Протопоп Аввакум Петрович (ок. 1620 – 1682) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протопоп Аввакум Петрович (ок. 1620 – 1682)



Протопоп Юрьевца Приволжского. Родился ок. 1620 г. в с. Григорьеве Нижегородской губ. Аввакум с юных лет отличался аскетической настроенностью и книжностью. Земляками его были патриарх Никон, Иван Неронов, еп. Павел Коломенский, архиеп. Илларион Рязанский. В 21 год стал дьяконом, в 1643 г. священником. Из за излишней ревности к служению и обличений Аввакум был изгнан из села но нашел покровительство в Москве, у царского духовника Стефана Ванифатьева и Ивана Неронова. В Москве он пробыл до 1652 г. принимая деятельное участие в кружке «ревнителей». Назначенный в 1652 г. протопопом в Юрьевец Аввакум пробыл там всего 8 недель, а затем был изгнан жителями. В 1653 г. начинается исправление книг патриархом Никоном. Аввакум и костромской протопоп Даниил протестуют и подают челобитные царю. Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андрониевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 г. его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. В 1662 г. по ходатайству московских друзей Аввакум был возвращен в Москву. По милости царя он поселился на монастырском подворье в Кремле. Однако Аввакум не шел на компромисс с реформами, принимал самое энергичное участие в деятельности старообрядческой общины. Аввакум вступает в споры с «никонианами», пишет обличительные послания. В августе 1664 г. Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. В 1666 г. он был привезен в Москву на суд вселенских патриархов, его расстригли, предали анафеме и сослали в Пустозерск в «земляную тюрьму». Однако и в тюрьме он продолжал писать послания и возмущать народ. 14 апреля 1681 г. он за хулу на царя был сожжен со своими единомышленниками.

Творения: Сочинений Аввакума насчитывается до 60, и кроме автобиографии они делятся на три разряда: 1) истолковательные беседы; 2) челобитные; 3) полемические и поучительные послания. Автобиография Аввакума написана как житие святого, где он пишет о чудесных знамениях явленных ему. «Житие» Аввакума представляет важный исторический источник, так как характеризует как самого Аввакума, так и московское общество середины 17 в. Он не знает в деле веры никаких отступок и пытается возбудить фанатичную ревность в единомышленниках.

 

 

§ 36. Старообрядческая литература

С самого возникновения старообрядчества появляется длинный ряд сочинений, главная цель которых – доказать правоту старых воззрений и обличить заблуждения «никонианствующей» церкви. Кроме борьбы с православной церковью строобр. литерат. с самого начала своего существования занималась внутриобщинными вопросами: о таинствах, браке, священстве, отношении к светской власти, об антихристовом царстве. Наряду с традиционными для Древней Руси литературными родами (поучительные и обличительные послания, жития подвижников, беседы на Писание), так же находится немалое число челобитных (так называемые «Ответы»). По содержанию строобр. литерат., ограничивается кругом богословских вопросов, старается строго держаться старинного предания, почти совсем чуждается творчества. Несмотря на интерес, представляемый строобр. литерат., она до сих пор остается почти незатронутой исследователями.

Первым памятником строобр. литерат., о котором мы знаем, была челобитная, поданная им царю Алексею Михайловичу о земных поклонах и о сложении перстов для крестного знамения. Позже, под диктовку сосланного в Спасокаменный монастырь прот. Неронова, Златоустовский игумен Феоктист писал письма к царю, царице, Стефану Вонифатьеву и другим. Идея о приходе антихриста, нашла благодарную почву в обществе защитников старины, и мы вскоре находим ее весьма обстоятельно развитой в сочинениях архимандрита Покровского монастыря Спиридона Потемкина. Ему принадлежит обширный сборник из 9 «слов», называемый «Книгою о православной вере». В «Словотворении соловецкого инока Феоктиста об антихристе и о тайном царстве его», доказывается, что приход антихристов будет только духовный и все относящиеся к нему пророчества надо понимать также духовно. К тому же времени, относится возникновение целого ряда легенд о Никоне, записанных в «Житии инока Корнилия» и в «Повести о рождении и воспитании и житии и кончине Никона, бывшего патриарха Московского и всея Руси». Обвинения против Никона отличаются крайней мелочностью и казуистикой, в каждой чисто формальной поправке усматривается искажение основного христианского догмата, вроде отрицания истинности Св. Духа. После ссылки вождей старообрядчества в Пустозерск больше всего рассветает деятельности Аввакума, которым написано около полусотни посланий, бесед по вопросам обрядовым, нравственным, догматическим, а так же весьма замечательная автобиография. Простота и яркость языка, приноровленность к пониманию паствы, заставляют признать Аввакума не только выдающимся расколоучителем, но и человеком, занимающим одно из самых видных мест в истории русской литературы 17 в. Вследствие неясности некоторых его выражений Аввакум стал апостолом самосожжения, что и вызвало в конце 17 в. трактат старца Евфросина «Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей». В 18 в. в среде старообрядцев выдвинулись такие деятели, как братья Денисовы, из которых Семен особенно замечателен как первый историограф старообрядчества, автор «Винограда Российского» то есть собрания витиеватых житий старообрядческих подвижников и «Истории об отцах и страдальцах Соловецких». 18 в. так же богат сочинениями по внутренним вопросам, возникавшим в старообрядчестве, например по вопросу о браке и священстве. Особенно выдается в этой области деятельность Ивана Алексеева; ему принадлежат около 30 сочинений, из которых наиболее важны «История о бегствующем священстве» и «О тайне брака». По своему фантастическому характеру любопытно путешествие инока Марка Топозерского: этот старец через Китай добрался до «Опоньского царства», у «Беловодья», то есть океана. Там он обрел патриарха и церкви «асирского языка», от которых якобы может явиться истинная иерархия. 19 век не представляет чего-либо важного в качественном отношении: количественно строобр. литерат. разрастается чрезвычайно широко, но ее произведения являются вариациями на старые темы, упоминание заслуживает только деятельность Павла Любопытного, библиографа и историографа старообрядчества, которому принадлежат витиеватый, но обстоятельный «Каталог или библиотека староверческой церкви» и обширнейшее «Хронологическое ядро староверческой церкви, объясняющее отличные ее деяния с 1650 по 1814 г.».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.006 с.)