Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №6. Физиологический подход по сандомирскому как интегрирующее методологическое основание в телесноориентированной психотерапии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня существует огромное количество телесно-ориентированных методов и практик (около 40), к сожалению, не имеющих единой теории, способной их объединить. Различные концепции, возникающие в разных культурных пространствах психотерапии, часто не только сильно отличаются, но и противоречат друг другу. Порождается ситуация, когда за счет языка многие концепции говорят об одном и том же, но используют разную терминологическую структуру. Сандомирский называет психотерапию правополушарной коммуникацией, невербальной по своей основе, что затрудняет передачу этого процесса словами (Сандомирский, 2007). Хотя наблюдаются процессы интеграции (НЛП, например), все же физиологический подход, основанный на фундаментальных положениях отечественной и зарубежной науки может служить надежной естественно-научной базой для телесной психокоррекции. Сандомирский выделяет следующие представления:
1. Разработанные в нейропсихологии: ü схема локализации высших психических функций в коре головного мозга; ü данные о функциональной асимметрии полушарий мозга в двух ее аспектах – лево-правый и лобно-затылочный градиент асимметрии; ü 2. Разработанные в нейро- и психофизиологии: ü классическая условно-рефлекторная теория (Павлов И.П.) и теория акцептора действия (П.К. Анохина; ü феномен доминанты (А.А. Ухтомский, В.С. Русинов) и устойчивого патологического состояния мозга (Н.П. Бехтерева); ü феномен синхронизации биоэлектрической активности различных корковых зон (по Н.М.Ливанову); ü представления о психофизиологической специфичности функциональных состояний (по Н.Н. Даниловой); ü феноменология и психофизиология измененных состояний (С.Грофф, ВВ Козлов); ü теория физиологической возрастной регрессии (М.Е. Сандомирский, Л.С. Белогородский). Для телесной психотерапии наиболее важным являются измененные состояния сознания, в основе которых лежит механизм физиологической возрастной регрессии (ФВР). Подобная регрессия представляет собой временный возврат нервной системы взрослого человека в функциональное состояние, в основных чертах повторяющее характеристики состояния нервной системы ребенка. Физиологически – это переход от взрослого состояния нервной системы с доминированием словесно-логического левого полушария (у правшей) к «детскому» правополушарному состоянию, связанному с активацией подсознательно-интуитивных механизмов психики и наглядно-образного мышления. Особенно важно в этом процессе эмоционально-телесное раскрепощение и свобода подсознательного раскрепощения. Сандомирский утверждает, что подобные состояния, которые возникают в процессе телесноориентированного психотерапевтического сеанса, схожи, а может быть имеют единую природу с «пиковыми переживаниями» (Маслоу) или «состояниями потока» (Чиксентмихай), которые достигаются человеком в процессе самостоятельной активной деятельности. Соответственно, с помощью различных техник можно достичь разной глубины возрастной регрессии (Сандомирский, 2000,2001): возврат к периоду внутриутробного развития; возврат к периоду рождения; возврат к периоду новорожденности; возврат к детскому периоду созревания речи; возврат к раннему речевому периоду; возврат к дошкольному игровому периоду Практически все основополагающие телесноориентированные, и не только, концепции утверждают, что телесная социализация и формирование телесного симптома осуществляется именно в раннем детском возрасте, почему так важно обнаружить причину его формирования для того, чтобы открыть возможность работы с самим симптомом. Проблема телесного становления человека заключается не только в соматизации его психологических проблем, но и в том, через какие кинестетические образы-символы телесно обозначается внутрипсихический конфликт личности. Психотерапевт, условно говоря, выступает как переводчик, переводя знаки тела, которые часто игнорируются клиентом, не понимаются им, на вербальный уровень. Сандомирский так описывает механизм фиксации телесного симптома. «Подсознание, послания которого игнорируются, навязчиво повторяет одни и те же «телесные» фразы, упрямо