Тема 9. Доходы государственного и муниципального бюджетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Доходы государственного и муниципального бюджетов.



Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения го­сударством и органами местного самоуправления своих функций.

 

Организация системы доходов бюджета базируется на следу­ющих определенных принципах:

1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспе­чивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. Прин­цип достаточности достигается двумя метода­ми: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируе­мыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные ак­ты, определяющие формирование бюджетных доходов (налого­вое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирую­щие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны ус­танавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабиль­ность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

3. В условиях развития бюджетного федерализма особую ак­туальность приобретает принцип относительной автономности до­ходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установ­ленном на длительный срок разграничении полномочий в облас­ти доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закреплен­ными за бюджетом конкретного уровня расходами должны зак­репляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Реализация данного принципа состоит в установ­лении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесооб­разно в конкретной экономической ситуации.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления (ст. 41 Б К РФ).

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ, федераль­ные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. Основным источником налоговых доходов являются вновь соз­данная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспре­деления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Основным источником налоговых доходов являются вновь соз­данная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспре­деления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

 

Неналоговые доходы по сравнениюс налоговыми име­ют ряд отличий:

- механизм их установления исчисления и взимания опреде­ляется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным ко­дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушени­ях и др.;

- они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на при­нудительной и добровольной основе;

- основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;

- большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными дохо­дами.

Основными видами неналоговых доходов являются:

- доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности (полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в до­верительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акци­ям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных и му­ниципальных унитарных предприятий и т.п.);

- доходы от платных услуг, оказываемых органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, посту­пившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федера­ции, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные сум­мы принудительного изъятия;

- прочие неналоговые доходы.

В соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) к неналоговым фондам бюджетов субъектов РФ отнесены также платежи за пользование лесным фондом в части, превы­шающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

 

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Феде­рального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) безвозмездные перечис­ления включают: поступления в виде финансовой помощи, полу­ченные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий; субвенции из федерального фонда компен­саций и/или из региональных фондов компенсаций; безвозмезд­но полученные средства от физических и юридических лиц, меж­дународных организаций и правительств иностранных госу­дарств и др.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке. Доходы целевых бюджетных фондов определяются еже­годно федеральными законами о федеральном бюджете на соот­ветствующий год, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на соот­ветствующий год.

 

В целом, все доходы бюджета можно классифицировать в соответствии со следующими признаками:

1. По методу взимания все доходы бюджета делятся на налого­вые и неналоговые.

2. В зависимости от государственного устройства страны раз­личают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюдже­тов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федера­тивном государстве).

3. По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения.

4. По юридическому основанию взимания доходов в бюджет разли­чают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее боль­шинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

5. По праву собственности государства на аккумулируемые в бюд­жет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.

 

Формирование доходов бюджетов различных уровней бюд­жетной системы РФ имеет свои особенности.

Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (соответственно они не включаются в доход федерального бюджета).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: фе­деральные налоги и сборы, которые установлены Налоговым ко­дексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Россий­ской Федерации.

В состав неналоговых доходов федерального бюджета в от­личие от бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов включа­ются помимо вышеперечисленных доходов отчисления от при­были Банка России, доходы от внешнеэкономической деятель­ности, консульский сбор, взимаемый на территории РФ, доходы от операций с государственным материальным резер­вом. С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 120-ФЗ неналоговые доходы федерального бюдже­та формируются также за счет лицензионного сбора на производ­ство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержа­щей продукции, таможенных пошлин и таможенных сборов, патентных пошлин.

 

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет как собственных, так и доходов в виде отчислений от федеральных налогов и сборов. В до­ходы бюджетов субъектов РФ могут также зачисляться средства, поступающие в порядке централизации местных налогов (напри­мер, часть земельного налога).

Перечень собственных налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в настоящее время включает: лес­ной доход; транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций.

Все региональные налоги устанавливаются Налоговым ко­дексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся законами субъек­тов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении регионального налога законода­тельными (представительными) органами субъектов РФ опреде­ляются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, а также налого­вые льготы и основания для их использования налогоплательщи­ками. Это обусловлено значением, которое данные платежи име­ют для формирования региональных бюджетов, и их ролью как регуляторов экономического и социального развития регионов.

С учетом положений Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ неналоговые доходы представлены в бюджетах субъек­тов РФ в основном доходами от использования и продажи иму­щества, находящегося в собственности субъектов РФ, частью прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов в бюджет, доходами от плат­ных услуг, оказываемых региональными органами власти, а также штрафными санкциями за негативное воздействие на окружаю­щую среду.

 

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов, поступающих в виде отчислений от федераль­ных и региональных налогов и сборов.

Перечень собственных налоговых доходов включает следующие местные налоги и сборы: налог на имущество физических лиц, зе­мельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занима­ющихся предпринимательской деятельностью. В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодек­сом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Вводятся местные налоги и сборы правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления, которые имеют пра­во определять такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы.

Неналоговые доходы местных бюджетов включают в основном доходы от сдачи в аренду и продажи иму­щества, находящегося в муниципальной собственности.

 

Бюджетным кодексом РФ установлены налоговые и неналоговые доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (табл. 2).

