Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация постнатального онтогенеза у человека

Поиск

Человек отличается от других видов, в том числе и от при­матов, более длительным периодом детства. Это имеет боль­шое значение, так как в данный период происходит не только физическое и физиологическое развитие организма, но и ста­новление личности (социальное наследование).

Постнатальный онтогенез у человека подразделяют на сле­дующие периоды:

▪ новорождения (1-28 дней) — сложный период адаптации к совершенно новым условиям существования;

▪ грудной (29 дней -1 год) — ребенок вскармливается молоком матери, в котором содержатся помимо питательных веществ, солей и витаминов готовые антитела; идет интенсив­ный рост;

▪ раннего детства (1-3 года) — ребенок учится хо­дить, говорить, начинает познавать окружающий мир; интен­сивность роста снижается;

▪ I период детства (3-6 лет) — ребенка интересует все окружающее и он стремится его понять; идет освоение элементарных трудовых навыков;

▪ II период детства, или, школьный период, до полового созревания (девочки 6-11 лет, мальчики 6-12 лет) — рост замедляется, но усиливается развитие мышечной сис­темы;

▪ подростковый (девочки 11—15 лет, мальчики 12— 16 лет) — начало полового созревания; интенсивность роста увеличивается;

▪ юношеский (девушки 15-20 лет, юноши 16-21 год) - окончание роста, физического развития и полового созревания;

▪ I период среднего возраста (женщины 20-35 лет, мужчины 21-35 лет) — наилучший период для дето­рождения;

▪ II период среднего возраста (женщины 35-55 лет, мужчины 35-60 лет) — период наиболее активной трудовой деятельности и достижения максимального профессионализма; после 35 лет начинают изменяться некоторые биохимические реакции и физиологические функции, предшествующие инволюции; к концу этого периода происходят изменения, определяющие начало процессов старения, и включаются механизмы, обеспечивающие перестройку орга­низма и его адаптацию;

▪ пожилой возраст (женщины 55-75 лет, мужчины 60-75 лет) — в этот период многие люди еще сохраняют доста­точную профессиональную трудоспособность, хотя процессы старения продолжают развиваться;

▪ старческий возраст (75-90 лет) — заметно выра­жены старческие изменения, однако и в этом возрасте многие люди сохраняют ясность ума и способность к творческому труду;

▪ возраст долгожителей (свыше 90 лет) — до это­го последнего периода онтогенеза доживают преимуществен­но женщины.

В постнатальном периоде выделяют 3 критических периода:

▪ новорождения (первые дни после рождения) — происходит перестройка всех процессов жизнедеятельности (питания, дыхания, выделения, кровообращения и др.);

▪ полового созревания (12-16 лет) — происходит гормональная перестройка;

▪ полового увядания (около 50 лет) — происходит угасание функций эндокринных желез (в первую очередь половых).

Причины критических периодов постнатального онтоге­неза те же, что и пренатального: изменения гормонального фона, появление "новых" и исчезновение "старых" индукто­ров, включение и выключение разных блоков генов.

 

Рост организмов

 

Рост — это увеличение размеров и массы тела. Рост орга­низма определяется генотипом (полигенное наследование) и факторами внешней среды. Различают определенный и неопределенный рост организмов. В первом слу­чае организмы прекращают рост к конкретному возрасту (на­секомые, птицы, млекопитающие, человек). Во втором они растут в течение всей жизни (растения, рыбы, земноводные) (рис. 7.6).

 

Рис. 7.6. Схема типов роста организмов

 

Процесс роста человека протекает неравномерно, периоды быстрого роста сменяются периодами его замедления (рис. 7.7). Наиболее интенсивный рост наблюдается на первом году жиз­ни, когда длина тела ребенка увеличивается примерно на 25 см. Далее темпы роста замедляются: за второй год жизни ребенок вырастает на 10-11 см, за третий — на 8 см, от 4 до 7 лет — на 5-7 см ежегодно. Во втором периоде детства (младший школьный возраст) темпы роста замедляются до 4-5 см в год.

В подростковом возра­сте (период полового со­зревания) наблюдается пубертатный скачок роста (7-8 см в год). Аналогич­но нарастает и масса тела. Примерно до 10 лет тем­пы роста и нарастание массы тела у мальчиков и девочек одинаковы, а с 11-12 лет у девочек они ускоряются. После 15 лет мальчики уже опережают девочек по этим показателям, и та­кое превышение величины роста и массы тела в дальнейшем сохраняется.