пытаясь заставить сознательное Я обратить на них внимание. Часто оно добивается цели – его телесные высказывания уже не могут остаться незамеченными, но осознаются они лишь как дискомфортные ощущения. Главная же цель остается нереализованной: символическое значение продуцируемых сознанием образов, являющееся, по мнению внутренней цензуры, неприемлемым, по прежнему игнорируется. Подсознание пытается преодолеть защитные барьеры, усиливая интенсивность телесных ощущений… Замыкается порочный круг. И чем больше спонтанные кинестетические образы искажаются и игнорируются, тем больше проявляется тенденция к их «застреванию», превращению в навязчиво-неотступные, тем более болезненными и дискомфортными они становятся» (Сандомирский, 2007, стр. 172). В рамках физиологической парадигмы, подобные телесные ощущения – телесные символы психологической проблемы, рассматриваются как предболезненные состояния. Некоторые телесные символы и их интерпретации (использованы взгляды Райха, Лоуэна, Баскакова, Сандомирского):
Голова – головные боли (по месту локализации): Лоб - проблема выбора, принятие решений (напротив, когда решение долго принималось или долго искался ответ - символически жест «удар по лбу» в момент инсайта); Виски – связаны с жевательными мышцами челюстей, «головные боли возражений», «удержаны челюстями аргументы самооправдания или ответные на критику реплики; Темя – кризис самоидентичности, при утрате опоры, часто сопровождают пограничные состояния; Затылок и задняя поверхность шеи - проблема ответственности, страх наказания (получить по затылку, по шее, втянуть голову в плечи); Круговая боль, как шлем или стягивающая шапочка – «каска неврастеника», высокий уровень общего психического напряжения; Шея – соединение головы и тела, проблема устойчивости (по Лоуэну человек удерживается в реальности двумя полюсами – стопами и верхушкой головы), проблемы голоса (удушение себя) – тихий голос, сиплый голос, частые ларингиты, потеря голоса, обиды (проглоти обиду); Плечевой пояс – сдерживание активности в социальном контактировании, сдерживаемая агрессивность; Грудная клетка: Передная область груди – область сердца, проблемы связанные с интимными контактами (по Лоуэну – удерживаемое чувство любви); Область лопаток и верхняя часть спины – переживание предательства или недоброжелательства окружающих (нож в спину); Область живота – более широкие социальные контакты, деловые контакты, социальные страхи, страх несоответствия социальным ожиданиям; Область поясницы – отсутствие опоры или поддержки, особенно в момент принятия важных жизненных решений, часто сопровождается болями в коленных суставах и стопах (взвалить на спину); Таз, промежность – сексуальность и лидерство (проблемы власти); Ноги: Бедра – подавляемая сексуальность, синдром «русалки» - характерные широкие бедра у женщин;
Коленные суставы – пассивность, блокирование инициативы, психологическая выгода болей – невозможно уйти или топнуть ногой, чтобы настоять на своем; Голени – скрытая агрессивность (судороги в икроножных мышцах); Стопы – проблема опоры (пяточная шпора, поперечное плоскостопие или косточки на больших пальцах, чаще встречающиеся у женщин); Сандомирский полагает, что происхождение вышеперечисленных телесных символических посланий связано с развитием ребенка в диаде «мать-дитя» и представляет собой изначально послания ребенка для матери, служившие телесным выражением эмоционального переживания. Они были необходимы для привлечения внимания матери и побуждали ее к неотложному удовлетворению потребностей ребенка.
Вопросы для самоанализа
- Перечислите основные концепции, включающиеся в физиологический подход телесноориентированной психотерапии. Вспомните в чем заключаются их основные идеи. - Изучите более детально подход Сандомирского и опишите с помощью каких техник и как осуществляется психотерапевтом физиологическая возрастная регрессия. - Как происходит формирование в бессознательном кинестетического образа-символа?
Лекция №7. Некоторые концепции телесноориентированного подхода. Анализ характера и вегетотерапия по В.Райху. Основные понятия биоэнергетической концепции А.Лоуэна. Его представления об основных эмоциях и переживаниях человека. Осознавание через движение М.Фильденкрайза. Вегетотерапия В. Райха.
