Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Топливно–энергетические отрасли

Поиск
  1995 г.[39] в % к 1994 г. 1990 г.
электроэнергия, млрд. кВт. ч.      
нефть, включая газовый конденсат, млн. тонн      
уголь, млн. тонн      
в т.ч. для коксования 60,4   91,1
газ естественный, млрд. куб. м.      

 

Черная металлургия

 

  1995 г. в % к 1994 г. 1990 г.
железная руда, млн. тонн 78,3    
чугун, млн. тонн 39,2   59,4
сталь, млн. тонн 51,3   89,6
готовый прокат черных металлов, млн. тонн 39,1 109, 73,2
стальные трубы, млн. тонн 3,7   11,9

 

Машиностроение

 

  1995 г. в % к 1994 г. 1990 г.
       
краны мостовые электрические (включая специальные), штук      
электромашины крупные, штук      
электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения 63–355 мм., тыс. штук      
металлорежущие станки, тыс. штук 16,1   74,2

Продолжение

кузнечно–прессовые машины, штук      
станки ЧПУ      
автоматические линии и полуавтоматы, комплектов      
часы бытовые, млн. штук 17,6   60,1
легковые автомобили, тыс. штук      
автобусы, тыс. штук 40,8   51,9
тракторы, тыс. штук 21,2    
комбайны зерноуборочные, тыс. штук 6,3   66,7
экскаваторы, штук      
прядильные машины, штук      

Химическая и нефтехимическая промышленность

 

  1995 г. в % к 1994 г. 1990 г.
серная кислота, млн. тонн 6,9   12,8
кальцинированная сода, млн. тонн 1,8   3,2
каустическая сода, млн. тонн 1,2   2,3
минеральные удобрения, млн. тонн 8,8   16,0
химические волокна и нити, тыс. тонн     637,5
синтетические смолы и пластические массы, млн. тонн 1,8   3,3

 

Прослеживается тенденция наращивания объемов производства в отраслях, продукция которых в основном ориентирована на внешний рынок.

Промышленность строительных материалов

 

  1995 г. в % к 1994 г. 1990 г.
цемент, млн. тонн 36,4    
конструкции и изделия сборные железобетонные, млн. куб. м. 21,1   79,4
кирпич строительный, млрд. штук усл. Кирпича 12,6    
плитки керамические облицовочные, млн. кв. м. 18,8    

Продолжение

линолеум, млн. кв. м. 52,8    
материалы строительные не рудные, млн. куб. м.      
оконное стекло, млн. кв. м. 58,8 100,4  

 

Сокращение объемов капитальных вложений на строительство объектов производственно–технического назначения повлекло за собой снижение производства сборных железобетонных конструкций на 11%, конструкций и алюминиевых сплавов – на 16%, легких металлических конструкций – на 47%.

 

Легкая промышленность

  1995 г. в % к 1994 г. 1990 г.
       
ткани всех видов, млн. кв. м.      
в т.ч.:      
хлопчатобумажные      
льняные и пенькоджутовые      
шерстяные 72,0    
шелковые      
чулочно–носочные изделия, млн. пар[40]      
трикотажные изделия, млн. штук[41]      
хромовые кожтовары, млн. кв. Дм.[42]      
обувь, млн. пар[43] 52,5    

 

В швейной промышленности в 1995 году по сравнению с 1994 годом производство постельного белья уменьшилось почти на две трети; сорочек – наполовину; плащей, юбок, брюк – на треть.

Бытовые товары

 

  1995 г. в % к 1994 г. 1990 г.
холодильники и морозильники, тыс. штук      
машины стиральные, тыс. штук      
магнитофоны, тыс. штук      
видеомагнитофоны, тыс. штук 20,2    
устройства радиоприемные, тыс. штук      
телевизоры, тыс. штук      
в т.ч. цветного изображения      
машины швейные бытовые, тыс. штук 69,6    
мотоциклы 61,2    
велосипеды (без детских), тыс. штук      

 

За годы реформ неуклонно рос государственный долг.
Внешний долг к началу 1997 года составил 150 млрд. долл. против 95 млрд. долл. в 1992 году. В конце 1992 года не было внутреннего долга, оформленного государственными ценными бумагами. К исходу 1996 года этот долг составил около 250 трлн. руб., или 45 млрд. долл. по текущему валютному курсу.
Итого: за 4 года долг правительства вырос на 77 млрд. долларов. Только в 1996 году он вырос на 42 млрд. долларов за год, т.е. возрастал на 3,5 млрд. долларов ежемесячно.

