ТОП 10:

Движение декабристов и его значение



 

Отечественная война 1812 г. закончилась победой России над наполеоновской Францией. Последствия ее легли тяжелым бременем на экономику страны, а значит и на плечи трудового народа, положение которого еще более ухудшилось. Подъем национального чувства в народе, осознание своей силы позволили крестьянам более ясно понять свое рабско–крепостническое положение. Такое положение было присуще и помещичьей деревне, и вотчинной мануфактуре, и солдатской казарме.

Противоречия в экономике России предвещали потрясения основ существующего строя, вызывали опасения имущих классов. Это позволило зародиться политическому движению декабристов, которые с оружием в руках выступили против самодержавно–крепостнического строя России. Оценивая это движение, В.И. Ленин говорил: "В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма..." (Доклад "О революции 1905 г." – Т. 30. - С. 315).

Освободительное движение В России прошло три главных этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение. Первым из них был дворянский этап, который укладывается хронологически в рамки дореформенной, крепостной России (1825–1861 гг.).

Лучшие представители дворянства вырабатывали политические программы, создавали революционные организации разрабатывали тактику борьбы и осуществляли открытое выступление против царизма с оружием в руках.

Осуществление всех этих мер могло направить экономическое и политическое развитие России по буржуазному пути, но тогда этому не суждено было осуществиться. Выступивших против царизма дворян называли декабристами. Питательной средой их движения была среда самой России. Что же это была за среда?

Социально–экономическая – кризис феодально-крепостнической системы и необходимость перехода от нее к системе капиталистических отношений. Декабристы хорошо понимали потребность буржуазного развития России и ставили перед собой задачи буржуазной борьбы. Выразителями этого движения были дворяне и первые революционеры – дворяне.

Общественно–политическая – нарастало возмущение усиливался протест народных масс. Помещики дополнительно увеличивали барщину, оброк, стремились обезземелить крестьян.
Крестьяне сопротивлялись, из года в год увеличивалось их число.

Наряду с крестьянским, усиливалось движение работных людей на мануфактурах и заводах. Это не могло не сказаться и на солдатских массах. Ярким примером тому было выступление в Семеновском полку 1820 г. в Петербурге. Солдаты одной из рот заявили протест против жестокого обращения с ними командира полка Шварца. За такое непослушание рота в полном составе была отправлена в Петропавловскую крепость. Однако остальные роты также отказались повиноваться командирам, после чего весь полк был отправлен в Петропавловку, а затем расформирован. Часть солдат была отправлена по этапу в отдаленное место ссылки каторжных (так впоследствии назвали город Омск – по первым буквам этого словосочетания).

Происшедшее на глазах декабристов выступление в Семеновском полку привело их к мысли, что восстание можно провести силами армии.

3. Русская общественная мысль. Трудно переоценить значение русской публицистики, литературы, которые оказывали сильное идейное влияние на новое поколение. Среди выразителей чаяний и дум представителей революционного движения особенно отличались А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и др.

4. Международные события. Отечественная война 1812 г., участниками которой оказались почти все основатели и многие активные члены будущего движения декабристов, последующие заграничные походы 1813–1814 гг. явились для них и политической школой. Все что убеждало их в том, что Россия должна пойти по пути революционного движения, характерного в то время для ряда стран Юго–Западной Европы.

В 1816 г. молодые офицеры А. Муравьев, С. Трубецкой, И. Якушкин, С. Муравьев–Апостол и М. Муравьев–Апостол, Н. Муравьев основали в Петербурге первое тайное политическое общество – "Союз спасения", или "Общество истинных и верных сынов Отечества". Позже в него вступил П. Пестель и др. – всего около 30 человек. Его деятельность продолжалась до 1818 г.
Была выработана программа, в которой предусматривались: конституционное правление, ликвидация крепостного права и другие важные принципы. Это было положительным. Недостатком же ее было отсутствие тактики и путей борьбы, что и привело к ее неразрешимости. "Союз спасения" самораспустился.

