Гальванокоррозия вызывается многими причинами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гальванокоррозия вызывается многими причинами.



1. Основная причина возникновения гальванокоррозии – тесный контакт двух металлов с различными потенциалами, находящихся в среде электролита. Металлы, находящиеся в тесном контакте (спай), образуют короткозамкнутый гальванический элемент. Например, спай алюминия с медью. По соотношению потенциалов алюминий является анодом, медь – катодом.

Рассмотрим данную гальванопару в кислой среде:

Таким образом, будет растворяться (разрушаться) анод, в данном случае алюминий.

2.Второй причиной возникновения гальванокоррозии является неоднородность металлов. Больше всего это относится к техническому железу – чугунам и сталям. Техническое железо состоит в основном из кристаллов железа и участков цементита (Fe3C). Кристаллы железа играют роль микроанодов, участки цементита – микрокатодов.

Рассмотрим данную систему в условиях контакта с воздухом, содержащим влагу (О2+2Н2О):

(–): Fe0 – 2ē → Fe+2,

(+): O2 + H2O + 4ē → 4OH.

3. Следующей распространенной причиной возникновения гальванокоррозии является аэрация – неравномерный доступ кислорода (или воздуха) к разным участкам одного и того же металла. Например, вбитый во влажное дерево гвоздь. Та часть гвоздя, к которой доступ кислорода свободен, будет являться катодом. Часть гвоздя, находящаяся в дереве, будет анодом, в результате пойдут реакции:

(–): Fe0 – 2ē → Fe+2,

(+): O2 + H2O + 4ē → 4OH-.

Защита металлов от коррозии

Существует много способов борьбы с коррозией. основными способами защиты являются:

· электронная защита (протекторная защита и электрозащита);

· использование защитных покрытий (металлических, неметаллических и др.);

· легирование металлов.

К электрозащите относятся способы, при которых к защищаемому изделию направляется поток электронов, как, например, при катодной защите или протекторной защите.

катодная защита заключается вследующем: к катоду, отрицательному полюсу внешнего источника постоянного тока, присоединяют защищаемый металл, к аноду – лом (отходы металла). Пока поступает ток от внешнего источника, анод разрушается, а катод остается целым. Недостатком этого метода является расход электроэнергии.

Суть протекторной защиты: два металла – защищаемый и протектор – приводятся в тесный контакт посредством склеивания или приклепывания. Металл протектора подбирается так, чтобы он являлся анодом (имел меньший электродный потенциал) по отношению к защищаемому изделию. В первую очередь разрушается анод, защищаемое изделие сохраняется. Данный вид защиты относится к электрозащите, так как в системе возникает направленный поток электронов. Электрозащита применяется в тех случаях, когда объем окружающей агрессивной среды очень велик. Электрозащита применяется на морских судах (подводные части), для защиты всех подводных и подземных сооружений.

В качестве первых защитных металлических покрытий использовались цинк и олово. Покрытие цинком называют цинкованием. Покрытие оловом – лужением. По соотношению потенциалов защищаемого металла и покрытия все защитные покрытия делятся:

· на катодные покрытия – потенциал металла покрытия больше потенциала основного металла;

· анодные покрытия – потенциал металла покрытия меньше потенциала основного металла.

К защитным неметаллическим покрытиям относятся краски, лаки, эмали, полимеры, а также фосфотирование и оксидирование (воронение) стали.

Легирование – также эффективный метод повышения стойкости металлов. При легировании в состав сплава вводят компоненты, вызывающие пассивность металла. В качестве таких компонентов применяют хром, никель, вольфрам и др.

Обучающие задачи

Задача 1. Возможна ли коррозия сплава, состоящего из никеля и меди: а) при рН = 4; б) при рН = 7? Составьте схему микрогальванических элементов, возникающих в процессе коррозии. Составьте уравнения анодного и катодного процессов.

