Биографические данные В. Райха, А. Лоуэна, М.Фельденкрайза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биографические данные В. Райха, А. Лоуэна, М.Фельденкрайза



Вильгельм Райх

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года в Галиции, тогда – немецко-украинской части Австрии. Он был сыном еврейского крестьянина среднего достатка. Отец его был властным, ревнивым, вспыльчивым мужчиной; его миловидная жена, по-видимому, была у него в подчинении. Отец был онемеченным евреем и не давал детям религиозного воспитания; будучи немецким националистом, он настаивал, чтобы в доме говорили только по-немецки. Вильгельм был изолирован как от местных крестьянских детей-украинцев, так и от говоривших на идише еврейских детей. У него был брат, тремя годами моложе его, - товарищ и соперник.

Райх боготворил мать. Она покончила с собой, когда ему было 14 лет, возможно - в результате того, что маленький Райх открыл отцу её связь с его домашним учителем. Смерть жены подкосила отца Вильгельма. Он вскоре подхватил пневмонию, которая перешла в туберкулёз, и через три года умер. Брат Райха также умер от туберкулёза в 26 лет.

После смерти отца Райх должен был, продолжая учиться, заняться фермой. В 1916 году война разрушила эту семейную собственность. Он оставил дом, поступил на службу в австрийскую армию; там став офицером, сражался в Италии. В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Через год он стал членом Венского Психоаналитического общества и начал психоаналитическую практику. Медицинскую степень он получил в 1922 году.

Будучи ещё студентом, Райх увлёкся политикой и стал одним из тех психоаналитиков, которые стремились соединить учения Фрейда и Маркса. В университете он познакомился со своей первой женой Анни Пинк, которая также была студенткой-медиком, а позже психоаналитиком.

В 1922 году Фрейд основал в Вене психоаналитическую клинику. Райх был первым клиническим ассистентом Фрейда; позже он стал вице-директором клиники. В 1924 году Райх стал директором Семинара по психоаналитической терапии, первого учебного института психоанализа. Многие начинающие аналитики проходили у него личный анализ и обучение.

Сам Райх подвергался личному анализу у нескольких психоаналитиков, но по разным причинам эти анализы всегда прерывались. В 1927 году он попросил анализировать его Фрейда, который, однако, отказался сделать для него исключение: он не анализировал членов внутреннего психоаналитического кружка. В это время возник серьёзный конфликт между Райхом и Фрейдом. Частично он был связан с отказом Фрейда анализировать Райха, частично – с растущими теоретическими расхождениями, возникавшими как на почве марксистских увлечений Райха, так и по причине его настаивания на том, что каждый невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения.

Райх серьезно относился к теориям как Фрейда, так и Маркса; он пытался примирить эти две системы, написав несколько книг по этому поводу. Он утверждал, что психоанализ - это "материалистическая наука", поскольку она имеет дело с реальными человеческими потребностями и реальным человеческим опытом; он также полагал, что психоанализ основан на фундаментально-диалектической системе психического конфликта и его разрешения.

Paйх настаивал, что психоанализ - революционная наука, что он дополняет марксистскую критику буржуазной экономики критикой буржуазной морали, основанной на сексуальном подавлении.

В «Массовой психологии фашизма» Paйх дает важный анализ корней идеологии в индивидуальном характере, полагая, что эта тема недостаточно развита Марксом. Двадцатью годами ранее в публикации исследования по авторитарной личности он описывает отношение авторитаризма с характерными моментами в воспитании детей в немецкой мелкобуржуазной семье.

Политические интересы Райха вызывали в психоаналитических кругах даже большее противодействие, чем его теоретические инновации. В напряженном политическом климате Австрии и Германии 30-х годов его членство в коммунистической партии и политическая деятельность вызывали сильное неодобрение сотрудников-психоаналитиков. Сначала Райха попросили прекратить политическую деятельность. Когда он отказался это сделать, его, в конце концов, изгнали из психоаналитической ассоциации.

Позже Райх пришел к отрицанию коммунизма и социализма, полагая их идеологизациями, не учитывающими соображений человечности. Он стал называть себя «индивидуалистом» и начал относиться с подозрением к политике и политикам.

В то время у Райха развился туберкулёз лёгких, так что ему пришлось провести несколько месяцев в швейцарском санатории.

