Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский (1805 – 1866)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, известный богослов и историк церкви, сын священника Шацкого уезда, который носил фамилию Конобеевского; в тамбовской семинарии за малорослость и смирение был прозван Гумилевским (от humilis). Перед окончанием курса в Московской духовной академии принял монашество с именем Филарет; в той же академии был последовательно профессором, инспектором и ректором. Обладая обширной начитанностью, Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. Архимандрит с 1835, Филарет в 1841 рукоположен во епископа Рижского, в 1848 переведен в Харьков, в 1857 возведен в сан архиепископа, в 1859 перемещен в Чернигов. Творения: Он является автором около 150-ти сочинений. Из ученых трудов Филарета наиболее крупное значение имеют его «Православное догматическое богословие», «История Русской церкви». В первом из этих сочинений Филарет первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли. Как историк церкви Филарет имел предшественником лишь митрополита Платона (Левшина). Его «история», отличалась фактической полнотой, не удовлетворяет требованиям современной науки; автор рассматривает явления русской церковной истории с их, так сказать, официальной стороны, он излагает, прежде всего, подвиги святых мужей и труды иерархов на пользу русской церкви, а затем идет рассмотрение ересей и расколов как отклонений от правильного понимания православного учения. У него нет указаний на внутренний процесс восприятия русским народом истин христианства. Историю русской церкви Филарета излагал теми же приемами, какими излагали политическую историю России Карамзин и Устрялов. Для патрологии важны следующие сочинения архиеп. Филарета: «Историческое учение об отцах Церкви», «Исторический обзор песнеписцев и песнопений Греческой Церкви», «Обзор русской духовной литературы». Кроме того, архиеп. Филарет принимал самое деятельное участие в разработке проекта академического журнала «Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания», ставшего питательным источником для русской патрологической науки. Благодаря своим патрологическим исследованиям и особенно благодаря разработке методологических вопросов патрологии архиеп. Филарет (Гумилевский) считается основателем отечественной патрологической школы.
§ 46. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский (1783 – 1867) В миру Василий Михайлович Дроздов. Родился в г. Коломне Московской губернии. Первоначальное образование получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 был отдан в коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, чисто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 он перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 написал четверостишье по-гречески в честь митрополита Платона (Левшина) и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 начинается его проповеднической деятельность; в то же время он был назначен преподавателем поэзии. В 1808 он принимает монашество с именем Филарет. В том же году его переводят в Петербург инспектором С.-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. Филарета знакомится с обер-прокурором Св.Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходилось в это время без «Слова» Филарета. В 1811 г. он был возведен в сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже преподавал подробности. В 1812 Филарет был назначен ректором академии и профессором богословских наук. В 1813 он произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова. Скоро он был приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово «О любви к миру», в котором он нападал на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815, в видах борьбы с иезуитами, он написал «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-российской церкви»; в 1816 издал «Начертание церковной библейской истории» и «Записки на Книгу Бытия». В академии у него произошли столкновения с Игнатием Фасслером, профессором из Берлина, и архиепископом Рязанским Феофилактом, имевшим большие связи. Филарет был ревностным членом в Библейском обществе. В 1817 был возведен в сан епископа Ревельского, викария Петербургской епархии, а в 1819 назначен архиепископом Тверским и членом Св. Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 Филарет был переведен в Ярославль, в 1821 – в Москву, где оставался до самой смерти. С 1816 он деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел, между прочим, Евангелие от Иоанна. В 1823 Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 начинаются гонения на Библейское общество и на Филарета как его члена. Главным врагом Библейского общества явился Аракчеев, который соединился с Шишковым, архимандритом Фотием Магницким, чтобы сломить значение князя Голицына. 18 декабря 1825, в день приведения к присяге Николаю I, Филарет удачным словом успокоил народ, что доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. В 1827 был снова издан катехизис Филарета, но уже с текстами по-славянски. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Филарету, который в 1849, во время обер-прокурорства Протасова, оставил, с разрешения государя, присутствие Синода. В 1845 вышло первое издание его проповедей под заглавием «Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита Московского». Вскоре проповеди Филарета были переведены на французский и немецкий языки. Император Александр II оказывал Филарету знаки глубокого уважения. В 1858 по инициативе Филарета и против желания обер-прокурора графа Толстого состоялось распоряжение о переводе книг Священного Писания на русский язык, законченном только в 1868, уже после смерти Филарета. Он составил манифест 19 февраля 1861 об освобождении крестьян. В 1862 Филарет, чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 он скончался. Долгая жизнь и высокий сан Филарета, при глубоком уме и твердой воле, не могли не оказать сильного влияния на русское общество. Проповеди Филарета, прозванного «московским златоустом» отличались рассудочностью: его величавая речь обращалась к разуму слушателей, а не к их чувству; отвлеченное изложение было мало доступно пониманию среднего слушателя. Филарет избегал иностранных слов, употреблял славянские слова, прибегал к диалектическим сближением. По содержанию своему проповеди Филарет не касался вопросов современности; они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпения и преданности воле Божией. Личный характер Филарета был властный и упорный; он не чужд был суровости, выражавшейся, например в противодействии стремлениям известного филантропа Гааза. Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал против прогрессивных стремлений общества и правительства (защищал телесные наказания ссылками на Св.Писание).
Литература по предмету 1)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.007 с.) |