Решение. Как любой окислительно-восстановительный процесс, коррозия возможна, если потенциал окислителя больше потенциала восстановителя (Е ок > Е восст). Отсюда следует, что в первую очередь будет окисляться, т.е. корродировать, металл, имеющий меньший электродный потенциал. Таким металлом является никель ( =
= – 0,25 B < = +0,34 B).

а) Определим возможность коррозии при рН = 4.

Потенциал кислородного электрода при 298 К описывается уравнением

= 1,23 – 0,059 ·рН = 1,23 – 0,059·4 = 0,994 В;

Потенциал водородного электрода описывается уравнением

= – 0,0059 · рН = – 0,059·4 = – 0,236 В,

так как < < , то коррозия возможна только с поглощением кислорода и невозможна с выделением водорода, но рН < 7 (кислая, в растворе присутствуют ионы Н+), поэтому поглощение кислорода протекает в присутствии ионов водорода.

Схема микрогальванического элемента: Ni │O2, H+ │Cu. Никель будет слева, а медь справа, следовательно, протекают процессы:

(–): Ni – 2e → Ni2+,

(+): O2 + 4e + 4H+ → 2H2O.

б) Определим возможность коррозии при рН = 7.

Потенциал кислородного электрода при 298 К описывается уравнением:

= 1,23 – 0,059рН = 1,23 – 0,059·7 = 0,817 В.

Потенциал водородного электрода рассчитывается на основании уравнения:

= – 0,0059рН = – 0,059·7 = – 0,413 В,

так как < < , то коррозия возможна и с поглощением кислорода, и с выделением водорода. Но при рН ≥ 7 коррозия протекает с поглощением кислорода: О2 + 2Н2О + 4ē → 4ОН.

Схема микрогальванического элемента: Ni │O2, H2О │Cu. Никель будет анодом, а медь – катодом. Протекают процессы:

(–): Ni – 2e → Ni2+,

(+): O2 + 4e + 2H2О → 4ОН.

Задача 2. Возможна ли коррозия сплава, состоящего из мелкодисперсных кристаллов висмута и свинца: а) в аэрируемой воде; б) в изолированном от воздуха сосуде с водой? Для среды, в которой коррозия возможна, составьте схему микрогальванических элементов, возникающих в процессе коррозии. Составьте уравнения анодного и катодного процессов и суммарное уравнение процесса коррозии.

Решение. Как любой окислительно-восстановительный процесс, коррозия возможна, если потенциал окислителя больше потенциала восстановителя (Е ок > Е восст). Отсюда следует, что в первую очередь будет окисляться, т.е. корродировать, металл, имеющий меньший электродный потенциал. Таким металлом в данном примере является свинец ( = –0,13 B < = +0,22 B).

а) В аэрируемой воде из двух возможных окислителей – иона водорода воды Н+ и растворенного в воде кислорода О2 – более сильным окислителем является кислород, так как его потенциал больше (в нейтральной среде = +0,81 В > = –0,41 В). Коррозия возможна, так как Е ок = +0,81 В > Е восст = –0,13 В. Схема микрогальванического элемента: Pb │O2, H2О │Bi. Анодом является никель, като-
дом – медь. Протекают процессы:

(–): Pb – 2e → Pb2+,

(+): O2 + 4e + 2H2О → 4ОН.

Продуктом коррозии будет являться гидроксид свинца Pb(OH)2.

б) В отсутствие кислорода единственным окислителем могли бы быть ионы водорода из воды. Но поскольку Е ок = –0,41 В < Е восст =
= –0,13 В, коррозия невозможна.

Задача 3. Подберите катодное покрытие для сплава, состоящего из кобальта и свинца, при рН = 12. Напишите уравнения анодного и катодного процессов: а) без нарушения целостности покрытия; б) при нарушении целостности покрытия.

Решение. Катодное покрытие – это металл у которого потенциал больше потенциала изделия. Изделие представляет собой сплав, состоящий из кобальта и свинца ( = –0,28 B < = –0,13 B), следовательно, электродный потенциал покрытия должен быть больше потенциала свинца. Например, в качестве катодного покрытияможно взять палладий = +0,99 В.

