Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724 – 1783)

Поиск

Знаменитый иерарх и духовный писатель. Родился в 1724 г. в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии, от бедного дьячка Савелия Кириллова и назван Тимофеем. Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем. В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отрочь монастырь и назначен ректором Тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. был возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского, викария новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Тихон написал краткое учение «О седми святых таинствах». В следующем году им написано «Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния». В своем сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием. Чтобы пробудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Тихон предписал, чтобы на литургии, всякий воскресный и праздничный день, читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе по воскресным дням проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из московской Славяно-греко-латинской академии Ивана Васильевича Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно и церковнослужители.

В своих судебных решениях Тихон является не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Тихон запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; он защищал своих подчиненных от светских властей тогда еще дикого Донского края. Тихон предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда были открыты латинские школы в Острогожске и Ельце. Он устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Пораженный дурным состоянием воронежских монастырей, Тихон ревностно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одной устной проповедью, которую не все могли слышать, Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: «Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно»; «Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать»; «Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям», с кратким изъяснением десяти заповедей; «Примечания некая, из святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению». Им было написано также большое сочинение «Плоть и Дух». Из проповедей Тихона особенно замечательно «Слово о сырной седмице», а из увещаний – «увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило».

Тихон правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. – в Задонском монастыре. Здесь Тихон своей жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма, все время его, за исключением 4 – 5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил Тихон беседовать с простым народом, утешал его в тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами, из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. На благотворительность шла его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых.

Первым трудом Тихона в Задонске были сочинения «Об истинном христианстве». Все сказанное здесь не только глубоко продуманно, но и прочувствованно. Затем Тихон трудился над книгой «Сокровище духовное от мира собираемое»: это – размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще «Проповеди краткие», «Наставление монашествующим», «Письма келейные», «Письма к некоторым настоятелям посланные» и «Наставление христианское». Священный Синод оценил достоинство этих произведений, составил из них для чтения в церквах «наставление о собственных всякого христианина должностях». Специально для монахов написаны Тихоном «Правила монашеского жития» и «Наставление обратившимся от суетного мира». Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей – в 1861 г.

Тихон Задонский вывел отечественную церковную письменность из начавшегося схоластического застоя. В центре внимания этого духовного писателя – Христос и Евангелие. Симптоматично постоянное использование свят. Тихоном слово «Христианство», «христианин», «христианский». Притом, что богословие свят. Тихона окрашено «сердечным» мистическим мировосприятием, оно строго православно и догматично. В этом разница между свят. Тихоном и тяготевшим к адогматизму западным писателем И.Арндтом, у которого свят. Тихон заимствовал название своего главного сочинения «Об истинном Христианстве». Для свят. Тихона, само собой разумеется, что истинное Христианство – это Православие. Однако, если вера православного формально, то он не только не православный, но и не христианин.

К основным сочинениям свят. Тихона относятся следующие: «Об истинном Христианстве», «Сокровище духовное от мира собираемое», «Проповеди краткие», «Наставление монашествующим», «Письма келейные», «Письма к некоторым приятелям посланные», «Наставление христианское», «Правило монашеского жития», «Наставления обратившегося от суетного мира».

Духовное наследие свят. Тихона оказало такое сильное воздействие на формирование нравственно-религиозных воззрений Ф.М.Достоевского, что правомерно сказать, что без свят. Тихона не было бы того Достоевского, которого мы имеем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.006 с.)