ТОП 10:

Тема 3. Государственные и муниципальные финансы как элемент финансово-кредитной системы



Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас­ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной дея­тельности, управления и других расходов государства и муници­пальных образований.

Государственные и муниципальные финансы имеют специфическое назначение – обеспечить органы государственной власти и МСУ денежными средствами, необходимыми для выполнения их функций. С помощью государственных и муниципальных финансов ор­ганы государственной власти и местного самоуправления осуще­ствляют регулирование социальных процессов, оказывают влия­ние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель­ных территорий страны и др.

Структура государственных и муниципальных финансов представлена на рис 4.

 
 

 

 


Рис. 4. Структура государственных и муниципальных финансов

 

Организация местных финансов привязана к МО, в границах которых осуществляется МСУ. Виды МО позволяют выделить: финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения.

 

Формирование и использование финансовых ресурсов ор­ганов государственной власти и местного самоуправления осу­ществляется в форме фондов денежных средств. В структуре государственных и муниципальных финансов глав­ным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уров­ней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финан­сового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование эко­номических и социальных процессов, развитие научно-техничес­кого прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и ис­пользования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удов­летворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного само­управления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприя­тий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансиро­вание таких мероприятий за счет специальных источников, ис­пользуемых по целевому назначению. За счет средств внебюджет­ных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные ме­роприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджет­ные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономичес­ких, экологических потребностей общества.

 

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

1. Форма государственного устройства. Для унитар­ных государств характерна более высокая степень концен­трации финансовых ресурсов в распоряжении центральных орга­нов государственной власти по сравнению с федеративными го­сударствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных госу­дарств составляют отчисления от регулирующих доходов и сред­ства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного уст­ройства, построенной на принципе разграничения предметов ве­дения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преоб­ладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федера­ции. При этом масштабность межбюджетного перераспределе­ния средств сокращается.

2. Особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федера­ции либо в формировании муниципальных образований различ­ного территориального уровня.

Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные ок­руга. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в услови­ях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (сог­лашениями) между органами государственной власти автономно­го округа и органами государственной власти края или области.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации», введенный в действие с 1 января 2006 г., сохранил пра­во на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований - муниципаль­ных районов и находящихся на их территории поселений. Пол­номочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местно­го значения и источников их финансового обеспечения. Феде­ральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

3. Особый статус отдельных территориальных образо­ваний. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, эт­нографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и соста­ве полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с феде­ральным законодательством для всех субъектов РФ устанавлива­ются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи.

В свою очередь, для муниципальных образований законода­тельство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования, что обусловлено:

- концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безо­пасности, для которых установлен особый режим функциониро­вания и охраны государственной тайны (статус закрытого адми­нистративно-территориального образования);

- специализацией градообразующих организаций муници­пального образования на научной, научно-технической и инно­вационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда).

Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными усло­виями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с от­дельными организациями ЗАТО; организация пропускного ре­жима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение пол­номочий органов местного самоуправления по мобилизации фи­нансовых ресурсов. Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов, зачисля­емых в бюджеты ЗАТО, установления права органов местного самоуправления ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов го­сударственной власти.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каково экономическое содержание государственных и муниципальных финансов?

2. Какие звенья формируют структуру государственных и муниципальных финансов?

3. Чем обусловлена необходимость существования государственных и муниципальных финансов?

4. Какие факторы влияют на организацию государственных и муниципальных финансов?

5. В чем различие между бюджетами и внебюджетными фондами органов государственной власти?

Тема 4. Бюджетное устройство и бюджетная система

Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизвод­стве и социальных процессах определяют основы бюджетного уст­ройства.

Бюджетное устройствов свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаи­моотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирова­ния и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов госу­дарства, административно-территориальных образований, самостоя­тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государствен­ном устройстве и правовых нормах.

В бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного само­управления. Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.

 

Построение бюджетной системы также зависит от формы госу­дарственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление эко­номическими, социальными и политическими процессами в госу­дарстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государ­ственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают оп­ределенной политической самостоятельностью в пределах распреде­ленных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - чле­нов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на феде­ральном государственном устройстве.

Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ являются:

Конституция РФ (1993).

Бюджетный кодекс РФ (1998).

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых ос­новах местного самоуправления».

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации».

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и пр.

 

Структура бюджетной системы

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

2. бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюдже­тов территориальных государственных внебюджетных фон­дов;

3. местных бюджетов.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 рес­публиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и обла­стных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюдже­тов автономных округов и более 29 тысяч местных бюджетов (рай­онные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных обра­зований, находящихся на его территории, составляют консолиди­рованный бюджет субъекта РФ. В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ (рис. 5).

 
 

 


Рис. 5. Структура консолидированного бюджета РФ

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательно. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим данные по расходам и доходам по территории в целом и отдельных субъектов РФ. Используются в бюджетном планировании при определении величины отчислений от регулирующих налогов и размеров финансовой помощи.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

 

Бюджетная система РФ основа­на на следующих принципах:

Принцип единства бюджетной системы означает единство пра­вовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджет­ного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,региональных бюджетов и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ - это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности всех бюджетов - один из важней­ших, означает:

- право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на ка­ждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники фи­нансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эко­номии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджет­ных фондов и иные обязательные поступления подлежат отраже­нию в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюд­жетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета - каждый бюджет дол­жен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использова­нием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источни­ков финансирования его дефицита.

Гласность - это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (предста­вительных) органов государственной власти, органов местного са­моуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) ор­гана государственной власти, либо между законодательным (пред­ставительным) и исполнительным органами государственной власти.

Достоверность бюджета означает надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджет­ные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансиро­вание конкретных целей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.149 (0.011 с.)