Вильгельм Райх - основатель телесно-ориентированной психотерапии. Один из первых и лучших учеников З.Фрейда, отделившийся от него и создавший новый метод – вегетотерапию. Вильгельм Райх, используя свой новый метод, впервые начал работать с телом, что противоречило всем правилам и нормам классического психоанализа. В психоанализе полностью исключался любой физический контакт между психоаналитиком и пациентом. Вильгельм Райх первым из психоаналитиков сидел напротив пациента, наблюдал за ним и при необходимости производил различные манипуляции с телом пациента. В 1939 году Вильгельм Райх открыл оргонное излучение, и вскоре термин «вегетотерапия» был заменен им на термин «оргонная терапия». Суть метода заключается в том, что у любого человека в течение жизни формируется характер-панцирь. О формировании такого панциря Вильгельм Райх в своей книге «Анализ характера» писал: «Характер заключается в хроническом изменении эго, которое можно назвать ригидностью. Это — основа хронической характерной модели поведения человека. Смысл такого поведения — защита эго от внешних и внутренних опасностей. Защитный механизм, который стал хроническим, правильнее было бы назвать панцирем, неизбежно снижающим общую психическую мобильность». Вильгельм Райх показал, что заключение характера в панцирь связано с мышечным панцирем и не допускает проявления чувств и ощущений органов, в особенности страха, ярости и полового возбуждения. Вильгельм Райх установил, что мышечный панцирь имеет сегментарное строение. Сегменты панциря, или панцирные кольца расположены перпендикулярно позвоночнику. Панцирь состоит из семи сегментов и каждый из них в определенных жизненных ситуациях сдерживает реакции отреагирования на эти ситуации. Панцирь сдерживает следующие реакции: 1. Глаза - плач. Глазной сегмент (включает круговые мышцы глаз, мышцы глазного яблока, височную мышцу, лобную мышцу и затылочную мышцу, которые соединяются сухожильным шлемом). Внешне глазной блок выглядит в виде неподвижных, лишенных выразительности глаз и неподвижного лба. Броня глазного сегмента возникает в детстве и в течение жизни значительно упрочняется. По глазам можно многое узнать о человеке, по тому, как человек плачет, грустит, сердится, лжет, отстраняется, пугается, стыдится, смеется и т.д. Недаром глаза называют зеркалом души. Наверное, каждый, когда то слышал фразу: «Смотри в глаза». Если ребенок не справляется с видом лица взрослого, искаженного гневом и не смеет отвести глаза, он делает взгляд, который называется «смотреть сквозь», превращая взрослого в привидение. Очень часто клиенты с глазным блоком страдают различными глазными болезнями, головными болями, а также затрудняются выражать свои чувства плачем.
2. Рот - плач, крик, гнев. Оральный сегмент. Рот (мышцы челюсти, подбородка, горла, круговая мышца рта, мышцы затылка). Напряжение мышц этой области сдерживает наши возникшие еще в младенчестве желания, чувства и реакции, такие как крик, плач, гнев, гримасничанье, кусание и сосание. Рот наш, как правило, закрыт, челюсти постоянно сжаты и очень часто даже во сне.
3. Шея - гнев, крик, плач. Шейный сегмент включает глубокие мышцы шеи и мышцы языка. Здесь панцирь сдерживает гнев, крик и плач, эмоции как будто проглатываются («комок» в горле). Блок возникает в раннем детстве из-за запрета плакать, кричать, гневаться.
4. Грудь, плечи, руки — смех, ярость и гнев, печаль, любовь и страстность. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Райх заметил, что грудной сегмент выражается через позу вдоха – сдерживания дыхания, поверхностного дыхания и неподвижность грудной клетки. А, как известно задержка дыхания - один из основных инструментов подавления любой эмоции, что здесь и происходит. В грудном сегменте закованы самые человеческие чувства по Райху «необузданная страсть», «душераздирающие рыдания», «вопли» или «нестерпимое томление». «Эти естественные эмоции недоступны человеку, закованному в панцирь. Его страсть «холодна», он считает, что плакать «не по-мужски», что это «ребячество» или нечто «неподобающее», а испытывать «страстное влечение или томление» — «мягкотелость» и «отсутствие характера». Люди с блоком в грудном сегменте безынициативны, постоянно себя контролируют, сдерживают и ограничивают. Блокирование в грудном сегменте портит осанку человека. Райх считал грудной сегмент центральной частью всего мышечного панциря и одним из самых важных сегментов влияющих на жизнь человека и его здоровье: «Хроническое расширение грудной клетки может сопровождаться склонностью к повышенному кровяному давлению, дрожью и тревогой, в особо тяжелых случаях может развиваться гипертрофия сердечной мышцы. Разные сердечные заболевания возникают непосредственно из-за хронического расширения грудной клетки и косвенно — из-за синдрома тревоги. Легочная эмфизема — это результат хронического расширения грудной клетки, отсюда же предрасположенность к пневмонии и туберкулезу. Грудной панцирь проявляется в неловкости рук и выражается в «жесткости» и «неприступности». Жизнь таких пациентов характеризуют отсутствие инициативы и нарушение дееспособности, основанные на их неспособности свободно пользоваться руками. У женщин из-за грудного панциря часто пропадает чувствительность в области сосков; отсутствие или недостаточность сексуального удовлетворения и отвращение к грудному вскармливанию также представляют собой непосредственный результат этого панцирного сегмента» (Райх, 1999). Грудной зажим проявляется несколькими симптомами, такими, как затрудненное дыхание, напряженные, влажные и холодные руки, напряженно поднятые или безвольно опущенные плечи, впалая или расширенная грудь, отсутствие гибкости тела.
