Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Политическое и социально-экономическое развитие российской империи, cccр в первой половине XX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Российская империя до революции 1917 г. Кризис 1900-1903 гг. Мировой экономический кризис и его проявление в России не привели к остановке развития российской промышленности, которая медленно, но росла в эти годы (3,8 % в год). Текстильная и пищевая отрасли вообще не были затронута кризисом. Пострадали мелкие и часть средних предприятий тяжелой промышленности. Крупные предприятия сумели выстоять благодаря помощи Государственного и акционерных банков.
Депрессия 1904-1909 гг. продолжалась дольше, чем в Европе, где экономическое оживление началось уже в 1904 г. Россия еще несколько лет переживала промышленный застой, вызванный неудачной русско-японской войной, революцией 1905-1907 гг. и неурожаями. Хотя и в этот период индустриальный потенциал страны возрос в целом, депрессия оказалась тяжелее, чем кризис: впервые за много лет в 1905 г. производство сократилось на 3%, а в хлопчатобумажной промышленности, охваченной забастовками - на 18,5%. В то же время на многих стоявших без работы фабриках и заводах старое оборудование было заменено на новое.
В период промышленного подъема 1910-1913 гг. производство увеличивалось рекордными темпами (10,5% в год). В отличие от подъема 90-х гг. это достигалось не за счет создания новых фабрик, а прежде всего на основе развития уже существовавшего производства - роста производительности, энерговооруженности и т.д. В этот период правительство, продолжая политику госзаказов, несколько сократило прямое вмешательство в дела промышленности. В 1909 г. был заключен последний государственный заем, внешний долг стал сокращаться. Получившая значительное развитие индустрия России теперь сама по себе притягивала прямые иностранные инвестиции. Одновременно ускорилось внутренне накопление и уже 2/3 вложений в промышленность обеспечивались российским капиталом.
Российская промышленность в военное время (1914-1916 гг.) в целом выросла еще на 22%. Прежде сего увеличивалось производство оружия, металла и пр. (на 200-300%), на 3% здесь повысилась производительность труда. В то же время некоторые "мирные" отрасли в связи с нехваткой сырья и рабочих рук сократили свое производство, производительность снизилась здесь на 20-30%.
В некоторых пособиях вы можете встретить утверждение, что промышленное производство в годы войны сократилась. Цифры, которые обычно приводятся в этом случае, в действительности характеризуют российскую промышленность без учета производства вооружений и обмундирования.
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Денежная реформа 1895-1899 гг. Министром финансов С.Ю. Витте была проведена готовившаяся его предшественниками денежная реформа. В 1897 г. для обеспечения устойчивости денежной системы России, укрепления внешнего и внутреннего курса рубля в качестве валютной единицы был принят золотой рубль. Кредитные билеты, обеспечивались накопленным золотым запасом и свободно обменивались на золото по определенному курсу. Реформа успешно завершилась принятием Монетного устава 1899 г. Обмен "кредиток" на золото прекратился лишь с началом первой мировой войны, сопровождавшейся быстрой инфляцией и ростом государственного долга. Ширилась сеть обществ взаимного кредита, а также городских банков и сберегательных касс, обслуживавших мелких вкладчиков, развивалась, прежде всего в деревне, кредитная кооперация.
ТОРГОВЛЯ И ТРАНСПОРТ
Внутренняя торговля выросла в 1900-1913 гг. на 65%. Большая часть товарооборота приходилась на лавки и торговлю вразнос. Росла и оптовая торговля: число фондовых и товарных бирж достигло 85. Но даже такие темпы роста торговли были недостаточными, что объяснялось бедностью российской деревни: сельский житель покупал в 16 раз меньше, чем горожанин. Внешняя торговля России расширилась в 1897-1914 гг. в 2 раза, но, как и раньше, в основном вывозились сельскохозяйственная продукция и сырье (90% экспорта), прежде всего - зерно (40%). В то же время несколько увеличился экспорт промышленной продукции - тканей, сахара, металла и металлических изделий (10%). Правительство поощряло вывоз специальными премиями и освобождением от налогов экспортных товаров. Ввозились прежде всего машины и оборудование. Главными торговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Развивалась торговля с Ираном, Китаем и другими странами Азии, русские промышленные товары, в том числе рельсы, появились на европейском и южноамериканском рынках. Продолжалось проведение политики таможенного протекционизма в отношении ряда важных стратегических товаров - угля, металла и т.п., практически запрещенных к ввозу.
Транспорт. Быстро развивался водный и особенно железнодорожный транспорт. В годы промышленного подъема 1890-х гг. сеть железных дорог выросла более чем в 1,5 раза, достигнув общей протяженности свыше 51 тыс. верст. В начале XX в. темпы железнодорожного строительства сократились, но к 1914 г. было построено еще 20 тыс. верст путей. Железнодорожная сеть еще не удовлетворяла возраставшим потребностям промышленности сельского хозяйства. На 1 кв.км. в России приходилось в 11 раз меньше железнодорожных путей, чем в Германии. Более 75% путей были одноколейными и располагались по территории страны очень неравномерно. Во многих сельских районах основным остался гужевой транспорт.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.007 с.) |