Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №2. Исторические типы представлений о телесности человека как основа современных телесно-ориентированных психологических практик.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенностью мироощущения первобытного человека является ощущение духовно-материальной целостности мира. В слиянии людей с природой разворачиваются представления о душе как о силе, отвечающей за активность человека и дающей ему жизнь. И эта сила пронизывает все материальное тело, управляя им. Душа не отделяется от духовности природы, в том смысле, что вся она населена живыми духами. Сами люди возникали в мифах из потока живой природы, а после смерти растворялись в ней. Плотно связанный с биосферой, первобытный человек обладал особой телесностью, строя свои отношения с природой не только на основе предметных отношений, но, также, функциональных и энергетических отношений (В.К. Шабельников, 2006). Успешность жизнедеятельности человека во многом зависела от того, насколько тонко человек улавливал и расшифровывал сигналы природы в своих телесных экстрацептивных и интрацептивных откликах. С древних времен, осваивая окружающую среду, первобытный человек использовал телесные практики в ритуалах. Это одновременно было приобретением духовного опыта. Пение, танец, молитва синкретично решали задачи постижения воспринимаемого объекта. Постепенно обряды и ритуалы усложнялись, их могли осуществлять уже только посвященные люди, нерефлексивные знания о телесных человеческих реакция становились обобщенней. Газарова Е. описывает один древний обряд: «…ритуал производился путем почти полного закапывания больного в яму, имевшую форму матки, что означало возвращение его в безопасность утробы, в первоначальное состояние силы, бывшей у него не только до болезни, но еще до рождения, и давало подсознательное представление об идентичности защитных сил материнской утробы и земли. Во время обряда использовалось соответствующее пение, нередко в сопровождении боя барабанов (Элиаде, 1995г.). Таких образом, исцеление производилось посредством давления почвы, ее температуры, качества ее структуры, ритма и звучаний, которые вызывали и сдавливание тела, его охлаждение, необычные тактильные и вибрационные эффекты, сопровождавшиеся множеством телесных переживаний. Сопровождавшие этот процесс чувственно- эмоциональные переживания, достигнув высшей степени интенсивности, приводят к катарсису, т.е. к непроизвольному расслаблению и кардинально новым переживаниям. Значение такого обряда исцеления – умирание в нынешнем больном качестве и рождение в ином, здоровом. Поскольку же появление болезней, как правило, связывалось в представлениях древних с деструктивным влиянием злых духов, то вполне определенные телесные переживания (ощущения) означали борьбу защитных сил Космоса и Природы с демоническими силами. Тело человека становилось площадкой сил Добра и Зла (Верха и Низа), и человек чувствовал свою причастность к процессам бытия. Явный «психотерапевтический» подход обеспечивался здесь и целебными вибрациями почвы и особенной ролью шамана (посредник между человеком и высшими силами). Результатом этого действия становилась «магическая» активизация резервных сил и естественных биологических реакций организма, усиленных необычностью ситуации, желанием больного стать здоровым, отсутствием напряжений в его теле, доверием». Телесность древних обеспечивала расшифровку образов активного восприятия, создавало знание, способствующее выживанию и прогнозированию, создавая условия для эволюции и закрепляясь в генофонде человечества. Общеизвестно, что в Древней Греции человеческое тело было объектом поклонения, которое выражалось в конкретных формах культивирования здоровья, красоты тела и силы. Огромное значение, которое греки придавали красоте и гармоничности человеческого тела дошли до нас в эстетике греческой скульптуры. Древнегреческие скульпторы определили и пластически передали канон пропорций идеального тела, которое не имело утрированной выразительности пола. В античной скульптуре живет выражение внутренней свободы. Телесность античного человека конгруэнтна. Греки знали и признавали все слабости тела и очень хорошо наблюдали, какие телесные проявления соответствуют внутренним движениям души. Об этом свидетельствует разнообразнейшая мифологическая палитра, где кроме главных божеств и мифологических существ, огромное количество второстепенных, часто отражающих определенную сторону человеческой сути (Мегера – богиня зависти и гнева, например, изображалась старой и обезображенной, со змеиным языком и змеями вместо волос) Пожалуй, наиболее фундаментальные и глубокие представления о назначении тела доносят до нас философско-религиозные концепции древности. Если мифы несли народу знания о человеке в конкретной и наглядной форме, то представления философов отличались глубиной и хранились в тайне между избранными. Обрывки сведений, дошедшие до нас, тем не менее, дают небольшое представление о воззрениях величайших мыслителей тех времен на тело человека как на наиболее значимый и универсальный из всех символов. Система, принятая в школе Пифагора - тому пример. «Богом Пифагора была Монада, или Единое, которое есть Все» (Холл, 1997г.) Он учил, что «человек и Вселенная сделаны по образу Бога», а тело человека - форма, которая является «оттиском божественной печати на воске физической субстанции. Таким образом, каждое тело отмечено достоинством, идущим от божественного образа». Пифагор был «видным сторонником того, что называется доктриной переселения души в последующие тела». Он выступал против хирургического вмешательства, т.