Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика корпорации

Поиск

Финансовая политика — это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными до­кументами (уставом) корпорации.

Финансовая политика предусматривает:

♦ получение прибыли в целях экономического роста;

♦ оптимизацию структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности корпорации;

♦ достижение финансовой открытости корпорации для собственников (акцио­неров), инвесторов и кредиторов;

♦ использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмис­сии корпоративных ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финанси­рования;

♦ разработку механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом стратегических це­лей деятельности корпорации, адекватных рыночным условиям;

♦ обеспечение сбалансированности материальных и денежных потоков и фор­мирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности и погашения всех долговых обязательств корпорации.

При разработке системы управления финансами постоянно возникает пробле­ма гармонизации развития интересов корпорации, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из про­должительности и характера решаемых задач корпорация решает финансовые стратегические и тактические задачи.

Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стра­тегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

Объектом финансового управления в корпорации выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их со­стояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономи­ческий потенциал акционерной компании. Корпорация с достаточным объемом соб­ственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.

Следовательно, финансовая стратегия — это долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение круп­номасштабных задач корпорации.

Важнейшие направления разработки финансовой стратегии корпорации сле­дующие:

♦ анализ и оценка финансово-экономического состояния;

♦ разработка учетной и налоговой политики;

♦ формирование кредитной политики;

♦ управление основным капиталом и выбор метода амортизации;

♦ управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;

♦ управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

♦ определение ценовой политики;

♦ выбор дивидендной и инвестиционной политики;

♦ оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).

Финансовая тактика — это решение частных задач конкретного этапа разви­тия корпорации путем своевременного изменения способов организации финан­совых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Для принятия управленческих решений используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической от­четности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источ­ником данных для определения показателей, применяемых в финансовом ана­лизе и внутрифирменном финансовом планировании.

Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

♦ бюджета доходов и расходов (по корпорации в целом и по ее филиалам);

♦ бюджета движения денежных средств по видам деятельности и по центрам финансового учета;

♦ бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);

♦ капитального бюджета.

Финансовый анализ включает:

♦ оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;

♦ распределение и оценку эффективности движения денежных потоков по ви­дам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая);

♦ определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и кана­лов их поступления (банковский кредит, эмиссия собственных акций и об­лигаций, лизинг, товарный кредит и др.);

♦ наглядное отражение информации о денежных ресурсах, с целью оценить в отчетности финансовые возможности корпорации;

♦ оценку эффективности финансовых и инвестиционных решений по показате­лям финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности, деловой и рыночной активности корпорации и ее филиалов внутри страны и за рубежом.

В повседневной практике перед главным финансовым менеджером (директо­ром) всегда стоят две противоречивые задачи: поддержание постоянной ликвид­ности компании и получение прибыли.

Содержание издержек предприятия (корпорации)

В процессе хозяйственной деятельности организации (предприятия) производят комплекс денежных и иных затрат и расходов, которые могут быть выражены в денежной оценке.

Затраты предусматривают возмещение (например, издержки производства), расходы не предусматривают возмещения (например, расходы на переоценку ос­новных фондов).

Затраты и расходы могут быть явными (выраженными в количественных по­казателях) и неявными (например, затраты труда собственника предприятия, ко­торые количественно не определены). Явные затраты называются бухгалтерски­ми, неявные — экономическими.

По экономическому содержанию и назначению затраты и расходы объединя­ются в несколько групп:

♦ на воспроизводство основного и оборотного капитала. Такие затраты связаны с созданием, реконструкцией, расширением основного и оборотного капитала и осуществляются за счет собственных средств предприятия и прибыли;

♦ на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Эти затраты связаны с использованием основного, оборотного капитала и трудовых ресурсов на соответствующие цели; они возмещаются из выручки от реализации продукции работ и услуг;

♦ на социально-культурные программы. Они включают затраты, например на повышение квалификации работников, подготовку кадров, бытовые услуги работникам, и возмещаются из собственных средств предприятия или прибыли;

♦ операционные (разовые) расходы.