Вернувшись в Вену, Райх принял прежние обязанности. Он также стал ещё более активным в политике и вступил в Коммунистическую партию. В 1929 году Райх участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих, предоставлявших свободно информацию о контроле рождаемости, воспитании детей и сексуальном образовании.

Заинтересованность в человеческой сексуальности составляла одну из основных тем, которая занимала Райха всю жизнь. Политическая деятельность состояла в основном в участии в организации поддерживаемых коммунистами сексуально-гигиенических клиник для рабочих Австрии и Германии.

Идеи Райха, как и его клиники, намного опережали время. В 30-х годах (когда Маргарет Зангер только что попала в тюрьму за пропаганду планирования деторождения семейных пар) программа райховских клиник содержала моменты, удивительно современные и даже вызывающие противодействие и в наше время:

свободное предоставление контрацептивов всем желающим; интенсивное образование в области контроля рождения;

полный отказ от запретов на аборт;

отказ от значимости законности брака; свободу развода;

борьбу с венерическими заболеваниями и сексуальными проблемами посредством полного сексуального образования;

обучение врачей, учителей и др. всему необходимому относительно сексуальной гигиены;

лечение, а не наказание в качестве меры борьбы с сексуальными преступлениями.

Радикальные взгляды Райха относительно сексуальности часто вели к непониманию и извращенным представлениям о его работе, вызывали яростные и необоснованные нападения на его терапевтическую работу и исследования.

В 1930 году Райх переехал в Берлин, во-первых, чтобы начать анализ у Радо, ведущего психоаналитика, а во-вторых, потому, что его политическая деятельность не нравилась многим венским психоаналитикам. В Берлине Райх более глубоко включился в коммунистически ориентированное движение психического здоровья. Он путешествовал по всей Германии, читая лекции и организуя гигиенические центры.

Однако политические взгляды Райха были неприемлемы для его окружения, которое в большинстве своём состояло из психоаналитиков, а товарищи по партии не одобряли его настаивания на радикальных программах сексуального образования. В 1933 году Райх был исключён из Германской коммунистической партии, а в 1934 году – из Интернациональной психоаналитической ассоциации.

Политические успехи Гитлера заставили Райха эмигрировать в 1933 году в Данию. Он расстался со своей первой женой, оставшейся в Берлине, из-за личных, профессиональных и политических разногласий. Годом раньше, в Берлине, Райх встретил Эльзу Линденберг, балерину и члена его партийной ячейки. Позже она присоединилась к Райху в Дании и стала его второй женой. За свои спорные теории Райх был изгнан из Дании и Швеции. Он с Эльзой переехал в Осло в 1934 году, где читал лекции и продолжал психологические и биологические исследования в течение пяти лет.

Таким образом, в течение шести месяцев Райх был исключён из двух его главных социально-политических и профессиональных ассоциаций – Коммунистической партии и Психоаналитического союза, а также изгнан из трёх стран.

После трёх лет сравнительно мирной и спокойной жизни в Норвегии Райх стал мишенью газетной травли, направленной на его утверждения о сексуальной основе неврозов и на его лабораторные эксперименты с биоэнергетикой. Он попадал во всё большую изоляцию; ухудшились его отношения с Эльзой, которая в конце концов ушла от него.

В 1939 году Райху был предложен пост адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Он собрал свою лабораторию и переехал в Соединённые Штаты. В Нью-Йорке он встретил Ильзу Оллендорф, немецкую эмигрантку, которая стала его лабораторным ассистентом, а позже – третьей женой.

Райх основал институт оргона как базу своих исследований по оргонической энергии или энергии жизни. В своих лабораторных экспериментах он пришёл к выводу, что существует фундаментальная жизненная энергия, присутствующая во всех живых организмах, и что эта энергия является биологической силой, лежащей в основе фрейдовской концепции либидо.

В 1950 году Райх занялся экспериментированием с аккумуляторами оргонной энергии: специальными ящиками и другими средствами, которые, по Райху, накапливают и концентрируют эту энергию. Райх обнаружил, что различные болезни, вызванные нарушениями «автоматического аппарата», могут с разной степенью успеха лечиться посредством восстановления нормального протекания оргонной энергии в индивидууме. Это может быть сделано посредством высокой концентрации оргонной энергии в аккумуляторах. Среди болезней, которые поддаются такому лечению, - рак, грудная жаба, астма, переутомление, эпилепсия.

