Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.)



 

Вероиспо–ведания Европей–ская Россия Привис–ленские губернии Сибирь Средняя Азия Всего по империи
Православные 76.344.717 607.591 4.940.379 641.632 87.123.604
Староверы 1.754.860 9.423 239.642 65.044 2.204.596
Римско–католики 4.344.165 7.032.366 35.171 13.615 11.506.809
Протестанты 3.251.301 425.022 16.181 9.588 3.762.756
Магометане 3.572.617 4.903 126.574 6.996.654 13.906.972
Иудеи 3.789.448 1.321.100 34.792 13.682 5.215.805
Армяно–грегориане 47.884     4.838 1.179.266
Остальные христиане 6.006 1.180     8.135
Остальные нехристиане 331.866   365.772 1.598 732.078

 

Составлено по: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. /Под ред. Н.А. Тройницкого – С–Пб., 1905. – С.12–15.

 

Политическая модернизация России
60–70–х годов XIX века

 

Кроме крестьянской реформы большую роль в политической модернизации России 60–70–х годов XIX столетия играли земская, судебная, городская, военная, школьная реформы, проводимые Александром II.

Буржуазная земская реформа 1864 г. Она была вызвана необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития и выработать Положение о губернских и уездных учреждениях, а также стремлением царизма привлечь на свою сторону либералов в борьбе с революционным движением.

Земская реформа была одной из тех уступок, которую отбирала у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска.

Проект земской реформы разрабатывался с 1859 г. комиссией при Министерстве внутренних дел (председатель Н.А. Милюков, с 1861 г. – П.А. Валуев). Подписанное царем Положение о земских учреждениях отразило различные интересы дворянских группировок. Согласно Положению 1864 г. создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы.

В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное (цена) и сословное начала. Избиратели делились на курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1–й курии пользовались уездные землевладельцы, имевшие от 200 до 800 десятин земли, а также крупные землевладельцы, имевшие в сельской местности недвижимую собственность на сумму более 15 тыс. рублей.

Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб.
(в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция.

Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, т.е. выборщиков, а последние – гласных в земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права, как учреждения, общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась. Кроме того, их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием больниц (для чего земства облагали население местными сборами), "попечением" о развитии местной торговли и промышленности и т.п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70–х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и Области Войска Донского (в 1882 г. ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели.

Таким образом, несмотря на ограниченность земской реформы, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Судебная реформа 1864 г. в России. Реформа судебной системы и судопроизводства – самая последовательная из буржуазных реформ 60–70–х гг. Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, судебная реформа отразила классовые интересы буржуазии. Производилась она на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864 г.: "Учреждение судебных установлений", устав уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями.
Окончательно процесс был завершен лишь к 1896 году.

Были созданы две системы судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Создавались они в городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почетные) уездными земскими собраниями (в столицах – городскими думами) и утверждались в должности 1–м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей, в т.ч. и почетных мировых судей, округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли судебные палаты и кассационный департамент Сената.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты (одна на несколько судебных округов). Окружной суд рассматривал уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудимость мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или проступках, за которые законом были положены наказания, соединенные с лишением всех прав или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались с участием присяжных заседателей. Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных не допускалась). Верховным кассационным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента – гражданский и уголовный. Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура; кроме того, при судебных палатах – совет присяжных поверенных.
Судебные следователи проводили предварительное следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окружному суду и судебной палате. Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окружном суде – прокурор окружного суда и несколько его товарищей, при кассационных департаментах
Сената – обер–прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал–прокурор, с 1802 г. им являлся министр юстиции.

Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов: суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция и т.п. Однако значение судебной реформы 1864 г. умалялось рядом положений судебных уставов: изъятием некоторых категорий дел из компетенции суда присяжных, в том числе о государственных преступлениях, сохранением системы поощрения судей местной администрацией, которая представляла их к очередным чинам, орденам и т.п.

С 70–х гг. в период реакции началось отступление от провозглашенных принципов. Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру ранее других реформ 60–х годов.
Завершением судебной контрреформы явилась судебно–административная реформа 1889 г. Просуществовав, таким образом, 25 лет, все вернулось на круги своя, как и на многих других этапах многострадальной истории России.

