Финансы как стоимостная категория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы как стоимостная категория



КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

Финансы как стоимостная категория

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (financial relations) — отно­шения между различными субъектами (физическими и юридиче­скими лицами), которые влекут за собой изменение в составе ак­тивов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения долж­ны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов, участвующих в конкретной операции с финансовыми ресурсами.

Признаки финансов:

· Денежный (стоимостной) характер финансовых отношений;

· Распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений;

· Фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы»;

· Финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов;

· Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством.

Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов.[1, C.13]

Функции финансов

В условиях рыночного хозяйства правомерно признать за корпоративными финансами наличие трех функций:

· Формирование капитала, доходов и денежных фондов (образование и пополнение уставного и резервного капитала акционерных обществ, привлечение источников финансирования с фондового рынка на цели развития и т.д.);

· Распределительная.

· Контрольную функцию (контроль над соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий и государства).

 

Принципы организации корпоративных финансов

1. Принцип саморегулирования хозяйственной деятельности заключается в предоставлении предприятиям (корпорациям) полной самостоятельности в принятии и реализации решений по производственному и научно-техническому развитию исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2. Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Принцип самоокупаемости предполагает, что средства, вложенные в развитие корпорации, окупятся за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений. Эти средства призваны обеспечивать минимум нормативной экономической эффективности принадлежащего предприятию (корпорации) собственного капитала.

3. Материальной заинтересованности, мат ответственности.

4. Работа в пределах имеющихся ресурсов.

Содержание издержек предприятия (корпорации)

В процессе хозяйственной деятельности организации (предприятия) производят комплекс денежных и иных затрат и расходов, которые могут быть выражены в денежной оценке.

Затраты предусматривают возмещение (например, издержки производства), расходы не предусматривают возмещения (например, расходы на переоценку ос­новных фондов).

Затраты и расходы могут быть явными (выраженными в количественных по­казателях) и неявными (например, затраты труда собственника предприятия, ко­торые количественно не определены). Явные затраты называются бухгалтерски­ми, неявные — экономическими.

По экономическому содержанию и назначению затраты и расходы объединя­ются в несколько групп:

♦ на воспроизводство основного и оборотного капитала. Такие затраты связаны с созданием, реконструкцией, расширением основного и оборотного капитала и осуществляются за счет собственных средств предприятия и прибыли;

♦ на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Эти затраты связаны с использованием основного, оборотного капитала и трудовых ресурсов на соответствующие цели; они возмещаются из выручки от реализации продукции работ и услуг;

♦ на социально-культурные программы. Они включают затраты, например на повышение квалификации работников, подготовку кадров, бытовые услуги работникам, и возмещаются из собственных средств предприятия или прибыли;

♦ операционные (разовые) расходы.

По источникам покрытия затраты подразделяются на финансируемые за счет:

♦ собственных и привлеченных источников;

♦ бюджетных средств;

♦ кредитных (заемных) ресурсов.

В зависимости от принимаемых решений затраты подразделяют на: вмененные (обязательные) и альтернативные (возможные с точки зрения оптимальности); производственные и торговые.

Затраты и расходы, относимые по экономическому содержанию и назначению на производство и реализацию продукции (работ, услуг) — издержки (в российской практике — себестоимость). Соответственно в плановых расчетах используется показатель «себестоимость продукции»:

♦ цеховой, которая складывается из затрат по центрам ответственности;

♦ производственной, которая включает совокупность всех затрат, связанных с изготовлением продукции (работ, услуг);

♦ торговой, которая объединяет затраты по сбыту продукции (работ, услуг);

♦ полной, которая включает затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Кроме того, все издержки подразделяются на:

♦ условно-постоянные (независимые от объемов производства и реализации продукции, работ и услуг) и условно-переменные (зависимые от данных объемов);

♦ прямые (распределяемые на продукцию прямым способом) и косвенные (распределяемые косвенными методами);

♦ текущие и капитальные;

♦ основные и вспомогательные (накладные);

♦ одноэлементные и комплексные;

♦ нормируемые и ненормируемые.