5. Диафрагма — сильный гнев, ярость, социальные страхи, а так же отвращение, брезгливость и неспособность к рвоте или наоборот частые приступы тошноты. Диафрагмальныйсегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается лордозом, т.е. изгибом позвоночника, обращенным выпуклостью вперед (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте или наоборот страдают от постоянного чувства тошноты). Также человек с диафрагмальным блоком испытывает трудности с дыханием, особенно с выдохом.
6. Живот - злость и неприязнь. Спина и поясница - страх нападения, страх быть застигнутым за каким ни будь занятием. Брюшной сегмент включает в себя широкие мышцы живота, мышцы поясницы и спины. При наличии брюшного блока, человек испытывает упадок сил, вялость и апатию, часто страдает расстройством пищеварения. Раскрытие верхних сегментов, позволяет достичь расслабления брюшного блока достаточно легко.
7. Таз – сдерживает естественную потребность в получении удовольствия, ощущение сексуального возбуждения и удовлетворения и спонтанное выражение гнева. Тазовый сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз выглядит бесчувственным и несексуальным. Этот блок возникает ранее других блоков и считается самым сложным. В. Райх в своей книге «Анализ характера» описывает достаточно много патологических симптомов, связанных с наличием тазового сегмента: «Имеют место запоры, люмбаго, различные виды опухолей прямой кишки, воспаления яичников, маточные полипы, доброкачественные и злокачественные новообразования, раздражимость мочевого пузыря, вагинальная нечувствительность, нечувствительность поверхности пениса с раздражимостью уретры. У мужчин тазовая аноргония вызывает эрективную импотенцию или преждевременную эякуляцию. У женщин можно обнаружить полную вагинальную нечувствительность или спазм вагинальной мускулатуры (Vaginismus). Часто имеют место бели, а анализы показывают наличие микроорганизмов в вагинальном эпителии (Trichomonas vaginaüs). Существуют специфическая тазовая тревога и специфический тазовый гнев. Как и плечевой сегмент панциря, тазовое кольцо накапливает эмоции тревоги и гнева. Оргастическая импотенция порождает вторичный импульс к достижению сексуального удовлетворения при помощи силы. Когда импульс к половому акту начинает соответствовать биологическому принципу удовольствия, происходит следующее: приятные ощущения неизбежно оборачиваются импульсами гнева, потому что панцирь препятствует развитию непроизвольных конвульсивных движений этого сегмента; возникает болезненное чувство «необходимости прорваться», которое нельзя назвать иначе, как садистским. Как везде в сфере живого, сдерживаемое в тазовой части удовольствие оборачивается гневом, а обуздываемый гнев — мышечными спазмами. В ходе клинических исследований можно увидеть, что независимо от того, насколько продвинулось разрушение тазового панциря и насколько подвижным стал таз, в этой области тела не возникнет приятных ощущений, пока тазовая мускулатура не высвободит гнев» (Райх, 1999). С точки зрения Райха, пережить положительные чувства невозможно, пока не произошла разрядка отрицательных эмоций. В течение жизни, за счет сдерживания, панцирь все более и более укрепляется, становясь крепкой броней, которая тормозит движение жизненной энергии, движение энергии оргона в теле и не дает человеку жить полной, насыщенной жизнью, как физической, так и духовной. Поэтому воздействие на мышечный панцирь приводит к отреагированию индивида на языке тела и может быть инструментом решения психологических проблем, и как следствие психосоматических проблем человека. Интересно, что китайское учение об энергетических меридианах тела, по которым течет космическая энергия Ци или, а так же индийское учение об энергетических каналах, которые связывают семь основных чакр, с помощью которых человек поглощает жизненную космическую энергию Прану имеют те же принципы, что и учение Вильгельма Райха, а именно то, что торможение протекания космической энергии или недостаток этой энергии в теле человека приводит к психологическим проблемам и физическим болезням. И основной задачей является гармоничное насыщение космической энергией тела человека и восстановление беспрепятственного течения этой энергии в организме.