а) Если покрытие не нарушено, то с окружающей средой контактирует только покрытие, следовательно, разрушаться будет само покрытие. Протекают процессы:

анод: Pd – 2e → Pd2+,

катод: O2 + 4e + 2H2О → 4ОН.

б) Если нарушить целостность покрытия, то с окружающей средой контактируют и покрытие, и само изделие. В первую очередь будет окисляться, т.е. корродировать, металл, имеющий меньший электродный потенциал. Таким металлом в данном примере является кобальт:

( = –0,28 B < = –0,13B < = +0,99 В).

Протекают процессы:

анод: Со – 2e → Со2+,

катод: O2 + 4e + 2H2О → 4ОН.

Задача 4. Напишите уравнения электродных реакций при электрозащите сплава Cd – Cu при рН = 7.

Решение. В основе электрозащиты лежит процесс электролиза. Суть электрозащиты сводится к следующему: к катоду, отрицательному полюсу внешнего источника постоянного тока, присоединяют защищаемый металл. Так как среда нейтральная, то в качестве электролита можно взять раствор NaCl:

(–К)

К(–): 2H2O + 2e ® H2­ + 2OH,

A(+): 2Cl– 2e ® Cl2­.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют коррозией металлов?

2. Какие виды коррозии вы знаете?

3. В чем отличие электрохимической коррозии от химической?

4. Чем вызвана электрохимическая неоднородность поверхности металла?

5. Каковы причины возникновения коррозионных микрогальванических элементов?

6. Каким образом можно определить возможность протекания коррозии с выделением водорода и поглощением кислорода?

7. Основные способы борьбы с коррозией.

8. Если цинк покрыть медью, какое это будет покрытие: анодное или катодное?

9. В чем сущность электрозащиты?

10. Что такое легирование?

9.3.4. Домашнее задание № 11

Задание 1. Для сплава (см. свой вариант в табл. 28, задание 1) определите возможность коррозии при pH = 4 и 8, запишите коррозионные гальванические элементы и уравнения электродных реакций.

Задание 2. Предложите для данного сплава катодное покрытие (четные варианты) и анодное покрытие (нечетные варианты). Обозначьте коррозионный гальванический элемент покрытие–сплав в среде с рН = 12. Напишите уравнения электродных реакций: а) при целостности покрытия; б) при нарушении целостности покрытия.

Задание 3. Напишите уравнения электродных реакций при электрозащите сплава в среде с рН (см. свой вариант в табл. 28, задание 3).

Таблица 28

Номер варианта Задание 1 Задание 3 Номер варианта Задание 1 Задание 3
сплав рН сплав рН
  Ag-Pb     Ni-Pb  
  Ag-Co     Ni-Fe  
  Al-Pb     Ni-Zn  
  Sn-Ag     Fe-Pb  
  Cr-Sn     Cr-Cu  
  Co-Fe     Cr-Ti  
  Co-Cu     Au-Ti  
  Co-Zn     Ag-Zn  
  Cu-Ag     Sn-Pb  
  Cu-Cd     Sn-Zn  
  Cu -Ni     Cu-Mg  
  Fe-Zn     Ni-Mg  
  Fe-Cd     Mg-Zn  

 

Лабораторная работа № 12

Опыт 1. Электрохимическая неоднородность стали

Выполнение опыта. Вследствие электрохимической неоднородности стали и наличия окислителя (кислород из воздуха) у ее поверхности образуются коррозионные микроэлементы. В процессе их работы осуществляется анодное растворение железа.

А. Качественной реакцией на наличие в растворе ионов железа Fe2+ является взаимодействие исследуемого раствора с раствором K3[Fe(CN)6] с образованием турнбулевой сини (Fe3[Fe(CN)6]2). В пробирку наберите 0,5 мл воды и добавьте 1 – 2 кристалла FeSO4, потрясите пробирку, чтобы растворить соль, затем прибавьте несколько капель раствора K3[Fe(CN)6].