В том же 1818 г. в Москве возникает более многочисленное общество – "Союз благоденствия", насчитывающий около 200 человек. В нем были Устав и более обширная программа, которая по целевым предназначениям совпадала с программой "Союза спасения" – ликвидация крепостного права и самодержавия. Однако в реализации программных установок проявилась дворянская ограниченность, ибо их исполнители боялись революционного народа. Основой их тактики была военная
революция.

В 1812 г. съезд "Союза благоденствия", проходивший в Москве, объявил общество распущенным и под прикрытием этого решения, облегчившего отсев ненадежных членов, стал формировать новую организацию.

В 1821 г. образовалось два крупных общества: на Украине – Южное общество, которое возглавил полковник П.И. Пестель, а вскоре и Северное общество с центром в Петербурге во главе с капитаном Н.М. Муравьевым.

Программный документ Южного общества был написан Пестелем и позже назывался "Русская правда". Члены этого общества были противниками идеи Учредительного собрания и выступали за диктатуру Временного верховного революционного правления. Россия объявлялась республикой, крепостное право должно было быть ликвидировано, а крестьяне должны были освобождаться с землей. Однако проект Пестеля не предусматривал полного уничтожения помещичьего права на землю.

"Русская правда" провозглашала все основные свободы граждан: слова, печати, собраний, вероисповедания, равенства в суде, передвижений и выбора занятий. Каждый мужчина, достигший возраста 20 лет, мог избирать и быть избранным без какого–либо имущественного ценза, хотя женщины избирательных прав не получали. Ежегодно должен был собираться главный орган каждой волости – Земское народное собрание. Однопалатное Народное вече наделялось всей полнотой законодательной власти. Исполнительная власть должна была принадлежать Державной думе, состоящей из пяти членов, выбираемых на 5 лет.

Каждый год один из них должен был выбывать, взамен его выбирался новый, что обеспечивало бы преемственность и постоянное обновление Думы. Тот член Державной думы, который пребывал в ее составе последний год, становился ее председателем, а фактически – президентом республики. Каждый президент должен был занимать свой пост лишь один год во избежание узурпации власти.

Третьим верховным органом, по мнению "Русской правды", должен был быть Верховный собор, состоящий из 120 чел., выбираемых пожизненно, а единственной его функцией должна была быть "блюстительная", или контрольная.

Что касается будущей территории России, то "Русская правда" предусматривала вхождение в нее Закавказья, Молдавии и других территорий, которые Пестель считал необходимыми по хозяйственным или стратегическим соображениям. Однако он был противником федерации, и исключение делалось только для Польши, которой предоставлялось право отделения.

Северное общество декабристов возглавил капитан Н.М. Муравьев. В руководящее ядро его входили Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский.

Проект Конституции был разработан Муравьевым и отстаивал идеи Учредительного собрания, он возражал против диктатуры Временного верховного революционного правления.
Россия должна была быть конституционной монархией при одновременном федеративном устройстве, по типу США, которая делилась бы на 15 федеративных единиц – держав (областей).

Конституция Муравьева предусматривала отмену крепостного права с уничтожением сословий и равенством всех граждан перед законом. Однако аграрная ее часть была классово ограниченной, ибо крестьяне получали только усадебную землю и по две десятины пахотной земли на двор, остальная же земля оставалась собственностью помещиков или государства (казенные земли).

Политическое устройство федерации предусматривало двухпалатную систему: верхнюю палату – Державную думу – и нижнюю – Палату выборных депутатов "державы". Федерацию объединяло Народное вече как двухпалатный парламент.
Исполнительная власть должна принадлежать императору.

Таким образом, "Русская правда" Пестеля и Конституция Муравьева имели много общего: свержение царского самодержавия и уничтожение крепостного права; ликвидация феодального сословного строя; провозглашение всеобщего равенства граждан перед законом, защита неприкосновенности личности и имущества; гарантии свободы слова, печати, собраний, передвижений, вероисповедания, перестройку судебного и административного аппарата.