В 1954 году на том основании, что претензии Райха на успешное лечение различных болезней оргонной энергией неосновательны, Лекарственно-пищевое управление добилось запрещения распространения оргонных аккумуляторов и их употребления. Была также запрещена продажа большинства книг Райха и его журналов. Райх нарушил запреты, продолжая свои исследования: он настаивал на том, что суд не может быть компетентным в суждении о научных фактах. В конце концов, он был обвинён в неуважении к суду и заключён в тюрьму на два года. Управление добилось сожжения его книг и других публикаций, имеющих отношение к производству оргонных аккумуляторов.

Райх умер от сердечного приступа в 1957 году в федеральной тюрьме.

 

 

Александр Лоуэн

Александр Лоуэн родился 23 декабря 1910 в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России.

Желая стать профессором права, А. Лоуэн обучался на юриста. Получил степень бакалавра по науке и бизнесу в городском колледже Нью-Йорка (City College of New York) и бакалавра права в Бруклинской школе права (Brooklyn Law School). Затем работал преподавателем в колледже.

В поисках решения личностных проблем, он ощутил интерес к телесной работе и вопросам взаимосвязи сознания и тела.

Вот что Лоуэн говорил о себе и телесной работе: «В 1938 году я неожиданно осознал, что моя жизнь пуста, и почувствовал депрессию. Я понимал, что моя депрессия связана с недостатком возбуждения в теле, отсутствием должной физической активности. Я стал ежедневно после возвращения с работы в течение 30 минут выполнять упражнения… Выполнение упражнений дало желаемый результат, а также помогло мне понять, что я хотел бы находится не столько в своей голове, сколько в теле».

«В течение осени 1939-го я приходил после работы в парк и, сидя на солнце, делал записи об этих упражнениях… Я был увлечен поиском взаимосвязи сознания и тела. Я чувствовал, что эта связь имеет для меня жизненно важное значение, хотя даже не сознавал, насколько глубоко расщепление между сознанием и телом в моей личности».

Александр Лоуэн стал слушателем курсов по характерному анализу, которые в то время читал ученик Фрейда Вильгельм Райх (Wilhelm Reich) в Новой школе социальных исследований. Лоуэн был увлечен идеями Райха, в которых он нашел ответы на многие волновавшие его вопросы.

«Меня увлекла работа с телом прежде всего потому, что я всегда занимался спортом, был вовлечен в физическую активность, и я понимал, что благодаря этому чувствую себя хорошо. Кроме того, была еще бессознательная причина, которая заключалась в том, что для меня всегда были актуальны вопросы секса. У меня была куча сексуальных проблем. Так, вместо того чтобы избегать их, я увлекся взглядами Райха, который в отличие от большинства терапевтов действительно имел дело с сексуальными проблемами», писал Лоуэн.

Лоуэн получил степень бакалавра по науке и бизнесу в Городском университете Нью-Йорка. Его интерес о связи между умом и телом в то время развивался, и он стал студентом у Вильгельма Райха по классу характероанализа.

В 1940-х и в начале 1950-ых в Нью-Йорке Лоуэн развивал телесно-ориентированную психотерапию, ставшую известной как биоэнергетический анализ. Лоуэн - основатель и прежний руководитель Международного Института Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке.

В 1942 году он начал проходить у Райха личную терапию. В 1945 году, после завершения терапии, у него уже был первый пациент, которого к нему направил Райх.

В 1947 году Лоуэн становится студентом медицинской школы Женевского университета (Швейцария), где в июне 1951 получил степень доктора.

В США он вернулся летом 1951 года. Спустя месяц него родился сын. Вскоре Лоуэн встречается с другим учеником Райха, Джоном Пьерракосом (John Pierrakos), с которым он начинает сотрудничать. Во время их совместной работы Лоуэн разработал базовые телесные упражнения и позы, ставшие стандартными техниками биоэнергетики.

В 1954 году он решил создать институт, который бы базировался на райхианском подходе к работе с телом. Так Лоуэн стал одним из основателей Международного Института Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке.

