Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной этап. Знакомство с техниками и основными принципами построения телесно – ориентированной терапии.

Поиск

Задачи:

· Знакомство с основными направлениями телесно-оринтированной терапии.

· Становление более индивидуализированного восприятия собственного тела.

· Осознавание «проблемных» частей тела и основных паттернов реагирования.

· Работа с базовыми проблемами тела: сверхконтроль (голова), контакты с людьми (плечи, руки), сексуальная сфера (таз), опоры (ноги).

Вводная лекция

Примерный план построения лекции:

Основные принципы телесной терапии

Вегетотерапия В.Райх. Природа возникновения мышечных зажимов

Биоэнергетика А. Лоуэна

Осознавание через движение по М.Фельденкрайзу.

Работа на основном этапе делится на несколько блоков.

 

Первый блок. Биологическое и социальное тело.

Разминка

Целью разминки является воссоздание атмосферы доверия, расслабления, снятие тревоги и подготовка тела к работе. Очень хорошо для этих целей подходят упражнения разминки из танцевального тренинга.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Движения начинается с пальцев рук, включаются кисти, руки до локтя, руки до плеч, стопы, ноги до колен, ноги до бедер, бедра, живот, голова, все тело. При этом можно произносить звук «Б-р-р». Это необходимо, чтобы снять челюстной зажим.

 

Упражнение «Танец загадка»

Все становятся в круг. Один из участников выходит и пытается имитировать характерные движения кого-либо из присутствующих. Остальные пытаются угадать, кто был загадан.

Вопросы для обсуждения:

- Переданы ли специфические особенности телесного выражения?

- Удалось ли передавать состояния другого человека?

- Что чувствовал я, когда пытался имитировать другого?

Упражнение «Где живут эмоции» (приложение 3). Материалы: лист бумаги А4, простой карандаш, цветные карандаши.

Цель упражнения – понять, как тело отзывается на эмоциональные переживания.

Участников группы просят нарисовать контуры человеческого тела и отметить цветными карандашами, где возникают эмоции (радость, злость, любовь, страх, удивление, отчаяние или жалость, сила)

После выполнения задания рекомендуется обязательно его обсудить в свободной форме.

Тренер подводит итоги обсуждения, напоминая концепцию Райха о телесных зажимах.

Упражнение «Жесты»

Это упражнение состоит из двух частей. А) Цель первой части можно обозначить как осознавание невербальной презентации себя в контакте с другим человеком, когда мы уже организовали контакт, когда мы стремимся к нему и когда мы отказываемся от него. Здесь участники должны научится прислушиваться к своему телу, что ему «нравится», что «не нравится», когда оно напрягается, когда чувствует себя комфортно.

Участникам группы предлагается, прохаживаясь, пытаться вступать в контакт или отказываться от него только невербально. Можно закрыть глаза и поднять руки, развернув их тыльной стороной. Тренер неожиданно останавливает движение и предлагает подумать, кто рядом.

Б) Вторая часть упражнения дает понимание одного из принципов телесной терапии – чем меньше воздействие, тем больший достигается эффект, тем глубже переживание.

Тренер предлагает попытаться с помощью жестов, различных по силе (физической) воздействий выразить любому члену группы участие и симпатию.

Свободное обсуждение.

 

 

Упражнение «Работа с границами»

Упражнение помогает понять, где расположены границы «социального тела», а где естественные природные границы человека. Как человек реагирует на нарушение границ «социального тела» с помощью привычных паттернов поведения, и каковы же его истинные реакции.

Предлагается почувствовать свои границы в положении стоя и лежа. Какие возникают желания тела отреагировать на интервенцию. Можно предложить участникам притягивать и отталкивать друг друга, разбившись в пары. Кто применяет силовые приемы, кто манипулятивные, кто легче идет на сближении, кто «защищается» до последнего?

Свободное обсуждение.

Упражнение на расслабление. Контроль дыхания. Выдох с помощью воображения через разные части тела.

 

Второй блок. Работа с опорами (ноги).

 

Вступительная беседа тренера о телесном понятии опоры.

Упражнение «Арки»

Это упражнение входит в систему работы биоэнергетических представлений А.Лоуэна.