Вместе с тем, их программные положения имели и различия: аграрный проект Пестеля предусматривал освобождение крестьян с наделением их землей. Они получали землю из общественного земельного фонда, образованного за счет конфискации половины помещичьих владений. Помещичье земледелие полностью не уничтожалось, но по нему наносился существенный удар.

Проект Муравьева предусматривал оставление земли в собственности помещиков. Крестьянам же предоставлялись незначительные приусадебные участки. Следовательно, проект Конституции Муравьева был более ограниченным и менее последовательным. Но обе программы носили революционный характер, хотя объективно это были программы буржуазной революции.

Восстание намечалось на 1826 год. Два обстоятельства ускорили его проведение: смерть царя Александра I 19 ноября 1825 г. в Таганроге, и то, что общество было раскрыто, что делало его обреченным.

 

13 декабря 1825 г. было проведено последнее совещание, на котором был выработан и напечатан "Манифест к народу", где объявлялись важнейшие цели: свержение самодержавия; отмена крепостного права; уменьшение сроков солдатской службы.

План восстания включал выведение войск (6 полков) на
Сенатскую площадь с целью воспрепятствовать принесению присяги Николаю I, арест царской семьи, захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости.

Восставшие войска имели около 3000 чел. пехоты: каре А. Бестужева – 4,5 роты лейб–гвардии Московского полка – 671 чел., войска А. Сутгофа и Н. Панова 5 рот лейб–гвардии Гренадерского полка – около 1250 чел., колонна капитан–лейтенанта Н. Бестужева – гвардейский морской экипаж – 1160 чел. (треть всех восставших), который должен был захватить Зимний дворец, охранная цепь Е. Оболенского – 40 чел.

Правительственные войска имели около 9000 чел. пехоты, около 3000 чел. кавалерии, 36 орудий, из которых 4 – на Сенатской площади, плюс колонна А. Розена 2,5 роты лейб–гвардии Финляндского полка – около 500 чел., занявшая Исаакиевский мост.

Однако ход событий сложился иначе по сравнению с намеченным плана. Были допущены и ошибки: вывод войск затянулся (вместо 11 часов подошли к 2 часам дня), не было проявлено решительности в действиях, ибо целый день шли переговоры и инициатива перешла к царю, была проявлена медлительность в действиях, организаторы восстания не владели искусством его проведения, не было наступательной тактики. Восстание потерпело поражение из–за того, что не было поддержано народом: декабристы хотели совершить переворот для народа, но без народа. Как отмечал В.И. Ленин, "узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию".

К следствию по делу декабристов было привлечено 579 чел. Судебные процедуры велись в глубокой тайне. Пятеро руководителей – П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев–Апостол, М.П. Бестужев–Рюмин и П.Г. Каховский, были повешены 13 июля 1826 г. Профили пяти казненных декабристов на обложке "Полярной звезды" Герцена были символом борьбы против царизма.

Сослан в Сибирь на каторгу и поселение 121 декабрист. Свыше 1000 солдат и матросов были прогнаны сквозь строй, некоторые сосланы в Сибирь, а более 2000 переведены на
Кавказ, где в то время велись военные действия.

Историческое значение восстания декабристов 14 декабря 1825 г. огромно: это первое открытое выступление с оружием в руках против царизма в России; оно положило начало революционно–освободительному движению в России; в нем проявились традиции патриотизма, служения России во имя ее свободы и прогрессивного развития; декабристы разбудили последующие поколения борцов, подав прекрасный пример для передовой молодежи России.

 

Распределение населения по сословиям
в Российской империи

Сословия Численность, в т.ч. (Европейская часть)
Дворяне потомственные и их семьи 1.220.169 (885.754)
Лица духовного звания всех христианских исповеданий и их семьи 588.947 (501.483)
Потомственные и личные почетные граждане и их семьи 342.927 (307.597)
Купцы и их семьи 281.179 (239.563)
Мещане 13.386.392 (9.945.971)
Крестьяне 96.916.644 (78.641.428)
Войсковые казаки 2.908.842 (1.439.750)
Инородцы 8.297.969 (423.079)
Финляндские уроженцы без указания сословия 35.585 (35.140)
Лица, не принадлежащие к этим сословиям 353.913 (222.771)
Лица, не указавшие сословия 71.835
Итого: 125.034.521 (93.186.849)
Иностранные подданные 605.500 (256.015)

 

Составлено по: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. /Под ред. Н.А. Тройницкого. – С–Пб., 1905. С. 10 – 11.