Все издержки организации (предприятия) подразделяются по элементам затрат, входящим в себестоимость, на: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды (с 01.01.02 входят в элемент «Затраты на оплату труда»); амортизационные отчисления; прочие расходы. Такое деление показывает, сколько произведено затрат. Кроме того, издержки подразделяются по статьям затрат, которые устанавливаются организацией самостоятельно или на основе методических рекомендаций и показывают, на какой вид продукции, работ, услуг относятся данные затраты.

В бухгалтерском учете издержки отражаются по методу начислений (по отгрузке). В финансовых (налоговых) расчетах издержки отражаются:

♦ до 01.01.02 — как правило, по методу оплаты (по поступлению денежных или иных средств на счета или в кассу организации);

♦ с 01.01.02 — по методу начисления (по отгрузке);

♦ по кассовому методу (по оплате) при условии, если в среднем за предыду­щие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ и услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Выбор формы учета определяется организацией (предприятием) самостоятельно.

Классификация расходов в Российской Федерации в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета состоит из нескольких групп (без выделения издержек) при условиях: наличия договора, определения суммы и уверенности уменьшения эффекта организации (предприятия).

Амортизацию признают расходом исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В бухгалтерском учете не признают расходами:

♦ расходы, связанные с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных акти­вов и т. п.);

♦ вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;

♦ приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

♦ расходы по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;

♦ предварительную оплату материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

♦ авансы;

♦ задатки в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

♦ погашение кредита, займа, полученного организацией.

По обычным видам деятельности признают расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются издержки, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть проведена их группировка по следующим элементам затрат и расходов:

♦ материальные затраты;

♦ затраты на оплату труда;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ амортизация;

♦ прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Операционными расходами являются:

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

♦ прочие операционные расходы.

К внереализационным расходам относят:

♦ штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров;

♦ возмещение убытков; убытки прошлых лет;

♦ списание задолженности; курсовые разницы;

♦ уценка и прочие расходы; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

♦ активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

♦ поступления в возмещение причиненных организации убытков;

♦ прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

♦ суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

♦ курсовые разницы;

♦ сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

♦ прочие внереализационные доходы.

В составе чрезвычайных расходов отражают расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. д.).

К основным средствам относят: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вы­числительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Как основные средства учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусморено законодательством Российской Федерации. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Не под­лежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты приро­допользования).

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

♦ линейным;

♦ уменьшаемого остатка;

♦ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

♦ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

 

Планирование прибыли

 

Прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости, сформированную в процессе общественного воспроизводства для удовлетворе­ния различных интересов предприятия и его собственника

Прибыль как экономическая категория выполняет две функции: оценочную (меры эффективности, цели производства) и стимулирующую.

С точки зрения оценочности прибыль характеризует экономический резуль­тат, полученный предприятием. Поскольку прибыль является универсальным показателем, то для оценки конкретных сторон эффективности производства применяется система абсолютных и относительных показателей.

Стимулирующая функция заключается в том, что прибыль — это основной источник финансирования ресурсов и резервов предприятий. Осуществление принципа самофинансирования зависит от величины получаемой прибыли, т. е. доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна быть достаточ­ной для финансирования определенных мероприятий.

Прибыль как основной источник доходов государства зависит от системы го­сударственного регулирования экономики и деятельности предприятий.

Предпринимательская прибыль представляет собой часть прибыли предприя­тия, поступающей в распоряжение его собственника, которая в последующем на­правляется на расширение производства или личное потребление.

Дадим характеристику основным из показателей прибыли:

♦ балансовая и валовая прибыль представляют собой разницу между совокуп­ной выручкой (доходом) «совокупными затратами организации (предприя­тия);

♦ бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между выручкой орга­низации (предприятия) и суммой внешних издержек;

♦ экономическая прибыль — зло общая величина выручки организации (пред­приятия) за вычетом внешних и внутренних издержек;

♦ чистая прибыль — разница между выручкой организации и предприятия и экономическими издержками (явными и неявными);

♦ чистая (нераспределенная) прибыль — это прибыль, остающаяся в распоря­жении организации (предприятия) за вычетом полагающихся за счет при­были налогов и иных обязательных платежей и санкций;

♦ налогооблагаемая прибыль - это прибыль, подлежащая налогообложению налогом на прибыль;

♦ маржинальная прибыль — разница между выручкой от производства и реа­лизации продукции (работ, услуг) и переменными затратами, отнесенными на эти производство и реализацию;

♦ нормальная прибыль — это минимальная прибыль, которая остается у орга­низация (предприятия) и необходима для поддержания стремления пред­принимателя использовать спой капитал на данном предприятии;

♦ экстремальная прибыль — это разовая прибыль от рисковых операций, ког­да величина риска потери капитала приравнивается к величине риска полу­чения прибыли.

