Прогнозирование совокупного денежного оборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование совокупного денежного оборота



Основным финансовым документом по управлению денежным оборотом предприятия (корпорации) является план движения денежных средств на счетах в банках и в кассе (платежный баланс). Его разрабатывают по предприятию в целом без разбивки на отдельные виды деятельности (текущую, инвестиционную и финансовую). Платежный баланс позволяет финансовому директору (главному финансовому менеджеру) предприятия обеспечивать оперативное управление денежными ресурсами, фиксировать происходящие изменения в платежеспособности и ликвидности активов, выполнение долговых обязательств. Платежный баланс дает возможность следить за состоянием собственных средств, а также за возможным привлечением заемных источников (банковского или коммерческого кредита).

На основе платежного баланса контролируют расходование средств на неотложные нужды. Такой контроль приобретает особое значение в случае возникновения временных финансовых трудностей.


Выдачу средств на неотложные нужды производит банк по письменному заявлению предприятия. Периодичность оставления средств на неотложные нужды на расчетном (текущем) счете и целевое их расходование устанавливают также по письменному указанию клиента (руководителя предприятия). В счет неотложных нужд наличные денежные средства выдают предприятиям на цели и в пределах, определенных действующим законодательством.

Платежный баланс разрабатывают на предстоящий месяц с разбивкой по декадам или пятидневкам. Он должен отражать весь денежный оборот предприятия в безналичной и наличной формах.

На базе платежного баланса предприятие прогнозирует на ближайший месяц (декаду) выполнение своих финансовых обязательств перед государством, по­ставщиками, кредиторами, инвесторами и персоналом. Для разработки платежного баланса финансовая служба координирует свою работу с другими подразделениям предприятия (бухгалтерией, отделами снабжения, маркетинга и др.). Бухгалтерия предоставляет информацию об операциях на счетах предприятия, о состоянии деби­торской и кредиторской задолженности, срочных и просроченных ссудах банков, об уплате налогов, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и др. Отдел маркетинга (сбыта) предоставляет информацию об объеме продаж товаров (услуг) в разрезе по­купателей; отдел снабжения – об объеме закупок материальных ресурсов в разрезе поставщиков и т. д.

 

 

КОРПОРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля.

Финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий по­ступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и дол­госрочный (свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков.

Задачи финансового планирования заключаются:

1) в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информа­ции, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;

2) в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансирования и инвестициях;

3) в прогнозировании последствий управленческих решений, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оператив­ных и долгосрочных решений;

4) в выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;

5) в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и це­лей, установленных финансовым планом.

Результатом применения моделей финансового планирования и прогнозиро­вания являются варианты финансовых отчетов (о прибылях и убытках, о доходах, и расходах, о движении денежных средств).

Бюджетирование – это процесс разработки конкретных бюджетов в соответ­ствии с целями оперативного планирования (например, бюджета доходов и рас­ходов на предстоящий месяц или квартал).

Смета – это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета (бюджет) затрат на произ­водство и реализацию продукции. Данный термин широко применялся в плановой экономике при разработке техпромфинплана предприятия на предстоящий год.

Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фон­дового рынка источников финансирования.

Важнейшие объекты финансового планирования:

§ выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

♦ прибыль и ее распределение;

♦ фонды специального назначения и их использование;

♦ объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

♦ взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социаль­ного налога и т.д.

Для составления финансовых планов используются следующие информаци­онные источники:

♦ договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и постав­щиками материальных ресурсов и услуг;

♦ результаты анализа бухгалтерской отчетности (форм № 1-5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

♦ прогнозные расчеты по реализации продукции или планы сбыта продукции исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньга и в порядке бартерного обмена. Исходя из показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность активов, собственного капитала и продаж;

♦ экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (нало­говые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента минимальная месячная оплата труда и др.);

♦ принятая руководством компании учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов и других меро­приятий, обеспечивающих развитие корпорации.

 

Принципы финансового планирования

 

Принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происхо­дить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сро­ками окупаемости следует финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов).

2. Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года. У корпорации должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обес­печить погашение первоочередных краткосрочных обязательств. При этом оборотные активы всегда выше краткосрочных пассивов, а собственные обо­ротные средства должны превышать наиболее срочные обязательства перед поставщиками материальных ценностей и услуг.[1, С. 525]

3. Принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, финансовую аренду – лизинг, инвестиционный селенг и др.). Заемные средства выгодно привлекать лишь в том случае, если они повышают рентабельность собственного капитала.

4. Принцип сбалансированности рисков. Особенно рисковые долгосрочные ин­вестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чист и прибыли, амортизационных отчислений и др.).

5. Принцип приспособления к потребностям рынка. Для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно дляфинансирования текущей и инвестиционной деятельности.

6. Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно вы­бирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (пре дельную) рентабельность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска. [1, С. 526]

 

Методы финансового планирования

 

Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:

Расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их уровень на бу­дущий период. Данный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют финан­сово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность корпорации в денежных ресурсах и источниках их образования. Такими норма­тивами являются ставки налогов, тарифы взносов в государственные внебюджет­ные фонды, нормы амортизации основного капитала и нематериальных активов, учетная ставка банковского процента и др.