По источникам покрытия затраты подразделяются на финансируемые за счет:

♦ собственных и привлеченных источников;

♦ бюджетных средств;

♦ кредитных (заемных) ресурсов.

В зависимости от принимаемых решений затраты подразделяют на: вмененные (обязательные) и альтернативные (возможные с точки зрения оптимальности); производственные и торговые.

Затраты и расходы, относимые по экономическому содержанию и назначению на производство и реализацию продукции (работ, услуг) — издержки (в российской практике — себестоимость). Соответственно в плановых расчетах используется показатель «себестоимость продукции»:

♦ цеховой, которая складывается из затрат по центрам ответственности;

♦ производственной, которая включает совокупность всех затрат, связанных с изготовлением продукции (работ, услуг);

♦ торговой, которая объединяет затраты по сбыту продукции (работ, услуг);

♦ полной, которая включает затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Кроме того, все издержки подразделяются на:

♦ условно-постоянные (независимые от объемов производства и реализации продукции, работ и услуг) и условно-переменные (зависимые от данных объемов);

♦ прямые (распределяемые на продукцию прямым способом) и косвенные (распределяемые косвенными методами);

♦ текущие и капитальные;

♦ основные и вспомогательные (накладные);

♦ одноэлементные и комплексные;

♦ нормируемые и ненормируемые.

Все издержки организации (предприятия) подразделяются по элементам затрат, входящим в себестоимость, на: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды (с 01.01.02 входят в элемент «Затраты на оплату труда»); амортизационные отчисления; прочие расходы. Такое деление показывает, сколько произведено затрат. Кроме того, издержки подразделяются по статьям затрат, которые устанавливаются организацией самостоятельно или на основе методических рекомендаций и показывают, на какой вид продукции, работ, услуг относятся данные затраты.

В бухгалтерском учете издержки отражаются по методу начислений (по отгрузке). В финансовых (налоговых) расчетах издержки отражаются:

♦ до 01.01.02 — как правило, по методу оплаты (по поступлению денежных или иных средств на счета или в кассу организации);

♦ с 01.01.02 — по методу начисления (по отгрузке);

♦ по кассовому методу (по оплате) при условии, если в среднем за предыду­щие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ и услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Выбор формы учета определяется организацией (предприятием) самостоятельно.

Классификация расходов в Российской Федерации в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета состоит из нескольких групп (без выделения издержек) при условиях: наличия договора, определения суммы и уверенности уменьшения эффекта организации (предприятия).

Амортизацию признают расходом исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В бухгалтерском учете не признают расходами:

♦ расходы, связанные с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных акти­вов и т. п.);

♦ вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;

♦ приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

♦ расходы по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;

♦ предварительную оплату материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

♦ авансы;

♦ задатки в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

♦ погашение кредита, займа, полученного организацией.

По обычным видам деятельности признают расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются издержки, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть проведена их группировка по следующим элементам затрат и расходов:

♦ материальные затраты;

♦ затраты на оплату труда;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ амортизация;

♦ прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Операционными расходами являются:

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

♦ прочие операционные расходы.

К внереализационным расходам относят:

♦ штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров;

♦ возмещение убытков; убытки прошлых лет;

♦ списание задолженности; курсовые разницы;

♦ уценка и прочие расходы; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

♦ активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

♦ поступления в возмещение причиненных организации убытков;

♦ прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

♦ суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

♦ курсовые разницы;

♦ сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

♦ прочие внереализационные доходы.

В составе чрезвычайных расходов отражают расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. д.).

К основным средствам относят: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вы­числительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Как основные средства учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусморено законодательством Российской Федерации. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Не под­лежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты приро­допользования).

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

♦ линейным;

♦ уменьшаемого остатка;

♦ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

♦ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.014 с.)