Биоэнергетика Лоуэна.
Биоэнергетический анализ (биоэнергетика) — метод телесно-ориентированной психотерапии, разработанный в 1940—50-х годах американским психотерапевтом Александром Лоуэном. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Вильгельмом Райхом системе оргонотерапии, которой Александр Лоуэн занимался в 1945—1953 гг., и непосредственно связана с ней. «На поверхностном уровне психика и соматика воздействуют друг на друга. Однако на более глубоком уровне не существует ни психики, ни соматики, а есть только единый организм, имеющий в своем ядре биологическую энергию». Биоэнергетический анализ Лоуэна – своеобразный способ преодоления внутренних конфликтов человека с помощью телесной работы, революционный метод психотерапии, “изюминкой” которого служит сплав собственно психоаналитического процесса и целенаправленной работы пациента над своим физическим телом. Опираясь на идею Зигмунда. Фрейда о том, что душевный конфликт выражается в виде телесных напряжений, Александр Лоуэн разработал собственную систему техник работы с телом. По мнению Александра Лоуэна, личность и характер человека отражаются в физическом строении. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Неврозы проявляются в телесном облике человека — в строении его тела и движениях. Движение рассматривается с точки зрения основных физических законов, т. е. для него необходимо высвобождение энергии, при котором действие равно противодействию, вся энергия взаимозаменяема и может быть приведена к общему знаменателю. Биоэнергетика уходит корнями в техники работы с телом, предложенные американским психоаналитиком Вильгельмом Райхом. Биоэнергетический анализ продолжает развивать идеи существования «энергии жизни». Ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх исследовал функцию и принцип действия жизненной энергии в ходе развития человека. Он обнаружил, что поток жизненной энергии блокируется в силу необходимости, если человек отстраняется от болезненных и тревожных чувств и опыта. При хроническом опыте подобного рода, особенно в раннем детстве, такие блокировки проявляются в поверхностном дыхании, в стесненной подвижности и в недостаточной живости. Они являются своеобразной защитой и служат для того, чтобы оградить человека от тревожных чувств. Биоэнергетика – это путь познания своей личности через тело и энергетические процессы, которые в нем происходят. Количество энергии, которой обладает человек и то, насколько эффективно он ее использует, предопределяет реакции его организма на внешние раздражители. Биоэнергетическая терапия по Лоуэну отличается от терапии Райха, хотя в принципиальных положениях биоэнергетики можно найти сходство: – личность и характер отражаются в теле, неврозы проявляются в физическом облике, т.е. строении тела и движениях; – ощущения, испытываемые человеком от собственного тела, проявляются в движениях, которые служат ключом к пониманию эмоционального состояния; – для воссоединения сознания и тела необходимо избавиться от помех, препятствующих самопроизвольному освобождению тела от напряжения. Используя творческий багаж своего учителя Вильгельма Райха, Лоуэна создал собственную школу телесно-ориентированной терапии, имеющую ряд качественных отличий от практики своего предшественника. Лоуэн считал, что раскрепощение тела приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, которую испытывает большинство людей. Развивая вслед за Райхом концепцию «энергии», Александр Лоуэн считал, что «биоэнергия» участвует во всех жизненных процессах — таких, как движение, мышление и чувства. Биоэнергия – это единая энергия, заключенная в человеческом теле, которая проявляется и в психических реакциях, и в физических движениях. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Общая биоэнергетическая модель предполагает, что заблокированные страхом и потому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются или подавляются. Все это, в конечном итоге, приводит к нарушениям энергетических процессов в теле, телесной скованности и неблагоприятному изменению психики. Теоретическая биоэнергетическая терапия структурирована в соответствии с представлениями о существовании телесных аналогов трехкомпонентной структуры сознания (Оно, Я, Сверх Я). Ее цель - воссоединение сознания и тела. Для достижения этого необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения. По мнению Лоуэна, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. Биоэнергетический анализ способствует освобождению тела от напряжения, которое возникает в результате неправильного положения тела. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. Здоровый человек связан с землей (“заземлен”) и получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, проявляющаяся в виде мускульной зажатости и образующая зоны напряжения в теле. Ученый сформулировал «принцип реальности», согласно которому «зрелость, обеспечивающая правильную позицию и позволяющая принимать верные решения, подразумевает полноценное включение в реальность. Основой реальности для каждого человека является факт физического существования в собственном теле». Реализация этого принципа связана с «заземлением».