От правильности определения величины прибыли зависит обеспеченность организации (предприятия) денежными ресурсами.

К основным методам планирования прибыли от реализации продукции (работ и услуг) организаций (предприятий) относят.

- Метод прямого счета - Расчет прибыли при помощи этого метода осуществляется по каждому виду произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) по всему ассортимен­ту. При этом в расчет принимаются следующие показатели:

- объем продаж (объем реализации) — количество произведенной и реализо­ванной продукции (работ, услуг) умноженное на цену реализации;

- издержки (затраты) — полная себестоимость единицы произведенной и реа­лизованной продукции (работ, услуг), умноженная на их количество.

Разницей между этими двумя показателями определяется прибыль (убыток) от производства и реализации данного вида продукции (работ, услуг). Такой метод: применяется при небольшом количестве выпускаемой и реализуемой продукции (работ, услуг) и требует корректировок в связи с изменениями внешней среды.

- Аналитический метод:

- по уровню базовой рентабельности;

- по уровню издержек на 1 руб. реализованной или произведенной продук­ции.

- Нормативный метод — является основой для внедрения системы бюджетирования. Применяется в том случае, если возможно установить нормы и нормативы расходования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) по цен­трам ответственности организации предприятия.

- Факторный метод — основан на факторном анализе прибыли в зависимости от набора факторов; ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг), ритмичности выпуска и реализации продукции (работ, услуг), качества про­дукции и др.

- Экономико-математический метод

Этот метод применяется только в крупных или сверхкрупных организациях (предприятиях), где есть возможность использования большой учетной инфор­мационной базы, вычислительной техники и компьютерных программ.

Чистая прибыль — это прибыль после налогообложения, она является источ­ником дальнейшего разлития организации (предприятия) и источником доходов собственника предприятия (предпринимателя).

Анализ денежных потоков

Цель анализа денежных потоков — выявление причин дефицита (избытка) де нежных средств и определение источников их поступления и направлений расходования.

При этом можно использовать как прямой, так и косвенный метод. ОСНОВНЫМ документом для изучения денежных потоков является «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), с помощью которого можно установить:

♦ степень финансирования текущей и инвестиционной деятельности за СЧ01 собственных источников;

♦ зависимость корпорации от внешних источников поступлений;

♦ дивидендную политику в настоящий период и прогноз па будущее;


♦ финансовую эластичность, т. е. способность корпорации создавать денеж­ные резервы (чистый приток денежных средств);

♦ синхронизации потоков поступлений и выплат денежных средств во време­ни и пространстве (бюджетирование доходов и расходов);

♦ оптимизации размера средств, вложенных в расчеты с дебиторами и креди­торами;

♦ регулирования переходящего остатка денежных средств;

♦ максимизации уровня самофинансирования корпорации.

Традиционный анализ финансового состояния на основе специальных финан­совых показателей (платежеспособности, ликвидности, доходности и оборачива­емости активов) имеет следующие недостатки:

♦ он основан на данных бухгалтерского баланса, который дает статическую картину состояния активов и пассивов, в связи с определенной датой;

♦ такой анализ позволяет получить представление о количестве активов и пас­сивов и объясняет причины их изменения за период, но не дает достоверного прогноза на будущее.

Анализ коэффициентов наиболее важен для оценки финансового состояния ликвидируемого предприятия, так как в процессе ликвидации важно как можно быстрее, даже путем продажи активов, погасить долговые обязательства перед кредиторами.

