Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности аудирования как вида речевой деятельности

Поиск

Билет № 16

Обучение аудированию

Skim listening / Listening for gist

 

Аудирование с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации; ознакомительное аудирование (Кулиш 1991). Этот вид комму­никативного аудирования предполагает обработку смысловой информации звучащего текста с целью отделить новое от известного, существенное от несу­щественного, закрепить в памяти наиболее важные сведения. Учебные зада­ния, нацеливающие на этот вид аудирования и развивающие необходимые умения, включают в себя прогнозирование содержания текста по заголовку перед прослушиванием, определение темы и коммуникативного намерения го­ворящего, перечисление основных фактов, ответы на вопросы по основному содержанию, составление плана прослушанного, резюме и аннотации. См.: Rivers and Temperley 1979; Rost 1993, p. 232; Prodromou 1992.

Listening for detailed comprehension

 

Аудирование с полным пониманием содержания и смысла, или детальное ауди рование (Елухина 1996а, 19966). Полное, точное и быстрое понимание звуча­щей речи возможно в результате автоматизации операций восприятия звуко­вой формы, узнавания ее элементов, синтезирования содержания на их основе. Аудирование с полным пониманием требует высокой степени автоматизации навыков, концентрации внимания и напряженной работы памяти. В процессе обучения аудированию с полным пониманием учащиеся слушают текст, имея в виду следующие послетекстовые задания (post-text activities): пересказ текста с подробным изложением содержания, ответы на вопросы ко всем фактам, составление подробного плана, завершение текста, придумывание дополнитель­ных фактов.

 

Listening for partial comprehension / Selective listening

 

Аудирование с выборочным извлечением информации или «выяснителъное» аудирование (Кулиш 1991). Задача этого вида аудирования — вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя не­нужное. Такой информацией могут быть важные аргументы, детали, ключе­вые слова, примеры или конкретные данные: даты, числа, имена собственные и географические названия. Быстрое и безошибочное восприятие чисел и дат требует интенсивной, длительной тренировки, а понимание имен собственных и географических названий опирается на фоновые знания, представления о ситуации и участниках общения.

 

Critical listening

 

Аудирование с критической оценкой подразумевает высокий уровень развития умения полно и точно понимать звучащий текст, определять коммуникативное намерение и точку зрения автора. Аналогично чтению с критической оценкой этот вид аудирования включает в себя способность отличить факты от мнений, оценить точку зрения автора (говорящего), делать умозаключения, интерпрети­ровать, понимать подтекст (см. Critical reading, с. 101).

 

Transactional listening / Non-interactional listening

 

Восприятие на слух и понимание устной монологической речи, направленной на передачу информации. Этот вид аудирования чаще всего реализуется при прослушивании лекций (см. Academic listening, с. 105), аудиозаписей литера­турных произведений, информационных радиопередач, при просмотре доку­ментальных видеофильмов и телепрограмм. Подготовленная монологическая речь (planned monologue) с ее более строгой структурной организацией, боль­шей четкостью и ясностью воспринимается на слух легче, чем неподготовлен­ная (unplanned monologue), которая может быть непредсказуемой, фрагментар­ной, менее логичной и связной.

См.: Anderson and Lynch 1993; Rost 1994.

Темп речевых сообщений

Темп складывается из количества слогов в минуту и количества речевых пауз. Темп отличается неравномерностью у одного и того же лица (настроение, привычки, содержание). Темп зависит от важности и новизны информации (важное – медленно), от сложности темы и языковой нормы. Уменьшение пауз ухудшает понимание. Выделяют паузы дыхания, синтаксические и несинтаксические паузы. Наиболее приемлемый темп речи 240-250 слогов в минуту.

Речевые упражнения

Способствуют выработке умения воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к речевому общению, без опор, подсказок.

1) упражнения для частично управляемого обучения;

-Ознакомьтесь с картиной/рисунками, прослушайте текст с описанием, выберите название;

-Прослушайте текст, распределите пункты плана в нужной последовательности,

-Прослушайте текст диалога, продолжите его.

2) упражнения для неуправляемого обучения;

-Прослушайте текст в фонозаписи, разделите на смысловые части, озаглавьте;

-Прослушайте диалог, перескажите в форме монолога,

Билет № 16

Обучение аудированию

Особенности аудирования как вида речевой деятельности

Аудирование – сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.

Аудирование — рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух (см. Receptive skills, с. 91).

Основой внутреннего механизма аудирования являются следующие психи­ческие процессы:

• восприятие на слух (auditory perception) и узнавание (recognition, discrimination);

• внимание (concentration);

• антиципация, предвосхищение или вероятностное прогнозирование (anticipation / prediction / forward inferencing);

• смысловая догадка (guessing / inferring from context);

• сегментирование речевого потока (segmentation / chunking) и группировка (grouping);

• информативный анализ на основе вычленения единиц смысловой ин­формации;

• завершающий синтез, предполагающий разного рода компрессию и ин­терпретацию воспринимаемого сообщения.

Аудирование включает в себя следующие аудитивные навыки, интеграция которых обеспечивает владение этим видом речевой деятельности:

• слухо-произносительные навыки, то есть доведенную до автоматизма способность безошибочного, быстрого, стабильного одновременного вос­приятия и узнавания фонетического кода;

• рецептивные лексико-грамматические навыки.

