Нарушения этапа процессуальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения этапа процессуальности



(Из книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Работа с телом в психотерапии»)

 

  Характерные личностные паттерны Поведенческие паттерны Телесные паттерны
запрет   Отношение к себе:   Неспособность понимать, различать и принимать собственные потребности, вплоть до отказа от них, аутоагрессия - сниженный уровень активности, отсутствие целенаправленных действий; - постоянный и избыточный контроль за собственным поведением, недостаточность эмоциональных проявлений, боязнь риска, педантизм, самообвинения и пр.; - неспособность отдаваться какому-либо делу целиком, предпочтение формальных и исполнительских видов деятельност; - формальность контактов или их избегание, замкнутость, нерешительность, застенчивость, покорность и т.п. - снижение общего мышечного тонуса; - замедленность, напряженность и неловкость движений; - неудобные фиксированные позы; - слабо интонированная речь; - несфокусированный взгляд или уход от зрительного контакта; - дискордантность (несогласованность)  
Отношение к миру:   ощущение постоянной опасности окружающего мира
Отношение к взаимодействиям:   Избыточный контроль в ситуациях отпускания себя в процесс или отказ от таковых

 

 

Продолжение таблицы 1

долг Отношение к себе:   Отсутствие конкретного образа себя, ощущение постоянной неудовлетворенности - сниженный самоконтроль, легкость и поверхностность эмоциональных впечатлений, бесшабашность, ребячливость, суетливость, немотивированная веселость;   - общая расхлябанность, широкие размашистые движения; - избыток лишних и незавершенных движений;
Отношение к миру: Отсутствие критического анализа по отношению к миру при постоянной неудовлетворенности им - частая смена деятельности, непоследовательность, предпочтение видов деятельности, связанных с общением, невнимательность и пр.; - очень широкий круг общения, поверхностность контактов, зависимость поведения от ожидания и оценок окружающих, бесцеремонность, ведомость, обидчивость и пр. - высокий уровень нецеленаправленной активности, мотивированной извне; - частая смена поз; - активная жестикуляция; - относительно громкая, быстрая речь; - бегающий взгляд. Психосоматические проблемы: синдром хронической усталости, ипохондрии, заболевания желудочно-кишечного тракта, нейродермиты.
Отношение к взаимодействиям:   Постоянная вовлекаемость во внешние процессы, отсутствие избирательности

 

Этап выстраивания границ. Возрастные границы этого этапа определяются примерно с 2-х летнего до 5-6 летнего возраста. В этот период начинается активное освоение мира ребенком. Он из абсолютного хаоса, где нет никаких похожих сущностей, при помощи взрослых обучается категоризировать этот мир (активно работает воображение и его основная функция - символизации через «слово-знак»). Теперь мир не только исследуется, но и опознается ребенком и означается. По сути, самый главный вопрос, который решает ребенок – это выделение себя как сущности и обнаружение границ этой сущности, которую человечество обозначает как «Я». Для того, чтобы его решить ребенок должен обрести способность осознавать или обнаруживать критерий, согласно которому он будет производить различение или разделение себя и окружающей среды.

Важное умение, которое ребенок должен приобрести – это способность обнаруживать границу между собой и миром. Проявляется она в обнаружении собственных потребностей и соотнесении их с внешними условиями, т.е. умение действовать в заданных условиях, в том, что дано.

На этом этапе ребенок работает с понятием «дано», определяет те условия, в которых ему будет возможно исполнить свое «хочу» и «могу».

Объективация собственной потребности и есть оформление ее в желание. Таким образом, ребенок обнаруживает границы, в рамках которых он может действовать, «большего не дано».