Для действующего предприятия приоритетное значение имеет анализ денеж­ных потоков с применением финансовых коэффициентов. Данный методологи­ческий подход позволяет определить взаимозависимость денежных потоков и динамики финансовых коэффициентов. В условиях кризиса неплатежей наиболее важными для любого предприятия являются коэффициенты абсолютной, теку­щей и общей ликвидности.


Прогнозирование денежных потоков является одним из наименее изученных вопросов корпоративных финансов. Этот вопрос тесно связан как со стратегическим планированием развития предприятия (корпорации) в будущем, так и с осуществлением перспективного финансового планирования. Прогнозирование денежный потоков – это определение возможных источников поступления и направлений расходования денежных средств.

Прогнозирование денежных потоков включает следующие операции:

♦ прогнозирование денежных поступлений за период;

♦ планирование оттока денежных средств;

♦ расчет чистого денежного потока;

♦ исчисление общей потребности в краткосрочном финансировании.

Для прогнозирования результатов деятельности корпорации по будущему до­ходу в международной практике используют два основных метода:

♦ капитализации дохода;

♦ дисконтирования чистых денежных поступлений.

Метод капитализации дохода применяют в том случае, если будущие дохо­ды сопоставимы с текущими или если темпы их роста предсказуемы, причем доходы являются весомой положительной величиной. При таких условиях кор­порация будет стабильно функционировать длительное время. В теории оценки имущества под капитализацией понимают процесс пересчета доходов в пока­затель рыночной стоимости объекта путем деления чистого дохода на ставку капитализации. Данная ставка выбирается с учетом ситуации на рынке недви­жимости и риска, с которым сопряжена деятельность оцениваемого предприя­тия.

Метод дисконтирования заключается в пересчете будущих денежных поступ­лений в их настоящую стоимость с помощью выбранной дисконтной ставки.

КОРПОРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля.

Финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий по­ступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и дол­госрочный (свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков.

Задачи финансового планирования заключаются:

1) в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информа­ции, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;

2) в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансирования и инвестициях;

3) в прогнозировании последствий управленческих решений, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оператив­ных и долгосрочных решений;

4) в выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;

5) в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и це­лей, установленных финансовым планом.

Результатом применения моделей финансового планирования и прогнозиро­вания являются варианты финансовых отчетов (о прибылях и убытках, о доходах, и расходах, о движении денежных средств).

Бюджетирование – это процесс разработки конкретных бюджетов в соответ­ствии с целями оперативного планирования (например, бюджета доходов и рас­ходов на предстоящий месяц или квартал).

Смета – это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета (бюджет) затрат на произ­водство и реализацию продукции. Данный термин широко применялся в плановой экономике при разработке техпромфинплана предприятия на предстоящий год.

Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фон­дового рынка источников финансирования.

Важнейшие объекты финансового планирования:

§ выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

♦ прибыль и ее распределение;

♦ фонды специального назначения и их использование;

♦ объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

♦ взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социаль­ного налога и т.д.

Для составления финансовых планов используются следующие информаци­онные источники:

♦ договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и постав­щиками материальных ресурсов и услуг;

♦ результаты анализа бухгалтерской отчетности (форм № 1-5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

♦ прогнозные расчеты по реализации продукции или планы сбыта продукции исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньга и в порядке бартерного обмена. Исходя из показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность активов, собственного капитала и продаж;

♦ экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (нало­говые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента минимальная месячная оплата труда и др.);

♦ принятая руководством компании учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов и других меро­приятий, обеспечивающих развитие корпорации.

 

Принципы финансового планирования

 

Принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происхо­дить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сро­ками окупаемости следует финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов).

2. Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года. У корпорации должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обес­печить погашение первоочередных краткосрочных обязательств. При этом оборотные активы всегда выше краткосрочных пассивов, а собственные обо­ротные средства должны превышать наиболее срочные обязательства перед поставщиками материальных ценностей и услуг.[1, С. 525]

3. Принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, финансовую аренду – лизинг, инвестиционный селенг и др.). Заемные средства выгодно привлекать лишь в том случае, если они повышают рентабельность собственного капитала.

4. Принцип сбалансированности рисков. Особенно рисковые долгосрочные ин­вестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чист и прибыли, амортизационных отчислений и др.).

