Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Практикум по психологии телесностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Практикум составлен на основе рабочей программы учебной дисциплины «Психология телесности» и имеет основную цель показать на практике как проявляются психологические проблемы человека через психосоматические проблемы тела. Телесно – ориентированная психология сегодня широко развивается и практически применяется психологами любого профессионального мировоззрения, так как имеет бесспорные достоинства. Прежде всего, обеспечивает выход на проблему естественным путем, не сопровождающийся столь сильным сопротивлением, которое возникает при использовании других техник и не является столь травмирующим для клиента. Это облегчает и решение учебных задач: можно демонстрировать в учебных целях основные позиции и принципы телесно – ориентированной психологии и одновременно приобретать бесценный опыт клиента. Практикум - тренинг построен на принципах групповой психотерапии, ориентированной на самопознании ее участников. Основными задачами практикума являются: - знакомство с основными психологическими учениями, являющиеся сегодня фундаментом телесной терапии; - знакомство с практическим воплощением этих учений в работе психолога; - знакомство с механизмами искажения восприятия собственного тела; - работа с «проблемными» участками тела; - формирование представлений о возможности использования приемов телесно – ориентированной терапии в сопровождении с другими методами. Практикум сочетает в себе следующие формы работы: - теоретическое освоение методологических основ психологии телесности; - групповые дискуссии; - практические упражнения; - групповой анализ конкретных ситуаций - обсуждение видеоматериалов и многое другое. Практикум проводится как практическая часть курса «Психологии телесности» в стандартной форме и состоит из вводной, основной и заключительной части. Общая длительность - 20 часов.
Вводная часть. Задачи: · Основной задачей этого этапа является, прежде всего, подготовка участников к работе в группе и создание психотерапевтической атмосферы, которая характеризуется внимательным реагированием, эмпатийным поведением, искренностью каждого участника. · Предоставить теоретическую информацию об основных положениях телесно-ориетированной психологии, познакомить с базовыми положениями и учениями. · Помочь участникам определить свои «проблемные» участки и телесные зажимы. · Осознать основные субъективные законы восприятия собственного тела. Обсуждение ожиданий от предстоящей работы. Ведущий говорит несколько вступительных слов о тренинге. После предлагает высказаться всем участникам группы. Очередность выступлений участников не имеет значения. Ведущий может сам назначить, кому за кем говорить. Не обязательно настаивать, чтобы выступили все, так как это ситуация обучающего тренинга. Методические примечания: в ситуации учебного тренинга, конечно, используется участниками опыт клиента, но отработать ситуации со всеми участниками в этом случае нереально. Как правило, работа такого тренинга основана на демонстрации отдельного случая и обсуждении увиденного, после чего все остальные могут попробовать проделать предложенное упражнение и в роли клиента и в роле сопровождающего психолога. Для того, чтобы помочь участникам осознать свои ожидания, можно использовать упражнение «Пожелания друга» Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в этой группе. Закройте глаза… Пусть вам вспомнится какой – нибудь человек, который очень сильно заинтересован в том, чтобы вы участвовали в этой группе и ожидает, в связи с этим, от вас каких-то изменений. Это может быть просто знакомый, может быть очень близкий вам человек. Теперь представьте себе, что этот человек говорит о том, чему вы должны здесь научиться. Выберите два пожелания, наиболее важных для вас. Откройте глаза и запишите. Теперь прочтите, что вы записали всем участникам группы. Вопросы для обсуждения: - Насколько то, чего ждут от меня другие, совпадает с моими собственными желаниями? - Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе? - Кто из участников написал примерно то же, что и я? - В какой мере ожидаемые результаты моей работы совпадают с темой работы нашей группы? Принятие групповых правил: 1. Мне будет легче работать, если каждый будут делать 1., 2, 3,………….. 2. Мне будет легче работать, если каждый не будет делать 1,2,3,…… После обсуждения принимаются групповые правила, которые можно записать на листе ватмана. Правил не должно быть много, желательно оставить не более 6. Методические примечания: хотя группа по своим задачам отличается от общепринятых тренинговых групп, тем не менее, условия ее работы - сплоченность и доверие, поэтому правила группы обязательно принимаются, исходя из общепринятых принципов групповой работы. Приведем несколько основных принципов: 1. Принцип конфиденциальности – важнейшее условие любой групповой работы. Он запрещает выносить информацию за пределы работы группы. 2. Принцип добровольности – работа в группе является свободным выбором каждого участника. На него не может быть оказано никакого давления или принуждения. 3. Принцип безоценочного отношения - уважение к различным системам ценностей: национальных, культурных, семейных. 4. Принцип границ – принятие чужих границ, но контроль своих не должен быть слишком жестким. 5. Принцип рискованного поведения – готовность участников рисковать, осознание того, что каждый самостоятельно несет ответственность за возможность получения нового опыта. 6. Принцип «свободы поведения» говорит о том, что полезно пробовать самые разнообразные варианты поведения, но неприемлемо, если не учитываются интересы других. Вводная лекция Примерный план построения лекции: Определение понятия «телесность» человека. Тело и телесный опыт. Память основа телесности. Телесность в сознании древних: Китай, Древняя Греция, Индия, библейские представления. Образ тела в сознании и тело, как самостоятельная субстанция человеческого существования. Разминка. Целью разминки является снять некоторую скованность, помочь каждому почувствовать принадлежность к группе. Решающим для самочувствия участников и для конструктивно работы группы является потенциал доверия членов группы друг другу. Разминка позволяет выявить латентные конфронтации, определиться каждому в структуре совместной деятельности. Упражнение «Ведущий и ведомые» Группы выстраивается в ряд. Первый участник задает движения под музыку, все остальные повторяют. По команде тренера этот участник становится в конец, и так пока все не попробуют себя в роли ведущих. Вопросы для обсуждения: - Что чувствовали участники будучи ведущими? А ведомыми? - Что они испытывали, танцуя как другой человек, примеряя на себя его экспрессию? Какой Я, когда Я танцую так, как он? Упражнение «Соревнование» Группа делиться на две подгруппы. Каждая подгруппа должна перетанцевать другую. Они могут танцевать по очереди. Затем подгруппы расходятся и на листах бумаги записывают, что характерно, по их мнению, для другой подгруппы. После этого каждая подгруппа создает сценку, в которой бы пародировались негативные свойства и способы поведения другой подгруппы. Обе подгруппы проигрывают свои сценки друг для друга. Вопросы для обсуждения: - Какие особенности другой подгруппы мне наиболее неприятны? - В какой мере эти особенности присущи мне самому? - В чем я завидую членам другой подгруппы? - В чем состоит реальная сила и слабость каждой подгруппы? - В чем суть наиболее важной претензии каждой подгруппы по отношению к другой? Методические примечания: Эти упражнения создают условия для перехода работы группы из вводного этапа в основной. Далее будут использованы совсем другие по содержанию упражнения разминки. Их целью будет подготовить тело к работе с ним. Эти упражнения не будут играть роль физкультурной минутки. Но все – таки будут способствовать мышечному разогреву и созданию рабочей атмосферы. Причем, для каждой конкретной модели телесно – ориентированной практики есть свои приемы разминки.
