реформы Петра I представляют собой огромный массив правительственных мероприятий, осуществлявшихся без четко выработанной программы и обусловленных как насущными потребностями государства, ведущего тяжелую войну, так и личными пристрастиями монарха. Первые преобразования коснулись вооруженных сил страны. В 1696 г. в Воронеже началось строительство российского флота. После подавления стрелецкого восстания в 1698 г. и ликвидации стрелецкого войска Петр, стал создавать регулярные войска. Завоевав берега Финского залива, Россия начала активно строить балтийский флот. На армию и флот к концу правления Петра I уходило около двух третей государственного бюджета. В 1708 г. в России началась территориально-административная реформа. Территория страны была поделена на 8 губерний. Во главе их были поставлены губернаторы. С 1719 г. губернии были разделены на 47 провинций, которые в свою очередь делились на дистрикты. Под руководством губернаторов создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат. В 1711 г. был создан Сенат, ставший высшим органом по делам законодательства и управления. В 1718 г. приказная система государственного управления была заменена коллегиями, которые были организованы по отраслевому принципу. Стремясь создать государство, основанное на принципе всеобщей регламентации, Петр ввел в 1722 г. «Табель о рангах», разделивший всех служащих государства на 14 рангов, которые охватывали армию и флот, придворные и гражданские чины. Постоянная потребность в деньгах, привела к изменению основ налогообложения - вместо подворного обложения при Петре в 1724 г. была введена подушная подать. Важной заслугой Петра явились меры, принятые им в области просвещения – организация светских школ, создание первой российской газеты «Ведомости», введение гражданского шрифта и нового летоисчисления. В 1724 г. Петр подписал указ об основании Академии наук. Личность Петра I всегда привлекала внимание исследователей. Историки XVIII века (В.Н. Татищев, П.И. Шафиров, И.И. Голиков и др.) видели в Петре идеального монарха в духе просвещенного абсолютизма. А.С. Пушкин обращал внимание на глубокое противоречие между общегосударственными и повседневными указами Петра, отмечал деспотические черты и склонность к насилию. Высокую оценку получила деятельность Петра в работах С.М. Соловьева, который называл Петра «величайшим историческим деятелем», наиболее полно воплотившим дух народа. В.О. Ключевский, оценивая Петра I, отмечал, что «самая программа Петра была начертана людьми XVII в.», однако сами реформы Петра направлялись условиями его времени, до него не действовавшими, часто созданными им самим». Советские историки, оценивали Петра, как выдающегося государственного деятеля, указывая, однако на то, что строительство новой России сопровождалось усилением крепостничества и обострением социальных конфликтов. Вместе с тем, существует и другая оценка деятельности Петра. Начало этой традиции идет от работ М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина, которые обвиняли Петра в «ужасах самовластия» и нарушении традиций. Оценивая Петра, А.И. Герцен писал: «цивилизатор с кнутом в руке, с кнутом же в руке преследующий всякое просвещение, охраняющий традиции, ломающий традиции…». Уничтожающая критика деяний Петра прозвучала со стороны П.Н. Милюкова, который отмечал, что Россия была возведена в ранг европейской державы «ценой разорения страны». И.Л. Солоневич отмечал, что петровская реформа разделила Русь на две части: первая – дворянство и вторая – все остальные».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.82 (0.005 с.) |