5. Принцип приспособления к потребностям рынка. Для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно дляфинансирования текущей и инвестиционной деятельности.

6. Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно вы­бирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (пре дельную) рентабельность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска. [1, С. 526]

 

Методы финансового планирования

 

Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:

Расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их уровень на бу­дущий период. Данный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют финан­сово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность корпорации в денежных ресурсах и источниках их образования. Такими норма­тивами являются ставки налогов, тарифы взносов в государственные внебюджет­ные фонды, нормы амортизации основного капитала и нематериальных активов, учетная ставка банковского процента и др.

Нормативный метод планирования является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансо­вый показатель.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступ­лений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др. [1, С. 527-528]

Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее опти­мальный. При этом можно использовать различные критерии выбора:

§ минимум приведенных затрат;

♦ минимум текущих затрат;

♦ минимум вложения капитала при наибольшей эффективности его исполь­зования;

♦ минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости авансированных средств;

♦ максимум приведенной прибыли.

Метод экономико-математического моделирования в финансовом планиро­вании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между фи­нансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаи­мосвязь выявляется в экономико-математической модели, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических сим­волов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель вклю­чают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функ­циональной или корреляционной связи.

Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляет­ся только в общем виде и при большом количестве наблюдений.

Построение экономико-математической модели финансового показателя скла­дывается из нескольких этапов:

♦ Изучение динамики финансового показателя за определенное время (год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику.

♦ Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов (например, прибыли от объема реализации про­дукции);

♦ Разработка различных вариантов прогноза финансового показателя.

♦ Анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем.

♦ Выбор оптимального варианта, т. е. принятие планового решения.

В экономико-математическую модель следует включать не все, а только клю­чевые факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют на практике. При этом имеет значение представительность модели, т. е. длительность наблю­дений за изучаемым объектом. [1, С. 529-530]

 

Виды и содержание финансовых планов

Первым этапом разработки финансового плана (оперативного или годового) является осуществление анализа финансовых показателей, взятых из бухгал­терских и статистических отчетов предприятия (корпорации) за период, пред­шествующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям от­носятся: выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), себестоимость проданных товаров, прибыль, объем капиталовложений, рентабельность акти­вов и собственного капитала, показатели финансовой устойчивости, платеже­способности и ликвидности баланса.

Второй этап – составление специальных расчетов и таблиц к финансовому плану (расчеты бухгалтерской и чистой прибыли и ее распределение по направ­лениям, амортизационных отчислений, источников финансирования капитало­вложений, потребности в оборотных средствах и др.).

Третий этап – разработка отчетов об исполнении финансовых планов (бюдже­тов). Они используются для финансового анализа и разработки планов на пред­стоящий период [1, С. 540].

СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ В КОРПОРАЦИИ

Финансовую работу в корпорациях осуществляют специальная финансовая служба или бухгалтерия.

Назначение финансовой службы:

♦ обеспечение производственно-коммерческой деятельности денежными ресурсами, т. е. постоянной платежеспособности корпорации и ликвидности ее баланса;

♦ обеспечение роста доходности активов (имущества), собственного капитала и продаж;

♦ осуществление расчетов и выполнение финансовых обязательств перед государством и партнерами (юридическими и физическими лицами);

♦ разработка оперативных (текущих) и долгосрочных финансовых планов (бюджетов);

♦ контроль над рациональным движением денежных ресурсов (денежными потоками).

Финансовая работа в корпорации осуществляется по трем основным направ­лениям. Это:

1. Финансовое планирование (бюджетирование доходов, расходов и капитала).

2. Оперативная (текущая) деятельность по управлению денежным оборотом.

3. Контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование заключается в разработке и анализе выполнения различных видов финансовых планов (бюджетов).

Бюджеты подразделяется на операционные и финансовые. В состав операционных бюджетов включают:

♦ бюджет продаж;

♦ бюджет производства;

♦ бюджет производственных запасов;

♦ бюджет затрат на материалы и энергию;

♦ бюджет расходов на оплату труда;

♦ бюджет амортизационных отчислений;

Финансовые бюд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.15 с.)