к. «не допускал изменения человеческого тела, поскольку это было, с его точки зрения, святотатством в отношении богов, поскольку при этом нарушалось место их обитания». В Древней Индии представления о назначении тела складывались в рамках индуизма, в основе философско-религиозной системы которого лежат древнейшие священные тексты - Веды (отсюда слово «ведать» т.е. знать). «Центральное место в системе ведийских представлений имеет концепция Брахмана. Брахман - высшая объективная реальность, безличное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится._ Цель человека - слиться душой после смерти с Брахманом. Душа человека имеет ту же природу, что и Мировая душа... Постижение Атмана («Я») есть одновременно пyть к познанию Брахмана», поэтому самопознание есть высшая форма познания. Этому процессу служит практика йоги, которая понималась как необходимая практическая сторона философии жизни. «Слово «йога» означает «связь, воссоединение, единение» и равно латинскому - религия. Йога - одна из шести даршан" в древней Индии ("даршана" в европейском понимании - философская школа) (Каптен Ю., 1994г.). В ведийской религии, брахманизме, индуизме отношение к телу складывалось из представления о нем как о темнице души: «душа, воплощенная в теле и связанная с материальными объектами, сужается и. самоотождествляется с материей» (Каптен Ю., 1994г.). Поэтому в древности так была распространена аскетическая практика и отречение от всех мирских и материальных благ, и на жизнь тела это распространялось в первую очередь. Но это не означало отказа от изучения тела или пренебрежительного отношенияк нему: по мнению йогов «реальный человек не есть тело, которым только пользуется «Я» (Атмана) для своего выражения...Тело является орудием для проявления и деятельности духа... и должно находиться под постоянным контролем ума и представлять собою как бы инструмент, послушный всякому прикосновению руки хозяина» (Йог Рамачарака). Часть философской системы йогов, предметом которой является физическое тело, называется Хатха-Йога. Хатха-йога проповедует «здоровое тело» - основу в духовной работе и достойную обитель бессмертного духа» (там же). Организм признается физической машиной, управляемой Великим Разумом, «проявление которого мы называем Природой... Каждый индивидуум получает от Бога приспособленную к его нуждам физическую машину, а также и средства к тому, чтобы держать эту машину в порядке... Наше тело - временное жилище души... которой необходимы: прежде, всего, …чрезвычайно сложный физический орган мысли, центральная станция, откуда душа могла бы управлять деятельностью тела... (мозг); затем... органы, способные задерживать впечатления внешнего мира (органы чувств и чувствующие нервы); затем... средства сообщения мозга с различными частями тела (соматическая часть ц.н.с.);...средства передвижения. (конечности тела, мускулы и сухожилия);...остов, который придавал бы телу форму... (скелет);...физический способ общения с другими воплощенными в телах душами... (орган слуха и речь)... Тело требует системы, разносящие питательные материалы во все его части и собирающие излишние, разрушенные вещества в общий крематорий... Для этого природа создает кровь, артерии, вены и легкие. Для восстановления и исправления органов телу нужна... пища, и природа дает телу... органы пищеварения. И, наконец, тело наделено способностью воспроизводить себе подобных и доставлять другим душам телесные жилища» (Йог Рамачарака). Особо почетное место в теории йоги занимает концепция праны - "жизненного дыхания, первичной энергии", некой энергетической субстанции, которая вдыхается легкими человека вместе "с воздухом, передается разным органам тела и перерабатывается ими, образуя в совокупности внутренний пранический ток» (Ю. Каптен,1994). Представления о теле человека в Древнем Китае формировались, в основном, в лоне даосизма. Концепция Дао, определившая название этого направления, близка к концепции Брахмана. Дао переводится как «Путь» «закономерность», «принцип», «Абсолют» и др. В познании человеком «Дао» главное место отводится трем философским категориям: «дэ»- добродетели, благодати, моральной силе, «ци», которая переводится как атмосфера, дыхание, энергия, жизненная сила, и « син» - телесная форма, плоть. Взаимодействие этих составляющих и определяет человеческое бытие. Но если в индийской философско-религиозной мысли тело считается физической машиной воплощенного пути, то вопрос о взаимодействии духовной и телесной природы человека решался в даосизме прямо противоположно. Даосы считали, что психическая и духовная сферы человека зависят от физиологической функции «телесной формы»: «форма наличествует - дух рождается». Объединение формы и духа - цель, ведущая к физическому бессмертию (долголетию), но возможность такого объединения появляется только благодаря упорядоченности жизни «дэ» и действию «ци». В даосской мысли были периоды выраженных стихийно материалистических тенденций: телесная форма нуждается