Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация постнатального онтогенеза у человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Человек отличается от других видов, в том числе и от приматов, более длительным периодом детства. Это имеет большое значение, так как в данный период происходит не только физическое и физиологическое развитие организма, но и становление личности (социальное наследование). Постнатальный онтогенез у человека подразделяют на следующие периоды: ▪ новорождения (1-28 дней) — сложный период адаптации к совершенно новым условиям существования; ▪ грудной (29 дней -1 год) — ребенок вскармливается молоком матери, в котором содержатся помимо питательных веществ, солей и витаминов готовые антитела; идет интенсивный рост; ▪ раннего детства (1-3 года) — ребенок учится ходить, говорить, начинает познавать окружающий мир; интенсивность роста снижается; ▪ I период детства (3-6 лет) — ребенка интересует все окружающее и он стремится его понять; идет освоение элементарных трудовых навыков; ▪ II период детства, или, школьный период, до полового созревания (девочки 6-11 лет, мальчики 6-12 лет) — рост замедляется, но усиливается развитие мышечной системы; ▪ подростковый (девочки 11—15 лет, мальчики 12— 16 лет) — начало полового созревания; интенсивность роста увеличивается; ▪ юношеский (девушки 15-20 лет, юноши 16-21 год) - окончание роста, физического развития и полового созревания; ▪ I период среднего возраста (женщины 20-35 лет, мужчины 21-35 лет) — наилучший период для деторождения; ▪ II период среднего возраста (женщины 35-55 лет, мужчины 35-60 лет) — период наиболее активной трудовой деятельности и достижения максимального профессионализма; после 35 лет начинают изменяться некоторые биохимические реакции и физиологические функции, предшествующие инволюции; к концу этого периода происходят изменения, определяющие начало процессов старения, и включаются механизмы, обеспечивающие перестройку организма и его адаптацию; ▪ пожилой возраст (женщины 55-75 лет, мужчины 60-75 лет) — в этот период многие люди еще сохраняют достаточную профессиональную трудоспособность, хотя процессы старения продолжают развиваться; ▪ старческий возраст (75-90 лет) — заметно выражены старческие изменения, однако и в этом возрасте многие люди сохраняют ясность ума и способность к творческому труду; ▪ возраст долгожителей (свыше 90 лет) — до этого последнего периода онтогенеза доживают преимущественно женщины. В постнатальном периоде выделяют 3 критических периода: ▪ новорождения (первые дни после рождения) — происходит перестройка всех процессов жизнедеятельности (питания, дыхания, выделения, кровообращения и др.); ▪ полового созревания (12-16 лет) — происходит гормональная перестройка; ▪ полового увядания (около 50 лет) — происходит угасание функций эндокринных желез (в первую очередь половых). Причины критических периодов постнатального онтогенеза те же, что и пренатального: изменения гормонального фона, появление "новых" и исчезновение "старых" индукторов, включение и выключение разных блоков генов.
Рост организмов
Рост — это увеличение размеров и массы тела. Рост организма определяется генотипом (полигенное наследование) и факторами внешней среды. Различают определенный и неопределенный рост организмов. В первом случае организмы прекращают рост к конкретному возрасту (насекомые, птицы, млекопитающие, человек). Во втором они растут в течение всей жизни (растения, рыбы, земноводные) (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Схема типов роста организмов
Процесс роста человека протекает неравномерно, периоды быстрого роста сменяются периодами его замедления (рис. 7.7). Наиболее интенсивный рост наблюдается на первом году жизни, когда длина тела ребенка увеличивается примерно на 25 см. Далее темпы роста замедляются: за второй год жизни ребенок вырастает на 10-11 см, за третий — на 8 см, от 4 до 7 лет — на 5-7 см ежегодно. Во втором периоде детства (младший школьный возраст) темпы роста замедляются до 4-5 см в год. В подростковом возрасте (период полового созревания) наблюдается пубертатный скачок роста (7-8 см в год). Аналогично нарастает и масса тела. Примерно до 10 лет темпы роста и нарастание массы тела у мальчиков и девочек одинаковы, а с 11-12 лет у девочек они ускоряются. После 15 лет мальчики уже опережают девочек по этим показателям, и такое превышение величины роста и массы тела в дальнейшем сохраняется. Значит, наибольшая интенсивность роста наблюдается на первом году жизни и в период полового созревания.
