Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование личности царя-реформатора.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе "православного царя", они помогли Петру воспринимать мир таким как он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались "потешные полки" - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради общего, прежде всего государственного дела. По словам В.О. Ключевского, "будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь". На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию. Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались такие взгляды и черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и влияли на ход и методы реформ.
Начало самостоятельного правления Петра1. Борьба за власть. В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов: -Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового "государя" различных послаблений и улучшений жизни; -патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства; - неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита - В.В. Голицына. Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра - Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах. Это правление, по словам Б.И. Куракина, было "весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная". Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г. Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов. "Великое посольство ". Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того он организовал в 1697 г. "Великое посольство" в Европу. Целями посольства являлись: - укрепление и расширение антитурецкого союза; - приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; - личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые "православный царь", покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на "нечистую" землю иноземцев. Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за "испанское наследство" Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки: - он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции; - сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение; - обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.
Импульсы реформ. К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям. В первую очередь - это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу ("то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник" - по словам А.С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за "нерадение" на службе, а тем более - за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству. Главную задачу служения государству Петр 1 видел в воплощении идеи "общего блага". Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться "общего блага", а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. "Наш народ, - писал он в одном из указов, - яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают...". Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А.И. Герцена "Петр внедрял Европу как варвар". Его мысль развил В.И. Ленин, писавший, о Петре, что он "не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства". Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему. К концу века русские традиции, "старина" стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представляющими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни. Патриотизм Петра 1. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности. Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.
Первые преобразования. Новые обычаи. Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом православной веры человека, "созданного по образу и подобию божьему", а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Эти меры подрывали традиционные устои (не случайно церковь брадобритие объявляла грехом и проявлением "латинской", т.е. католической "ереси"). Они были призваны ускорить формирование кадров реформы, а главное - подготовить общество к коренным изменениям. По мнению Петра, преобразования были невозможны без ломки "старинных нравов", поэтому именно "резанье бород" стало первым шагом реформатора-самодержца. Рекрутская реформа. С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора "даточных людей" (с 1705 г. утвердился термин "рекруты"). Военная промышленность. Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале. Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (Ратуши) вводил в городах самоуправление. Однако, городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.007 с.) |