Значит, наибольшая интенсивность роста наблюдается на первом году жизни и в период полового созревания.

 

Рис. 7.7. Кривая скорости роста длины тела человека

 

Не все ткани и системы органов растут у человека одинако­во. Выделяют 4 основных типа роста тканей и органов (рис. 7.8):

▪ общий тип роста. Тело в целом, мышцы, скелет, органы дыхания, печень повторяют ход кривой роста длины тела и имеют два пика интенсивности роста: в первый год жизни и в период полового созревания;

▪ мозговой или головной тип роста. Голов­ной и спинной мозг, глаза, голова развиваются раньше любой другой части тела. Их интенсивный рост наблюдается сразу после рождения, и к 10-12 годам они достигают размеров, ха­рактерных для взрослого человека;

▪ лимфоидный тип роста. Тимус, лимфатические узлы, лимфоидная ткань кишечника, селезенки, миндалин интенсивно растут и достигают максимального развития (больше, чем у взрослого человека) до наступления подрост­кового возраста (11-12 лет), а затем, вероятно, под влиянием половых гормонов, подвергаются инволюции до уровня, ха­рактерного для взрослого;

▪ репродуктивный тип роста. Яички, предстательная железа, семенные пу­зырьки, яичники, фал­лопиевы трубы почти не увеличиваются в разме­рах до периода полового созревания, а затем быстро достигают размеров органов размножения взрослого организма.

 

 

 

Рис. 7.8. Кривые роста различных орга­нов и тканей тела человека:

1 - лимфоидный тип; 2- мозговой тип; 3- общий тип; 4- репродуктивный тип

 

Значительную роль в регуляции роста орга­низма играют внутрен­ние (гормональные) и средовые факторы. Осо­бое значение в гормо­нальной регуляции рос­та имеет гормон гипо­физа соматотропин: при его недостатке развива­ются карлики, а при из­бытке — гиганты (рост выше 2 м). Обычно прекращение секреции соматотропного гормона совпадает с наступлением полового созревания. Вы­деление гормона в зрелом возрасте ведет к увеличению разме­ров отдельных частей тела — кистей, стоп, частей лица (заболевание называется акромегалия). Определенное влияние на рост организма оказывают гормоны щитовидной железы и половых желез. Гормоны щитовидной железы значительно усиливают окислительные процессы в митохондриях, что ве­дет к повышению энергетического обмена. Половые гормоны влияют на величину основного обмена, синтез и отложение жира и т.п.

На рост организма существенно влияют и факторы внеш­ней среды — свет, температура, питание, в том числе витами­ны, микроэлементы и др. Свет играет важную роль в синтезе кальциферолов (витамина D). Значительное повышение или понижение температуры существенно изменяет скорость ферментативных реакций, что сказывается на росте организ­ма. Для нормального роста организм ребенка нуждается в полноценном и сбалансированном (как качественно, так и количественно) питании. Важная роль принадлежит витами­нам, особенно A, D и группы В, минеральным веществам и микроэлементам (соли кальция, калия, железа и др.). Боль­шое значение имеет и весь комплекс социально-экономиче­ских факторов.

Последние сто лет отмечается ускорение физического и физиологического развития детей и подростков — акселера­ция. Она проявляется уже на стадии внутриутробного разви­тия, о чем свидетельствуют увеличение длины тела новорож­денных на 0,5-1,0 см и массы на 50-100 г по сравнению с по­казателями тридцатилетней давности. В настоящее время у большинства девушек рост прекращается в 16-17 лет, у юно­шей — в 18-19 лет. Несмотря на более раннее прекращение роста, за последние 30 лет он оказывается увеличенным у взрослых людей примерно на 8 см.

Существует много гипотез, объясняющих акселерацию. Генетики предполагают, что одна из главных причин акселерации — повышение гетерозиготности молодого поколения вследствие смешанных браков (явление гетерози­са). Связывают это явление и с социальными факторами: улучшением питания, снижением заболеваемости детей, ур­банизацией, ускорением темпа жизни и др. Определенное значение, вероятно, имеют повышение радиационного фона, изменения магнитного поля Земли, электромагнитные вол­ны, излучаемые при работе теле- и радиоустановок, и т. п. Явление акселерации, по-видимому, представляет собой ре­зультат действия многих факторов и требует дальнейшего изу­чения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.111 (0.006 с.)