Нормативный метод планирования является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансо­вый показатель.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступ­лений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др. [1, С. 527-528]

Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее опти­мальный. При этом можно использовать различные критерии выбора:

§ минимум приведенных затрат;

♦ минимум текущих затрат;

♦ минимум вложения капитала при наибольшей эффективности его исполь­зования;

♦ минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости авансированных средств;

♦ максимум приведенной прибыли.

Метод экономико-математического моделирования в финансовом планиро­вании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между фи­нансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаи­мосвязь выявляется в экономико-математической модели, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических сим­волов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель вклю­чают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функ­циональной или корреляционной связи.

Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляет­ся только в общем виде и при большом количестве наблюдений.

Построение экономико-математической модели финансового показателя скла­дывается из нескольких этапов:

♦ Изучение динамики финансового показателя за определенное время (год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику.

♦ Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов (например, прибыли от объема реализации про­дукции);

♦ Разработка различных вариантов прогноза финансового показателя.

♦ Анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем.

♦ Выбор оптимального варианта, т. е. принятие планового решения.

В экономико-математическую модель следует включать не все, а только клю­чевые факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют на практике. При этом имеет значение представительность модели, т. е. длительность наблю­дений за изучаемым объектом. [1, С. 529-530]

 

Виды и содержание финансовых планов

Первым этапом разработки финансового плана (оперативного или годового) является осуществление анализа финансовых показателей, взятых из бухгал­терских и статистических отчетов предприятия (корпорации) за период, пред­шествующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям от­носятся: выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), себестоимость проданных товаров, прибыль, объем капиталовложений, рентабельность акти­вов и собственного капитала, показатели финансовой устойчивости, платеже­способности и ликвидности баланса.

Второй этап – составление специальных расчетов и таблиц к финансовому плану (расчеты бухгалтерской и чистой прибыли и ее распределение по направ­лениям, амортизационных отчислений, источников финансирования капитало­вложений, потребности в оборотных средствах и др.).

Третий этап – разработка отчетов об исполнении финансовых планов (бюдже­тов). Они используются для финансового анализа и разработки планов на пред­стоящий период [1, С. 540].

СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ В КОРПОРАЦИИ

Финансовую работу в корпорациях осуществляют специальная финансовая служба или бухгалтерия.

Назначение финансовой службы:

♦ обеспечение производственно-коммерческой деятельности денежными ресурсами, т. е. постоянной платежеспособности корпорации и ликвидности ее баланса;

♦ обеспечение роста доходности активов (имущества), собственного капитала и продаж;

♦ осуществление расчетов и выполнение финансовых обязательств перед государством и партнерами (юридическими и физическими лицами);

♦ разработка оперативных (текущих) и долгосрочных финансовых планов (бюджетов);

♦ контроль над рациональным движением денежных ресурсов (денежными потоками).

Финансовая работа в корпорации осуществляется по трем основным направ­лениям. Это:

1. Финансовое планирование (бюджетирование доходов, расходов и капитала).

2. Оперативная (текущая) деятельность по управлению денежным оборотом.

3. Контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование заключается в разработке и анализе выполнения различных видов финансовых планов (бюджетов).

Бюджеты подразделяется на операционные и финансовые. В состав операционных бюджетов включают:

♦ бюджет продаж;

♦ бюджет производства;

♦ бюджет производственных запасов;

♦ бюджет затрат на материалы и энергию;

♦ бюджет расходов на оплату труда;

♦ бюджет амортизационных отчислений;

Финансовые бюджеты:

♦ бюджет движения денежных средств;

♦ бюджет по балансовому листу (прогнозного баланса активов и пассивов);

♦ бюджет формирования оборотных активов и источников их финансирования;

♦ капитальный (инвестиционный) бюджет.

Управление бюджетированием начинают с назначения директора по бюджету. Директором по бюджету обычно назначают финансового директора (вице-прези­дента по экономике и финансам в акционерном обществе). Комитет по бюджету – постоянно действующий орган, который занимается проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации и разрешает спорные вопросы, возника­ющие в процессе разработки и утверждения бюджетов.

Оперативная финансовая работа заключается в обеспечении регулярных де­нежных взаимоотношений с партнерами (контрагентами) корпорации:

♦ поставщиками материальных ценностей и услуг (оплата закупок, управле­ние производственными запасами и др.);

♦ покупателями готовой продукции и услуг (получение платежей и управле­ние дебиторской задолженностью);

♦ бюджетной системой государства;

♦ персоналом (оплата труда, социальные и дивидендные выплаты);

♦ банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и др.;

♦ арбитражным судом в случае возникновения претензий и т. д.

Контрольно-аналитическая работа заключается в осуществлении системати­ческого контроля над исполнением консолидированного и локальных бюджетов, над структурой капитала, использованием основных и оборотных средств, плате­жеспособностью и ликвидностью баланса корпорации. Организует финансовую работу на предприятиях различных форм собственности финансовый директор или главный директор [1, с. 563].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.051 с.)