Городская реформа 1870 г. Она приняла Городское положение, имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка реформы началась в 1862 г., но только в 1870 г. ее проект был утвержден царем и опубликован.

Городская реформа заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными – избранные думами городские управы. Члены городских дум выбирались на 4 года и назывались "гласными". Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в Петербурге – 250. Управы состояли из 2–3 чел. под председательством городского головы, который являлся одновременно и председателем городской думы. Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Рабочие, мелкие служащие и лица умственного труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избирательного права.

Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами: внешнее благоустройство города, торговля и промышленность, здравоохранение, народное образование и т.п.

Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и Министерству внутренних дел.

При всей своей ограниченности городская реформа все же была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления. Она просуществовала 22 года. Новое Городское положение 11 июня 1892 г. еще более увеличило представительство крупной буржуазии и дворян в городской думе и, по существу, превратило городское самоуправление в подсобный орган правительства по вопросам местного хозяйства.

Военная реформа. Данная реформа проводилась под руководством военного министра Д.А. Милютина. Одну из основных задач он видел в сокращении армии в мирное время при значительном увеличении ее в военное время за счет создания обученного запаса. Сокращение состава армии с 1132 тыс. чел. (1864 г.) до 742 тыс. (1867 г.) позволило увеличить обученный запас к 1870 г. до 553 тыс. человек.

В 1862–64 гг. была проведена реформа местного военного управления: создано 15 военных округов во главе с командующими войсками округа.

В 1868 г. было организовано Военное министерство, в результате чего все отрасли военного управления и войска были подчинены военному министру. Для подготовки офицерских кадров вместо кадетских корпусов создавались военные гимназии и военные училища, а также юнкерские училища для лиц, не имевших среднего образования (1863–1864 гг.).

Улучшалось высшее образование в академиях: Николаевской Генштаба, Артиллерийской и Инженерной; в 1867 г. создается Военно–юридическая академия.

По закону 1 января 1874 г. призыву на военную службу подлежали лица всех классов и сословий с 21 года. Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 – действительной и 9 – в запасе. Для лиц, получивших среднее и высшее образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет до 6 месяцев. Не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, призываемое лишь во время войны.

Казаки отбывали военную службу на особых основаниях. Мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу 20 лет, в том числе 3 года – в "приготовительном разряде, 12 лет, в "строевом" и 5 лет – в запасе. На оенную службу казак обязан был являться со своими обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

В мирное время казачество выставляло 54 конных полка, 23 батареи, 6 пластунских батальонов, 11 отдельных сотен, 4 отдельных дивизиона и императорский конвой – всего 68,5 тыс. чел. В военное время все утраивалось – свыше 200 тыс. чел.

В 60–х годах проводилось перевооружение армии: переход от гладкоствольного оружия к нарезному стрелковому оружию. В 1869 г. принята на вооружение американская винтовка системы Бердана, а в 1870 г. – так называемая Бердана №2 – новая система, разработанная русскими инженерами.

Произведено перевооружение полевой артиллерии бронзовыми орудиями, заряжавшимися с казенной части.

Что касается русского флота, то опыт Крымской войны 1853–56 гг. показал преимущества паровых кораблей перед парусными при ведении маневренного морского боя. Существенный вклад в разработку тактики использования броненосных эскадр в морском бою внесли русские ученые и моряки.

В результате военной реформы русская армия и флот превратились в массовые вооруженные силы буржуазного типа, что в значительной мере усилило их боеспособность и положительно сказалось уже в русско–турецкой войне 1877–78 годов. Однако существование самодержавного строя обусловило непоследовательность реформы. В армии сохранялись феодально–крепостнические пережитки: плац–парадные традиции, муштра, кастовость офицерского корпуса и т.п. В условиях возросшей реакции эти отрицательные элементы еще более усилились.

Школьная реформа. Она решала проблемы трех уровней.
1–й – это новый университетский устав 1863 г., который восстанавливал упраздненную Николаем I автономию университетов. Руководство всей университетской жизнью поручалось Совету профессоров, который избирал ректора университета, деканов факультетов, приглашал профессоров на вакантные должности. Совету профессоров предоставлялось право утверждать новые кафедры и необходимую учебно–методическую документацию.

За министром народного просвещения оставался контроль за деятельностью профессорских коллегий. Запрещались студенческие сходки и организации.