Крымская война 1853-1856 гг.

 

В начале 50-х годов XIX столетия, расправившись с оппозицией, Правительство Николая I ðåøèëî â î÷åðåäíîé ðàç ðåøèòü âîñòî÷íûé âîïðîñ. Îí çàêëþ÷àëñÿ â ðàçäåëå ìåæäó âåäóùèìè äåðæàâàìè Åâðîïû âëàäåíèé îñëàáåâøèõ Îñìàíñêîé èìïåðèè: Áàëêàí, Ñåâåðíîé Àôðèêè, ñðåäèçåìíîìîðñêèõ îñòðîâîâ.

Николай I считал - настал удобный момент чтобы осуществить соответствующий раздел, в котором, по его расчетам, европейские державы не должны быть помехой. Однако такого не случилось. Несмотря на пережитые Австрией и Францией социально-политические потрясения, первая не решилась жертвовать ради России своими интересами на Балканах, а Франция хотела разрешить внутренний кризис именно войной, объединяющей нацию.

Правительство России считало, что на свою сторону можно привлечь Англию, пообещав ей Египет и некоторые острова Средиземного моря. Но та рассудила по-иному: лучше иметь слабую Турцию, чем сильную Россию на подступах к Ближнему Востоку и Индии.

В это время Турции был предъявлен ультиматум со стороны России по поводу восстановления прав русской православной церкви в Палестине и представить православным подданным Османской империи покровительство царя. Данный ультиматум был отклонен. В октябре 1853 года начались военные действия. Россия оказалась в изоляции, а Турция получила поддержку Англии и Франции.

Очередная война порождена торгово-колониальным соперничеством европейских держав на Ближнем Востоке, борьбой за раздел владений Турции и господством в черноморских проливах и на Балканах. Эта война была несправедливой, захватнической с обеих сторон. Каждый из ее участников преследовал свои корыстные, агрессивные цели.

Первоначально русская армия нанесла крупные поражения турецким войскам. Блестящей победой был разгром турецкого флота русской эскадрой под командованием адмирала Нахимова в Синопском сражении, что и ускорило вступление в войну Англии и Франции. В марте 1854 г. названные державы объявили войну России. Своими военно-морскими силами они блокировали все русское морское побережье и предприняли попытки высадить десанты.

На Черном море противник подверг варварской бомбардировке из 350 орудий Одессу, на Балтике - Свеаборг и Кронштадт, на Белом море ими был обстрелян Соловецкий монастырь и г. Колу на Мурманском побережье, на Камчатке создалась угроза захвата Петропавловска. Получилось так, что осенью 1854 г. военные действия были перенесены полностью на территорию России.

В сентябре 12854 г. 62-тысячная армия англо-французско-турецких войск высадилась в Крыму и в районе Евпатории. Крымский театр военных действий стал решающим фронтом всей войны, а Севастополь - главным центром борьбы.

В октябре 1854 г. началась 11-месячная осада и героическая оборона Черноморской крепости. Над малочисленным гарнизоном нависла смертельная опасность. Оборону возглавили прославленные военачальники: адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин; генерал Хрулев и инженер Тотлебен. Огромную помощь в обороне Севастополя оказало местное население. Их силами было сооружено 8 бастионов. В течение 2-х недель город был превращен в неприступную крепость.

Если говорить о соотношении сил, то оно было не в пользу России. Достаточно сказать, что только флот неприятеля превосходил русский по боевым кораблям более чем в 3 раза, а по паровым - в 9 раз.

Оборона Севастополя по своему военному и морально-политическому значению вышла за рамки обычной боевой операции и приобрела общенациональное звучание, получила широкий международный отклик. В военном отношении защита Севастополя - блестящий образец активной обороны против превосходящих сил противника. Эта оборона ко всему выше сказанному обогатила русское военное искусство.

