Способы финансирования дефицита бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы финансирования дефицита бюджета



В России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефи­цита:

главные
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества (способ также широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета)

Монетизация пред­ставляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Этот способ используется государством в исключительных слу­чаях, поскольку является чисто инфляционным.

При монетизации темпы роста денежной массы существенно превосходят тем­пы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеоб­разный инфляционный налог и часть их доходов перераспределя­ется в пользу государства через возросшие цены. У государства об­разуется дополнительный доход - сеньораж, т.е. новый доход от печатания денег.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов ЦБ государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Прави­тельство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Цент­ральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефи­цит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные пла­тежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинф­ляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается условным.

Монетизация оказывается достаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост пред­ложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финан­совые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приво­дит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не умень­шает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его уве­личению. Более того, это отрицательно влияет на курс националь­ной валюты - происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка, что позволяет стабилизировать де­нежный рынок в целом.

Негативные инфляционные последствия монетизации бюджет­ного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики. Если Центральный банк сокращает кредит­ные возможности коммерческих банков (обычно это осуществля­ется посредством увеличения нормы резервов или учетной ставки процента) одновременно с расширением кредитов государствен­ному сектору на финансирование бюджетного дефицита, то внут­ренние рыночные ставки возрастают, сдерживая экономическую активность. В результате этого частные инвестиции и чистый эк­спорт сокращаются и инфляция уже не оказывает такого негатив­ного воздействия на состояние платежного баланса.

Денежная эмиссия может быть неинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущая экономическая активность сопровождается увеличением спроса на деньги, который и поглощает часть дополнительной денежной массы. Но при этом большое значение приобретает воздействие таких факторов, как инфляционные ожидания, размер денежной базы и предпочтения экономических агентов.

В целом монетизация обычно используется в исклю­чительных случаях, когда, например:

- имеется значительный внешний долг, что исключает льгот­ное финансирование дефицита бюджета из внешних источников;

- возможности внутреннего долгового финансирования прак­тически исчерпаны;

- валютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей;

- экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граж­дане уже привыкли к постоянному росту цен.

Если правительство избирает эмиссионный спо­соб бюджетного финансирования, Центральному банку необ­ходимо ввести ограничения (лимиты) кредито­вания государственных предприятий и организаций. В противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частного сек­тора с кредитного рынка и произойти падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежного баланса.

Более управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование, в результате которого дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государ­ством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.

Необходимость использования долгового финан­сирования для удовлетворения потребностей общества обусловле­на прежде всего увеличением рас­ходов государства: проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п.

Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов приводит к значительно меньшим негативными последствиям для эко­номики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией и позволяет не усиливать налоговое бремя.

Тем не менее, совокупный объем госу­дарственной задолженности не должен быть слишком высоким. Увеличение государственных расходов осложняет про­блему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие про­центные выплаты по государственному долгу существенно огра­ничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным факто­ром не только экономического, но и политического значения. Очень высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, эко­номических, оборонных и прочих программ правительства.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение дефицита и профицита бюджета.

2. В чем состоит отличие структурного дефицита от циклического?

3. В чем особенности краткосрочного и долгосрочного дефицита бюджета?

4. Назовите основные инструменты искусственного завышения и занижения дефицита бюджета органами государственной власти.

5. Какие существуют взгляды (теории) на необходимость и продолжительность балансирования бюджета?

6. Каковы внешние и внутренние источники финансирования бюджетного дефицита?

7. Каковы предельные размеры дефицита бюджета?

8. Охарактеризуйте существующие способы финансирования дефицита бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.006 с.)