Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обнаружения и изъятия следов рук с помощью дактило- скопических порошков.

Поиск

Порошки, используемые для работы со следами рук, должны быть кон- трастными по цвету с той поверхностью, на которой выявляются следы.

Наиболее распространены такие белые порошки, как окись цинка, алюми- ниевая пудра, канифоль.

Черными являются порошки окисей меди и свинца, железа, восстановлен- ного водородом, графита, сажи. Порошкам восстановленного железа придаются различные цветовые оттенки, им присваиваются названия самоцветных кам- ней – «Топаз», «Рубин», «Сапфир».

На обследуемую поверхность порошки наносятся специальной кистью флейц, изготовленной из очень мягкого беличьего или колонкового волоса. Применяются также аэрозольные распылители дактилоскопических порошков. Порошки восстановленного железа наносятся с помощью магнитной кисти.

Обработка следов парами йода основана на свойстве адгезии его мель- чайших частиц с потожировым веществом. Достоинство этого способа состоит в том, что следы можно подвергнуть неоднократной обработке, а недостаток – быстрое исчезновение следов, их переход в невидимое состояние. Пары йода образуются в йодных трубках, снабженных резиновой грушей, или в химиче- ской посуде, в которой подогревается кристаллический йод. Такое окуривание целесообразно использовать тогда, когда предстоит обнаружение невидимых следов рук на больших поверхностях. Яркое (желто-оранжевое) окрашивание следов позволяет установить их локализацию. Затем следы обрабатываются по- рошком восстановленного железа. Закрепляют следы, выявленные парами йода, посредством копирования на йодокрахмальные или йододекстриновые пленки.

Химические реактивы, используемые для выявления следов рук, – это 1,5– 2%-й раствор нингидрина или аллоксана в ацетоне, а также спиртовой раствор азотнокислого серебра. Реакция окрашивания следов протекает постепенно, по- этому для ее ускорения поверхность, пропитанную нингидрином, нужно подо- греть, а пропитанную азотнокислым серебром – вынести на дневной свет.


 

 

! Выявлять следы рук рекомендуется только на тех предметах обстановки места происшествия, которые нельзя направить на исследование из-за их громоздкости или высокой ценности. Сле- ды пальцев, обнаруженные в результате обработки порошками, очень легко повредить, поэтому необходимо принять меры для их сохранности. С таких предметов следы копируют на дактило- пленку, которая впоследствии направляется на экспертизу. В случае необходимости ее можно заменить липкой канцелярской пленкой («скотч»). Она даже предпочтительней при копирова- нии следов с недостаточно гладких поверхностей (лакированная столешница, дверь, окрашенная масляной краской).

Вторыми по распространенности в местах происшествия являются следы обуви, реже – следы босых ног преступника. Они образуются при ходьбе, беге, прыжках, стоянии на месте. Данные следы позволяют установить путь и направление движения лиц к месту происшествия и от него, характер переме- щений, а также дают возможность организовать преследование подозреваемых.

При изучении таких следов могут быть установлены особенности походки или признаки заболеваний опорно-двигательного аппарата человека.

По следам ног можно судить и об обстоятельствах совершения преступле- ния, а также о некоторых особенностях субъекта, который их оставил, что необходимо для его розыска. По этим следам нетрудно отождествить человека (его обувь).

К общим признакам следов обуви относятся (рис. 4):

– общая длина следа – по линии от середины переднего края носка до сере- дины заднего края каблука (АБ);

– длина подошвы – по оси следа (если задний ее срез отчетливо выражен);

– ширина подошвы в наиболее широком месте (ВГ);

– ширина промежуточной части в самом узком месте (ДЕ);

– длина каблучной части от заднего края до переднего края по оси (КВ); – ширина каблука в самом широком месте, а босой ноги – в самом широком ме- сте пятки (ЖЗ).

Рис. 4. Основные элементы следа подошвенной части обуви:

1 – носочная часть; 2 – подметочная часть; 3 – задний срез подметки; 4 – промежуточная часть; 5 – передний срез части каблука;

6 – каблучная часть

Важную информацию о фактах и обстоятельствах совершения преступле- ния можно получить в результате обнаружения на месте происшествия дорож- ки следов ног (рис. 5).