 

Таблица 2

Нарушения этапа выстраивания границ (Из книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Работа с телом в психотерапии»)

  Характерные личностные паттерны   Поведенческие паттерны Телесные паттерны
запрет   Отношение к себе:   Ощущение себя и собственных границ только в ситуации сопротивления - сдерживание собственной активности, постоянное напряжение в поведении; - повышенная агрессивность, активное проявление негативных эмоций, опережающее или избыточное сопротивление; - предпочтение активных видов деятельности, борьба за «справедливость» вплоть до сутяжничества, избыточная требовательность, нарушение любых правил ради нарушения; - максимальное дистанцирование вплоть до избегания контакта, неспособность к интимному общению, нарушение чужих границ, высокий уровень конфликтности, негативизм и т.п. - высокий уровень телесной напряженности, резкость и избыточность движений; - чрезмерность энергозатрат на совершение движения; - напряженные позы; - громкая безапелляционная речь; - вызывающий четко направленный взгляд; - расширение своего личного пространства за счет расталкивания предметов и людей.
Отношение к миру:   Максимализм и неумение видеть взаимосвязи событий
Отношение к взаимодействиям:   восприятие контакта как угрозы собственным границам

 

Часто патологическое запретное нарушение естественного развития ребенка связано с избыточной заботой о ребенке. Ему не позволительно самому исследовать и определить реальные границы, а границы выстроены для него уже избыточно опекающим его взрослым и если он решается их все же проверить или нарушить, то часто получает в ответ словесный запрет, сопровождающийся интенсивной эмоциональной реакцией взрослого (стыжением или вызыванием переживания вины).

Продолжение таблицы 2

долг   Отношение к себе:   Отсутствие ощущения собственных границ, отсутствие дифференциации чувств, желаний, мыслей на свои и чужие - снижение собственной активности, ее аморфность, вялость в проявлении; - сниженная агрессивность, частые проявления недовольства, жалобы, ворчливость, склонность к нытью, слезливость, обильные словесные излияния, болтливость и т.п.; - предпочтение обсуживающих видов деятельности, стремление соответствовать требованиям при недовольстве ими, конформность и т.п.; - стремление вступать в максимально близкие контакты, зависимость, требовательность к партнеру по контакту, навязчивость до назойливости - обилие мелких, нецелесообразных и незавершенных движений, небольшая их амплитуда; - опирающиеся позы; - ускоренная не всегда внятная речь; - заискивающий взгляд с настойчивым поиском зрительного контакта; - частое случайное задевание предметов и других людей
Отношение к миру:   ощущение окружающего мира в слиянии с самим собой  
Отношение к взаимодействиям:   Стремление к попаданию в зависимость, неспособность соотносить правила игры со своими интересами, защищать свои границы в ситуации давления

 

Этап произвольности. Его интервал примерно от 4-х до 9-ти лет. Ребенок в этом периоде осваивает основные навыки социализации. Человеческое сообщество имеет различные более или менее строго иерархизированные структуры, поэтому общение ребенка будет в них регламентированно и обозначено разными правилами. Усвоение этих правил (особенно правила еды, гигиены, физиологических оправлений) и их выполнение связано с развитием произвольности. Тимошенко и Леоненко определяют это так: «Способность произвольно определять необходимость и возможность совершения тех или иных действий связывается с тем, что вдобавок к разделению окружающего мира на две сущности («Я» и «не-Я») человек начинает осознавать их субъективное неравноправие – то есть осваивать «Я», отождествляясь не только с его желаниями, но и с возможностями и уже накопленным жизненным опытом». Определяясь в возможностях и присваивая их, ребенок выбирает средства для решения задачи, которая ставится «хочу» и «могу» и ограничивается «дано».

Базовое умение, осваиваемое ребенком – это различить идти ли за своим желанием, а может ограничить его или переструктурировать. Границы «Я» в этом процессе могут меняться. Ребенок сталкивается здесь с последствиями своего выбора или с тем, что называется экзистенциальной платой за сделанный выбор.

Нельзя не согласиться с вышеупомянутыми авторами, что сколько клиента в консультировании не призывай «быть ответственным» за свои действия, слова не будут иметь никакого значения, пока он не поймет, что он должен конкретно сделать для этого. Совершенно очевидно, что мы чем-то платим за тот или иной выбор, а просто за некие действия. Ответственность за произведенный выбор означает, что человек ясно себе представляет, чем он заплатит (или поплатиться), если произведет тот или иной выбор. Платой может быть определенные изменения в его жизни, к которым он может быть не готов.