Упорные бои продолжались до 27 августа 1855 г. В этот день 60-тысячная армия неприятеля штурмовала Севастополь и овладела Малаховым курганом. Русские войска отошли на северную сторону, а на следующий день противник занял руины южной стороны. Так закончилась героическая оборона Севастополя, а вскоре завершилась и сама Крымская война, проигранная царской Россией.

Итак, фиаско всей николаевской системы оказалась налицо. Вышколенная и самая многочисленная в мире армия не смогла справиться даже с 60-тысячным экспедиционным англо-французским корпусом, высадившимся в Крыму.

Россия в начале войны лишилась своего флота, затопив его в Севастопольской бухте, т.к. парусный российский флот не смог противостоять паровому неприятеля. Следовательно, поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. оказалось закономерным. Россияне в последующем понесут на себе всю тяжесть издержек этой кровопролитной войны.

Однако поражение царизма в войне не умаляет величия и огромного военного и морально-политического значения обороны Севастополя. Это был подвиг, совершенный во имя Родины, одна из героических страниц в истории русского народа.

 

Общественно–политические движения в России
во второй половине XIX в.
Революционные демократы и народничество

 

Русское общество середины XIX в. переживало крупный исторический поворот – поворот от старых, феодально–крепостнических порядков к новому, буржуазному, укладу.

Революционное движение второй половины XIX в. относится ко второму этапу революционного движения в России, охватывающему 1861–1895 годы. По своему классовому содержанию этот этап был буржуазно–демократическим, по составу – разночинским, по идеологии – народническим.

Вступив на престол в 29–летнем возрасте, Николай I жестоко расправился с декабристами. Он создал в 1826 г. корпус жандармов во главе с Бенкендорфом, взял на себя роль усмирителя Европы.

 

Царь всеми мерами оберегал крепостной строй и самодержавие. Шло подавление царизмом массовых крестьянских выступлений, число которых характеризовалось следующим образом:

 

1859 г. 1860 г. 1861 г. 1862 г. 1863 г.

 

Кризис крепостной системы наложил свой отпечаток на подъем общественно–политического движения в России, и передовая мысль под гнетом невиданного, дикого и реакционного царизма, жадно искала правильной революционной теории. Подавление царизмом крестьянских выступлений – главной силы, на которую рассчитывали революционеры 60–х годов, ослабление в результате преследования царизмом и без того малочисленных борцов за народное дело, предательство этого движения и открытая поддержка царизма либералами оказали отрицательное влияние на настроения интеллигенции и студенческой молодежи, из среды которой вырастали тогда политические борцы против царизма. Многие из них теряли веру в возможность скорого революционного пробуждения крестьянских масс. Однако, несмотря на тяжелые условия, революционные демократы отстаивали идеи, провозглашенные Н.Г. Черыншевским и Н.А. Добролюбовым.

Имя Н.Г. Чернышевского было непреложным авторитетом для нового поколения, вступившего на путь борьбы. Оно призывало идти «под знаменем тех же идей», т.е. борьбы с царизмом, за освобождение народа. Но в толковании этих идей, в стремлении приложить их к революционной практике стали сказываться новые влияния и обстоятельства.

Наглядно это проявилось в 1863–1866 гг. в деятельности кружка ишутинцев в Москве (по имени его организатора Н.А. Ишутина). Они считали себя последователями Н.Г. Чернышевского и мечтали о социальной революции, об экономической перестройке общественной жизни, считая ее первоочередной задачей революционеров. По их мнению, чтобы совершить переворот в экономике, надо пропагандировать социалистические идеи, создавать образцовые фермы и т.п.
Из этого видно, что они устранялись от непосредственных целей и отходили от поставленных Н.Г. Чернышевским задач.

В 1865 г. этот кружок организовал полулегальное "Общество взаимного вспомоществования", которое должно было исполнять принятые решения через революционный центр – "организацию".