 

Рис. 5. Дорожка следов обуви:

АБ – направление движения; ВГДЕЖЗ – линия ходьбы; ГД – длина шага правой ноги;

ВГ – длина шага левой ноги; ИК – ширина постановки ног; угол «а» – угол разворота стопы правой ноги; угол «б» – угол разворота стопы левой ноги

В таких следах отображаются особенности походки, в элементах которой проявляются анатомические и функциональные признаки человека. Так, у пе- реутомленного, больного или раненого человека элементы дорожки следов су- щественно варьируют, так как ему трудно выдерживать одинаковый ритм дви- жения. Выяснить по следам темпы ходьбы или бега можно только тогда, когда есть несколько следов, составляющих дорожку.

Длина шага измеряется как расстояние между двумя последовательно оставленными следами по линии направления движения. Ее измеряют раздель- но для правой и левой ноги. Длина шага достаточно четко коррелирует с ро- стом человека. Шаг мужчины среднего роста при спокойной ходьбе колеблется в пределах 75–85 см, а при беге достигает одного метра и более. Шаг правой ноги примерно на 1–2 см больше, чем левой, а у левшей наоборот. Длина шага женщин на 5–10 см короче мужских. Если мысленно провести прямую линию по направлению, в котором шел субъект, то она и будет линией направления движения.

Ширина шагов характеризует расстановку ног при ходьбе. Она определяет- ся как расстояние между следами каблуков (пяток) левой и правой ног по ли- нии, перпендикулярной к направлению движения. Ширина постановки ног рав- на в среднем 10–15 см.

Угол разворота стопы образуется между продольной осью следа и линией направления движения. Он отражает привычку ставить ступни ног при ходьбе параллельно одна другой, носками внутрь (отрицательный угол) или носками наружу (положительный угол). У мужчин угол разворота стопы обычно равен 15–25 °, а у женщин – 10–20 °.

Фиксацию следов обуви осуществляют разными способами:

– фотографированием по правилам масштабной фотосъемки;

– подробным описанием в протоколе;

– изготовлением слепков с объемных следов;

– изготовлением копий с поверхностных следов.


 

 

! Следы обуви необходимо сразу же сфотографировать по пра- вилам измерительной съемки, ибо это в определенной степени нейтрализует опасность их повреждения или уничтожения. Объ- емные следы обуви копируют путем изготовления гипсовых слеп- ков. Для этого след должен быть подготовлен: из него убирают все инородные предметы (прутики, камешки, окурки и др.), попавшие после следового контакта. В зависимости от состояния почвы, на которой оставлены следы, применяются три способа изготовления слепков: наливной, насыпной и комбинированный. Выбор кон- кретного способа зависит как от следовоспринимающей поверхно- сти, так и от погодных условий и времени года.

Для изготовления слепка наливным способом порошок гипса разводят в воде до консистенции сметаны. Получившуюся массу заливают в след слоем на 1/3 его глубины. Затем кладут укрепляющий каркас из проволоки или другого материала и выливают оставшуюся массу. При насыпном способе в след через сито насыпа- ют слой сухого гипса толщиной 1–2 см, потом укладывают каркас и засыпают гипсом до краев. После этого гипс увлажняется с помощью пульверизатора.

Поверхностные следы обуви (ног), образованные в результате наслоения пыли (грязи) либо иных веществ на твердую следовоспринимающую поверх- ность, копируют путем наложения следокопировальной пленки или липкой бу- маги, а также листовой (сырой) резины. Для этого лист резины зачищают (обя- зательно в одном направлении) крупнозернистой наждачной бумагой до обра- зования ровной бархатистой поверхности. Затем зачищенной стороной лист накладывают на след и плотно прижимают.

Трасология изучает также следы транспортных средств, оставляемые хо- довой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспорт- ного средства узлы и детали.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт исполь- зовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемеще- ния потерпевших, трупов и т.д.

 
 

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно установление его групповой принадлежности. Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкнове- ния, другие важные обстоятельства ДТП (рис. 6).

Рис. 6. Расположение следов колес транспортного средства в следах поворота: 2, 4 – передние колеса; 1, 3 – задние колеса


 

 
 

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (от- сутствию) задних спаренных колес, величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес (рис. 7). В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Рис. 7. Измерение колеи автомобиля по следам колес

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (тор- можения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифи- цируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Определить направление движения автомобиля можно по следующим при- знакам, имеющимся в следах:

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой ча- стью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, имеет зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протек- тора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для опреде- ления скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомо- биля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта долж- ны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.


 

Система криминалистического оружиеведения

Общая часть:

понятие и классификация оружия

 

Криминалистическое исследование огнестрельного оружия и следов его применения (судебная баллистика)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.008 с.)