Несмотря на привлекательность многих положений нового университетского устава, эта реформа, как и другие, оставалась половинчатой, ибо на женщин, например, эти положения не распространялись. Примером тому является Софья Васильевна Ковалевская – выдающийся русский математик. Так как доступ женщинам в Петербургский университет был закрыт, она в 1868 г., чтобы иметь возможность заняться наукой, вступила в фиктивный брак (ставший позднее фактическим) с доцентом Московского университета В.О. Ковалевским и в 1869 г. уехала в Германию, в Гейдельберг, чтобы получить высшее образование. Через год переехала в Берлин, где 4 года работала у К. Вейерштрасса, согласившегося давать ей частные уроки по математике, ибо в Берлинский университет женщины тоже не допускались. Настойчивость, усердие и огромные способности дали свой результат – через 20 лет (в 1889 г.) она стала первой женщиной – членом–корреспондентом Петербургской Академии наук.

Жизнь настоятельно требовала помочь женщинам в получении высшего образования. С этой целью в Петербурге, Москве открываются высшие женские курсы, однако по их окончании никакого диплома не давалось – это были частные инициативы и проблемы в целом не решали.

2–й – это открытие гимназий и народных училищ в 1864 г. Это были средние учебные заведения, которые давали право обучать выходцев всех сословий (вплоть до кухаркиных детей), но за обучение вводилась очень высокая плата, которая многим низшим сословиям была недоступна.

Существовало два вида гимназий: классические и реальные (позже названы училищами), в которые принимались лица, имевшие 7 классов образования. Классические гимназии предназначались для изучения, главным образом, различных языков и давали возможность в последующем поступать в университет без экзаменов. Такой возможности не предоставляли реальные гимназии, которые готовили специалистов для работы в промышленности и торговле.

3–йсоздание начальных народных училищ. Разрешалось учреждать их частным лицам с широким доступом различных сословий, утверждавших религиозные и нравственные начала и распространявших полезные знания.

Примерно 20 лет просуществовала новая система образования, после чего начались реакционные преобразования контрреформы правительства Александра III, подорвавшие и ее основу. Восстанавливались сословные принципы в начальной и средней школе, росло число церковно–приходских школ. В 1884 г. по новому уставу упразднена университетская автономия.

Таково, в основном, содержание реформ политической модернизации России 60–70–х годов XIX столетия, которые вынуждено было проводить правительство Александра II в условиях кризиса феодально–крепостнической России. Сторонники реформирования возглавлялись братом царя, великим князем Константином Николаевичем, надежным союзником была также и великая княгиня Елена Павловна. Участие членов императорской фамилии придавало реформам особый вес и значение. Среди активных сторонников реформаторской деятельности выделяются Я.И. Ростовцев, много сделавший для подготовки крестьянской реформы, Д.А. Милютин, разработавший и проводивший в жизнь основные идеи военной реформы, министр финансов М.Х. Рейтерн и др.

Судебная реформа превратила российский суд в один из самых демократических в мире. Так, в 1877 г. суд присяжных оправдал Веру Засулич, стрелявшую в петербургского градоначальника Трепова в ответ на его приказ о телесном наказании одного из политических заключенных. Это дало широкий общественный резонанс и явилось подтверждением демократического характера изменений в судопроизводстве.

Против реформ яро выступали шеф жандармов князь В.А. Долгоруков и сменивший его на этом посту в 1866 г. граф П.А. Шувалов, министр юстиции граф В.А. Панин, министр двора граф В.Ф. Алленберг, двоюродный брат царя принц П.Г. Ольденбургский и др.

Смерть Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 г. смена его на российском престоле Александром III привели резкому изменению правительственного курса и полной победе охранительного направления.

Уже 29 апреля 1881 г. царский манифест провозгласил незыблемость самодержавия в России, а в 80–х – начале
90–х годов были проведены контрреформы. В стране были восстановлены внесудебные формы и расправы над нарастающим революционным движением, расширилась деятельность полиции, жандармских управлений и охранных отделений.
Реакционный курс во внутренней политике Александра III осуществляли министерство внутренних дел, которое возглавлял граф Д.А. Толстой, обер–прокурор Синода К.П. Победоносцев, реакционный публицист М.Н. Катков и др.