«Я создал биоэнергетический анализ работая над собой, а также работая со своими пациентами. В основе моей терапии лежит путешествие самопознания. В процессе этого путешествия я писал о тех проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться. Как оказалось, это проблемы, которые волнуют и многих других людей. В моем представлении здоровье — это сочетание внешней грации и красоты и внутренней благодати, которое сопровождается ощущением радости в теле. Я не жалею, что посвятил этому свою жизнь».

Биоэнергетика Лоуэна - революционный метод психотерапии, “изюминкой” которого служит сплав собственно психоаналитического процесса и целенаправленной работы пациента над своим физическим телом, способ преодоления внутренних конфликтов человека с помощью телесной работы. Опираясь на идею З. Фрейда о том, что душевный конфликт выражается в виде телесных напряжений А. Лоуэн создал свою систему техник (опытов) работы с телом.

Лоуэн о биоэнергетике: «Биоэнергетический анализ предлагает человеку две вещи: во-первых, ясное осознание того, что человеческой природе и жизни свойственны удовольствие и наслаждение. Ни деньги, ни власть, ни успех этого дать не могут… Мы предлагаем ему это. И, во-вторых, удивительно, но у нас есть способ помочь человеку достичь этого. Я считаю, что биоэнергетический анализ не может спасти мир… пока, но он позволяет вам почувствовать себя хорошо не только благодаря тому, что вы делаете ради себя, но также благодаря тому, что вы делаете для своих близких, для природы и для жизни. И вот еще что: если у вас есть эти два основания чувствовать себя хорошо, то это чувство будет для вас реальной опорой в глубокой старости».

В 1958 году увидела свет его первая книга — «Язык тела», которая привлекла внимание к проблеме сознания-тела и положила начало распространению биоэнергетических идей.

На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе.

Национальный институт психического здоровья предложил Лоуэну провести ознакомительные занятия для своего персонала. Этот семинар по биоэнергетике, прошедший в Исалене, стал ежегодным, получил широкую популярность и всегда привлекал много людей. Постепенно биоэнергетика обрела международное признание, и Лоуэн совершил практически мировое турне, объехав с лекциями множество стран, от Японии до Югославии. В 1976 году на международном конгрессе в Нью-Гэмпшире Институт биоэнергетического анализа преобразовался в международную организацию, объединившую центры в Европе и США.

Большую часть своей жизни Лоуэн жил и вел психотерапевтическую практику в Новом Канаане, штат Коннектикут.

О своей жизни в 90-е годы Лоуэн написал: «Для меня это был период трансформации, которой подверглись мои чувства, мое понимание жизни и моя работа в качестве терапевта. Я назвал этот период временем наступления старости и обретения мудрости». В 1996 году он оставил пост руководителя созданного им Института. «Хотя это ничего не изменило в моей повседневной жизни, я, оглядываясь назад, понимаю, что это позволило мне почувствовать себя более свободным», - пишет он в своей автобиографии.

Лоуэн написал 14 книг и множество статей. Его работы обрели мировую популярность и признание. В своих книгах он учит человека слышать и понимать свое тело, говорит о необходимости восстановления естественной телесной спонтанности и способности выражать свои чувства ради установления гармонии с собой и миром.

Летом 2006 года он пережил инсульт, который ограничил его подвижность и способность говорить, однако, по словам сына, находился в лучшей физической форме, чем многие другие. В декабре 2007 года Александру Лоуэну исполнилось 97 лет.

В апреле 2007-го он основал фонд своего имени (Alexander Lowen Foundation), который должен был продолжить дело его жизни.

Умер Александр Лоуэн 28 октября 2008 года.

 

 

Моше Фельденкрайз

Мойше Фельденкрайз (Moshe Feldenkrais) родился 6 мая 1904 года в городе Славута (в настоящее время - Украина). Когда он был ребёнком, его семья переехала сначала в расположенный неподалёку город Корец, а в 1912 году - в Барановичи, ныне Беларусь.

В 15 лет он уехал в Палестину и работал там сапером. Позже, получив среднее образование, стал изучать математику и в течение пяти лет зарабатывал на жизнь ремеслом землемера и картографа. Именно в это время у него появился интерес к самообороне без оружия - постоянные столкновения между арабами и евреями делали боевые искусства особенно актуальными.

