Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (ум. 1504)

Поиск

(Прозвище его Гонозов или Гонзов), новгородский архиепископ (1448 – 1504), первый видный противник ереси так называемых жидовствующих. Положение его в Новгороде было очень трудным: он был вторым лицом, занимавшим кафедру по назначению из Москвы. Сразу заявив себя усердным слугой Москвы, Геннадий настойчиво принялся за провидение в новгородской епархии политических и церковных стремлений центрального правительства. Он встретил упорную оппозицию со стороны местного духовенства, которому московское владычество причинило материальный ущерб конфискацией частей церковных и монастырских земель и богатой Софийской казны. Он добился того, что местное духовенство привыкло к почитанию московских святителей и угодников и ввело в ежедневные богослужения молитвы за государя. В одном из первых своих посланий Геннадий высказал программу отношений духовенства к правительственной власти: духовенство должно исполнять приказы этой власти, ибо московские государи «послушание управляют паче многих добродетелей»; но в то же время великие государи должны признать руководящую роль духовенства и подчиниться ему – точка зрения, всецело воспринятая и развитая иосифлянским духовенством. В духе этой программы Геннадий начал и борьбу с ересью, о существовании которой узнал не ранее 1487 г. Эта борьба велась не на почве догматических и богословских споров и обличений, а средствами административными. Геннадий считал вредными богословские прения с еретиками и в своем послании к собору епископов выражал мысль, что собора о вере допускать нельзя, так как «люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить». Собор на еретиков нужен лишь для того, «чтобы их казнити, жечи и вешати». Геннадий пробовал даже устроить, увлекаясь примером «шпанского» короля, примерное аутодафе: когда собор 1490 г. приговорил некоторых еретиков к заточению и отправил их в Новгород, то Геннадий распорядился выстроить их за городом, нарядить в берестяные шлемы с надписью «се сатанино воинство», посадить на лошадей лицом к хвосту и в таком виде водить по улицам, а затем зажечь их шлемы. Энергичные меры против еретиков, рекомендованные Геннадием не осуществились, так как еретики нашли поддержку в Москве и спокойно там проживали. С этого времени в борьбе с ересью Геннадий заслоняется фигурой Иосафа Волоцкого. Последней важной мерой противодействия ереси со стороны Геннадия было собрание всех книг Священного Писания и составление пасхалии. Он заботился и о распространении образования среди духовенства. Так как а этой среде не только не было достаточно подготовленных лиц, но даже было мало грамотных, Геннадий ходатайствовал перед митрополитом Симоном об учреждении училищ. В 1503 г. он был вызван на собор в Москву, где обсуждался и был решен в утвердительном смысле вопрос о невзимании поборов при поставлении на церковно-иерархические должности. Несмотря на это, Геннадий, по свидетельству летописи, начал брать мзду о священников за поставление больше прежнего, за что в 1504 г. великий князь и митрополит свели его с кафедры. В июле того же года он подал митрополиту отреченную грамоту и, поселившись в Чудовом монастыре, вскоре скончался.

Творения: Свят. Геннадий – автор многочисленных посланий, направленных против ереси жидовтвующих. Характерной особенностью его послания является живая русская речь, в то время как большинство церковных писателей употребляло книжный церковнославянский язык.

Следует признать, что до конца 15 в. на Руси не было перевода Библии в полно ее составе. Первая такая Библия была собрана новгородским архиепископом Геннадием в 1499 г. Даже в Новгородской Софийской библиотеке, одной из самых богатых на Руси, не нашлось книг Бытия, Царств, Пророков, Притчей и Иисуса, сына Сирахова, и Геннадий должен был искать их в монастырях Кирилловом, Ферапонтовом и Каменном. Трудно было найти исправный список Псалтири, несмотря на всю важность этой Кинги при богослужении и обучении. Всех книг Геннадий не мог найти в России и пополнил свой список выбором текстов из разных толкований священных книг и переводом с Вульгаты. Из последней были переведены книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Иудифь, кн. Премудрости Соломоновой, 1-я и 2-я книги Маккавейские (3-я совсем не была переведена) и часть книги Есфири. Из Вульгаты же были заимствованы предисловия к книгам и разделения на главы. Список этой первой полной в России Библии хранился в Московской синодальной библиотеке. Геннадиевский свод библейских книг лег в основу Острожской Библии, которая с большой точностью воспроизведена в московском издании 1663 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.007 с.)