в «ци», в то же время без телесной формы немыслима функция познания; бестелесная автономно существующая душа не может существовать, как огонь без топлива. Позже эти тенденции отошли на второй план, и даосы признали взаимодополнение (нерасторжимость) формы и духа. Даосские мудрецы обращали внимание на цикличность функций человеческого тела (вдох-выдох, сон-бодрствование и др.), сравнивая их с цикличностью явлений природы (день-ночь, зима-лето, холод-жара и др.). Они считали, что в основе организации телесной природы (так же как и всей Природы), лежат циклы чередования двух сил: Инь - пассивной (женской) силы и Ян – активной (мужской) силы. Характеристиками Ян, справедливыми по отношению к телу, органам и физиологическим процессам, наделялись верх, внешнее, горячее, бодрствование, вдох, наполнение и переполнение (функциональная избыточность). Характеристиками Инь, справедливыми по отношению к телу, органам и физиологическим процессам, наделялись - низ, внутреннее, холод, сон, выдох, опорожнение и слабость (функциональная). Основные положения концепции Инь-Ян, которые распространяются и на закономерности существования физического тела человека, гласят: · Инь и Ян не существуют друг без друга и взаимозависимы; · Они противоположны; · Они взаимно дополняют или взаимно ограничивают друг друга; · Они взаимно превращаются (когда одна из них достигает максимум своего развития, она превращается в противоположную силу). Главное, как определяли даосы, достижение баланса этих двух сил; тогда наступало равновесие в деятельности органов и систем организма, что должно было привести тело, а вместе с ним и душу в состояние гармонии и умиротворения. В представлении даосов жизненная сила «ци» циркулирует только в сбалансированном организме. Раннехристистианские учения о телесной природе человека, прежде всего, опирались на постулаты Апостола Павла, одного из учеников Иисуса Христа, содержащиеся в текстах его посланий. Тексты Посланий (1-е, 2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам) являются проповедями, очевидно, записанными за ним кем-то из его сподвижников, в них выражены основные воззрения Павла, развивающие основное учение Христа. Вслед за Христом Апостол Павел развивает тему греха, порождаемого послушанием человека зову плоти. Но понятие плотского и телесного, плоти и тела разделяются в представлениях Павла: плотское не тождественно телесному, «Но Бог дает ему (человеку) тело, и каждому семени свое тело» (1-е посл. к кор., гл. 15, 38). Тело соотносится с душевной жизнью человека, с его телесностью. Прежде дается человеку его телесность, только через нее он обретает «тело духовное». Плоть тоже важна человеку для взращивания «тела духовного», так как плоть есть храм или дом, в котором обитает тело душевное, а затем тело духовное. Поэтому обращаться с плотью тоже нужно бережно, но не она должна главенствовать, а дух – «Я говорю – поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделения плоти» (посл. к гал., гл. 5, 16). Если для Павла здесь нет противопоставления, а скорее, локус управления собственной жизнью: если будешь идти за «голосом плоти», превратишься в человека исполняющего внешний закон, во «внешнего человека», плотского человека, пустого человек, с умирающим «душевным телом». В борьбе за укрепление веры именно это противопоставление «плоти» и «духа» было использовано как основа антиномийного разделения неправедного тела, приравненного позже христианством к плоти, и праведной души, укрепленной любовью к Богу, где взращивается человеком дух. Анализируя многократно повторяемую Павлом возможность разжигания плоти страстями (желаниями), что приводит к греховности и смертности человека (тлению), можно понять, что для него плотские желания лежат в ментальной области (разума), в отличие от физиологических потребностей тела, т.е. не являются природосообразными. Но полагаться только на разум здесь не слишком надежно, необходим совместный анализ ума и тела. Тем более, что тело и душа даны человеку в единстве («одно тело и один дух»). Тлением (болезнями) плоть – тело сигнализирует о разрушении храма для духа. Впоследствии противопоставление тела как плоти и духа привело к догматизации запрета на познание тела (его анатомии, физиологии и т.д.) для христиан. Представление о греховности тела, связанного с его непреодолимой физиологичностью, сформировало устойчивые комплексы вины и стыда в коллективном сознании христианства, привело к пренебрежению телом, отказу от него как от «полноправного представителя» человека. «Подавление сигналов» тела генетически и культурально влияли на образование современного цивилизованного человека Европы, части России и Азии, где властвует христианское мировоззрение, тело которому необходимо лишь для собственной внешней представленности (имиджа), но ни коим образом не для познания жизни. Вопросы для самоанализа: - Можно ли телесность первобытного человека назвать конгруэнтной? Чем она может отличаться от телесности современного человека, который тоже стремится к естественности и природной целесообразности своей телесной жизни? - Попытайтесь выделить общие представления в описанных типах телесности. В чем существенная разница восточных и европейских взглядов на феномен тела человека?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.013 с.) |