«Когда мы говорим, что человек хорошо заземлен, или что он крепко стоит на земле, это означает, что человек осознает себя и окружающее. Быть заземленным означает быть связанным с основными реалиями жизни: с телом, сексуальностью, окружающими людьми и т.д. Мы связаны с ними в той же самой степени, что и с землей», говорил Лоуэн. Для фактического «заземления» Лоуэн разработал специальные техники, отличающиеся от подхода В.Райха. Важное значение уделяется понятию удовольствия как такового (тогда как В. Райх помещал на первое место удовольствие сексуальное). Кроме того, Лоуэн ввел разнообразие исходных позиций для упражнений, уделив значительное внимание ногам в качестве опоры. Это то, что касается роли психотерапевта. В биоэнергетике у клиента больше активности и больше свободы, чем в райховских методиках. Он должен прилагать сознательные усилия, напрягая различные участки тела и разучивать упражнения для того, чтобы выполнять их дома самостоятельно, без присмотра специалиста. Лоуэн полагал, что главной причиной психосоматических расстройств, неврозов и депрессии является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Ученый утверждал, что игнорирование и непонимание человеком собственных чувств, приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения. При этом восстанавливается свободная циркуляция жизненной энергии, что приводит к глубинным личностным изменениям. Любой невроз – это искажение или нарушение отношений человека с реальностью. Единственной достоверной реальностью для каждого человека является его собственное тело. Можно предположить, что для того, чтобы вывести человека из состояния невроза, надо прежде всего вернуть его сознание в состояние единства с телом. Поэтому терапевтическую работу с пациентами Лоуэн начинал с пристального внимания к их физическому облику: какова поза, осанка, мимика, жесты пациента? Как он дышит? Расслаблен или напряжен его живот? В каком состоянии находится его мышечная масса? Какие движения он может выполнять, а какие представляют для него трудность? И большая часть работы, которую предстояло проделать, сводилась к снятию хронического напряжения с мышц при помощи тщательно разработанной системы упражнений. Основываясь на психических и физических проявлениях характера человека, Александр Лоуэн выделил пять типов характеров: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и «ригидный». Помимо этого в биоэнергетической терапии введен ряд понятий, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня» и «заземление», что является принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Биоэнергетика направлена на восстановление так называемой «первичной сути» человека посредством достижения свободы самовыражения и мобилизации энергетического потенциала тела. Она сочетает работу с телом и «умом», помогая людям в разрешении их эмоциональных проблем и реализации потенциала для получения удовольствия и радости жизни. По мнению Лоуэна, люди, которые страдают неврозами, большую часть своей энергии тратят на поддержание работы психологических защитных механизмов, которые предохраняют от влияния как реальных внутренних ощущений и внешних воздействий, так и воображаемых страхов, с помощью мышечного напряжения. Если расслабить соответствующие напряженные мышцы, само чувство страха и его причина становятся доступными сознанию. В процессе работы Александр Лоуэн использует напряженные позы. Они предназначены для энергетизации хронически напряженных частей тела, что, в конечном итоге, приводит к их расслаблению. Напряжение в постоянно зажатых частях тела увеличивается до тех пор, пока оно не станет настолько большим, что человек вынужден будет расслабить свой защитный панцирь. Дрожание, которое часто сопровождает эти позы, является показателем энергетизации мышц, сжимаемых защитным панцирем. Часто биоэнергетическая работа концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей. Лоуэн пишет: «Мы начинаем с ног и ступней, потому что они – основание и опора эго-структуры. У них есть и другая функция. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реальностью в нашей жизни, с землей или почвой». Проявление человеком негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. Лоуэн полагал, что биоэнергия курсирует между двумя полюсами, один из которых расположен в верхней части тела, а другой - в нижней. Верхняя часть тела в основном ответственна за поглощение энергии — либо в виде еды и кислорода, либо в виде получения впечатлений. Избыток энергии разряжается через движения или через половые органы в нижней части тела. У здорового человека эти два основных процесса - зарядки (наверху) и разрядки (внизу) - находятся в равновесии. Рис.1. Нормальная циркуляция биоэнергии в теле человека.
