ТОП 10:

Земская реформа началась в 1864 г.



Основные положения реформы. Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях.

Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей.

Политическая деятельность земств не допускалась.

Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы "без различия сословий" и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй - избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей - крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход - волостной сход - уездный съезд выборщиков по курии.

Значение. Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах.

Земства становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства.

Городская реформа, начавшаяся позже земской, в 1870 г., создавала новую систему городского самоуправления.

Выборы проводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что значительно ограничивало число избирателей.

Избиратели, составлявшие небольшую часть городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков.

Структура и функции. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу - исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем.

Значение. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом, реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

 

Реформа системы образования, проводившаяся с 1863-1864 гг. занимала важное место в преобразованиях Александра II. Она способствовала развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее (классические гимназии, реальные училища) и начальное образование ("министерские", земские, церковноприходские школы) расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы.

Реформа печати (1865 г.) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

 

Военные реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов.

Содержание реформ:

- сокращение численности армии на 40 %;

- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба;

- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

- отмена телесных наказаний (за исключением розог для особых "оштрафованных") в армии;

- перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;

- введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 - на флоте. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним - 1,5 года, с высшим - несколько месяцев.

Особенностью военных реформ, проводившихся под руководством военного министра Д,А. Милютина, стал их последовательный прогрессивный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.

 

 

Значение либеральных реформ состоит в том, что они способствовали развитию капиталистических отношений в России. Процесс капитализации отечественной экономики принял бурный характер особенно в 1880-е гг. В русской деревне развернулась борьба между двумя способами развития в ней капитализма: прусским и американским. Эта борьба определяла жизнь российской деревни вплоть до 1917 г. Гораздо активнее развивалась промышленность страны; особенно успешно этот процесс шел в отраслях легкой промышленности. Значительные изменения произошли в торговле и финансовой областях.

В результате преобразований в 1860 - 1880-е гг. экономика России сделала заметный рывок, стремясь догнать ушедшие вперед развитые страны мира. К концу 80-х гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот. Однако пережитки крепостничества и отставание страны в первой половине XIX в. не позволили ей встать вровень с Англией, Францией, Германией.

Освобождение крестьян сыграло огромную роль в высвобождении рабочих рук, оттоке значительной части населения из сельского хозяйства. В то же время сохранение общины, "привязывавшей" крестьян к земле, сдерживавшей отток рабочей силы, сдерживало рост социальной мобильности.

 

Социально-политические реформы 1860-1870-х гг., начавшихся с крестьянской реформы, сыграли огромную роль, создав правовые, социальные, культурные и пр. условия для социально-экономического развития страны. Но влияние реформ не было однозначным. Неполнота и противоречивость преобразований деформировали капиталистическое развитие.

 

Большое влияние оказывала проводившаяся во второй половине 19 века экономическая политика правительства. В этот период экономикой (за исключением аграрной) руководили министры финансов.

Программа деятельности М.Х. Рейтерна (1862-1878) легла в основу официального курса экономической политики, проводившегося вплоть до начала ХХ века. В соответствии с принципами этой программы России в условиях медленной эволюции отсталого сельского хозяйства, где значительную часть товарного сектора составляли помещичьи хозяйства, осуществлялась активная поддержка форсированного создания железнодорожной сети, новых отраслей тяжелой промышленности и кредитной системы с участием коммерческих банков.

Государство выдавало льготные государственные заказы, кредиты, концессии, премии за некоторые произведенные изделия, напрямую участвовало в создании новых предприятий и банков. Необходимый для этого капитал привлекался при помощи государственных займов, размещавшихся за рубежом. Иностранные кредиторы, при этом, не имели возможность влиять на развитие российской индустрии и, тем более, контролировать ее, но и проценты по долга были высоки.

Во второй половине XIX в. таким образом было получено 9/10 всех средств иностранного капитала, инвестированных в российскую промышленность..

Н.Х. Бунге (1881-1886), считавшийся "либеральным бюрократом", и И.А. Вышнеградский (1882-1892) продолжили линию Рейтерна, стимулируя ввоз иностранного капитала, а не товаров, готовили денежную реформу, накапливая золотой запас и реорганизуя внешний долг. В это время государственные займы как и раньше использовались для кредитов и инвестиций в крупномасштабное железнодорожное строительство, развернувшееся по всей стране.

При Вышнеградском усилилась политика таможенного протекционизма, проводившаяся государством в отношении тех промышленных изделий, которые начали производиться в России.

 

В стране не созрели социокультурные предпосылки, необходимые для процесса модернизации экономики, не сложилась "этика капитализма", в массовом сознании преобладали уравнительные, общинные настроения.

 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Экономическое развитие сельского хозяйства ускорилось после аграрной реформы.

Количественный рост. Во 60-90 гг. XIX в. увеличилось производство всех видов сельхозпродукции. Сбор зерновых возрос в 1,7 раза; картофеля - в 2,5 раза, сахарной свеклы - почти в 20 раз. Посевные площади выросли на 40%. В связи с развитием промышленности и повышением спроса на сырье увеличилось производство технических культур (сахарной свеклы (почти в 20 раз), табака, льна, в Средней Азии и на Кавказе началось выращивание хлопчатника)

Качественное развитие. Но увеличения сбора зерна достигалось не только экстенсивным путем - более, чем на 20% возросла урожайность.

Повысилась производительность труда, стало более частым использование удобрений и сельхозмашин (сенокосилок, веялок, сеялок, жнеек, конных грабель). Росла товарность (вывоз зерна увеличился в 5 раз). К 1890-м гг. завершилось формирование всероссийского аграрного рынка - рынка сельскохозяйственной продукции.

Углублялась специализация районов в производстве сельскохозяйственных культур:

- товарное зерноводство развивалось в Центральном черноземном районе, Поволжье, Новороссии, на Украине и Северном Кавказе;

- льноводство - в Центральном промышленном районе;

- товарное скотоводство - на Севере и Северо-Западе, включая Прибалтику;

- свекловодство - в некоторых районах Украины;

- табаководство, фруктоводство и виноградарство - в Закавказье и Бессарабии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.006 с.)