Как я представляю свое тело. Перед началом работы обязательно провести упражнение на расслабление. Всем участникам предложить лечь на пол и мысленно исследовать свое тело. Нужно попытаться так построить работу на расслабление, чтобы уменьшился спинной прогиб. Методические примечания: существует много упражнений на расслабление. Подходит любое, например, с элементами аутотренинга, разные имаго – техники и т.п. 1. Упражнение «Автопортрет». Участникам предлагается нарисовать свой автопортрет. Материалы: лист белой бумаги А4, простой карандаш, резинка. Вопросы для обсуждения: - Нравится ли мне то, что я нарисовала? - Хотелось бы что-нибудь изменить? Что именно? - Похож ли мой автопортрет на меня? Закрыть глаза, ощупать свое лицо, исправить что-либо, если возникло желание и снова ответь на те же вопросы. 2. Упражнение «Измерение». Материалы: миллиметровая бумага размером 120смх80см, сантиметр, линейка, простой карандаш, цветные карандаши (2шт.), резинка. Членам группы предлагается на миллиметровке начертить контуры своего тела по размерам, зафиксированным особым образом. Для того, чтобы осуществить эту процедуру участники делятся на пары; один из них показывает размеры своего тела расстоянием между ладонями, другой замеряет это расстояние линейкой и записывает. Записываются следующие размеры: высота головы, ширина головы, ширина лба, высота лба, длина носа, ширина носа, расстояние между зрачками, высота подбородка, длина рта, длина шеи, ширина шеи, длина туловища, ширина плеч, ширина таза, длина левой руки, длина правой руки, длина левой ноги, длина правой ноги. Методические примечания: участник, который показывает размеры своего тела, становится прямо, закрывает глаза, вытягивает руки, показывая размер определенной части тела, затем опускает руки. Мелкие размеры можно показывать пальцами одной руки. Важно высоту и длину показывать вертикально держа руки, а ширину – горизонтально. После того, как оба участника замерили свои воображаемые размеры, они заносятся на миллиметровку. Следующая операция – измерение с помощью швейного сантиметра реальных размеров своего тела. Эти размеры наносятся карандашом другого цвета поверх первого чертежа Вопросы для обсуждения: - Сделали ли вы какие- либо открытия для себя в представлениях о своем теле? - Похоже ли лицо, начерченное по воображаемым размерам на лицо в «Автопортрете»? - Нравится ли вам тело, начерченное по реальным размерам? Это упражнение приносит очень много информации о том, как мы бессознательно воспринимаем свое тело, очень часто искаженно и непропорционально. Например, кому-то кажется, что у него слишком круглое лицо или крупный нос. Часто эта часть занимает все пространство рисунка. То же происходит, когда чертят свое лицо по воображаемым размера. Информация, полученная в этом упражнении, понадобится и в других упражнениях тренинга. Упражнение «Растяжки» Это упражнение завершает вводный этап. Всем участникам предлагается лечь на коврики в позу звезды. Далее следует упражнение на расслабление. Ведущий просит исследовать мысленно тело; все ли его части пропорциональны и равны. Это упражнение хорошо сочетать с работой над дыханием. Участникам предлагается глубоко дышать, но не усиленно и не напряженно, а так, чтобы телу было комфортно. Дыхание должно идти волной: Вдох грудь – живот, выдох живот – грудь. Все не резко открывают глаза и делятся своими ощущениями. Некоторым кажется, что у него одна рука длинней другой и т.д. Такие несоразмерности нужно помочь уровнять. Для этого тот, кто обнаружил различие в размерах рук или ног ложится, а один или двое человек ему помогают, очень осторожно вытягивая ту конечность, которая короче. Эта процедура проделывается до тех пор, пока человеку мысленно не покажется, что конечности сравнялись. Методические примечания: в упражнениях телесно – ориентированной терапии не допускаются никакие силовые приемы, рывки и неожиданные захваты. Все делается очень осторожно и сосредоточенно. В противном случае помощь человеку оказана не будет, а напротив, он получит микротравму и дополнительную проблему. Далее снова упражнение на расслабление и исследование тела. Контроль дыхания. Можно предложить мысленно переместиться в приятное место и там некоторое время погулять.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.009 с.) |