Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

дисциплины

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

 

 

ОПД.Ф.04

Специальность 061000 - Государственное и муниципальное управление

 

 

Составитель М.В. Манина

Канд. экон. наук

 

Санкт-Петербург

Функции финансов

Выделяют две основные функции финансов - распределительную и контрольную.

1. Распределительная функция финансов заключается (рис. 2):

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

 

 
 

 

 


Рис. 2. Распределительная функция финансов

 

Созданный в обществе ВВП за вычетом потребленных в процессе производства средств производ­ства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы ма­териального производства. Возникает необходимость перераспре­деления созданного продукта, которое обусловлено:

- наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образова­ние, здравоохранение, оборона и т.п.);

- дифференциацией доходов различных групп населения, ко­торая неизбежна в условиях рыночной экономики;

- неравномерностью развития отдельных территорий и отрас­лей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; на­селение получает дополнительные денежные средства через соци­альные выплаты; территории и предприятия -дополнительные ресурсы для развития.

Таким образом, вторичные доходы форми­руют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уров­ня жизни широких слоев населения.

2. Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне.

Финансовый контроль для частных предприятий связан с кон­тролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпри­нимательской деятельности. Для бюджетной сферы - это конт­роль за целевым использованием бюджетных средств, исполнени­ем сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевре­менностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Финансовый контроль со стороны органов го­сударственной власти - это проверка со­блюдения финансового законодательства в части своевременнос­ти и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и пла­тежей между предприятиями и организациями.

Таким образом, финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирова­ние предпринимательской деятельности, рациональное использо­вание имеющихся в распоряжении общества материальных, при­родных, трудовых и финансовых ресурсов.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию, которая проявляется через воздей­ствие государства на экономическое развитие (поведение хозяй­ствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

- налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

- государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

- регулирование или контроль, посредством принятия соот­ветствующих законов, определенных видов экономической дея­тельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

- установление предельных цен на некоторые товары и услу­ги (главным образом в отраслях естественных монополий).

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизирующую функцию, которая заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Функции финансов осуществляются:

- на всех уровнях управления экономической системой (федеральном, территориальном, местном);

- во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);

- на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение финансам, укажите их специфические черты.

2. Что является объектом распределительной функции финансов?

3. Каково содержание контрольной функции финансов?

4. Что является объектом регулирующей функции финансов?

5. Что является объектом стабилизирующей функции финансов?

6. Что такое финансовые ресурсы?

7. Перечислите источники и виды финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и органов государственной и местной власти.

8. Что выступает материальной основой денежных фондов государства и органов МСУ?

 

Тема 4. Бюджетное устройство и бюджетная система

Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизвод­стве и социальных процессах определяют основы бюджетного уст­ройства.

Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаи­моотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирова­ния и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов госу­дарства, административно-территориальных образований, самостоя­тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государствен­ном устройстве и правовых нормах.

В бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного само­управления. Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.

 

Построение бюджетной системы также зависит от формы госу­дарственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление эко­номическими, социальными и политическими процессами в госу­дарстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государ­ственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают оп­ределенной политической самостоятельностью в пределах распреде­ленных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - чле­нов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на феде­ральном государственном устройстве.

Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ являются:

Конституция РФ (1993).

Бюджетный кодекс РФ (1998).

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых ос­новах местного самоуправления».

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации».

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и пр.

 

Структура бюджетной системы

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

2. бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюдже­тов территориальных государственных внебюджетных фон­дов;

3. местных бюджетов.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 рес­публиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и обла­стных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюдже­тов автономных округов и более 29 тысяч местных бюджетов (рай­онные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных обра­зований, находящихся на его территории, составляют консолиди­рованный бюджет субъекта РФ. В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ (рис. 5).

 
 

 


Рис. 5. Структура консолидированного бюджета РФ

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательно. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим данные по расходам и доходам по территории в целом и отдельных субъектов РФ. Используются в бюджетном планировании при определении величины отчислений от регулирующих налогов и размеров финансовой помощи.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

 

Бюджетная система РФ основа­на на следующих принципах:

Принцип единства бюджетной системы означает единство пра­вовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджет­ного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ - это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности всех бюджетов - один из важней­ших, означает:

- право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на ка­ждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники фи­нансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эко­номии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджет­ных фондов и иные обязательные поступления подлежат отраже­нию в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюд­жетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета - каждый бюджет дол­жен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использова­нием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источни­ков финансирования его дефицита.

Гласность - это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (предста­вительных) органов государственной власти, органов местного са­моуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) ор­гана государственной власти, либо между законодательным (пред­ставительным) и исполнительным органами государственной власти.

Достоверность бюджета означает надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджет­ные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансиро­вание конкретных целей.

