Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи



Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.

Психолого-педагогическая классификация (Р.Е.Левина) основана на реализации подхода от частного к общему, лингвистических и психолого-педагогических критериях построения классификаций. Эта классификация позволяет выделить группы речевых нарушений и их виды: нарушения средств общения (фонетическое нарушение, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи), нарушения в применении средств общения (заикание), комплексный дефект (заикание, осложненное общим недоразвитием речи).

В соответствии с этим выделяются группы со следующими нарушениями:

1) Фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с пре­имущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, лег­кими формами дизартрии).

В фонетико-фонематическом развитии детей данной группы выделяется несколько состояний: а) легкая степень ФФН, при которой дети недостаточно различают и затрудняются в анализе только нарушенных в произношении звуков; б) средняя степень, при которой дети недостаточно различают большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи; в) глубокое фонематическое недоразвитие, при котором ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить их последовательность (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).

2) Общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественны­ми недостатками лексико-грамматической стороны речи, с раз­ными уровнями речевого недоразвития: сложными формами диз­артрии, алалиями).

При ОНР отмечается позднее начало речи, ограниченный запас слов, аграмматизмы, нарушение произношения и фонеморазличения. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: от полного отсутствия или лепетной речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. По степени тяжести проявления условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б.Филичевой.

Этиология ОНР может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Клинический подход к проблеме общего недоразвития речи предусматривает необходимость постановки медицинского диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различных формах речевого недоразвития. По данным Е.М.Мастюковой (1991), дети с общим недоразвитием речи могут быть условно разделены на три основные клинические группы: а) дети с моторной алалией; б) дети с недоразвитием речи церебральноорганического генеза; в) дети с неосложненным вариантом ОНР.

3) Недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заикани­ем, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией).

Современные классификации речевых нарушений (клинико–педагогическая и психолого-педагогическая) дополняют друг друга.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте комплексный подход к анализу речевых нарушений.

2. Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка.

3. Охарактеризуйте отдельные виды речевых нарушений, дайте сопоставительный анализ нескольких нарушений.

4. Назовите основные причины речевых нарушений.

Литература:

2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987.

3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

4. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. – М., 1989.

5. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

6. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии. // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - № 2.

7.Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.

8.Филичева Т.Б.

9. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

Глава IV



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.005 с.)