Задание. Напишите молекулярное и ионно-молекулярное уравнения образования осадка турнбулевой сини (Fe3[Fe(CN)6]2). Отметьте, что это качественная реакция на наличие в растворе ионов железа Fe2+.

Б. Для проведения опыта зачистите стальную пластинку наждачной бумагой, промойте проточной водой и высушите фильтровальной бумагой. Затем положите на пластинку бумажный фильтр, смоченный ферроксилиндикатором (5 капель NaCl + 3 капли K3[Fe(CN)6] + 2 капли фенолфталеина). Через 2 – 3 мин опишите изменение цвета фильтровальной бумаги, форму и распределение пятен.

Задание. Запишите электродные процессы, в выводе объясните появление разной окраски пятен в центре и по краям капли.

Опыт 2. Анодные и катодные защитные покрытия

Выполнение опыта. В две пробирки налейте (по 1/2 объема) воды и добавьте по 1 – 2 мл H2SO4 и по 2 – 4 капли раствора K3[Fe(CN)6]. В одну пробирку поместите образец оцинкованного железа, а в другую – луженого с предварительно сделанными на их поверхности глубокими царапинами. Дайте постоять 5 минут. Что наблюдаете?

Задание. Запишите уравнения анодных и катодных процессов и приведите схемы работы коррозионных элементов. В выводе объясните, в случае какого покрытия корродирует железо и почему, а также, какое покрытие является более эффективным.

Опыт 3. Протекторная защита

Выполнение опыта. В две пробирки налейте (по 1/2 объема) 0,4М уксусной кислоты и по 2 – 4 капли KI. В одну пробирку поместите cвинцовую пластинку, в другую – такую же полоску свинца, но в контакте с цинком (гальванопару). Наблюдайте, в какой пробирке быстрее появится желтое окрашивание за счет образования осадка PbI2 (качественная реакция на ионы свинца Pb2+).

Задание. Напишите уравнения анодных и катодных процессов и приведите схемы работы коррозионных элементов в случае гальванопары и чистого свинца. Уравнение качественной реакции на ионы Pb2+. В выводе сформулируйте суть электрозащиты.

Опыт 4. Электрозащита металла

Выполнение опыта. В два стакана налейте (1/2 объема) 0,5 н раствор NаCl и добавьте по 3 – 5 капель K3[Fe(CN)6]. В один стакан поместите зачищенный и промытый железный стержень; в другой – такой же железный стержень, закрепленный в панельке с угольным стержнем. Железный электрод соедините с отрицательным полюсом внешнего источника постоянного тока, а угольный – с положительным. Включите ток на 2 мин. Объясните результаты наблюдений.

Задание. Приведите схему электролиза раствора хлорида натрия с угольным анодом, а также схему гальванического элемента, образующегося за счет неоднородности поверхности железа, электродные процессы и реакции в растворе (в случае, когда железный стержень не подключается к отрицательному полюсу). В выводе сформулируйте суть электрозащиты и ее надежность.

 
 
 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Коровин Н.В. Общая химия: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжова Н.Г. Лабораторные работы по химии. – М.: Высш. шк., 2001.

3. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. – Л.: Химия, 1985.

4. Иванова М.А., Кононова М.А. Химический демонстрационный эксперимент. – М.: Высшая школа, 1969.

5. Романцев Л.М. и др. Сборник задач и упражнений по общей химии. – М.: Высшая школа, 1991.

Дополнительная

1. Электронный учебник «Открытая химия 2.6». ООО «Физикон», 2005.

2. Гуров А.А., Бадаев Ф.З., Овчаренко Л.П. Химия. – М.: МГТУ им. Баумана, 2004.

3. Карапетьянц М.Х. Общая и неорганическая химия: учебник для ву-
зов. – М.: Химия, 1994.

4. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия: учебник для вузов по напр. и спец. «Химия». – М.: Высшая школа, 1997.

5. Барон Н.М. Краткий справочник физико-химических величин/ Н.М. Барон, А.М. Пономарева, А.А. Равдель, З.Н. Тимофеева. – СПб.: Специальная литература, 1999.

