ТОП 10:

Постепенно менялась структура землевладения.



В результате аграрной реформы 1861 г. крестьяне получили право собственности на свои наделы, но не стали полноценными собственниками земли - для этого они должны были выкупить свои наделы. Формально собственниками надельной земли являлись община, а на Западе империи, где не было поземельной общины - двор, которые, впрочем, также не могла продать или заложить свои "владения".

В 1880-е гг. государство постаралось усилить прикрепление крестьян к общине и предотвратить расслоение в деревне. Право выхода крестьянина из общины с единовременным внесением огромной суммы выкупных платежей было ограничено, а в 1893 г. отменено.

Дворянское землевладение во второй половине XIX в. уменьшилось с 73 млн. дес. в 1870-х гг. до 53 млн. - в начале ХХ века, помещики-дворяне потеряли 27% своей земли. За Уралом помещичьего хозяйства практически не существовало.

 

Крестьянское землевладение. Несколько больше стали покупать мелкие крестьяне, индивидуально и общиной. В 1882 г. был создан Крестьянский земельный банк специально для продажи "лицам крестьянского сословия" государственной и помещичьей земли. В целом крестьянская частновладельческая земля увеличилась с 5 до 15 % площади частных земель, несколько выросла и площадь надельной земли собственности (139 млн. дес. - 1/3 земельного фонда Европейской России).

Экономическое расслоение (дифференциация) крестьянства. Несмотря на усилия государства, крестьяне пореформенной эпохи постепенно расслаивались по материальному достатку. Но, если до реформы 1861 года основную массу крестьян составляли середняки, то во второй половине прошлого века большая часть крестьян переходила в разряд бедняков. Лишь небольшое количество сельских хозяев успешно увеличивали свой доход. Некоторые из них (0,5-2%) даже покупали землю разорявшихся помещиков. Здесь надо учитывать и то, что далеко не все крестьяне, пользовавшиеся большими наделами, были зажиточными - многие из них имели многодетные семьи, такие хозяева по доходу на душу населения не отличались от других односельчан.

Процесс имущественного расслоения шел медленно из-за сохранения общины и общинной собственности на землю, низкого технического уровня сельского хозяйства, пережитков крепостничества.

 

ТРАНСПОРТ

Железнодорожное строительство, в отличие от передовых стран Западной Европы, не завершало промышленный переворот в стране, не просто его сопровождало, но явилось в значительной степени его стимулятором. Создававшаяся транспортная сеть, не только давала возможность перемещать огромное количество сырья, продукции, рабочей силы, осваивать новые районы, без чего не могла бы развиваться промышленность. "Железнодорожная горячка", обеспечившая спрос на строительные материалы, металл и оборудование, стала импульсом для создания современной тяжелой промышленности.

В результате объединенных усилий государства и общества была создана крупная сеть железных дорог (в 1861 г. - 1,5 тыс. верст, в 1900 - 48 тыс.), достигнуто транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечивавшая также нужды армии.

И все же железных дорог не хватало. Многие районы не были охвачены этим видом транспорта. По длине путей на квадратный километр и на душу населения Россия отставала на рубеже веков не только от передовых стран Европы и США, но даже от Японии и Мексики.

 

Водный транспорт продолжал играть огромную роль в развитии национальной торговли и промышленности. Речные суда, число которых увеличилось в 4 раза, перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. Важно, что число речных пароходов выросло в 6 раз.

Морской торговый транспорт серьезно отставал. Хотя его создание началось, почти все экспортные и импортные товары, перевозившиеся морем, транспортировались на зафрахтованных иностранных судах или иностранными кампаниями.

В условиях нехватки железных дорог сохранял большое значение гужевой транспорт.

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Развитие промышленного производства в 60-90-е годы XIX в. был впечатляющим.

Количественный рост быстрее шел в тяжелой промышленности, но в легкой, особенно текстильной успехи были значительными. В 1860-1900 гг. выплавка чугуна увеличилась в 4,4 раза, добыча угля - в 55 раз. К началу ХХ века Россия производила двадцатую часть мирового чугуна, нефти, хлопчатобумажных тканей. Но по производству продукции на душу населения Россия далеко отставала от развитых стран Запада, находясь на 34-35 месте. Производительность труда в промышленности выросла более, чем в 1,5 раза. Повысилась энерговооруженность предприятий.