Методические примечания: следует хорошо разогреть членов группы перед началом упражнения. Разогрев проходит по следующей схеме: нарастание нагрузки – снижение в обратном порядке, точно повторяя схему. Движения не должны быть резкие и силовые.

Схема упражнения:

- прогиб вперед – 15 минут;

- прогиб назад – 15 минут;

- прогиб вперед – 15 минут;

- прогиб назад – 15 минут;

- в положении лежа, поднять ноги, не отрывая бедер от пола – 15 минут;

- бег, лежа, плотно прижимая к полу ступни – 15 минут;

- повторяются арки.

Во время выполнения тренер внимательно следит за состоянием участников. Если возникает головокружение, выполнение упражнения прекращается.

В результате может возникнуть глубинное катарсическое переживание вытесненных зажатых эмоций. Этого не следует бояться; по Лоуэну это означает, что произошел прорыв «биоэнергии» в тазовом блоке. Он считал, что тазовый блок или мышечный зажим является основным. После его «размягчения» легче работать с остальными.

Далее можно начинать работать с опорами.

Упражнение «Ходьба».

Участникам предлагается ходить, экспериментируя с ходьбой: ходить на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы. Призывая в помощь воображение, ходить по разным поверхностям (песку, воде, гальке и т.д.)

Разбиться на пары. Походить вместе, наблюдая друг за другом. Свободное обсуждение того, что заметили. Как выражается человеком потребность в опоре? Какими переживаниями это сопровождается?

Упражнение «Я твердо стою на ногах».

В упражнении члены группы экспериментируют с позицией тела, выражающего уверенность, получая обратную связь от других участников группы. Упражнение проводится в кругу. Реакция тела в минуты опасности в разных положениях: стоя, сидя, лежа. Поиск походки уверенного человека. Прогулка по разным почвам и в разных местах с помощью воображения.

Свободное обсуждение своих ощущений.

Упражнение «Колокольчик»

В этом упражнении работа происходит не только с опорами, но и с проблемой установления контакта – работа с базовыми качествами «доверие к себе, доверие к людям». Это состояние выражает словосочетание «Положись на меня».

Участникам предлагается разделиться на тройки. Один из тройки становится боком между двумя другими, стоящими к друг другу лицом. Тот участник, который находится посередине, выбирает в сторону кого из участников ему падать. Остальные должны осторожно поддержать и поставить на место. Тот, кто падает должен сам выбирать, в какую сторону падать.

Подобное этому упражнение «Свеча»

Все участники становятся в круг, доброволец выходит в круг и падает в любую сторону. Остальные поддерживают его.

Для этих целей можно использовать упражнения – падения из разных положений: стоя, со стула, со стола. Эти упражнения на обретение внутренней опоры и доверия.

После выполнения упражнений свободное обсуждение своих ощущений. Его можно сопровождать экспериментами с позициями «Я сильный (ая)», «Я слабый (ая)» Что хочет сделать тело? Каковы внутренние ощущения?

Методические примечания: Ощущение внутренней опоры можно поискать, работая в парах. Понятие «опоры» в телесной терапии широко. Это некое психологическое образование, которое можно определить как обретение уверенности, телесной и душевное конгруэнтности, защищенности. Внутренняя тревога снижается, возникает чувство единения с жизнью и с самим собой. «Опоры» можно использовать в работе с любыми блоками. Такая помощь создает зону безопасности для человека, позволяя ему рисковать в осознавании своих телесных переживаний.

 

Третий блок. Работа с тазовым поясом.

 

Вступительная беседа тренера о тазовом зажиме, о взаимодействии духовности и сексуальности.

Упражнение – разминка. «Танец живота»

Разминка тазового пояса; вращение бедрами в одну в другую стороны, ритмичное качание бедрами в разные стороны

Упражнение «Ромашки и матадоры»

Методические примечания «Ромашки» – так условно называются те, у кого таз заблокирован и обездвижен. «Матадоры» – те, кто псевдоагрессивно движется, выдвигая таз вперед; на первый взгляд кажется, что движения их раскованы и свободны, но это не так. Отличительной чертой по – настоящему сексуального человека является обояние. Обояние, как считает А.Лоуэн, это означает, что человек обладает мягким телом, в котором свободно пульсирует энергия и с каждым дыханием движется таз. Поэтому так важно сочетать работу с тазом и контроль дыхания.