Что касается «реформ» в целом, то за прошедшие годы не решена ни одна из средне– или долгосрочных проблем, стоящих перед страной, ни одна реформа (аграрная, военная, жилищно–коммунального хозяйства, социальной сферы, судебной системы, правоохранительных органов) не проведена в жизнь. В последние годы прибавился «букет» новых кризисов – бюджетного, неплатежей, расчетного, инвестиционного, долгового, банковского.

Важным показателем состояния экономики страны является
занятость населения. Допустимым уровнем безработицы считается 6%, критическим – 8%. В России сейчас она – свыше 13%; Это официально, на самом же деле – больше 20 млн. безработных при среднегодовой численности занятых в экономике в 1994 году 70,2 млн. человек.

Весьма серьезным социальным показателем здоровья народа является потребление алкоголя. По оценкам ВОЗ употребление его свыше 8 л. на человека в год ведет к началу генного вырождения нации. В России сегодня уровень потребления – от 15 до 20 л. на человека.

В итоге приватизации негосударственный сектор стал ведущим, в частные руки перешло 110 тыс. предприятий. Но это не принесло ни роста эффективности производства, ни улучшения обслуживания населения.

В результате чековой приватизации произошло ограбление народа. Она дала в бюджет страны всего 1 трлн. рублей.
Например, ЗИЛ со стоимостью основных фондов не менее 1 млрд. долларов – был продан за 4 млн. долларов.

Уникальный Норильский горно–металлургический комбинат (НГМК) был включен правительством в перечень стратегически важных объектов, не подлежащих приватизации. Однако это не помешало банкирам «ОНЕКСИМ–банка» выкупить контрольный пакет акций РАО «Норильский никель» всего за 170 млн. долларов. Это составляло месячную выручку одного только НТМК, удовлетворяющего 47% мировой потребности в платиноидах, в общероссийском масштабе производящего 74% никеля, 62% меди, 78% кобальта.

Фактическую экономическую власть в стране после приватизации государственной промышленности получило примерно около 5% населения России.

По данным комиссии Государственной Думы Федерального Собрания убытки, понесенные государственной казной от приватизации, превысили 9 квадриллионов рублей (в ценах 1995 года). Это привело к обострению проблемы социальной защиты уязвимых слоев населения России, показало полную несостоятельность и крах гайдаровско–чубайсовской модели реформ. Цены возросли во много тысяч раз при медленном росте заработной платы. По признанию одного из экс–лидеров «первой волны» демократов, бывшего мэра Москвы Гавриила Попова «прежде всего надо решительно порвать с гайдаровской моделью «нулевого цикла», когда сначала все разоряется, а потом что–то формируется. Великая держава может не выдержать такого самораздевания: ее могут просто съесть на этапе слабости. Постиндустриальная эпоха, к которой мы стремимся, предполагает 20–30% госсобственности, 60–70% бесплатного образования и лечения. Мы пока же разрушаем то, что есть»[44].

Идеология и практика либерального радикализма оказалась социальной утопией, которая не должна быть основой формирования экономической и социальной политики, отражающей национальные интересы настоящего и будущего России.

В ходе реформирования произошло резкое социальное расслоение общества, в котором выделилось пять основных групп, различающихся, прежде всего, по величине доходов.

Первая группа – низкооплачиваемые работники – рабочие и служащие бюджетной сферы, государственных учреждений и организаций, преподаватели (включая профессуру), военнослужащие и др. – примерно 70% населения.

Вторая группа – среднеоплачиваемые работники – рабочие и служащие негосударственных учреждений, государственные служащие – высокие должности, элитный слой рабочих топливно–сырьевого комплекса – примерно 20% населения.

Третья группа – высокооплачиваемые работники – генералитет; обслуживающий персонал элитной части общества, служащие банков и других финансовых структур – примерно 4% населения, а также мелкие предприниматели – 3% населения.