6. Химическая энциклопедия. в 5 т./Под ред. И.Л. Кнунянца и др. – М.: Большая Российская энцикл., 1988 – 2002.

7. Фролов Ю.Г. Курс коллоидной химии. Поверхностные явления и дисперсные системы. – М.: Химия, 1988.

8. Фримантл М. Химия в действии. В 2 ч. – М.: Мир, 1998.

 

 
 
 


Приложения

Приложение 1

Цели учебной дисциплины

После изучения дисциплины студент будет иметь представление:
об основных сферах применения получаемых знаний
о связи курса с другими дисциплинами направления (специальности) и о его роли в подготовке обучающихся
о химических системах и химических процессах
о природе и характерных свойствах ковалентной связи, ионной связи, металлической связи, водородной связи и Ван-дер-ваальсовых сил
об общих свойствах гомо- и гетерогенных систем
о преобразовании химической энергии в электрическую
о химической идентификации и методах анализа вещества
об экологических последствиях химических процессов
знать:
структуру и содержание курса и его место в образовательной программе
квантово-механическую модель строения атома и периодичность свойств химических элементов
законы химической термодинамики и химической кинетики
основные понятия теории растворов электролитов и неэлектролитов
законы электрохимии
классификацию коррозионных процессов и методов защиты металлов от коррозии
уметь:
определять свойства химического элемента по электронной конфигурации и положению в Периодической системе
рассчитывать кинетические характеристики химической реакции и определять направление смещения равновесия при изменении параметров состояния
вычислять концентрации веществ в гомо- и гетерогенных системах
записывать процессы диссоциации, гидролиза, растворения и образования осадка и выражения их констант
определять физико-химические свойства полимерных материалов по их составу и строению
иметь опыт:
применения методов расчета термодинамических функций для определения направления процесса
представлять результаты наблюдений и расчетов в удобной для восприятия форме