Объединив разрозненные кружки московского подполья, ишутинцы в 1865 г. установили связи с петербургским подпольем через И.А. Худякова, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др., привлекая к своей деятельности и либеральные элементы. Ядро организации составили в основном, уроженцы Пензенской губернии – родины Николая Андреевича Ишутина: П.Д. Ермолов, М.Н. Загибалов, Н.П. Странден, Д.А. Юрасов, Д.В. Каракозов, П.Ф. Николаев, В.Н. Шаганов, О.А. Мотков.

Члены ишутинского кружка в декабре 1864 г. участвовали в устройстве побега Я. Домбровского. Они основали в Москве бесплатную школу, переплетную и швейную мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации, вели переговоры с той же целью рабочими Людиновского завода Калужской губернии.

Члены кружка замышляли и подготавливали побег Н.Г. Чернышевского с каторги (1865–1866 гг.). После покушения Каракозова на царя Александра II 4 апреля 1866 г. организация была раскрыта. 32 чел. были осуждены к различным мерам наказания, Н.А. Ишутин приговорен к смертной казни, замененной в момент ее исполнения бессрочной каторгой, где он умер.

В общественно–политических взглядах революционеров–разночинцев с середины 60–х годов наибольшее распространение получили идеи утопического социализма, вылившиеся в своеобразную "теорию" народничества.

Атмосфера "белого" террора стимулировала появление различных противоправительственных организаций, но неверие членов их в молодое народническое движение приводило к неправильным методам борьбы. Примером тому является кружок учителя С.Г. Нечаева и журналиста П.Н. Ткачева.

С.Г. Нечаев вместе с П.Н. Ткачевым разработал "Программу революционных действий", где конечной целью студенческого движения провозглашалась социальная революция, намечавшаяся на весну 1870 г. В числе практических мер Нечаевым был составлен "Катехизис революционера", центральным тезисом которого был иезуитский лозунг – "цель оправдывает средства".

Будучи в Женеве, он выдавал себя за представителя революционного комитета, якобы бежавшего из Петропавловки, вошел в доверие к М.А. Бакунину и Н.П. Огареву и получил средства на ведение революционной деятельности из "Бахметевского фонда", вопреки противодействию А.И. Герцена.

Возвратившись в Москву, Нечаев представился доверенным русского отдела "Всемирного революционного союза" (не существовавшего вообще), создал отдел тайного общества "Народная расправа". Столкнувшись с недоверием и противодействием члена организации студента И.И. Иванова, обвинил его в предательстве и при участии четырех других членов 21 ноября 1869 г. убил. В декабре начались аресты членов общества. и Нечаев бежит в Швейцарию, получает вторую половину "Бахметевского фонда", публикует прокламации к различным слоям русского общества. Совместно с Н.П. Огаревым издает 1–6 номера "Колокола" в апреле–мае 1870 г.

Злоупотребления Нечаева именем 1–го Интернационала вынудили Генсовет в 1871 г. официально отмежеваться от него. Теоретическая беспринципность, его провокаторские методы побудили Н.П. Огарева и М.А. Бакунина порвать все отношения с Нечаевым.

В конце 1872 г. Нечаев был арестован в Цюрихе и выдан русскому правительству. 8 января 1873 г. в Москве Нечаев приговорен за убийство И.И. Иванова к 20 годам каторжных работ, заключен в Петропавловскую крепость, где умер в Алексеевском равелине.

Таким образом, обладая большим личным мужеством, фанатически преданный революционному делу С.Г. Нечаев действовал недопустимыми методами и нанес русскому революционному движению большой вред. Методы нечаевщины были отвергнуты русскими революционерами.

Так закончили свою деятельность революционные демократы, на смену которым пришли революционные народники
70–х годов. Их преемственность по отношению к революционным демократам 60–х годов состоит в том, что они также выступали против царской монархии и защищали интересы крестьянских масс. И те, и другие видели в крестьянстве главную силу революционного переворота в России, полагая, что крестьянская община содержит зародыш социализма. Отражая интересы крестьянина–собственника, т.е. мелкой буржуазии, а не рабочего класса, они обрекали свою теорию на ошибочность: отрицая господство капитализма в России, роль рабочего класса, политическую революцию и политические свободы.