Четвертая группа – богатые люди – обслуживающие, в основном, внутренний рынок – примерно 3% населения.

Пятая группа – сверхбогатые люди – предприниматели, связанные с внешним рынком – 0,2% населения. Им принадлежит больше половины всех доходов.

Проблема поляризации доходов – одна из острейших проблем современной России. По мере расширения «ножниц» она становится очень опасной. На Западе общество считается нестабильным, если доходы 10% богатых превышают доходы 10% бедных в 8 раз. В России эта планка значительно выше. По официальной статистике, превышение равно 12,3 раза, по расчетам Института социально–экономических проблем народонаселения РАН, грань превышена более чем в 20 раз. Все это породило нестабильность в обществе – постоянный стресс, депрессию, рост самоубийств, алкоголизма. По оценке ВОЗ, в России идет «вялотекущая деградация».

Более того, богатые и бедные находятся в состоянии социального антагонизма. Первые, как и во времена царизма, считают, что неимущие – это лодыри, которые ничего не делают, чтобы выбраться из ямы, и потому презирают их. Бедные, оставаясь месяцами без зарплаты и пенсии, в свою очередь, называют «новых русских» их грабителями, которые криминальным путем захватили государственные ценности, созданные многолетним трудом всего народа.

В современной России активно формируется «социальное дно»: бомжи, нищие, уличные проститутки, беспризорники. По данным Института социально–экономических проблем народонаселения РАН «на дне» уже 10% населения – примерно 14 млн. человек. А вокруг них, в так называемом «придонье», концентрируются группы риска с большой вероятностью люмпенизации. Социальный парадокс в том, что в категорию «новых бедных» вошли учителя, врачи, научно–техническая интеллигенция. «Новая» пирамида неравенства растет. Все это привело к возникновению как бы двух Россий, не похожих по своему материальному положению, поведению, предпочтениям, ориентациям. А средний класс – основа любого общества – так и не сформировался.

 

Уровень жизни населения

  1995 г. 1994 г.
Реальные среднедушевые денежные доходы    
Реальная среднемесячная начисленная зарплата    
Средний размер назначенных пенсий (в месяц) 183,5 75,9

Продолжение

Реальный размер назначенной месячной пенсии    
Прожиточный минимум (в среднем на душу в месяц), тыс. руб. 264,1 86,6
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн. человек 36,6 33,3
в % к общей численности населения 24,7 22,5
в % к соответствующему периоду прошлого года    

 

В ходе рыночных реформ произошло увеличение смертности и сокращение рождаемости. За пять лет страна потеряла на 3,5 миллиона человек больше, чем родилось. Уходят из жизни трудоспособные мужчины. Уже сейчас ожидаемая средняя продолжительность их жизни – 58 лет. В большинстве своем они не доживают до пенсии.

Здоровье становится проблемой и для молодежи и детей. А это свидетельствует, нас ждет «больное» будущее. Потери идут не только в численности, но и в «качестве» людей: по физическому, психическому здоровью, образованию, профессиональному уровню. Мы теряем свой нравственный потенциал, культуру. Ситуация выходит за ту черту, когда уже эффективно не могут решаться ни экономические, ни государственные, ни политические проблемы, а Россия превращается в сырьевой придаток Запада. Об этом свидетельствует ситуация в решении продовольственной проблемы.

Агропромышленный комплекс. По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения СССР в предреформенное время находился в одном ряду с наиболее развитыми государствами мира. По производству зерна, картофеля, птицы (кур) и молока Россия превосходила 12 стран Европейского Сообщества и уступала им только по производству мяса на душу населения. Картофеля и молока в стране производилось больше, чем в США.


Производство на душу населения, кг (в среднем за год)

Продукция 1986–1990 годы
  Россия США ЕС–12
Зерно      
Картофель      
Молоко      
Мясо      

 

С 1990 года сокращение выпуска продукции растениеводства и животноводства приобрело устойчивый характер.

Политики образца 1991 года утверждали, что вся беда в колхозах и совхозах. А настоящая беда – в развале коллективных хозяйств; в неудовлетворительной материально–технической базе сельско–хозяйственного производства; особенно пищевых и перерабатывающих отраслей; отсталых технологиях; громадных потерях урожая.