Т.е. ответственность человека за выбор представляет собой его готовность встретиться с последствиями своего выбора.

Таким образом, можно определить содержание этого этапа для ребенка как приобретение способности самостоятельно осознанно отказываться от каких-то желаний, соответственно отказываться от совершения действий по их осуществлению или же наоборот принуждать себя к выполнению каких-либо действий, смысл которых он не понимает, ввиду ограниченного жизненного опыта.

Таблица 3

Нарушения этапа произвольности (Из книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Работа с телом в психотерапии»)

  Характерные личностные паттерны   Поведенческие паттерны Телесные паттерны
запрет   Отношение к себе:   восприятие себя как ущемленного в правах, нежелание брать на себя ответственность за собственные действия - сдерживание активности, быстрая истощаемость; - инертность, сдерживаемая агрессивность, осторожность, недоверчивость, настороженность, мнительность, боязливость, страх в проявлении собственных эмоций; - предпочтение видов деятельности с минимизацией ответственности, безынициативность, мелочная конфликтность, экстрапунитивность, легкость в нарушении правил в условиях безнаказанности, - позиция снизу в контактах, поиск более сильного и решительного партнера, рентные установки - напряженность, настороженность и неуверенность в движениях и позах; - втягивание головы в плечи или сутулость, взгляд затравленный или исподлобья; - избегания зрительного контакта; - неровная по громкости и интонации речь
Отношение к миру:   восприятие окружающего мира как агрессивного угнетателя    
Отношение к взаимодействиям:   субъективная обусловленность взаимодействия принуждением или страхом наказания

 

На этом этапе запрет со стороны взрослого накладывается не на само желание, а на действия по его достижению. Не удивительно, что ребенок воспринимает взрослого как постоянного угнетателя и при возможности обойти запрет будет этим пользоваться.

 

 

Продолжение таблицы 3

долг   Отношение к себе:   восприятие себя как ответственного за все, что происходит в мире - высокий уровень активности, ориентированный сразу во многих направлениях; - стремление к лидерству к максимальному контролю за поведением других людей; - настойчивое предъявление своих эмоций, категоричность, неразборчивость в средствах; - стремление к организаторской и руководящей деятельности, властность, требовательность, самоуверенность; - явная или скрытая позиция сверху в контакте, гиперопекающее поведение, гиперответственность, навязывание своего мнения - порывистые движения; - активная жестикуляция; - стремление занять как можно большее пространство; - громкая уверенная речь; - настойчивое стремление к зрительному контакту
Отношение к миру:   восприятие человеком мира как полностью зависимого от его действий
Отношение к взаимодействиям:   восприятие партнером по взаимодействию как объектов

Этап осмысления. В нормальной ситуации развития этот период начинается в 8 лет и заканчивается в 14 или несколько позже. В этом возрасте активно начинает работать рефлексия, так как накоплен достаточный жизненный опыт у ребенка, с которым можно работать. И прежде всего, это опыт эмоционального переживания разных событий жизни и формирования образа этих событий и явлений на невербальном уровне. Выделяют два способа переноса уже имеющегося опыта: первый – научение и формирование стереотипных реакций в относительно одинаковых условиях, второй - перенос чужого опыта на собственную жизнь посредством метафоры. Здесь важную роль опять играет наше воображение, которое прежде включено в работу по означиванию и символизации, т.е. создание образов событий и явлений в сознании. Символизация помогает переносить человеку опыт приобретенный в одной ситуации на схожие по некоторым критериям другие жизненные ситуации.

Базовым умением растущего человека в этот период становиться способность к метафоризации, т.е. переносу и уподоблению чужого опыта со своим или опыта полученного в иной ситуации на актуальную жизненную ситуацию, а также к символизации, т.е. обнаружение общего смысла в явлениях через создания образа этой категории явлений.