Народничество – новое поколение революционеров, выступивших в новой обстановке пореформенной России, – характеризуется тремя направлениями: бунтарским (М.А. Бакунин), пропагандистским (П.Л. Лавров) и заговорческим (П.Н. Ткачев).

М.А. Бакунин (1814–1876) – один из основателей и теоретиков анархизма и народничества – родился в помещичьей семье.

Взгляды бакунистов – одного из трех направлений в народничестве – выражались в следующем:

- наряду с уничтожением частной собственности, они требовали отмены всякого государства, в котором видели первопричину эксплуатации и неравенства (это не уничтожение классового господства, а лишь освобождение личности, следовательно, отрицание идей диктатуры);

- требовали полной автономии мелких общин производителей и объединение их в свободную федерацию (на языке бакунинцев эта программа называлась "социальной ликвидацией");

- выступали прямыми противниками марксистского учения о социалистической революции (видимо, личное влияние К. Маркса и Ф. Энгельса было недостаточно для Бакунина);

- отвергали политические и экономические формы борьбы рабочего класса, которые не вели прямо к "социальной ликвидации";

- отрицали необходимость создания самостоятельных рабочих партий и выдвигали волюнтаристскую концепцию стихийного бунта (отсюда и название направления борьбы), движущими силами которого должны стать не только рабочий класс, но и крестьянство, учащаяся молодежь, которой отводилась решающая роль;

- называли крестьянина природным социалистом, не способным совершить революцию, и доказывали существование «русского народного идеала», главные черты которого видели в общинном землевладении, в самой идее "права на землю", присущей русскому крестьянину;

- вели раскольническую деятельность в 1–м Интернационале. За это бакунистов критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс, а их лидеры были исключены из Интернационала.

Кроме Маркса и Энгельса бакунинцев критиковал Г.В. Плеханов. Против анархизма во всех его формах боролся В.И. Ленин, который вскрыл теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении. Вместе с тем, В.И. Ленин вполне признавал значительный вклад в революционную борьбу в России народников – бакунистов 70–х годов XIX века.

Другое направление в народничестве – пропагандистское – возглавлял П.Л. Лавров (Миртов) (1823–1900), биография которого во многом схожа с биографией М.А. Бакунина. Он также родился в помещичьей семье, в 1842 г. окончил то же артиллерийское училище в Петербурге, после чего преподавал математику в военных учебных заведениях и через 20 лет получил чин полковника.

Печатается в "Колоколе" А.И. Герцена, в 1862 г. сближается с Н.Г. Чернышевским, вступает в первое тайное общество "Земля и воля". Четыре года был негласным редактором "Заграничного вестника". После выстрела Д.В. Каракозова в Александра II 4 апреля 1866 г. П.Л. Лавров был арестован, осужден и сослан в Вологодскую губернию, где написал, в частности, "Исторические письма", выразив свои взгляды на движение революционных народников.

Взгляды лавровцев выражались в следующем:

- создали теорию "неоплатного долга" интеллигенции перед народом, которая звала к переустройству общества на началах "истины и справедливости":

- считали, что русское крестьянство не готово к революции и что для этой подготовки нужна длительная пропаганда (отсюда и название одного из трех направлений в народничестве);

- признавали революционное преобразование существующего несправедливого общественного строя;

- в отличие от бакунинцев считали необходимым создание революционной партии, основанной на союзе передовой интеллигенции с народом (создает такую партию интеллигенция);

- выступали против заговорческой тактики ткачевцев. В этой связи П.Л. Лавров писал: "Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества ... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим созданные и понятные" (Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально–политические темы. – М.,1934. –Т. 4. – С. 31.).

Значение П.Л. Лаврова в истории общественной мысли крайне противоречиво. На его работах 70–80–х гг. сказалось позитивное влияние К. Маркса и Ф. Энгельса, хотя перестройка концепции Лаврова элементами "экономического материализма" не смогла изменить ее основы.