В 1929 г. вышла из печати его первая книга «Джиу-джитсу и самооборона». Затем Фельденкрайц едет в Париж, чтобы изучать там электротехнику и машиностроение.

В 1933 году он закончил учебу и с дипломом инженера поступил в лабораторию Ф. Жюлио-Кюри.В

1940 г., спасаясь от фашистов, ему пришлось бежать в Англию, где он стал работать в Адмиралтействе. В это время после нескольких травм неожиданно ухудшилось состояние его колена, поврежденного в юности на футбольном поле. По мнению врачей рассчитывать на благоприятный исход хирургического вмешательства было нельзя, и Фельденкрайз отказался от операции. И снова он решительно изменил свою жизнь. Теперь он интенсивно занялся анатомией, биомеханикой исследованием поведения, достигая глубокого понимания функций движения и их взаимосвязи с поведением, психическими и социальными факторами.

В 1947 г. Фельденкрайз открыл в Лондоне первые курсы для группового обучения. Там он встретился с Францем Вурмом, который позже перевел книги Фельденкрайза и с помощью радиопередач добился широкой известности метода в Швейцарии.В 1949 г. Фельденкрайз покинул Англию и переехал в Израиль, став директором электронного подразделения израильской армии. Одновременно он продолжил работу в области функциональной реабилитации и сенсомоторики. Эта работа всегда занимала столь большое место в его жизни, что, наконец, он решил посвятить себя ей целиком.

Постепенно Фельденкрайз стал известен и добился полного признания, когда успешно излечил известного израильского политического деятеля Бен Гуриона.

В 1968 г. Фельденкрайз подготовил первый обучающий курс по своему методу, а в 1972 г. вышло из печати переработанное издание его книги «Самоосознание через движение». Это наиболее известный труд Мойше Фельденкрайза, принесший ему широкую известность в мире.

В 1972-1973 гг. Фельденкрайз был приглашен вести курсы и лекции в Эсалине и Беркли (США), тогдашней Мекке прикладных методов гуманистической психологии. Участник этих курсов Томас Хана организовал для Фельденкрайза трехгодичные курсы в Институте гуманистической психологии в Сан-Франциско (1975-1977), что закрепило славу Фельденкрайза как гениального исследователя и практика в области функциональной реабилитации.

В 1980 г. Фельденкрайз начал новый обучающий курс в Массачусетсе, но не смог завершить его. В 1981 г. в Цюрихе он перенес кровоизлияние в мозг, был оперирован, но полностью поправиться уже не смог.

В июле 1984 г. Мойше Фельденкрайз умер.

 


 

Приложение 3

Отрывки из книги А. Лоуэна «Радость»

(для методики «Где живут эмоции»)

 

Проективная методика «Где живут эмоции» помогает в осознавании проявлений собственной телесности.

Выполнять ее рекомендуется при вхождении в терапевтическую работу и по завершении ее.

Можно обсудить следующее:

Как вы переживаете те или иные эмоции в теле? Какими соматическими ощущениями они сопровождаются? Являются ли эти ощущения болезненными? Как вы выражаете различные эмоции? Ваши способы выражения гнева, печали, радости и других эмоций. Как ваши ощущения соотносятся с теоретическими и практическими исследованиями телесности А. Лоуэна? Изменилась ли картинка после терапевтической работы? Где (в какой части тела) произошли изменения?

Нарисуйте человечка с гармоничной телесностью, согласно воззрениям А. Лоуэна.

 

Ощущение жизни тела (радость)

 

«Радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму. Человек не в состоянии заставить свой разум испытать радость. Все позитивные телесные ощущения начинаются с некоторого исходного состояния, которое может быть описано как «хорошее». Его противоположность— когда человек чувствует себя «плохо», а это означает, что вместо позитивного возбуждения у него за счет чувства страха, отчаяния или вины имеет место противоположное, негативное возбуждение. Если страх или отчаяние слишком велики, то они полностью подавляют все иные чувства и в таком случае тело цепенеет, становясь онемевшим или безжизненным. Когда чувства совершенно подавлены, человек теряет способность чувствовать, что означает погружение в депрессию — состояние, которое, к несчастью, может у отдельных людей превратиться в настоящий образ жизни. С другой стороны, когда, начиная с исходного состояния хорошего самочувствия, приятное возбуждение постепенно нарастает, человек испытывает радость. А когда радость переполняет все существо, она переходит в экстаз.