Большинство людей, считал Лоуэн, находятся в состоянии расщепления, которое в теле выражается напряжением в области диафрагмы и отсутствием брюшного дыхания. Энергетические потоки в теле буквально разделены этим напряжением на две части. Разум такого человека воюет с чувствами, желания – с запретами. Неврозы и страхи при таком положении дел неизбежны. Рис.2. Затрудненная мышечными напряжениями циркуляция биоэнергии.
У современного человека нижние части тела обычно становятся энергетически недозаряжеными. Человек живет только верхней частью тела – разумом и анализом, при этом его сознание оторвано от корней (бессознательного). Он не может получить необходимой разрядки (в том числе и сексуальной разрядки), не чувствует связи с реальностью. Он «парит в облаках», будучи не в состоянии спуститься на землю до тех пор, пока не рухнет сама иллюзия, за которую он цеплялся. Но даже после этого он не удерживается на земле, а ищет следующую иллюзию. И только если человек чувствует свой живот и ноги, возможно избежать расщепления между сознательным и бессознательным, между эго и телом, духовностью и сексуальностью, между своей самостью и остальным миром. Перенос чувств в живот и в ноги Лоуэн называет заземлением. Заземленный человек «твердо стоит на ногах» - чувствует твердую поддержку земли и мужество встать на нее или передвигаться по ней по своему усмотрению. Заземление у Лоуэна, как и все остальное, не просто психологическая метафора, а часть его биоэнергетической концепции. Оно похоже на заземление электричества: как при заземлении электричества происходит выход излишнего заряда, так и в человеке заземление служит для выхода телесного возбуждения. Верхняя половина тела тоже часто имеет свои специфические области напряжения, которые препятствуют естественному глубокому дыханию. Жесткая, напряженная грудная клетка снижает ощущения в этой части тела, особенно связанные с сердцем. Когда сердце заключено в жесткую грудную клетку, любовь не может быть свободной, она зажата и ограничена. Спазмы мышц в плечевом поясе, которые препятствуют естественным движениям рук или походке, влияют на дыхание человека. Они не дают ему полностью выдохнуть, что вызвало бы ощущения в области таза. Эти спазмы подвешивают человека, будто на вешалку для одежды, не давая ему полностью достичь фазы выдоха дыхательного цикла. Кольцо напряжения вокруг основания черепа влияет на подвижность челюсти, удерживая ее либо во втянутом, либо в вытянутом положении. Втянутая челюсть указывает на препятствия в самоутверждении, выступающая челюсть — символ твердости и неповиновения. Так как напряжение челюсти включает в себя и напряжения внутренних мышц, находящихся у основания черепа, то это кольцо напряжения блокирует поток чувств из тела к голове. Существуют и другие области хронического мышечного напряжения, которые нарушают дыхательные волны и блокируют свободный поток энергии в теле. Например, спазмы длинных мышц спины и ног создают общую жесткость тела, которая мешает прохождению потока. Для решения этих проблем Александр Лоуэн разработал целую систему поз и упражнений, многие из которых со временем перекочевали в другие направления телесно-ориентированной терапии. Среди них особо известна «арка Лоуэна» - статичная поза, внешне совершенно несложная, но выполнить ее оказывается невозможно, если в теле человека есть хронически напряженные мышцы. Основными приемами биоэнергетики являются разнообразные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы («арка Лоуэна», «тазовая арка»), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Только если в теле человека нет мышечных блоков, препятствующих свободному протеканию энергии, человек ощущает себя как единство и находится в гармонии с самим собой. Его чувства не спорят с разумом, его сексуальность не мешает духовности. Его действия спонтанны, свободны, а поведение так же гибко, как и его тело. Раскрепощая свое тело, человек обретает свободу от мышечного напряжения, что приводит к восстановлению свободной циркуляции жизненной энергии и ведет к глубинным личностным изменениям. Здоровый человек в состоянии сознательно контролировать выражение своих чувств, и способен отключать самоконтроль, отдаваясь спонтанности. Он имеет доступ в равной степени и к неприятным чувствам (отчаяние, страх, боль, злость), и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, к чувству радости и любви.
Метод Фельденкрайза.
Метод Фельденкрайза предназначен для того, чтобы вернуть естественную грацию и свободу, которой каждый из нас обладал в детстве. Последователи школы Фельденкрайза обучаются таким видам движений, которые позволяют им найти наиболее эффективный способ движений, устраняют мышечные напряжения и неэффективные привычки двигаться, приобретенные ими за годы жизни. Моше Фельденкрайз (Moshe Feldenkrais) получил степень доктора физики во Франции и работ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.013 с.) |