Этот процесс личностный и сложный, зависит от развитости речевого слуха, памяти, умения пользоваться вероятностным прогнозированием, наличия внимания и интереса.

Речевой слух подразделяют на интонационный и фонематический. При восприятии на слух фраза понимается в результате распознавания информативных признаков. Наиболее информативным признаком принято считать информацию. Она является одним из основных структурных признаков, по которым различаются структурные типы предложений (повествование, восклицание, побуждение, вопрос). Логический и синтаксический планы выделяются с помощью логического ударения и членения фразы на синтагмы. Эмоциональная оценка выражается с помощью интонации. Интонационный слух вырабатывает одновременно индикаторные признаки (эталоны), которые необходимы для успешной деятельности кратковременной памяти. Интонационный слух – способность воспринимать интонационную структуру фразы и правильно соотносить ее с интонационным вариантом. Фонематический слух – умение различать звуки речи и идентифицировать их с соответствующими фонемами. Доказано, что речевой слух связан с музыкальным слухом.

Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, а это зависит от наличия у учащихся ассоциативных связей. Учащийся должен оперировать и продуктивным и рецептивным словарем. Успешность аудирования обусловлена и качествами, сформированными при обучении РЯ (находчивость, сообразительность, умение слушать, реагировать, переключаться с одной деятельности на другую.

Аудирование речевых сообщений связано с деятельностью памяти. Кратковременная память удерживает поступающую информацию до ее обработки и поступления части информации в долговременную память. Долговременная память хранит слухоартикуляционные образы слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, правил и схем их соединения.

Многое зависит и от внимания. Внимание возникает с помощью эмоций, но также связано с волевыми и интеллектуальными процессами.

Важным представляется различение коммуникативного аудирования как вида речевой деятельности (см. Communicative listening, с. 102) и учебного аудирования (см. Guided listening, с. 102). В процессе учебного аудирования происходит формирование речевого слуха и навыков узнавания лексико-грам-матического материала и умений понимания и оценки прослушанного. Ком­муникативное аудирование является целью обучения и представляет собой сложное речевое умение понимать речь на слух при ее одноразовом воспроиз­ведении.

См.: Anderson and Lynch 1993; Rest 1993, 1994; Field 1998; Кулиш 1991; Елухина 1996a, 19966; Бим, Миролюбов 1998.

Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности или являться одной из сторон говорения.

Аудирование имеет свои особенности, обуславливающие специфику обучения этому виду речевой деятельности.

 

Guided listening

 

Учебное аудирование выступает в качестве средства обучения, служит способом введения языкового материала, создания прочных слуховых образов язы­ковых единиц, составляет предпосылку для овладения устной речью, становления и развития коммуникативных умений аудирования.

Учебное аудирование допускает многократное прослушивание одного и того же материала. Повторное прослушивание обеспечивает более полное и точное понимание аудиотекста, а также лучшее запоминание его содержания и языковой формы, особенно в том случае, когда прослушанный текст используется для последующего пересказа или письменного изложения.

Особую роль в учебном аудировании играет снятие трудностей и распозна­вание опор, выполнение упражнений, направленных на совершенствование деятельности памяти, внутренней речи, речевых механизмов осмысления, про­гнозирования (Практикум 1985; Елухина 1996а, 19966).

В зависимости от способа и характера работы с текстом для прослушива­ния в учебном аудировании выделяются:

• intensive listening — интенсивное аудирование (ср. intensive reading);

• extensive listening — экстенсивное аудирование (ср. extensive reading).

 

Communicative listening

 

Коммуникативное аудирование — рецептивный вид речевой деятельности, на­целенный на восприятие и понимание устной речи на слух при ее одноразв-вом прослушивании. В зарубежной и отечественной методике принято выде­лять виды коммуникативного аудирования в зависимости от коммуникатив­ной установки (учебного задания) и соотношения с экспрессивной устной речью (см. Communicative reading, с. 98).

В зависимости от коммуникативной установки, ориентирующей на то, какой должна быть широта и глубина понимания, выделяются:

• skim listening — аудирование с пониманием основного содержания;

• listening for detailed comprehension — аудирование с полным понима­нием;

• listening for partial comprehension — аудирование с выборочным из­влечением информации;

• critical listening — аудирование с критической оценкой. В зависимости от соотношения с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух, выделяются следующие виды аудирования:

• interactional listening — аудирование как компонент устно-речевого общения;

• listening to interaction — восприятие на слух и понимание диалога или полилога;

• transactional listening — восприятие на слух и понимание монологи­ческой речи.

Эти три вида аудирования различаются и по характеру ситуации, в которой протекает рецептивная речевая деятельность. В зависимости от ситуации раз­нообразны и роли слушающего, которые накладывают ограничения на его ре­чевое поведение (право вступить в разговор, прервать говорящего, переспро­сить, уточнить) и тем определяют трудности восприятия речи на слух.

См.: Anderson and Lynch 1993; Rost 1993, 1994; Lynch 1996, p. 92; Field 1998; Кулиш 1991.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.008 с.)