Если телесная жизнь сильна и упруга, то чувства, подобно погоде, бывают изменчивы. В какой-то момент мы можем быть обозлены, потом полны любви, а еще позже — начать плакать. Печаль может смениться удовольствием точно так же, как после солнечного дня может хлынуть дождь. Такие перемены настроения в человеке, подобно переменам погоды, никак не нарушают какой-то основополагающей уравновешенности его личности. Все эти изменения происходят только на поверхности и не нарушают тех глубинных пульсаций, которые дают человеку ощущение полноты и качества бытия. Подавление чувств представляет собой омертвляющий процесс, который влечет за собой снижение внутренней пульсации тела, его жизненной силы, или витальности, его состояния положительного возбуждения. По этой причине подавление одного чувства ведет к подавлению всех прочих. Если мы подавляем свой страх, то тем самым подавляем и свой гнев. А результатом подавления гнева становится подавление любви.

Нас, людей, членов человеческого сообщества, в очень раннем возрасте учат тому, что определенные чувства являются «плохими», в то время как другие — «хорошими». Фактически именно это сформулировано в Десяти Заповедях. Любить и почитать своего отца и мать — это хорошо, ненавидеть их — плохо. Грешно возжелать жену твоего соседа, хотя если она — привлекательная женщина, а ты — полный жизни мужчина, то такое желание более чем естественно.

Здесь важно, однако, отметить, что питать чувства — это вовсе не грех; общественно значимый интерес представляет лишь конкретное действие, порождаемое чувством. В целях сохранения социальной гармонии мы налагаем на поведение людей определенные правила контроля и регулирования. Такие заповеди, как «не убий» или «не укради», представляются совершенно необходимыми ограничениями, если люди живут совместно в составе больших или малых групп. Люди являются существами общественными, выживание которых зависит от совместных и скооперированных действий всей группы. Ограничения на поведение, которые способствуют росту благосостояния группы и ее процветанию, вовсе не обязательно вредны или оскорбительны для индивидуума, входящего в эту группу. Совсем другое дело —ограничения, налагаемые на чувства. Поскольку чувства образуют собой телесную жизнь человека, то оценивать чувства как «хорошие» или «плохие» — значит оценивать данного индивида, а не его действия и поступки.

Осуждать любое чувство — значит осуждать саму жизнь. Родители зачастую делают именно так, говоря…»

 

Капитуляция воли (отчаяние – истоки отчаянного сопротивления клиента в терапии)

 

«Люди обращаются к психотерапевту потому, что нуж­даются в изменении некоторых аспектов своего поведе­ния и своей личности. На сознательном уровне они хотят измениться, но в то же самое время бессознательно сопро­тивляются изменению. Такое сопротивление в значитель­ной своей части вытекает из их желания держать процесс собственного изменения под контролем. Полная и безого­ворочная капитуляция перед терапевтическим процес­сом означает, в частности, отказ от такого контроля, отказ, который видится пациенту как безраздельное подчине­ние терапевту. А это, в свою очередь, ведет к тому, что у пациента начинает расти ощущение уязвимости, а также множатся мысли о том, что его снова будут неверно пони­мать, обижать и унижать, как это бывало в детские годы, когда он был беспомощен перед сложившейся семейной ситуацией. Ввиду наличия такого «исторического фона» пациент рассматривает терапевта как лицо, имеющее над ним власть, а также как лицо, которому он, пациент, дол­жен противостоять и сопротивляться, чтобы сохранить свою интегральную цельность. В этих обстоятельствах терапевтический процесс часто превращается в силовую борьбу, которая на деле представляет собой не что иное, как борьбу пациента за то, чтобы избежать капитуляции.

