Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения этапа процессуальностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Из книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Работа с телом в психотерапии»)
Продолжение таблицы 1
Этап выстраивания границ. Возрастные границы этого этапа определяются примерно с 2-х летнего до 5-6 летнего возраста. В этот период начинается активное освоение мира ребенком. Он из абсолютного хаоса, где нет никаких похожих сущностей, при помощи взрослых обучается категоризировать этот мир (активно работает воображение и его основная функция - символизации через «слово-знак»). Теперь мир не только исследуется, но и опознается ребенком и означается. По сути, самый главный вопрос, который решает ребенок – это выделение себя как сущности и обнаружение границ этой сущности, которую человечество обозначает как «Я». Для того, чтобы его решить ребенок должен обрести способность осознавать или обнаруживать критерий, согласно которому он будет производить различение или разделение себя и окружающей среды. Важное умение, которое ребенок должен приобрести – это способность обнаруживать границу между собой и миром. Проявляется она в обнаружении собственных потребностей и соотнесении их с внешними условиями, т.е. умение действовать в заданных условиях, в том, что дано. На этом этапе ребенок работает с понятием «дано», определяет те условия, в которых ему будет возможно исполнить свое «хочу» и «могу». Объективация собственной потребности и есть оформление ее в желание. Таким образом, ребенок обнаруживает границы, в рамках которых он может действовать, «большего не дано».
Таблица 2 Нарушения этапа выстраивания границ (Из книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Работа с телом в психотерапии»)
Часто патологическое запретное нарушение естественного развития ребенка связано с избыточной заботой о ребенке. Ему не позволительно самому исследовать и определить реальные границы, а границы выстроены для него уже избыточно опекающим его взрослым и если он решается их все же проверить или нарушить, то часто получает в ответ словесный запрет, сопровождающийся интенсивной эмоциональной реакцией взрослого (стыжением или вызыванием переживания вины). Продолжение таблицы 2
Этап произвольности. Его интервал примерно от 4-х до 9-ти лет. Ребенок в этом периоде осваивает основные навыки социализации. Человеческое сообщество имеет различные более или менее строго иерархизированные структуры, поэтому общение ребенка будет в них регламентированно и обозначено разными правилами. Усвоение этих правил (особенно правила еды, гигиены, физиологических оправлений) и их выполнение связано с развитием произвольности. Тимошенко и Леоненко определяют это так: «Способность произвольно определять необходимость и возможность совершения тех или иных действий связывается с тем, что вдобавок к разделению окружающего мира на две сущности («Я» и «не-Я») человек начинает осознавать их субъективное неравноправие – то есть осваивать «Я», отождествляясь не только с его желаниями, но и с возможностями и уже накопленным жизненным опытом». Определяясь в возможностях и присваивая их, ребенок выбирает средства для решения задачи, которая ставится «хочу» и «могу» и ограничивается «дано». Базовое умение, осваиваемое ребенком – это различить идти ли за своим желанием, а может ограничить его или переструктурировать. Границы «Я» в этом процессе могут меняться. Ребенок сталкивается здесь с последствиями своего выбора или с тем, что называется экзистенциальной платой за сделанный выбор. Нельзя не согласиться с вышеупомянутыми авторами, что сколько клиента в консультировании не призывай «быть ответственным» за свои действия, слова не будут иметь никакого значения, пока он не поймет, что он должен конкретно сделать для этого. Совершенно очевидно, что мы чем-то платим за тот или иной выбор, а просто за некие действия. Ответственность за произведенный выбор означает, что человек ясно себе представляет, чем он заплатит (или поплатиться), если произведет тот или иной выбор. Платой может быть определенные изменения в его жизни, к которым он может быть не готов. Т.е. ответственность человека за выбор представляет собой его готовность встретиться с последствиями своего выбора. Таким образом, можно определить содержание этого этапа для ребенка как приобретение способности самостоятельно осознанно отказываться от каких-то желаний, соответственно отказываться от совершения действий по их осуществлению или же наоборот принуждать себя к выполнению каких-либо действий, смысл которых он не понимает, ввиду ограниченного жизненного опыта. Таблица 3 Нарушения этапа произвольности (Из книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Работа с телом в психотерапии»)
На этом этапе запрет со стороны взрослого накладывается не на само желание, а на действия по его достижению. Не удивительно, что ребенок воспринимает взрослого как постоянного угнетателя и при возможности обойти запрет будет этим пользоваться.
Продолжение таблицы 3
Этап осмысления. В нормальной ситуации развития этот период начинается в 8 лет и заканчивается в 14 или несколько позже. В этом возрасте активно начинает работать рефлексия, так как накоплен достаточный жизненный опыт у ребенка, с которым можно работать. И прежде всего, это опыт эмоционального переживания разных событий жизни и формирования образа этих событий и явлений на невербальном уровне. Выделяют два способа переноса уже имеющегося опыта: первый – научение и формирование стереотипных реакций в относительно одинаковых условиях, второй - перенос чужого опыта на собственную жизнь посредством метафоры. Здесь важную роль опять играет наше воображение, которое прежде включено в работу по означиванию и символизации, т.е. создание образов событий и явлений в сознании. Символизация помогает переносить человеку опыт приобретенный в одной ситуации на схожие по некоторым критериям другие жизненные ситуации. Базовым умением растущего человека в этот период становиться способность к метафоризации, т.е. переносу и уподоблению чужого опыта со своим или опыта полученного в иной ситуации на актуальную жизненную ситуацию, а также к символизации, т.е. обнаружение общего смысла в явлениях через создания образа этой категории явлений. Это помогает человеку обнаруживать личностный смысл в собственных действиях и событиях. Как справедливо заметил Франкл, смысл не есть содержание события, этим наполняет его сам человек. Совершенно ясно, что символизация события позволяет нам трансцендировать, т.е. смотреть на него со стороны, как пишут Тимошенко и Леоненко, из воображаемой субстанции, которая не есть «Я» и «не-Я», а нечто третье. Эта способность позволяет человеку делать себя объектом своей собственной деятельности, не переставая при этом являться субъектом, т.е. хорошо понимать собственные желания. Таблица 4 Нарушения этапа осмысления (Из книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Работа с телом в психотерапии»)
Конечно, запретить подростку мыслить взрослый вряд ли может, но чтобы обретать устойчивые представления о чем-либо, человеку необходим диалог с другим значимым лицом и прежде всего в начале этого этапа с родителями. Если это оказывается невозможным из-за их категоричного неприятия тех идей, которые высказывает их ребенок («что за глупости, не собираюсь с тобой это обсуждать», или «мама знает лучше»), да еще подкрепляется очень интенсивно эмоционально (страхом, гневом, отвержением), то у подростка, возможно, вырабатывается осторожность в высказывании своей т.з. или представление о том, что его вряд ли кто поймет. Без диалога формируется неполная, дискретная, однобокая картина мира, Другой в этом мире для диалога становится недоступен. Продолжение таблицы 4
Вопросы для самоанализа - Проанализируйте, как работает принцип объективности в исследовании телесности человека. - Выделите принципы неклассического подхода в исследовании телесности. - Поразмышляйте о том, что такое психологическое пространство личности и его границы. - Как формируются представления у человека о собственных границах? Как вам кажется, психологические границы существуют в переживаниях или представлениях?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.012 с.) |