Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724 – 1783)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Знаменитый иерарх и духовный писатель. Родился в 1724 г. в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии, от бедного дьячка Савелия Кириллова и назван Тимофеем. Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем. В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отрочь монастырь и назначен ректором Тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. был возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского, викария новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Тихон написал краткое учение «О седми святых таинствах». В следующем году им написано «Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния». В своем сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием. Чтобы пробудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Тихон предписал, чтобы на литургии, всякий воскресный и праздничный день, читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе по воскресным дням проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из московской Славяно-греко-латинской академии Ивана Васильевича Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно и церковнослужители. В своих судебных решениях Тихон является не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Тихон запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; он защищал своих подчиненных от светских властей тогда еще дикого Донского края. Тихон предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда были открыты латинские школы в Острогожске и Ельце. Он устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Пораженный дурным состоянием воронежских монастырей, Тихон ревностно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одной устной проповедью, которую не все могли слышать, Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: «Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно»; «Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать»; «Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям», с кратким изъяснением десяти заповедей; «Примечания некая, из святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению». Им было написано также большое сочинение «Плоть и Дух». Из проповедей Тихона особенно замечательно «Слово о сырной седмице», а из увещаний – «увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило». Тихон правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. – в Задонском монастыре. Здесь Тихон своей жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма, все время его, за исключением 4 – 5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил Тихон беседовать с простым народом, утешал его в тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами, из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. На благотворительность шла его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых. Первым трудом Тихона в Задонске были сочинения «Об истинном христианстве». Все сказанное здесь не только глубоко продуманно, но и прочувствованно. Затем Тихон трудился над книгой «Сокровище духовное от мира собираемое»: это – размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще «Проповеди краткие», «Наставление монашествующим», «Письма келейные», «Письма к некоторым настоятелям посланные» и «Наставление христианское». Священный Синод оценил достоинство этих произведений, составил из них для чтения в церквах «наставление о собственных всякого христианина должностях». Специально для монахов написаны Тихоном «Правила монашеского жития» и «Наставление обратившимся от суетного мира». Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей – в 1861 г. Тихон Задонский вывел отечественную церковную письменность из начавшегося схоластического застоя. В центре внимания этого духовного писателя – Христос и Евангелие. Симптоматично постоянное использование свят. Тихоном слово «Христианство», «христианин», «христианский». Притом, что богословие свят. Тихона окрашено «сердечным» мистическим мировосприятием, оно строго православно и догматично. В этом разница между свят. Тихоном и тяготевшим к адогматизму западным писателем И.Арндтом, у которого свят. Тихон заимствовал название своего главного сочинения «Об истинном Христианстве». Для свят. Тихона, само собой разумеется, что истинное Христианство – это Православие. Однако, если вера православного формально, то он не только не православный, но и не христианин. К основным сочинениям свят. Тихона относятся следующие: «Об истинном Христианстве», «Сокровище духовное от мира собираемое», «Проповеди краткие», «Наставление монашествующим», «Письма келейные», «Письма к некоторым приятелям посланные», «Наставление христианское», «Правило монашеского жития», «Наставления обратившегося от суетного мира». Духовное наследие свят. Тихона оказало такое сильное воздействие на формирование нравственно-религиозных воззрений Ф.М.Достоевского, что правомерно сказать, что без свят. Тихона не было бы того Достоевского, которого мы имеем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.006 с.) |