Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Завершающий этап. Отработка чувств и выход из ситуации тренинга.

Поиск

 

Задачи:

· Осознавание возможных изменений эмоционального состояния, телесных ощущений.

· Анализ оставшихся «хвостов» – непроработанных проблем и выхода из ситуации с наименьшими потерями.

· Определение тех мероприятий, которые участники намерены предпринять после тренинга.

· Подведение итогов тренинга и основных выводов о личном и групповом опыте.

Разминка. Упражнение «Групповой танец»

Задача этого упражнения осознавание и принятие группового опыта. Участникам дается задание составить групповой танец, который бы отражал развитие группы с первого занятия до последнего. В танце может быть роль для всех отдельно и даже для ведущего.

Вопросы для обсуждения: Произошла ли динамика внутригрупповых отношений? Что произошло с вами? Как вы оцениваете опыт, полученный в группе? Изменилось ли ваше отношение к группе и к каждому участнику?

Упражнение «Сотворение мира». Материалы: пластилин, доска для лепки.

Все участники садятся в круг. Желательно, чтобы все происходило на полу. Ведущий настраивает участников на работу, рассказывает любой миф о сотворении мира. Затем просит каждого вылепить свой собственный мир из пластилина. Условие – в нем пока нет человека. Когда задание выполнено все участники представляют свои миры. После этого ведущий просит из собственного мира слепить шарик разделить его на две части, одну побольше и одну поменьше. Из той, что побольше снова выделить часть поменьше и часть побольше. Взять часть побольше разделить снова на две – меньшую и большую. Меньшую разделить пополам, большую – на две части: опять побольше и поменьше. Ту часть, которая поменьше разделить пополам. Всего должно получиться семь частей. Из них слепить человечка. Когда человечек вылеплен, ведущий просит на него внимательно посмотреть и слепить ему подарок. Подарок может быть любой: материальный и нематериальный.

Свободное обсуждение упражнения.

Методические примечания: Это упражнение актуализирует непроработанные в тренинге проблемы и позволяет их осознать, гармонизирует внутреннее состояние, позволяет продифференцировать те эмоции, которые возникают. Хорошим стимулом в этом упражнении может быть сопровождающая его музыка.

Упражнение заканчивается тем, что из всех человечков вылепляют один большой разноцветный пластилиновый шар и передают его друг другу со словами пожеланий. Это упражнение вызывает душевный подъем у всех участников и подводит к возможности искреннего и открытого разговора о том, что получилось в тренинге, а что нет; сбылись ли ожидания участников или нет? Каковы личные результаты участников тренинга.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М:Изд. Центр «Академия», 2000

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

Боаделла Д. Формативный процесс и организующее поле. Бюллетень АТОП. 2003. №3

Большой психологический словарь /Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. 2003.

Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. /Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. 2004. С.133–148.

Выготский Л.С. Из записных книжек//Вести Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1977.№2. С. 89-95

Выготский Л.С. Из записных книжек//Вести Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1982. №1. С.60-67

Газарова Е.Э. Психология телесности. / Е.Э. Газарова. - М.: Институт обще гуманитарных исследований, 2002

Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. Т. 26. № 3. 2005. С.15–24.

Гордеева Н. Д. Микроструктура внутренней формы действия // Вопросы психологии. 2000. № 6. С.100–111.

Гордеева Н.Д, Зинченко В. П. Рефлексивное управление как условие осуществления движений и построения целесообразного действия. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6. С. 26–41.

Демская А., Семенова Н. У Щукина на Знаменке… М., 1993.

Запорожец А. В. Психология действия. М., 2000.

Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М., 1997.

Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. М., 2002.

Зинченко В. П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 79–97.

Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Послесловие к кн. Риты Л. Аткинсон, Ричарда С. Аткинсон и др. Введение в психологию. М. 2003. С. 649–662.

Кант. И. Критика чистого разума. Минск, 1998.

Кроник А.А. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений / А.А. Кроник, Е.А. Кроник; - М.: Мысль, 1989

Леви Т. С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Междисциплинарные проблемы психологии телесности /Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004. С.288–309.

Леонард Л.Ш. Эмоциональная женская травма. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2011г.

Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн. - М.: Издательская фирма «Компания ПАНИ», 1996.

Лоуэн А. Предательство тела / А. Лоуэн. - Екатеринбург: Деловая Книга, 1999

Лоуэн А. Язык тела / А. Лоуэн. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997

Лоуэн А. Биоэнергетика: терапия, которая использует язык тела / А. Лоуэн. - СПб.: Речь,2000

Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. СПб., 2000.

Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.

Николаева В.В. От традиционной психосоматики к психологии телесности / В.В. Николаева, Г.А.Арина // Вестник МГУ. Сер. 14, 1996. - №2. – С.9-17

Подорога В. Феноменология тела. М., 1995.

Психологическая энциклопедия /Под ред. Р.Корсини и А. Ауэрбаха. СПб., 2003.

Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005.

Раджниш Б. Ш. Совершенный мастер. Челябинск, 1994.

Райх. В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков: пер. с нем. - М., 1999.

Райх В. Функция оргазма / В. Райх. - СПб.,М.,:Университетская книга, 1997.

Сандомирский М.Е. Физиологическая возрастная регрессия как механизм психотерапевтических измененных состояний сознания и индикатор эффективности невербальной коммуникации психотерапевта с пациентом // Интеллектуальный продукт. Зарегистрирован ВНТИЦ 04.09.2001г., регистрационный № 72200100029

Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство-М.: Независимая фирма «Класс», 2007

Тимошенко Г. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство./ Г. Тимошенко, Е. Леоненко. – М.: Психотерапия, 2006

Тхостов А. Ш. Топология субъекта //Вестник МГУ, 1994. №1, (Психология).

Тхостов А.Ш. Психология телесности /А.Ш. Тхостов. – М.:Смысл, 2002

Шпарага О. Телесный субъект: Я как моя боль и моя любовь. Философско-культурологический журнал «Топос», №2, 2002. С. 76-89

Ухтомский А. А. Доминанта души. СПб., 1996.

Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков / Моше Фильденкрайз. - М.:Институт Общегуманитарных Исследований, 2000.

Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с фран. – М.: «Касталь», 1996г.

Хоружий С. С. О старом и новом. СПб. 2000.

Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

Эльконин Б. Д. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004. С.379–391.

Эпштейн М. Тело на перекрестке времен. К философии осознавания.

Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.


Приложение 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.176 (0.01 с.)