Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский (1805 – 1866) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский (1805 – 1866)



В миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, известный богослов и историк церкви, сын священника Шацкого уезда, который носил фамилию Конобеевского; в тамбовской семинарии за малорослость и смирение был прозван Гумилевским (от humilis). Перед окончанием курса в Московской духовной академии принял монашество с именем Филарет; в той же академии был последовательно профессором, инспектором и ректором. Обладая обширной начитанностью, Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. Архимандрит с 1835, Филарет в 1841 рукоположен во епископа Рижского, в 1848 переведен в Харьков, в 1857 возведен в сан архиепископа, в 1859 перемещен в Чернигов.

Творения: Он является автором около 150-ти сочинений. Из ученых трудов Филарета наиболее крупное значение имеют его «Православное догматическое богословие», «История Русской церкви». В первом из этих сочинений Филарет первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли. Как историк церкви Филарет имел предшественником лишь митрополита Платона (Левшина). Его «история», отличалась фактической полнотой, не удовлетворяет требованиям современной науки; автор рассматривает явления русской церковной истории с их, так сказать, официальной стороны, он излагает, прежде всего, подвиги святых мужей и труды иерархов на пользу русской церкви, а затем идет рассмотрение ересей и расколов как отклонений от правильного понимания православного учения. У него нет указаний на внутренний процесс восприятия русским народом истин христианства. Историю русской церкви Филарета излагал теми же приемами, какими излагали политическую историю России Карамзин и Устрялов.

Для патрологии важны следующие сочинения архиеп. Филарета: «Историческое учение об отцах Церкви», «Исторический обзор песнеписцев и песнопений Греческой Церкви», «Обзор русской духовной литературы». Кроме того, архиеп. Филарет принимал самое деятельное участие в разработке проекта академического журнала «Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания», ставшего питательным источником для русской патрологической науки.

Благодаря своим патрологическим исследованиям и особенно благодаря разработке методологических вопросов патрологии архиеп. Филарет (Гумилевский) считается основателем отечественной патрологической школы.

 

§ 46. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский (1783 – 1867)

В миру Василий Михайлович Дроздов. Родился в г. Коломне Московской губернии. Первоначальное образование получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 был отдан в коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, чисто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 он перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 написал четверостишье по-гречески в честь митрополита Платона (Левшина) и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 начинается его проповеднической деятельность; в то же время он был назначен преподавателем поэзии. В 1808 он принимает монашество с именем Филарет. В том же году его переводят в Петербург инспектором С.-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. Филарета знакомится с обер-прокурором Св.Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходилось в это время без «Слова» Филарета. В 1811 г. он был возведен в сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже преподавал подробности. В 1812 Филарет был назначен ректором академии и профессором богословских наук. В 1813 он произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова. Скоро он был приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово «О любви к миру», в котором он нападал на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815, в видах борьбы с иезуитами, он написал «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-российской церкви»; в 1816 издал «Начертание церковной библейской истории» и «Записки на Книгу Бытия». В академии у него произошли столкновения с Игнатием Фасслером, профессором из Берлина, и архиепископом Рязанским Феофилактом, имевшим большие связи. Филарет был ревностным членом в Библейском обществе. В 1817 был возведен в сан епископа Ревельского, викария Петербургской епархии, а в 1819 назначен архиепископом Тверским и членом Св. Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 Филарет был переведен в Ярославль, в 1821 – в Москву, где оставался до самой смерти. С 1816 он деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел, между прочим, Евангелие от Иоанна. В 1823 Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык.

С 1824 начинаются гонения на Библейское общество и на Филарета как его члена. Главным врагом Библейского общества явился Аракчеев, который соединился с Шишковым, архимандритом Фотием Магницким, чтобы сломить значение князя Голицына. 18 декабря 1825, в день приведения к присяге Николаю I, Филарет удачным словом успокоил народ, что доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. В 1827 был снова издан катехизис Филарета, но уже с текстами по-славянски. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Филарету, который в 1849, во время обер-прокурорства Протасова, оставил, с разрешения государя, присутствие Синода. В 1845 вышло первое издание его проповедей под заглавием «Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита Московского». Вскоре проповеди Филарета были переведены на французский и немецкий языки. Император Александр II оказывал Филарету знаки глубокого уважения. В 1858 по инициативе Филарета и против желания обер-прокурора графа Толстого состоялось распоряжение о переводе книг Священного Писания на русский язык, законченном только в 1868, уже после смерти Филарета. Он составил манифест 19 февраля 1861 об освобождении крестьян. В 1862 Филарет, чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 он скончался. Долгая жизнь и высокий сан Филарета, при глубоком уме и твердой воле, не могли не оказать сильного влияния на русское общество.

Проповеди Филарета, прозванного «московским златоустом» отличались рассудочностью: его величавая речь обращалась к разуму слушателей, а не к их чувству; отвлеченное изложение было мало доступно пониманию среднего слушателя. Филарет избегал иностранных слов, употреблял славянские слова, прибегал к диалектическим сближением. По содержанию своему проповеди Филарет не касался вопросов современности; они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпения и преданности воле Божией. Личный характер Филарета был властный и упорный; он не чужд был суровости, выражавшейся, например в противодействии стремлениям известного филантропа Гааза. Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал против прогрессивных стремлений общества и правительства (защищал телесные наказания ссылками на Св.Писание).

 

Литература по предмету

1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.006 с.)