 

Мелкая промышленность в этот период получила огромное развитие и давала свыше трети всего промышленного производства России. Быстро развивались кустарные промыслы, которые не исчезали даже в отраслях, где господствовали крупные и крупнейшие предприятия, например в текстильном производстве. В таких отраслях как кожевенная, мукомольная, швейная, обувная, деревообрабатывающая и др. мелкие предприятия преобладали или были единственной формой. Строительство по прежнему велось артелями, нанимавшимися подрядчиками.

 

Крупная промышленность. В 80-90-е годы в целом завершился промышленный переворот в основных отраслях крупной отечественной промышленности. Основные операции на крупных предприятиях производились уже на основе не ручного, а машинного труда, сформировался отечественный машиностроительный комплекс. На фабриках и заводах (где было занято не менее 50 человек) производилась б(льшая часть продукции ведущих отраслей промышленности - металлургии и металлообработки, машиностроении, химическом, текстильном производстве. Новым в крупной промышленности стала ее организация в форме акционерных обществ и паевых товариществ, к началу ХХ века составлявших свыше половины всех крупных предприятий.

 

Социальное развитие. Одновременно с промышленным переворотом формировались слой предпринимателей (буржуазия) и рабочий класс (пролетариат).

Формирование буржуазии. К концу XIX в. насчитывалось 1,5 млн. людей, относимых к крупным и мелким предпринимателям.

В некоторых отраслях промышленности и торговли сформировались крупные предпринимательские династии. В частности в текстильном производстве успешно развивали дело Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Хлудовы и др. В "новых" отраслях - металлургии и машиностроении - ядро руководителей составляли к концу века выходцы из технической интеллигенции, дворянства и чиновничества - А.И. Вышнеградский, Н.С. Авдаков, А.И. Путилов и др.

В многонациональном составе российской буржуазии значительное место занимала прослойка иностранных предпринимателей и выходцев из-за рубежа - Кнопы, фон Мекки, Вогау, Гинцбурги и др.

Особенностями российских предпринимателей в отличие от развитых стран являлось отсутствие соответствующего экономическим возможностям политического веса, политической организации, прямого доступа к власти.

Формирование рабочего класса. Численность наемных работников в конце XIX в. составляла 10 млн. чел. В целом фабрично-заводской пролетариат вырос за полвека в 4 раза, но и в 1890-е годы не был многочисленным - рабочих крупных предприятий и железных дорог насчитывалось менее 1,5 млн. чел.

 

ТОРГОВЛЯ

 

Внутренняя торговля в 60-90-е гг. многократно возросла. Самым значительным стал хлебный рынок, обеспечивавший возросшее в 3 раза население городов, а также сотни фабричных поселков. Создававшаяся индустриальная система являлась сама потребителем промышленной продукции - металла, топлива, машин. Продукция легкой промышленности предназначалась не только для горожан, но и в большей, чем ранее степени для российской деревни. Возникали новые товарные биржи, развивались сети розничной магазинной торговли.

Но наиболее динамично развивалась мелкая торговля - если крупная торговля увеличилась в 3 раза, то с учетом мелкой - товарооборот вырос в 17 раз! Торговлей занимались не только горожане, продолжали расцветать крестьянские торговые промыслы.

 

Внешняя торговля также увеличилась почти в 3 раза.

Главной статьей вывоза окончательно стал хлеб, его экспорта рос в 3 раза быстрее, чем увеличивался сбора зерна. Вывозилось как традиционное сельскохозяйственное сырье: лен, пенька, лес, так и новые виды сельхозпродукции, прежде всего сахар. С развитием овцеводства важное место в экспорте заняла шерсть. Продукция промышленности составляла менее четверти российского вывоза, но ее абсолютный объем и относительная доля быстро росли. Прежде всего развивался экспорт сахара, нефти, динамично возрастал вывоз тканей. В то же время сложная продукция машиностроения в экспортных статьях отсутствовала.

В импорте ведущие места занимали станки и оборудование, а также хлопок для российских фабрик. Значительное место занимал чай, ставший уже к середине прошлого века "русским национальным" напитком, товаром первой необходимости.

Ввоз некоторых товаров ограничивался высокими таможенными тарифами. Система таможенного протекционизма была призвана защитить нарождавшееся производство в России.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.006 с.)