Это помогает человеку обнаруживать личностный смысл в собственных действиях и событиях. Как справедливо заметил Франкл, смысл не есть содержание события, этим наполняет его сам человек.

Совершенно ясно, что символизация события позволяет нам трансцендировать, т.е. смотреть на него со стороны, как пишут Тимошенко и Леоненко, из воображаемой субстанции, которая не есть «Я» и «не-Я», а нечто третье.

Эта способность позволяет человеку делать себя объектом своей собственной деятельности, не переставая при этом являться субъектом, т.е. хорошо понимать собственные желания.

Таблица 4

Нарушения этапа осмысления (Из книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Работа с телом в психотерапии»)

  Характерные личностные паттерны   Поведенческие паттерны Телесные паттерны
запрет   Отношение к себе:   Неспособность предвидеть последствия собственных действий, проанализировать и учесть совершенные ошибки   Отношение к миру: отсутствие целостной картины мира   Отношение к взаимодействиям: неумение понимать мотивы действия людей и адекватно строить взаимодействия, отсутствие стратегии в построении взаимодействия - повышенная активность чередующаяся с периодами замирания; - импульсивность частая смена настроения от восторга до разочарования, некоторая наивность, бурные проявления чувств, внушаемость, непоследовательность; - избегания рутинной работы и подчиненного положения, ориентация на получение быстрых результатов и внешний эффект, небрежность; - стремление к ярким, бурным отношениям, непостоянство, конфликтность в близких отношениях, частая смена позиции от доверчивости к подозрительности - быстрые широкие размашистые движения; - пластичность до излишней гибкости; - некоторая театральность жестов и поз; - взгляд открытый, ищущий контакта; - речь очень экспрессивная до аффектированности

 

Конечно, запретить подростку мыслить взрослый вряд ли может, но чтобы обретать устойчивые представления о чем-либо, человеку необходим диалог с другим значимым лицом и прежде всего в начале этого этапа с родителями. Если это оказывается невозможным из-за их категоричного неприятия тех идей, которые высказывает их ребенок («что за глупости, не собираюсь с тобой это обсуждать», или «мама знает лучше»), да еще подкрепляется очень интенсивно эмоционально (страхом, гневом, отвержением), то у подростка, возможно, вырабатывается осторожность в высказывании своей т.з. или представление о том, что его вряд ли кто поймет. Без диалога формируется неполная, дискретная, однобокая картина мира, Другой в этом мире для диалога становится недоступен.

Продолжение таблицы 4

долг   Отношение к себе:   перфекционизм, стремление максимально обезопасить себя - узконапраленная активность с сужением поля внимания; - ригидность, педантичность, скептицизм, сдержанность эмоциональных проявлений, склонность к эмоциональному застреванию, стойкость аффекта; - предпочтение стойко структурированных, сложных видов деятельности, стремление к максимальной систематизации действий, скурпулезность, консерватизм; - ограниченный круг общения, требовательность, ритуальность, закрытость в социальном общении при глубинной эмоциональной зависимости от близких людей. - некоторая скованность движений, сдержанные, четкие движения, мелкая моторика превалирует над крупно; - скупость жестикуляции; - редкая смена поз; - пристальный пронизывающий взгляд; - обстоятельная изобилующая подробностями, неярко интонированная речь, четкая артикуляция
Отношение к миру:   иллюзорное представление о мире и ожидание, что мир этой картине будет соответствовать
Отношение к взаимодействиям:   неумение считаться с интересами окружающих, стремление навязывать собственное мнение, стереотипная стратегия действий

 

 

Вопросы для самоанализа

- Проанализируйте, как работает принцип объективности в исследовании телесности человека.

- Выделите принципы неклассического подхода в исследовании телесности.

- Поразмышляйте о том, что такое психологическое пространство личности и его границы.

- Как формируются представления у человека о собственных границах? Как вам кажется, психологические границы существуют в переживаниях или представлениях?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.024 с.)