Приложение 2

Теоретические вопросы курса

Темы лекционных занятий
Структура и содержание курса. Предмет химии и ее связь с другими науками. Значение химии в формировании мировоззрения, в изучении природы и развитии техники
Современные представления об электронном строении атомов: понятие об атомных орбиталях, характеристика орбиталей с помощью квантовых чисел. Электронные формулы элементов малых (1, 2, 3) и большого (4) периодов. Принцип Паули, правило Хунда. Современная формулировка периодического закона. Зависимость свойств элементов главных подгрупп от электронного строения атомов и положения их в периодической системе. Понятия о периодах, группах и подгруппах
Виды химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная. Свойства ковалентной связи: длина, энергия, валентный угол между связями, полярность связи и полярность молекулы. Типы гибридизации атомных орбиталей: sp 3, sp 2, sp и способы перекрывания атомных орбиталей при образовании ковалентной связи: s - и p -связи. Кратность связи
Окислительно-восстановительные процессы. Понятие о степени окисления, окислителях и восстановителях, процессах окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса, либо метода полуреакций
Основы химической термодинамики. Системы: изолированные, закрытые, открытые, гомогенные, гетерогенные. Понятие о термодинамических процессах и их классификация. Обратимые и необратимые в энергетическом смысле процессы. Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия. Изобарный и изохорный тепловые эффекты. Энтальпия. Термохимические уравнения. Стандартные теплоты образования и сгорания. Закон Гесса и его следствия. Термохимические расчеты и их использование для энергетической характеристики процессов. Понятие об энергии основного обмена. Второй закон термодинамики. Понятие об энтропии. Стандартные энтропии. Энергия Гиббса. Термодинамические условия равновесия. Критерии и направление самопроизвольных процессов. Энтальпийный и энтропийный факторы
Основы химической кинетики. Реакции гомогенные и гетерогенные. Молекулярность и порядок реакции. Скорость гомогенных химических реакций и методы ее измерения. Закон действующих масс для гомогенных и гетерогенных реакций. Уравнение кинетики реакций нулевого, 1-го и 2-го порядков. Период полупревращения. Зависимость скорости реакции от температуры. Температурный коэффициент скорости реакции Вант-Гоффа. Теория активных соударений. Уравнение Аррениуса. Энергия активации. Понятие о теории переходного состояния. Гомогенный и гетерогенный катализ. Понятие о кинетике сложных реакций: конкурирующих, последовательных, сопряженных, цепных с разветвленной и неразветвленной цепью. Фотохимические реакции. Законы Гроттгуса–Драппера и Энштейна-Штарка. Квантовый выход реакции. Обратимые и необратимые по направлению реакции. Понятие о химическом равновесии. Константа химического равновесия и способы ее выражения: Кс, Кр, Ка. Прогнозирование смещения химического равновесия на основе принципа Ле-Шателье. Колебательные реакции
Поверхностные явления. Адсорбция на жидкой поверхности. Поверхностные явления. Адсорбция на твердой поверхности. Законы адсорбции
Растворы, классификация по дисперсности. Понятие о растворителе и растворенном веществе. Способы выражения концентраций растворов. Растворимость веществ, тепловые явления при растворении. Произведение растворимости. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей. Молекулярные и ионные уравнения с участием сильных и слабых электролитов. Слабые электролиты. Закон разведения Оствальда. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН как количественная мера кислотности и щелочности. Индикаторы. Молекулярные и ионные уравнения гидролиза солей различного состава. Основные положения теории растворов сильных электролитов. Активность и коэффициент активности. Ионная сила раствора
Комплексные соединения. Строение комплексных соединений: центральный атом, координационное число комплексообразователя, лиганды, дентатность. Комплексообразующая способность s -, p -, d -элементов, характер связи в комплексах. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Получение. Хелаты и внутрикомплексные соединения. Изомерия. Устойчивость комплексных соединений. Диссоциация комплексных соединений и комплексных ионов. Константа нестойкости комплексных ионов. Разрушение комплексных соединений
Основные понятия коллоидной химии. Коллоидные растворы. Строение коллоидных частиц. Методы получения золей. Устойчивость и коагуляция коллоидных растворов
Электрохимические процессы. Механизм возникновения электродного потенциала и его измерение. Уравнение Нернста. Гальванический элемент: обозначение, электродные процессы. Кинетика электродных процессов. Электролизер. Последовательность процессов на электродах в электролизере. Закон Фарадея. Химические источники тока. Химическая и электрохимическая коррозия металлов и защита металлов от коррозии
Зависимость свойств органических веществ от химического строения. Классификация и номенклатура органических соединений. Основные классы органических соединений: алканы, алкены, алкины, кислородсодержащие органические соединения. Высокомолекулярные органические соединения (полимеры, олигомеры)
Экологические проблемы отрасли. Охрана воздушного и водного бассейна от выбросов и сбросов отходов электрообъектов

 

Приложение 3

Стандартные энтальпии образования D f H0298
и энтропии S0298 веществ

Вещество Состоя-ние D f H0298, кДж/моль S0298, Дж/моль×К Вещество Состоя-ние D f H0298 кДж/моль S0298, Дж/моль×К
Ag к   42,6 CuO к –162 43,5
AgCl к –126,8 96,2 Cu2O к –167,4 93,7
Al к   28,5 Cu(OH)2 к 444,3  
AlCl3 к –695,4 111,3 CuCO3 к –595  
Al2O3 к –1670 51,0 CuCl к –134  
Al(OH)3 к –981 35,2 CuCl2 к –172,4  
AsH3 г 66,4   CuI к –68,0 96,7
As2O5 к –929 105,4 Cu2S к –82,0 119,2
В к   5,85 Fe к   27,2
B2O3 к –1276 54,0 FeO к –266,5 58,6
Ва к   62,5 Fe2O3 к –822 87,4
BaO к –548 72,0 FeCO3 к –738 95,4
BaCO3 к –1210   FeS к –95,0 60,2
С графит   5,9 FeSO4 к –926  