Отдавая должное вкладу П.Л. Лаврова в развитие революционного народничества 70–х годов XIX в., его ошибочные идеи Г.В. Плеханов и В.И. Ленин подвергли критике.

Заговорческим направлением в народничестве названо якобинское направление, которое возглавлял П.Н. Ткачев
(1844–1885) – критик, публицист, журналист.

Он – выходец из семьи мелкопоместных дворян. Окончил экстерном юридический факультет Петербургского университета. Во время студенческих волнений в 1868–1869 гг. вместе с С.Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство, был арестован, судился по процессу нечаевцев, но в 1873 г. бежал за границу. В эмиграции сотрудничал в журнале "Вперед!", но после разрыва отношений с П.Л. Лавровым начал издавать журнал "Набат", который выпускал шесть лет. В конце 1882 г. тяжело заболел и последние годы своей жизни провел в психиатрической больнице. В 1885 г. на 41 году скончался во Франции и, как П.Л. Лавров, похоронен в Париже.

Взгляды ткачевцев состояли в следующем:

- отвергали идею "самобытности" русского общества и утверждали, что пореформенное развитие России совершается в сторону капитализма;

- считали, что "русское государство висит в воздухе", а значит его легко убрать, заменив буржуазно–экономический принцип – социалистическим;

- будущее России ткачевцы, как и все народники, связывали с крестьянством, считая его коммунистическим "по инстинкту и традициям", проникнутым принципами общинного владения;

- полагали, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать "ячейкой социализма" лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй;

- революция (по Ткачеву) сводилась к захвату власти и установлению диктатуры "революционного меньшинства", т.е. путем узкого заговора "активного меньшинства".

Заслуги П.Н. Ткачева и народовольцев в истории оценены высоко, но и подвергнута критике тактика и его последователей – заговорщицкая тактика бланкизма. Разгром "Народной воли" означал по существу поражение теории Ткачева и вместе с ней – крах якобинского (бланкистского) направления в русском революционном движении.

Большое влияние на это течение оказал Н.К. Михайловский
(1842–1904) – талантливый публицист, один из теоретиков народничества, который одним из первых поставил перед народничеством вопрос политической борьбы, но затем стал основным идеологом либерального народничества.

В исторической литературе разночинский, или буржуазно–демократический, этап подразделяется на 4 периода народнического движения:

1–й – это кружки и группы в 60–70–х годах, которые создавались в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и др. городах. Наиболее значимым из них было первое тайное революционное общество "Земля и воля", образованное в конце 1861 г., с центром в Петербурге, группы которого существовали в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Перми и др. Основано братьями Н.А. и А.А. Серно–Соловьевичами, А.А. Слепцовым, Н.Н. Обручевым, В.С. Курочкиным и др. Вдохновителем был Н.Г. Чернышевский. Руководители общества были связаны с редакцией "Колокола" в Лондоне – А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. С "Землей и волей" тесную связь поддерживал М.А. Бакунин.

После ареста Н.Г. Чернышевского, Н.А. Серно–Соловьевича, С.С. Рымаренко в середине 1862 г., эмиграции А.А. Серно–Соловьевича, обществом руководили Н.И. Утин, Г.Е. Благосветлов и др.

Платформа общества "Земля и воля" была изложена в статье Н.П. Огарева "Что нужно народу?" .напечатанной в "Колоколе" в середине 1861 г. В ней предлагалось: закрепить за крестьянами землю; сократить наполовину армию: освободить народ от чиновничества и установить подлинное крестьянское самоуправление. Статья–воззвание призывала собираться с силами, чтобы "отстоять землю мирскую, волю народную, да правду человеческую".

Просуществовав около четырех лет, "Земля и воля" к весне 1864 г. самоликвидировалась.

2–ой – хождение в народ в середине 70–х гг. как массовое демократическое движение молодежи в деревне. Впервые лозунг "В народ!" выдвинул А.И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 г. Большую роль в движении сыграли "Исторические письма" П.Л. Лаврова, призывавшие интеллигенцию к "уплате долга народу".







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.023 с.)