 

Исполнение бюджета

Заключается в обеспечении полного и своевремен­ного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финан­сировании соответствующих мероприятий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в России устанав­ливается казначейское исполнение бюджетов на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Фе­дерального казначейства. Еди­ный счет Федерального казначейства находится в Банке России.

Федеральное казначейство Министерства финансов РФ:

- организует бюджетное и финансовое исполнение федераль­ного бюджета исходя из принципа единства кассы;

- доводит до территориальных органов федерального казначей­ства размеры ассигнований из федерального бюджета по обслужи­ваемым этими органами территорий РФ;

- ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;

- организует распределение в установленных размерах дохо­дов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

- организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

- представляет высшим органам управления РФ отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, результатах исполне­ния федерального бюджета и состоянии бюджетной системы РФ.

 

Составной частью исполнения бюджета является кассовое ис­полнение бюджета, при этом действует принцип единства кассы. Всоответствии с эти принципом зачисление поступающих дохо­дов и поступлений из источников финансирования дефицита бюд­жета проводится на единый счет бюджета, с которого осуществ­ляются также и все расходы. Таким образом, кассовое исполне­ние бюджетов в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения осуществляется и выдача денеж­ных средств всем организациям, которые финансируются из дан­ного бюджета.

Исполнение бюджета возложено на исполнительные органы власти, которые являются распорядителями бюджетных средств. Исполнение бюджета может осуществляться как по доходам, так и по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах наличия бюджет­ных средств на едином счете бюджета.

Основным документом, на базе которого осуществляется опе­ративное исполнение бюджетов, является бюджетная роспись - оперативный план распределения расходов бюджета по под­разделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), содержит сроки поступления налогов и других платежей.

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюд­жетных средств на основе утвержденного бюджета, в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств, определяемый и ут­верждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет.

Сводная роспись федерального бюджета составляется Мини­стерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ. Со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распо­рядителей и получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений или иных организаций, имеющих право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год).

Со дня получения лимитов бюджет­ных обязательств бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя смету доходов и расходов по установленной форме.

Ли­миты бюджетных обязательств в процессе исполнения бюджета могут быть измене­ны в случае блокировки расходов.

Блокировка расходов бюджета - это сокращение лимитов бюд­жетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигновани­ями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обяза­тельств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, МО или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обя­зательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов может осуществляться на любом этапе исполнения бюджета, в том числе при выявлении органом, испол­няющим бюджет, или органом государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

 

Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномочен­ным исполнительным органом и может быть оперативным, еже­квартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в пред­ставительный орган и соответствующий контрольный орган, а так­же в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Ежегодно не позднее 15 июня текущего года Правительство РФ представляет в Счетную палату РФ от­чет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ прово­дит проверку отчета об исполнении федерального бюджета до 15 сентября и направляет его в Государственную Думу и Правительству

Государственная Дума рас­сматривает отчет об исполнении федерального бюджета после получения заключения Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума прини­мает одно из следующих решений:

- об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

- об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение бюджетного процесса, назовите его стадии.

2. Охарактеризуйте состав участников бюджетного процесса в РФ.

3. Как разграничиваются функции участников бюджетного процесса?

4. Охарактеризуйте основные этапы составления федерального бюджета.

5. Каково содержание основных этапов рассмотрения федерального бюджета и его утверждения?

6. На каких принципах исполняется бюджет и какие этапы и процедуры при этом соблюдаются?

7. Чем отличаются понятия «исполнение бюджета» и «кассовое исполнение бюджета»?

Классификация налогов

1. По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

2. В зависимости от механизма изъятия различают:

- прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.), которые взимаются непосредственно с налогоплательщика.

- косвенные (на обращение и потребление), которые в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

3. По объекту обложения выделяют налоги:

- с дохода;

- с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);

- за выполнение определенных действий (на сделки купли-продажи, займа и др.);

- рентные (ресурсные);

- на потребление;

- на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

4. По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:

- относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги;

- относимые на себестоимость (издержки) продукции;

- относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц);

- уплачиваемые за счет чистой прибыли.

5. По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения:

Равное, когдадля каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положен налогоплательщика.

Пропорциональное - для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого (13% от доходов физических лиц).

Прогрессивное - налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

- простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется возрастающая сумма налога;

- простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные размеры, но для каждого разряда определяются различные ставки;

- сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение, которое в большей степени ущемляет малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

6. По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

7. По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

8. В зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавливает налог и распоряжается им, выделяют следующие налоги и сборы:

1. Федеральные: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на воду, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина (всего девять).

2. Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

3. Местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Кроме указанной классификации, в налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (раздел VII НК РФ):

1) Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый с/х налог – ЕСХН);

2) Упрощенная система налогообложения (УСНО);

3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Состав доходов бюджетов РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.089 с.)