Мысль о капитуляции, о том, чтобы сдаться, пугает большинство людей. «Позволить распоряжаться» или «предоставить права» телу и собственному Я — эти фра­зы для многих звучат заметно более приемлемо, но люди просто не понимают, что именно означают подобные фор­мулировки на самом деле, — в итоге на практике соот­ветствующие действия оказываются для них столь же пугающими. Невротические модели поведения были вы­работаны ребенком в раннем детстве в качестве средст­ва выживания, и даже невзирая на то, что сейчас, во взрослой жизни, они доказали свою, контрпродуктивность, ин­дивидуум цепляется за них, как за саму жизнь. Эти мо­дели настолько укоренились в личность и стали настоль­ко органичными, что человек воспринимает их как неотъемлемую часть своей натуры. Да они и воистину являются второй натурой — первой натурой было не­винное и открытое дитя, — но эта первая натура оказа­лась утраченной и представляется невозвратимой. За не­малое количество взрослых лет человеку довелось жить со своей второй натурой настолько долго, что он воспри­нимает ее как нечто вполне удобное и привычное вроде пары старых, разношенных башмаков.

И тем не менее, коль скоро человек явился к терапевту, то один этот факт представляет собой молчаливое признание того, что его вторая натура в каких-то важных аспектах потерпела неудачу. Но это вовсе не означает, что данный пациент готов на практике отказаться от этой самой второй на­туры. Изменение, которого он ищет, сводится к другому: он хотел бы сделать свой характер (или вторую натуру) успешно работающим. Он открыт обучению новым спо­собам справлятся с жизнью и действовать, но совершен­но не готов отказаться от своей стратегии выживания. Такой настрой пациента по отношению к терапии из­вестен как сопротивление. Иногда оно наглядно прояв­ляет себя уже на самых ранних стадиях терапевтическо­го процесса, когда пациент выражает недоверие терапев­ту или ставит под вопрос его компетентность.

Лично я приветствую четкое и ясное заявление пациента об ис­пытываемом им недоверии. Поскольку в детские годы те, кому он доверял, обманули его надежды и причинили ему вред, он был бы по меньшей мере наивен, начав вдруг доверять незнакомцу, о котором ему мало что известно. Психотерапевтическая компетентность отнюдь не гаран­тируется ни дипломами, ни популярностью. Никакой те­рапевт не может изменить пациента в большей степени, нежели пациент в состоянии изменить себя сам. Тера­певтические изменения представляют собой процесс рос­та и интеграции, которые являются результатом того, чему пациент научился и что он испытал во время терапевтического процесса.

Лучшим судьей всего этого является сам пациент. К сожалению, большинство пациентов не доверяют собственным ощущениям и чувствам – и это недоверие является частью их характерологической проблемы. Пребывая в отчаянии, многие из них испытывают желание отказаться от контроля над собой и передать его терапевту, питая при этом иллюзию, что тот сумеет изменить их. Умение капитулировать, о котором я веду речь, означает, что нужна капитуляция перед самим собой, а не перед другим человеком…»

 

Страх: парализующая эмоция

«Все пациенты, проходящие терапию, — это люди, переполненные страхом. Некоторые из них не осознают свой страх, другие отрицают его. Очень немногие по-настоящему воспринимают всю глубину владеющего ими страха. В предшествующих главах я подчеркивал, что пациентов пугают такие испытываемые ими эмоции, как любовь, гнев и печаль. В такой же, если не в большей мере, они боятся и своего страха. Хотя страх как таковой и не является угрожающей эмоцией, он представляет собой эмоцию парализующую. Особенно справедливо указанное утверждение, если речь идет об очень сильном страхе, иными словами — об ужасе. Когда живой организм испытывает ужас, он застывает и теряет способность двигаться. Если чувство ужаса не столь велико, обстановке впадают в ужас. Они застывают, буквально коченеют от страха. Когда в дикой природе животное испытывает ужас перед хищником до такой степени, что теряет способность ускользнуть от него, то, как правило, оно окажется убитым. Если же ему все-таки удастся улизнуть и выйти из переделки невредимым, то владеющий им страх вскоре рассеется, и это животное вернется в норму. Для ребенка, который ощущает страх перед родителями, нет возможности удрать или как-то скрыться. Поэтому он оказывается вынужденным делать что-то, чтобы преодолеть состояние паралича. Это означает, что он должен подавлять и отрицать свой страх. Против чувства страха ребенок мобилизует свою волю. Чтобы выразить свою решимость, он напряжением соответствующих мышц стиснет челюсти, как-бы говоря тем самым «Я не стану бояться». В тоже время он в какой-то степени диссоциируется, или, иначе говоря изолируется от своего тела и от реальной действительности и будет отвергать враждебность и угрозу, исходящие от родителей. Все эти меры направлены на обеспечение выживания, и хотя они позволяют ребенку выкрутиться, а в конечном итоге вырасти и избавиться от возможного нападения родителей, одновременно они становятся для такого подростка образом жизни, потому что оказываются структурно встроенными в его тело. Подобный ребенок живет в перманентном, никогда не уходящем чувстве страха – независимо от того, чувствует он сам это или нет…»