Таблица 2

Состав доходов бюджетов РФ

Налоговые доходы Неналоговые доходы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
· налог на прибыль организаций по ставке установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет - по нормативу 100%; · налог на добавленную стоимость - по нормативу 100%; · акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%; · акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого - по нормативу 100%; · акцизы на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%; · акцизы на табачную продукцию - по нормативу 100%; · акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюра­торных (инжекторных) двигателей -по нормативу 40%; · акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%; · акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ - по нормативу 100%; · налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%; · налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95%; · налог на добычу полезных ископаемых (за исключением по­лезных ископаемых в виде углеводородного сырья и обще­распространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%; · сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70%; · сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100%; · водный налог - по нормативу 100%; · единый социальный налог по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет - по нормативу 100%. · доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной собственности, доходы отплатных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в веде­нии органов государственной власти РФ, - после уплаты на­логов и сборов, предусмотренных законодательством о нало­гах, в полном объеме; · часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей унитарных предприятий, созданных РФ, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; · сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятель­ности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за ис­ключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачисле­нию в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты); · таможенные пошлины и таможенные сборы по нормативу 100%; · платежи за пользование лесным фондом в части минималь­ных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%; · плата за пользование водными объектами - по нормативу 100%; · плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%. · прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установлен­ным федеральными законами; · доходы от внешнеэкономической деятельности.
БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ
· налог на имущество организаций - по нормативу 100%; · налог на игорный бизнес - по нормативу 100%; · транспортный налог - по нормативу 100%. · налог на прибыль организации по ставке, установленной зачисления указанного налога в бюджеты субъектов PФ, - по нормативу 100%; · налог на доходы физических лиц - по нормативу 70%; · акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%; · акцизы на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%; · акцизы на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60%; · акцизы на алкогольную продукцию - по нормативу 100%; · акцизы на пиво - по нормативу 100%; · налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%; · налог на добычу общераспространенных полезных ископае­мых - по нормативу 100%; · налог на добычу полезных ископаемых (за исключением по­лезных ископаемых в виде углеводородного сырья и обще­распространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60%; · сбор за пользование объектами водных биологических ре­сурсов (исключая внутренние водные объекты) - по норма­тиву 30%; · сбор за пользование объектами животного мира - по нор­мативу 100%; · государственная пошлина (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%. · часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъекта­ми РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязатель­ных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых за­конами субъектов РФ; · плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%; · платежи за пользование лесным фондом в части, превы­шающей минимальные ставки платы за древесину, отпускае­мую на корню, - по нормативу 100%; · сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятель­ности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выда­ваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, - по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.
БЮДЖЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ
Бюджеты поселений
· земельный налог - по нормативу 100 %; · налог на имущество физических лиц - по нормативу 100 %. · налог на доходы физических лиц - по нормативу 10 %; · единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30 %; · государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законо­дательными актами РФ на совершение нотариальных действий, - по нормативу 100 %. · доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в гос­собственности земельных участков, расположенных в гра­ницах поселений и предназначенных для целей жилстрои­тельства, — по нормативу 100%; · часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в разме­рах, установленных правовыми актами муниципальных ор­ганов местного самоуправления.
Бюджеты муниципальных районов
· земельный налог, взимаемый на межселенных территориях, - по нормативу 100 %; · налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, - по нормативу 100 %. · налог на доходы физических лиц - по нормативу 20 %; · налог на доходы физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, - по нормативу 30 %; · единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по норма­тиву 90 %; · единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30 %; · единый сельскохозяйственный налог, взимаемый на межселенных территори­ях, - по нормативу 60 %; · государственная пошлина (подлежащей зачислению по месту государственной ре­гистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 %. · плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%; · доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в го­сударственной собственности земельных участков до раз­граничения госсобственности на землю, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100%; · сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкоголь­ной продукции, выдаваемых соответствующими органами местного самоуправления, - по нормативу 100%; · часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.
Бюджеты городских округов
· земельный налог - по нормативу 100 %; · налог наимущество физических лиц - по нормативу 100 %. · налог на доходы физических лиц - по нормативу 30 %; · единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по норма­тиву 90 %; · единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 60 %; · государственная пошлина. · плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%; · доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в го­сударственной собственности земельных участков, располо­женных в границах городских округов и предназначенных для жилищного строительства, - по нормативу 100%; · доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в го­сударственной собственности земельных участков до раз­граничения госсобственности на землю, расположенных в границах городских округов, - по нормативу 100%; · часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в разме­рах, установленных правовыми актами муниципальных ор­ганов местного самоуправления.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение доходам бюджета.

2. На каких принципах должна базироваться организация системы доходов бюджета?

3. В соответствии с какими признаками можно классифицировать доходы бюджет?

4. Какие особенности имеет процесс формирования доходов бюджетов различных уровней бюд­жетной системы РФ?

5. Назовите состав неналоговых доходов бюджета.

6. За счет каких налоговых доходов формируется федеральный бюджет РФ?

7. Охарактеризуйте неналоговые доходы федерального бюджета.

8. Охарактеризуйте неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.031 с.)