Стефан Яворский, митрополит Рязанский (1658 – 1722) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стефан Яворский, митрополит Рязанский (1658 – 1722)



(В миру Симеон), знаменитый иерарх. Родился в 1658 г. в польском местечке Яворе, в православной семье. Грамоте Стефан выучился еще на своей родине, а дальнейшее образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В период обучения в коллегии Стефан пользовался лекциями по богословию и философии известного схоласта Иосафа Корковского и приобрел покровителя в лице Варлаама Ясинского, позднее митрополита Киевского. В 1684 г. Стефан уехал из Киева; чтобы получить доступ в католические школы, ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона. Стефан побывал в высших католических школах: во Львове и Люблине он прослушивал философию, в Познани и Вильно – богословие, усвоил все начала схоластической премудрости, искусно слагал стихи на латинском, польском и русском языках, писал великолепные панегирики. Он вынес также из польских школ основательное знакомство с католическим богословием и враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. Стефан в Киеве принес покаяние в своем отречении от православия, и был снова принят, в 1689 г. постригся в монахи. Несколько лет он преподавал в Киево-Могилянской коллегии и был ее префектом; читал риторику, пиитику, философию и богословие, есть известие, что Стефан «весьма папежное учение в киевских учениях утвердил». В 1697 г. он был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря. Он был ближайшим помощником киевского митрополита, и неоднократно по церковно-административным поручениям ездил в Москву.

В январе 1700 г. митрополит киевский отправил Стефана в Москву, с просьбой к патриарху поставить его в епископы переяславские. В Москве Стефана, благодаря проповедническому дару заметил царь Петр I и повелел поставить его епископом в Великороссии. В апреле 1700 г. Стефан стал митрополитом Рязанским и Муромским. В том же году, после смерти патриарха Адриана, царь поставил Стефана местоблюстителем патриаршего престола. Выбирая Стефана, Петр I видел в нем человека западного образования, свободного от традиций строй московской школы. В угоду царю, Стефан повсюду ставил в архиереи чужеземцев, людей образованных. Московскую академии он реформировал и засел в ней вместо греческого учения, схоластику в методах и содержании.

Церковно-административная власть Стефана не была широкой, так как сильно ограничивалась Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов. В 1711 г. были введены в церковные суды фискалы от гражданского ведомства. В 1715 г. Петр открыто выразил неприязнь к патриаршеству и иерархии. Стефан оказался в рядах приверженцев старины, и терял мало-помалу свое значение перед Петром I. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, Стефан не раз просил об отставке, но Петр I держал его при себе до самой смерти. Подозревая Стефана в связи с опальным царевичем Алексеем, Петр I в 1718 г. вызвал его в Петербург и держал при себе до самой смерти, лишая всякой власти. Стефан был ярым противником Феофана Прокоповича, однако царь назначил последнего епископом. В 1720 г. был принят устав духовной коллегии и главой Синода назначен Стефан, однако никакого влияния на синодальные дела не имел. Умер Стефан в Москве 24 ноября 1722 г.

Творения: Известно обширное сочинение Стефана против лютеран: «Камень веры, православным церкве святыя сыном – на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкания и соблазна – на восстание и исправление». Книга обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Доказательства Стефан берет из Св. Писания, соборных правил и святых отцов. Активно берутся доводы из католической системы. Писалось сочинение с 1713 по 1718 г., однако в печать вышло только в 1728 г. Как проповедник, Стефан восхищал своих современников. Известно 29 его проповедей. В своем красноречии он был верен католической тенденции. Проповеди его отличались отвлеченностью и изысканностью построения. Существует еще его сочинение «Знамения пришествия антихристова и кончины века», где косвенно указывается на антицерковную деятельность Петра I.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.035 с.)