Происходит возврат к примитивному земледелию и натуральному хозяйству. Все реформы на селе сведены к реорганизации и приватизации коллективных хозяйств и фермеризации. Государство свернуло инвестиционную и финансовую поддержку АПК, его материальное и техническое обеспечение. Это привело к тому, что в 1995 году объем продукции сельского хозяйства России, по сравнению со среднегодовым производством за 1986–90 годы, уменьшился на 35%, а в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности – более чем в 2 раза. Производство зерна и сахарной свеклы сократилось почти в двое, картофеля в 4 раза, овощей – в 3, мяса и мясных продуктов – на 40%, молока в 2 раза. Резко снизилась численность крупного рогатого скота, овец и коз, свиней и птицы.
Животноводство отброшено на несколько десятков лет назад
(см., таблицу).

 


Сельское хозяйство

Валовые сборы и урожайность основных сельскохозяйственных культур характеризуется следующими данными:

 

  все категории хозяйств
  1995 г. в % к 1994 г. 1986–1990 гг. (в среднем за год)
       
зерно (в весе после доработки) валовой сбор, млн. тонн 63,5   104,3
урожайность ц/га 11,6   15,9
сахарная свекла (фабричная) валовой сбор, млн. тонн 19,1   30,8
урожайность, ц/га      
подсолнечник, валовой сбор, млн. тонн 4,2   3,1
урожайность, ц/га 10,2   12,7
льноволокно, валовой сбор, тыс. тонн 68,6    
урожайность, ц/га 3,9   2,5
картофель, валовой сбор, млн. тонн 39,7   35,9
урожайность, ц/га      
овощи, валовой сбор, млн. тонн 11,2   11,2
урожайность, ц/га      

 

Валовые сборы крупяных культур снизились: гречихи – почти на четверть, риса – на 12%. В наибольшей степени уменьшилось производство зернофуражных культур (овса, ячменя, зернобобовых) – на 36%.

Производство основных продуктов животноводства в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составило:

 

  1995 г. в % к 1994 г. 1986–1990 гг. (в среднем за год)
мясо (в убойном весе) 5,9   9,7
молоко 39,3   54,2
яйца, млрд. штук 33,7   47,9

Животноводство

Численность скота во всех категориях хозяйств характеризуется следующими данными:

 

  1995 г. в % к 1994 г. 1986–1990 гг. (в среднем за год)
крупный рогатый скот 39,2   60,5
сельхозпредприятия 27,3    
хозяйства населения 11,3    
фермерские хозяйства 0,6    
в т.ч.      
коровы 17,4   21,3
свиньи 22,6   40,2
овцы и козы 28,4   64,1

 

Результат – разрушена производственная база, заброшены прогрессивные технологии и научная поддержка аграрного сектора. Огромный урон причинен птицефабрикам и животноводческим комплексам, племенным и специализированным сельскохозяйственным предприятиям.

Возник губительный для крестьян диспаритет цен: из отрасли изъято за последние 5 лет около 200 трлн. рублей.
Разрушена финансово–кредитная система. С 1994 г. сельскохозяйственное производство в целом стало убыточным. Большинство товаропроизводителей не могут осуществлять даже простое воспроизводство.

Прекращено финансирование всех социальных программ (жилье, объекты соцкультбыта, газификация и электрификация, дороги, водоснабжение, связь, во многих селах не работают радио и телевидение). Крестьяне получают самую низкую заработную плату, и нерегулярно.

Современные международные нормы – импорт 30% продовольствия – угроза национальной продовольственной безопасности.

США – стабильно импортировали 17–19 % продовольствия;

СССР – импортировал 14–16%, что мало; дополнительные 3–5% импорта сняли бы проблему пресловутых очередей.

«Демократическая» Россия – 1995 г. (Госкомстат) – 54% импорта продовольствия. При этом брали кредит на оплату. 1996 г. – еще больше.

Обеспечение продуктами за годы «реформ» сократилось с 7 и перешло на 40–е место в мире. Потребление мяса, молока, яиц и масла уменьшилось на 30–40 % к дореформенному уровню.

1995 г. – среднедушевое потребление – 2347 килокалорий в сутки. По данным ООН: 2150 ккал. – это постоянное недоедание. 2/3 россиян вплотную подошли к этой черте.