В августе 1882 г. вводятся "временные правила" о печати, установившие так называемую "карательную цензуру". В июле 1889 г. принят закон о земских участковых начальниках, которые утверждались министром внутренних дел по представлению губернатора из числа местных дворян, сочетавших административную и судебную власть.

Земское положение 12 июня 1890 г. вводило сословные курии для избирателей, усилив предводительство дворянства. В 1892 г. принята городская контрреформа, по которой из числа избирателей исключались низшие слои.

Такова суть контрреформ МИРОТВОРЦА Александра III.

 


Русская культура XIX в

 

Между социально–экономическим базисом и политико–культурной надстройкой связи в любом обществе не являются прямыми и простыми. Бывает так, что предкризисное состояние общества способствует расцвету культуры, а экономическое процветание может привести к ее увяданию.

Культура России в разное время испытывала непосредственное влияние социально–политических условий жизни. На нее влияли также колебания хозяйственной конъюнктуры (урожайные и неурожайные годы, застой в экономике и бурное развитие и т.п.). Не является исключением и культура России в XIX в., а точнее, в первой и второй ее половинах.

Причинами быстрого подъема культуры России в первой половине XIX в. были:

а) рост производительных сил в связи с развитием капитализма;

б) усиление классовой борьбы за отмену крепостного права;

в) развитие революционно–освободительного движения (дворянский этап);

г) влияние Отечественной войны 1812 года;

д) воздействие передовых идей и искусства Запада.

Политика царизма, особенно в конце 20–х – в 50–е годы, была направлена на сохранение сословной структуры общества, что препятствовало формированию подлинно демократической культуры. Однако, национальный подъем, вызванный победой России в войне 1812 г., способствовал значительному прогрессу ее культуры. Именно в это время создаются непреходящие ценности мирового значения в искусстве, берет начало "золотой век" русской литературы. Характерная тенденция эпохи – демократизация культуры, которая проявилась в притоке новых ее представителей из непривилегированных сословий. Усилилась тяга к образованию. Развитие хозяйственной жизни требовало квалифицированных и образованных специалистов – инженеров, агрономов, врачей, учителей.

Царское правительство, не желаю роста революционного движения, стремилось затормозить просвещение народа. А потому и сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой. Не было школ для детей крепостных крестьян. Только отдельные из этой массы могли научиться начальной грамоте у церковного дьячка.

В начале XIX в. при церквах для детей государственных крестьян были открыты приходские школы. Главное внимание в обучении здесь уделялось религиозным дисциплинам. Учебная программа была рассчитана на один год. Появляются сельские школы для крестьян, но процент грамотности в деревнях был очень низким: 5–7 % среди государственных крестьян, 1% – среди помещичьих.

Дети же помещиков, чиновников обучались в гимназиях, кадетских училищах. Привилегированным учебным заведением был Царскосельский лицей под Петербургом.

В стране росла сеть высших учебных заведений. Если в начале XIX в. действовали два университета (Московский и Виленский), то к 60–м годам – восемь (Петербургский, Дерптский, Казанский и др.). Высшую техническую подготовку давали созданные специальные вузы: Институт инженеров путей сообщения, Высшее техническое училище в Москве, Технологический институт в Петербурге и др.

Борясь против передовых демократических традиций высших учебных заведений, царь Николай I в 1835 г. издал новый университетский Устав. В соответствии с ним прекращалась автономия в университетах, ликвидировалась выборность ректора и деканов, а над студентами устанавливался строгий контроль особых инспекторов. Гонениям подвергались прогрессивно настроенные профессора, преподаватели. Тем не менее, несмотря на эти меры, университеты России играли важную роль в распространении просвещения, они оставались центрами свободолюбивых демократический идей.

Для первой половины XIX в. в литературе и искусстве характерными были такие направления, как классицизм, сентиминтализм, романтизм, критический реализм, а для второй половины – реализм, демократизм, богатство форм, высокий художественный уровень.

Причинами же ускоренного развития культуры России во второй половине XIX в. были такие, как:

- утверждение капитализма после отмены крепостного
права (1861 г.);

- обострение классовой борьбы (вторая революционная
ситуация);

- буржуазно-демократический этап революционно-освободительного движения;

- завершение процесса формирования русской нации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.218 с.)