Это упражнение помогает определить к какой группе относитесь вы: к «ромашкам» или к «матадорам».

Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли увидеть спину, когда повернете голову. Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 15 см. Выдвиньте таз вперед. Что с вами происходит? Что происходит с телом? Походите в этой позе. Привычно ли вам так ходить? Медленно отставьте таз. Что с вами происходит? Какая поза привычней?

Согните слегка колени. Расслабьте таз. Проверьте, расслаблен ли он, слегка подвигайте бедрами. Легко таз перемещается? Дышите глубоко и свободно, чтобы дыхание доходило до глубин таза. Ощущаете ли вы движение дыхательной волны в области таза? Возникает ли при этом беспокойство? Или какое –то другое ощущение? Как бы вы его описали?

Упражнение «Улитка»

Упражнение выполняется следующим образом. Из положения лежа, при поддержке (опоре, которую может обеспечивать или тренер или любой участник группы) медленно поднимать таз и держать его в таком положении 15 минут (желательно, но можно и столько сколько выдерживаешь, пока не почувствуешь дрожь, мурашки и т.п.)

Поднимать таз нужно не прогибая спины, т.е. чуть чуть оторвать от пола.

Свободное обсуждение после выполнения упражнения. Вопросы «Что произошло с телом?», «Появились ли новые ощущения?»

Методические пояснения. Как считают теоретики телесной терапии мышечный зажим в бедрах и тазу удерживает там сексуальную энергию. С точки зрения психологии телесности эта энергия не просто стремление пола к противоположному полу, а энергия жизни вообще, которая определяет нашу духовную наполненность и интерес к жизни. Когда ее циркуляция ограничена тазовой частью тела, и человек не может испытывать истинные пиковые переживания, в том числе и любовь.

 

Четвертый блок. Работа с руками. Контакты.

 

Вступительная беседа тренера о телесном смысле плечевого зажима. Руки как инструмент осуществления контакта.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Обычно это упражнение выполняется так, что одна рука связывается с рукой напарника, вторая при этом остается свободной. Здесь упражнение выполняется следующим образом; участники делятся на пары, садятся спиной друг к другу, максимально соприкасаясь друг с другом, берутся за руки в таком положении и под музыку, не договариваясь, исполняют танец руками.

Свободное обсуждение после выполнения упражнения. Вопросы «Как ты себя чувствовал? Какие переживания сопровождали совместную работу?» «Ты руководил процессом или подчинялся?» «Испытал ли кто-нибудь удовольствие?»

Методические пояснения. С помощью этого упражнения можно отследить как человек устанавливает баланс в отношения. Что ему легче: подчиняться или управлять? Способен ли он на сотрудничество? Желательно выполнять это упражнение с несколькими партнерами. Пронаблюдать: всегда ли я веду, могу ли подчиняться устанавливать баланс своего давления и сопротивляться давлению партнера.

Упражнение «Перетягивание»

Участники делятся на пары. Берут друг друга за правые руки, левые руки остаются свободными. Один из них пробует перетянуть другого на свою, используя только контакт глаз. Можно проводить упражнение в другом варианте. Участники в парах становятся друг против друга. Нужно невербально попросить партнера уйти с дороги.

Методические пояснения. Упражнение называется «Перетягивание» условно. Силовое перетягивание – это лишь один из способов действия. Задача этого упражнения определить свои способы установления контакта и его осуществления, расширить репертуар поведенческих реакций, поискать новые невербальные способы установления контакта.

Свободное обсуждение упражнения и результатов его выполнения.

Упражнение «Марионетки»

Упражнение проводится в парах. Один партнер изображает марионетку, другой- кукловода. Марионетка «висит на гвозде». Затем ее ведут за руку, за плечо, за «холку», изобретаются разные варианты. По знаку тренера партнеры меняются ролями.

Свободное обсуждение.