Результатом всего этого явилось обнищание большинства населения страны, углубляющееся вот уже 6 лет. По масштабам потребления россияне оказались отброшенными на 20 лет назад. Общество подошло к самой границе возможности существования российской популяции. По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление животного белка не должно опускаться ниже 30 граммов на человека в день. У россиян этот показатель – 32 грамма. При таком положении неудивительно, что 30% беременных женщин страдают анемией, рожают больных детей. Растут заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Обобщенным показателем продовольственного благополучия является питание на уровне медицински обоснованных норм. В дореформенный период россияне потребляли, в среднем, 3300 ккал. В настоящее время на отечественные продукты приходится 1100–1200 ккал. – ниже грани, с которой начинается голод.

Реформаторы винят в этом общественную собственность на землю как детище коммунистической системы. Между тем, ее отстаивали Руссо, Толстой, Энгельгардт, Чаянов, Кондратьев и др. «Демократы» уверяют, что мелкие формы частного землевладения и производства – магистральный путь сельскохозяйственного развития современных капиталистических стран, тогда как во всем цивилизованном мире прогресс в аграрном производстве стоит на путях концентрации и специализации, внедрения новейших технологий.

Сама по себе форма собственности на землю не в состоянии обеспечить рациональное хозяйствование. Важна совокупность всех факторов, определяющих эффективность индустриального производства, позволяющих получить высокую отдачу. Ни в одном указе Президента РФ, постановлениях Правительства не ставятся задачи повышения эффективности и роста сельскохозяйственного производства, улучшения условий жизни сельского населения. Всюду речь о создании частной собственности, разрушении общественного хозяйствования. А в это время развитые страны активно используют интенсивные ресурсосберегающие технологии. Можно сказать, они стремятся специализировать землепользование и вообще вывести сельское хозяйство из сферы прямого воздействия рынка. Это потому, что в аграрном секторе оборот капитала совершается гораздо медленнее, чем в других сферах. Поэтому сельскохозяйственное производство не конкурентоспособно по сравнению с другими отраслями экономики.

В последние 6 лет цены на энергоносители и промышленную продукцию росли в России в 3 раза быстрее. В результате село не может укреплять и обновлять свою материально–техническую базу: приобретение сельскохозяйственных машин упало в 25 раз по сравнению с дореформенным периодом.
Внесение минеральных удобрений снизилось в 1995 г. до 8 кг. на1 га пашни против 100 кг в РСФСР, до реформ, и против 400–700 кг – в западноевропейских странах.

В десяти развитых странах мира вообще нет частной собственности на землю. В других развитых государствах частная собственность все в большей степени вытесняется арендой, а продажа земли – правом пользования землей и т.п.

Если в колхозах и совхозах труд был (на специализированных комплексах) полностью механизирован и автоматизирован на 75%, то у наших фермеров и частников он на 85% ручной. Хозяйство фермеров, как правило, убыточно.

Сегодняшняя аграрная программа называется «Стратегия реформ в продовольственном и агарном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период».
Авторы: Международный валютный фонд и Международный Банк реконструкции и развития. Они исходили из аграрно–правовых теорий, предназначенных для стран третьего мира.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что «реформы» создали определенные противоречия внутри общества и послужили причиной многих социальных конфликтов.

Внутренние противоречия:

· Рассогласованность целей экономической реформы и методов ее осуществления с интересами большинства населения страны.

· Основную угрозу безопасности российского государства создает противостояние и нарастающее противоречие между выбором власти и отношением к нему большинства населения России.

· Нестабильность стимулируется разрывом между конституционными, правовыми основами и реальной практикой, а так же противоречием между национальной ориентацией России на социальный прогресс и несовпадающими с этим геополитическими интересами ведущих стран мира.

Источники социальных конфликтов:

· дальнейшее снижение уровня и качества жизни населения;

· углубление имущественной дифференциации;

· развитие социального неравенства и антагонизация общественных отношений;

· отсутствие равных стартовых возможностей для граждан России, номенклатурно–криминальный раздел государственной собственности;

· отчуждение народа не только от собственности, но и от власти;

· девальвация интеллектуального и творческого труда как основной социальной ценности;

· рост безработицы;

· криминализация общественных отношений;

· использование военной силы и карательных функций государства при решении политических проблем;

· разгул преступности.