Окончание табл. П3

Вещество Состоя-ние D f H0298, кДж/моль S0298, Дж/моль×К Вещество Состоя-ние D f H0298 кДж/моль S0298, Дж/моль×К
С алмаз 1,88 2,4 H2 г   130,5
СО г –110,7 197,9 H2O г –241,0 188,7
СО2 г –395,4 213,8 H2O ж –285,8 70,3
СН4 г –74,9 186,2 H2O2 ж –187,9 109,6
С2Н2 г 226,8 200,8 I2 г 62,4 260,7
С2Н4 г 52,3 219,2 I2 к   116,3
С2Н6 г –84,5 229,3 HI г 6,35 206,5
СH3OH ж –238,5 ¾ KC1 к –436 82,6
CS2 ж –88,7   KC1O3 к –391,2  
Са к   41,8 Li к   29,1
CaC2 к –59,0 70,3 Li2O к –594 37,9
CaCO3 к –1207 92,9 Mg к   32,6
CaSiO3 к –1635 81,0 MgC12 к –641 89,5
CaO к –636 39,7 MgCO3 к –1113 65,7
Са(ОН)2 к –987 72,8 MgO к –602 26,8
CaSO4 к –1433 106,7 Mg(OH)2 к –925 63,2
Cl2 г   223,0 MoO3 к –745 77,7
HC1 Г –92,3 186,6 MoS2 к –248,1 63,6
HClO4 ж 34,9 188,3 N2 г   191,6
Cr к   23,6 NH3 ж –46,2 192,5
CrCl3 к –570   NH4Cl к –315,5 94,6
CrO3 к –590 73,2 NH3 г 90,4 210,5
Cr2O3 к –1141 81,2 N2O г –82,0 219,9
Cu к   33,3 NO г –90,3 210,6
NO2 г 33,8   PH3 г –17,2 210,9
N2O4 г 9,7   P2O5 к –1548  
HNO3 ж –173,2 155,6 Pb к   64,9
NaCl к –411 72,8 PbO2 к –276 66,1
Na2CO3 к –1134   S ромб.   31,8
NaOH к –428 64,4 H2S г –20,9  
Na2O к –75,3 69,0 SO2 г –296,8 247,7
Ni к   29,9 SO3 г –395,2 256,1
NiO к 239,7   H2SO4 ж –812 156,9
NiS к –79,4 53,0 SiO2 к –911 41,8
O2 г   205,0 Zn к   42,0
Р т   41,1 ZnO к –348 43,5
PCl3 к –306,3   ZnS к –203 65,3
PCl5 к –399,1 166,5 H+ aq    
F2 г   202,7 ОН aq –229,94 -10,55
HF г –270,7 173,7        

Приложение 4

Термодинамические характеристики некоторых ионов
в водных растворах (298 К)

Ион D f G0, кДж/моль D f Н0, кДж/моль Ион D f G0, кДж/моль D f Н0, кДж/моль
Ag+ 77,1 105,75 Br –104,04 –121,5
Al3+ –489,8 –529,69 Cl –131,29 –167,07
Bi3+ 91,8 81,0 F –276,48 –333,84
Cd2+ –77,65 –75,31 I –51,76 –55,94
Co2+ –53,64 –56,61 –587,06 –691,11
Cr2+ –183,26 –138,91 –752,87 –885,75
Cr3+ –223,06 –235,98 –425,1 –518,4
Сu+ –50,0 72,8 –110,8 –206,57
Сu2+ 65,56 66,94 –1025,5 –1284,1
Fe2+ –84,88 –87,86 –742,99 –907,51
Fe3+ –10,54 –47,7 ОН –157,35 –229,94
Mg2+ –455,24 –461,75 –53,64 –56,61
Mn2+ –229,91 –220,5 –688,47 –818,18
Ni2+ –45,56 –53,14 Sn2+ –26,24 –10,23
Pb2+ –24,30 11,63 Zn2+ –147,16 –153,64

 

Приложение 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.057 с.)