ТОП 10:

ЛЕКЦИЯ 7. Политическое и социально-экономическое развитие Российской империи, CCCР в первой половине XX в.



Российская империя до революции 1917 г.

Кризис 1900-1903 гг. Мировой экономический кризис и его проявление в России не привели к остановке развития российской промышленности, которая медленно, но росла в эти годы (3,8 % в год). Текстильная и пищевая отрасли вообще не были затронута кризисом.

Пострадали мелкие и часть средних предприятий тяжелой промышленности. Крупные предприятия сумели выстоять благодаря помощи Государственного и акционерных банков.

 

Депрессия 1904-1909 гг. продолжалась дольше, чем в Европе, где экономическое оживление началось уже в 1904 г. Россия еще несколько лет переживала промышленный застой, вызванный неудачной русско-японской войной, революцией 1905-1907 гг. и неурожаями. Хотя и в этот период индустриальный потенциал страны возрос в целом, депрессия оказалась тяжелее, чем кризис: впервые за много лет в 1905 г. производство сократилось на 3%, а в хлопчатобумажной промышленности, охваченной забастовками - на 18,5%.

В то же время на многих стоявших без работы фабриках и заводах старое оборудование было заменено на новое.

 

В период промышленного подъема 1910-1913 гг. производство увеличивалось рекордными темпами (10,5% в год). В отличие от подъема 90-х гг. это достигалось не за счет создания новых фабрик, а прежде всего на основе развития уже существовавшего производства - роста производительности, энерговооруженности и т.д.

В этот период правительство, продолжая политику госзаказов, несколько сократило прямое вмешательство в дела промышленности. В 1909 г. был заключен последний государственный заем, внешний долг стал сокращаться. Получившая значительное развитие индустрия России теперь сама по себе притягивала прямые иностранные инвестиции. Одновременно ускорилось внутренне накопление и уже 2/3 вложений в промышленность обеспечивались российским капиталом.

 

Российская промышленность в военное время (1914-1916 гг.) в целом выросла еще на 22%. Прежде сего увеличивалось производство оружия, металла и пр. (на 200-300%), на 3% здесь повысилась производительность труда. В то же время некоторые "мирные" отрасли в связи с нехваткой сырья и рабочих рук сократили свое производство, производительность снизилась здесь на 20-30%.

 

В некоторых пособиях вы можете встретить утверждение, что промышленное производство в годы войны сократилась. Цифры, которые обычно приводятся в этом случае, в действительности характеризуют российскую промышленность без учета производства вооружений и обмундирования.

 

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

 

Денежная реформа 1895-1899 гг. Министром финансов С.Ю. Витте была проведена готовившаяся его предшественниками денежная реформа. В 1897 г. для обеспечения устойчивости денежной системы России, укрепления внешнего и внутреннего курса рубля в качестве валютной единицы был принят золотой рубль. Кредитные билеты, обеспечивались накопленным золотым запасом и свободно обменивались на золото по определенному курсу. Реформа успешно завершилась принятием Монетного устава 1899 г.

Обмен "кредиток" на золото прекратился лишь с началом первой мировой войны, сопровождавшейся быстрой инфляцией и ростом государственного долга.

Ширилась сеть обществ взаимного кредита, а также городских банков и сберегательных касс, обслуживавших мелких вкладчиков, развивалась, прежде всего в деревне, кредитная кооперация.

 

ТОРГОВЛЯ И ТРАНСПОРТ

 

Внутренняя торговля выросла в 1900-1913 гг. на 65%. Большая часть товарооборота приходилась на лавки и торговлю вразнос. Росла и оптовая торговля: число фондовых и товарных бирж достигло 85. Но даже такие темпы роста торговли были недостаточными, что объяснялось бедностью российской деревни: сельский житель покупал в 16 раз меньше, чем горожанин.

Внешняя торговля России расширилась в 1897-1914 гг. в 2 раза, но, как и раньше, в основном вывозились сельскохозяйственная продукция и сырье (90% экспорта), прежде всего - зерно (40%). В то же время несколько увеличился экспорт промышленной продукции - тканей, сахара, металла и металлических изделий (10%). Правительство поощряло вывоз специальными премиями и освобождением от налогов экспортных товаров.

Ввозились прежде всего машины и оборудование. Главными торговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Развивалась торговля с Ираном, Китаем и другими странами Азии, русские промышленные товары, в том числе рельсы, появились на европейском и южноамериканском рынках.

Продолжалось проведение политики таможенного протекционизма в отношении ряда важных стратегических товаров - угля, металла и т.п., практически запрещенных к ввозу.

 

Транспорт. Быстро развивался водный и особенно железнодорожный транспорт. В годы промышленного подъема 1890-х гг. сеть железных дорог выросла более чем в 1,5 раза, достигнув общей протяженности свыше 51 тыс. верст. В начале XX в. темпы железнодорожного строительства сократились, но к 1914 г. было построено еще 20 тыс. верст путей.

Железнодорожная сеть еще не удовлетворяла возраставшим потребностям промышленности сельского хозяйства. На 1 кв.км. в России приходилось в 11 раз меньше железнодорожных путей, чем в Германии. Более 75% путей были одноколейными и располагались по территории страны очень неравномерно.

Во многих сельских районах основным остался гужевой транспорт.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.005 с.)