Таким образом, необходим новый выбор пути реформирования общества, так как старые «реформы» 90–х годов завели Россию в тупик. Вывести из тупика страну на основе устаревших идейно–теоретических доктрин нельзя. Нужно заменить консервативно–либеральные ориентиры на иную идеологию реформ, способную консолидировать общество. Базовыми ценностями новой стратегии должны стать: многообразие форм собственности; правовое государство; свобода, равноправие, социальная справедливость; национальная солидарность и солидарная ответственность; укрепление национальной безопасности России. Это во–первых.

Во–вторых, без государственного управления экономикой России жить нельзя. Об этом сейчас говорят многие из руководства России.Без эффективной социальной поддержки многие не выживут. Обстановка требует упрочения Российской государственности. Без сильного государства не бывать сильной России.

В–третьих, Государственные органы власти обязаны принять все меры, чтобы обеспечить соблюдение экономических и социальных прав граждан, закрепленные в Конституции РФ 1993 года.

90–е годы в социально–экономической жизни России прошли под знаком явной рассогласованности провозглашенных целей радикальных рыночных реформ и методов их реализации с жизненными интересами подавляющего большинства населения.

В отличие от наиболее развитых стран, в которых приоритетное значение приобретает ориентация, преодоление растущей социальной дезинтеграции, неравенства населения, Россия погрязла в эгоизме, коррупции и стяжательстве чиновников. Главная опасность – рассогласованность целей экономической реформы и методов ее осуществления с жизненными интересами подавляющего большинства населения страны.

Основную угрозу безопасности Российского государства создает противостояние и нарастающее противоречие между выбором власти и отношением к этому большинства населения России.

Разрыв между конституционными, правовыми основами и реальной практикой, а также противоречие между национальной ориентацией России на социальный прогресс и не совпадающими с этим геополитическими интересами ведущих стран мира, все это сохраняет нестабильность как внутри страны, так и на международной арене.

Новые факторы дестабилизации, проявившиеся к началу 1997 года, усугубляют действие названных выше противоречий, среди которых можно выделить следующие: очевидное укрепление института президентства проходило на фоне снижения доверия населения к Президенту России; Договор об общественном согласии выполняется не всеми подписавшими его сторонами. Повинна в этом, больше всего, исполнительная власть: война в Чечне и ее тяжелые последствия отразили новый виток борьбы за власть.

Дальнейшее снижение уровня жизни граждан страны, углубление имущественной дифференциации, развитие социального неравенства, полное отчуждение народа не только от собственности, но и от власти, рост безработицы, криминализации общества и др., говорят о том что в российском обществе существуют источники опасных социальных конфликтов.

Социальная напряженность в обществе нарастает, что подтверждается «вторым этапом» приватизации: неспособностью властей защитить жизнь, достоинство и конституционные права россиян; непопулярные решения кадровых вопросов, серьезные просчеты национальной политики.

Все говорит за то, что период радикального экспериментирования заканчивается. Лимит национального доверия лидерами исчерпан. Устойчивое развитие России и стран, входящих в СНГ, будет зависеть от их способности осознать и реализовать концепцию интеграционной модели развития, овладеть эволюционными философскими концепциями развития и ненасильственными политическими действиями.

Наше Отечество по–прежнему нуждается в политической стабилизации, отказе от крайностей «демократической диктатуры» или тоталитарного либерализма. Общество заинтересованно в гражданском мире и общественном согласии. Достичь этого удастся только в том случае, если устройство общества будет отвечать интересам всего населения и восприниматься как справедливое, если будет создано правовое государство, обеспечено демократическое управление, гражданам страны будут предоставлены реальные социальные гарантии.

Подводя итог, отметим следующее:

- во–первых, в последнее десятилетие XX века Россия вступила с грузом проблем, ставящих под сомнение способность к социальному прогрессу;

- во–вторых, шансы на возрождение страны есть, так как время работает на Россию. Это подтверждается тем, что наша страна имеет огромные запасы топливно–энергетических и минеральных ресурсов, плодородные земли и другие природные богатства. К примеру, в расчете на душу населения ресурсный потенциал России в 2–2,5 раза превышает потенциал США, в 6 раз – Германии, в 18–20 раз – Японии;

- в–третьих, Россия обладает уникальным интеллектуальным потенциалом высококвалифицированных специалистов и ученых, способных решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства.