Упражнение «Допрос»

Участники работают в парах. Разрешается задавать любые вопросы. Задача - вызвать напряжение.

Обсуждение упражнения. Его задача выяснить, в какой части тел возникло напряжение и почему. Какие вопросы вызывали напряжение, а какие – нет.

 

В этом блоке тренинга можно повторить все упражнения на качание и падения. (См. выше).

Методические пояснения. Руки - это телесное выражение не только дружеских чувств и любви, но и таких эмоций как гнев. Лоуэн предлагал ряд упражнений для работы с агрессией и аутоагрессией.

Упражнение «Работа с аутоагрессией»

Упражнение, на первый взгляд простое, выполняется следующим образом. Ноги хорошо плотно прижаты к полу. Участникам дается задание поискать в себе точку опоры. После, встать прямо и медленно на вдох поднимть руки, на выдох опускать. Время выполнения – 15 минут. Затем, имитируя с помощью теннисной ракетки игру в теннис, вкладывая предельную силу в удар, работать до ощущения усталости и даже бессилия. Можно действия сопровождать словами «Я тебе покажу» и т.п.

Методические пояснения. Важной частью упражнения является его первая часть. Важно внимательно проследить за ощущением в руках. Держать руки вверху необходимо несколько фаз вдоха и выдоха, пока не почувствуется дрожь в плечах или приливы тепла. По Лоуэну это помогает распрямиться «сломленному духу». Пока «дух сломлен» человек носит в себе гнев. Отреагирование гнева не есть цель терапии, ее целью является возвращение телу грации, которая не может проявиться в напряженном, жестком теле.

Четвертый блок. Сверхконтроль (голова).

 

Разминка. Все участники становятся в круг и проделывают 2-3 цикла дыхания. Воздух из легких выпускается вместе с голосом, начиная с самого низкого тона до самого высокого. Проделывается несколько раз.

Упражнение «Поиск центра тела».

Упражнение «Театр прикосновений»

Участники делятся на пары. Один находится в пассивной позиции (прикасаются к нему), он наблюдает за собой и своими ощущениями. Второй – в активной позиции (он прикасается). Его задача переиграть «сверхконтроль». Прикосновения начинаются с легкого касания кончиками пальцев, затем косточками и не имеют никакой определенной структуры.

Свободное обсуждение своих ощущений. Когда перестал контролировать прикосновения и почувствовал удовольствие или спокойствие? Было ли это?

 

Упражнение «Работа с глазами»

Проделать полное вращательное движение зрачком, но не быстро и стараясь вращать зрачок по предельному радиусу. Сделать максимальный крест глазами. Пронаблюдать за тем, что происходит в душе, меняется ли состояние?

Упражнение для нижней челюсти.

Положить руку на подбородок. Нижней челюстью делать движения как - будто отталкиваешь руку. Следить за дыханием. Дыхание должно быть полным и активным.

Упражнение для работы с горлом и голосом.

Лечь на коврик. Активизировать дыхание. На выдохе произносить любой звук. Откуда идет звук? Из какой части тела?

Попробуйте вытолкнуть голос как шар и бросьте его в потолок. Что слышите в собственном голосе? Как ваш голос воспринимается вами?

Методические пояснения. Посредством голоса мы взаимодействуем со средой. Это наш способ выражения. Поэтому, если нарушены контакты, то происходят изменения и в голосе. Очень важно, восстановить природный голос. В процессе работы над голосом тренер постоянно контролирует этот процесс и помогает участнику, создавая психологически удобные для него опоры.

Упражнение «Невесомость»

Участники делятся на группы из 6 человек. Один из группы ложится на коврик. Остальные распределяются следующим образом: двое – работают с его ногами, двое – с руками и один с головой. Их задача осуществлять не скоординированные вращательные движения головой, руками и ногами. Это упражнение позволяет человеку почти полностью «отключить сверхконтроль». Если это удается, человек почувствует хорошее расслабление и удовольствие, сдерживаемая зажимами энергия освобождается и возникает состояние радости в сочетании усилившейся работоспособностью, что соответствует выражению «готов горы свернуть».

Свободное обсуждение результатов упражнения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 9577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.67 (0.009 с.)