Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический аспект развития логопсихологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психология детей, имеющих нарушения речи, формировалась на базе логопедии. Это относительно молодой раздел специальной психологии. Хотя первые исследования в этой области проводились еще на начальных этапах развития логопедии. Так, в 1936 году Р.Е. Левина описала нарушение межфункциональных взаимодействий (ратардацию развития) у детей с грубым недоразвитием речи (феномен формирования и длительной стабилизации автономной речи). На примере анализа становления и преобразования автономной речи как факультативного образования на ранних этапах онтогенеза Р.Е. Левина раскрыла возможности изучения межфункциональных перестроек высших психических функций и диспропорции в их развитии, что внесло вклад в разработку теории уровневневой функциональной организации психических процессов. Систематическое изучение психического развития неговорящих детей (алаликов) дало возможность создать психологическую классификацию алалий (Р.Е. Левина, 1952). Таким образом было накоплено значительное количество фактов, отражающих особенности психзического развития детей с речевой патологией. В последующие годы акцент внимания исследователей, занимающихся изучением речевой патологии, был смещен на изучение структуры и механизма речевых нарушений, а также на разработку путей их преодоления. Психологическим исследованиям развития детей с речевой патологией уделялось меньше внимания, однако наблюдения специалистов за развитием высших психических функций у детей способстовало накоплению фактического материла. В настоящее время в центре внимания детской логопсихологии находится ряд проблем: особенности мышления, восприятия, внимания, памяти, а также личности и межличностных отношений детей с нарушениями речи. Целенаправленно ставятся и решаются вопросы, связанные с изучением психического развития детей с патологией речи (А.П. Воронова; О.Р. Даниленкова; В.А. Ковшиков; Е. В. Кириллова; Р.И. Лалаева, А. Гермаковска; Е.М. Мастюкова; Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова; П.С.Цветкова и др.). Данные вопросы решаются с позиций системного анализа психики, основанных на представлениях о взаимоотношениях между первичным и вторичным дефектом, а также о межфункциональных взаимодействиях в процессе аномального системогенеза, сформулированного Л.С. Выготским. Вопросы и задания: 1. Дайте определение логопсихологии как науки. Раскройте предмет, объект и значение логопсихологии. 2. Каковы цели и задачи логопсихологии? С какими науками связана логопсихология? 3. Раскройте научно-теоретические основы логопсихологии. 4. Раскройте исторический аспект развития логопсихологии (на примере изучения алалии). Литература:
1. Ахутина Т.В Нейролингвистический анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания. — М., 2002. 2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 2004. 3. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2002. 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. 5. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.М. Микадзе - СПб., 2001. 6. Вятлева О.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.А. Электрофизиологические показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у детей 6 – 7 лет. // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – С. 30 – 40. 7. Голоухова Г. Н., Иорданова Ю. А. Сенсомоторные асимметрии у детей с нарушениями умственного развития. //Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку./Под ред. А. В. Грибанова, Л. С. Медниковой. - Архангельск, 2000. - С. 100-102. 8. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. – Челябинск, 1974. 9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. -Ростов н/Д, 1999. 10. Ермолаева М.В. Возрастная психология. - М., 2000. 11. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – СПб, 2000. 12. Зимняя И.А. Лингвоспихология речевой деятельности. – М., 2001. 13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997. 14. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969. 15. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. 16. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок: Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. – СПб, 2003. 17. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,2002. 18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.,1973. 19. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша.- СПб, 1995. 20. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М., 2002. 21. Психогенетика. / Под ред. И. В. Равич-Щербо – М., 2000. 22. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999. 23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 24. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985. 25. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М., 2000. 26. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / Под ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьева. – М., 1976. 27. Современный словарь по психологии. /Сост. В.В. Юрчук. - Минск, 2000. 28. Усанова О.Н. Специальная психология. - М.,1999. 29. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. - 2001. - № 3. – С. 3- 9 30. Фомин Н.А. Физиология человека. - М.,1995. 31. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987. 32. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова. – М., 1997. –Ч. I, II. 33. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М., 2000. 34. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Речь и афазия. – М., 2001.
Глава II
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.124 (0.006 с.) |