 

Стыд страха

 

«Родители часто стыдят своего ребенка за то, что он испытывает страх; это заставляет ребенка отрицать наличие страха и действовать храбро. Но если кто-то не ощущает страх, то это вовсе не значит, что он полон отваги, а говорит лишь об отсутствии у него чувства страха. Никакое дикое животное не знает понятия «хорошего» или «плохого», не испытывает стыда и не чувствует себя в чем-то виноватым. Никакое животное не оценивает свои чувства, свои действия или себя самого в целом. Никакое животное, обитающее в естественной природе, не обладает супер-эго или самосознанием. Оно свободно от внутренних ограничений, проистекающих из чувства страха…»

 

Механизм подавления чувства в теле

 

Чувство представляет собой восприятие и постижение какого-то внутреннего движения. Если нет движения, то нет и чувства. Таким образом, если кто-то позволяет своей руке висеть безо всякого движения в течение нескольких минут, то он теряет ощущение руки. Мы говорим, что она «становится омертвевшей». Такой же принцип остается справедливым для всех чувств. К примеру, гнев представляет собой сильный всплеск энергии в теле, активизирующий те мышцы, которым предстоит реализовать действия, связанные с гневом. Этот всплеск является импульсом, который, будучи воспринят сознательным разу-мом, создает чувство. Однако восприятие — это лишь поверхностное явление: импульс, побуждение ведет к возникновению чувства только тогда, когда этот импульс достигает поверхности тела, где располагается обширная мышечная система, обеспечивающая реализацию произвольных движений. В теле наблюдается много различных импульсов, результатом которых не становятся чувства, поскольку они продолжают оставаться внутренними и не выплескиваются наружу. Мы в обычном состоянии не чувствуем биения сердца, поскольку соответствующий импульс не достигает поверхности. Но если сердцебиение становится весьма сильным, то его воздействие ощущается на поверхности тела, и мы осознаем факт наличия своего сердца и воспринимаем его пульсацию.

Когда некоторый импульс достигает мышцы, эта мышца настраивается на действие. Если указанная мышца связана с обеспечением произвольных движений, то соответствующее действие находится под контролем эго и оно может быть ограничено или модифицировано сознательным разумом. Блокирование упомянутого действия создает в данной мышце состояние напряженности, поскольку она энергетически заряжена действовать, но не может этого сделать из-за ограничивающей ее команды, которая поступила от разума. В этот момент напряженность является осознанной, а это означает, что она может достигнуть разрядки, или, иначе говоря, релаксации, путем отзыва или отмены указанного импульса.

Напряжение, впрочем, вполне можно разрядить в другой форме, скажем, изо всех сил стукнуть кулаком по столу, вместо того чтобы стукнуть им по чьей-то физиономии. Если, однако, оскорбление или обида, которые спровоцировали гнев, продолжают выступать в качестве раздражителя, выводящего человека из равновесия, то такой импульс гнева не удается сознательно отменить или отозвать. Указанное замечание верно применительно к конфликтам между родителями и детьми, поскольку последние никуда не могут деваться от родительской враждебности. При этом ребенок в большинстве случаев не располагает возможностью или средствами разрядить накативший на него импульс гнева без риска спровоцировать еще больший гнев и враждебность со стороны родителей. В подобной ситуации напряженность неизбежно становится хронической, болезненной и вредоносной. Облегчения можно добиться только путем достижения онемения или нечувствительности всей соответствующей зоны, превращения ее в нечто ригидное и неподвижное, так чтобы все чувства оказались потерянными.

У тех индивидов, кто длительное время из соображений страха подавлял свой гнев против родителей, наблюдается отчетливо выраженная напряженность мускулатуры в нижнем, или пояснично-крестцовом, отделе спины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.072 с.)