Рис. 7.7. Кривая скорости роста длины тела человека
Не все ткани и системы органов растут у человека одинаково. Выделяют 4 основных типа роста тканей и органов (рис. 7.8): ▪ общий тип роста. Тело в целом, мышцы, скелет, органы дыхания, печень повторяют ход кривой роста длины тела и имеют два пика интенсивности роста: в первый год жизни и в период полового созревания; ▪ мозговой или головной тип роста. Головной и спинной мозг, глаза, голова развиваются раньше любой другой части тела. Их интенсивный рост наблюдается сразу после рождения, и к 10-12 годам они достигают размеров, характерных для взрослого человека; ▪ лимфоидный тип роста. Тимус, лимфатические узлы, лимфоидная ткань кишечника, селезенки, миндалин интенсивно растут и достигают максимального развития (больше, чем у взрослого человека) до наступления подросткового возраста (11-12 лет), а затем, вероятно, под влиянием половых гормонов, подвергаются инволюции до уровня, характерного для взрослого; ▪ репродуктивный тип роста. Яички, предстательная железа, семенные пузырьки, яичники, фаллопиевы трубы почти не увеличиваются в размерах до периода полового созревания, а затем быстро достигают размеров органов размножения взрослого организма.
Рис. 7.8. Кривые роста различных органов и тканей тела человека: 1 - лимфоидный тип; 2- мозговой тип; 3- общий тип; 4- репродуктивный тип
Значительную роль в регуляции роста организма играют внутренние (гормональные) и средовые факторы. Особое значение в гормональной регуляции роста имеет гормон гипофиза соматотропин: при его недостатке развиваются карлики, а при избытке — гиганты (рост выше 2 м). Обычно прекращение секреции соматотропного гормона совпадает с наступлением полового созревания. Выделение гормона в зрелом возрасте ведет к увеличению размеров отдельных частей тела — кистей, стоп, частей лица (заболевание называется акромегалия). Определенное влияние на рост организма оказывают гормоны щитовидной железы и половых желез. Гормоны щитовидной железы значительно усиливают окислительные процессы в митохондриях, что ведет к повышению энергетического обмена. Половые гормоны влияют на величину основного обмена, синтез и отложение жира и т.п. На рост организма существенно влияют и факторы внешней среды — свет, температура, питание, в том числе витамины, микроэлементы и др. Свет играет важную роль в синтезе кальциферолов (витамина D). Значительное повышение или понижение температуры существенно изменяет скорость ферментативных реакций, что сказывается на росте организма. Для нормального роста организм ребенка нуждается в полноценном и сбалансированном (как качественно, так и количественно) питании. Важная роль принадлежит витаминам, особенно A, D и группы В, минеральным веществам и микроэлементам (соли кальция, калия, железа и др.). Большое значение имеет и весь комплекс социально-экономических факторов. Последние сто лет отмечается ускорение физического и физиологического развития детей и подростков — акселерация. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития, о чем свидетельствуют увеличение длины тела новорожденных на 0,5-1,0 см и массы на 50-100 г по сравнению с показателями тридцатилетней давности. В настоящее время у большинства девушек рост прекращается в 16-17 лет, у юношей — в 18-19 лет. Несмотря на более раннее прекращение роста, за последние 30 лет он оказывается увеличенным у взрослых людей примерно на 8 см. Существует много гипотез, объясняющих акселерацию. Генетики предполагают, что одна из главных причин акселерации — повышение гетерозиготности молодого поколения вследствие смешанных браков (явление гетерозиса). Связывают это явление и с социальными факторами: улучшением питания, снижением заболеваемости детей, урбанизацией, ускорением темпа жизни и др. Определенное значение, вероятно, имеют повышение радиационного фона, изменения магнитного поля Земли, электромагнитные волны, излучаемые при работе теле- и радиоустановок, и т. п. Явление акселерации, по-видимому, представляет собой результат действия многих факторов и требует дальнейшего изучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.007 с.) |