Главная ценность нашей Родины – это люди, населяющие ее. Они обладают потенциалом, способным возродить Великую державу, привести ее к подлинному согласию во имя гражданского мира и процветания, стать на путь эволюционного развития без социальных бурь и революционных потрясений.
Рано или поздно сбудутся пророчества выдающегося русского историка В.О. Ключевского, сказанные им в память о Сергии Радонежском: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растраченные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

Россия должна осуществить реальные демократические преобразования, пройти этап постиндустриальной модернизации, хотя этот путь, по всей вероятности, не будет рациональным по времени, оптимальным по результатам и минимальным по издержкам. Прокладывая путь в будущее, Россия должна учитывать опыт своей тысячелетней истории.

Возросшая потребность углубленного изучения истории Отечества, проблем становления и развития общества и государства, жизни продиктованы тем, что в преддверии XXI века Российская Федерация вступила на путь серьезных реформ, намереваясь достичь вершин социального прогресса в общечеловеческом измерении. Но чтобы придти к этой цели, предстоит не только преодолеть серьезный социально–экономический кризис, в котором оказалась наша страна, но и по–новаторски решать сложные проблемы становления гражданского общества и правового государства. Не стоит при этом забывать, что демократические институты в нашем обществе берут нелегкий старт, преодолевая трудности, противоречия и конфликтные ситуации на пути к созданию надежных конструкций действительного народовластия, социальной справедливости.

В этом контексте вступающее в самостоятельную жизнь поколение молодых людей должно четко уяснить уроки истории, неразрывность возрождения России и демократизации общества, взаимосвязь демократии, справедливости и свободы, без которых немыслимы социальная активность людей и обыденное человеческое счастье.


Хронологическая таблица

 

Около XV в. до н.э. - Выделение праславянских племен из индо–европейского массива
VIII–III в. до н.э. - Скифы в Причерноморье
III в. до н.э. - Продвижение сарматских племен на Днепр - Основание Неаполя скифского в Крыму
480 г. до н.э. - Образование Боспорского царства
107 г. до н.э. - Восстание Савмака
IV в. до н.э. - Вторжение гуннов в Восточную Европу - Уход готов под давлением гуннов на Балканы
  - Войны славян с готами
VI век: с 530 г. - Великое расселение славян - Проникновение славян (антов и славинов) на Балканы - Появление аваров в Восточной Европе - Первое упоминание народа Рос
VII век - Образование Хазарского каганата
Конец VIII– начало IX в. - Завершение перехода славян от первобытного общества к феодализму
Начало IX в. - Формирование ядра Киевской Руси - Поход славян в Эгейский архипелаг - Поход славян на г. Сурож в Крыму
  - Посещение русским посольством Константинополя и германского императора в Ингельгейме
  - Первый военный поход русов на Константинополь - Принятие христианства частью русов
  - Объединение Новгорода и Киева в результате похода Олега
Конец IX в. - Появление боевых скандинавских отрядов (варягов) в Киевской Руси
  - Поход Олега на Царьград (Константинополь)
912 – 945 - Княжение Игоря
  - Приход печенегов на Русь
  - Поход князя Игоря на печенегов
941, 944 - Походы князя Игоря на Византию
945–964 - Регенство (фактическое княжение) княгини Ольги
964–972 - Княжение Святослава
  - Разгром Хазарского каганата князем Святославом
  - Поход Святослава на Дунай
980–1015 - Княжение Владимира Святославовича
  - Присоединение к Киеву Червленских земель и Перемышля, земель вятичей
  - Присоединение Черной Руси (западные области Белоруссии)
  - Присоединение земель радимичей
  - Введение христианства на русской земле
  - Земли хорастов включены в состав Киевской Руси
1019–1054 - Княжение Ярослава Владимировича
  - Восстание в Суздале
  - Постройка Спасского собора в Чернигове
  - Постройка Софий


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.013 с.)