Речевая деятельность – активный, опосредованный языковой системой процесс передачи приема сообщений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевая деятельность – активный, опосредованный языковой системой процесс передачи приема сообщений



3 аспекта языковых явлений: (Щерба)

Язык

Речь

Речевая деятельность – ведущий аспект припрактической напрвленности обучения

Виды речевой деятельности:

  • продуктивные (говорение, письмо)
  • рецептивные (аудирование, чтение)

Вспомогательные виды речевой деятельности:

  • пересказ
  • перевод
  • конспектирование
  • реферирование

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (integration of skills)

задания Действия учителя Что делают учащиеся Задачи, которые ставил учитель
1.vocabulary reviews Использует нагляд- ные материалы, демонстрирует на себе, объясняет по контексту Произносят известные слова, хором повторяют, записывают их Грамматическая правильность повторения известного, введение лексики, произношение
2.listening activity аудирование Инструктирует, включает магнитофон Прием языковой догадки, в парах слова угадывают, проверяют себя, слушают друг друга Тренировка языковой догадки, практика в чтении и аудировании
3.диалоги Преподаватель вызывает студентов, пары демонстрируют модели произношения Читают вслух, слушают др, проверяют ответы Повторение новых слов, практика в чтении вслух
4.ролевая игра Пытается оценить вокабуляр учащегося, дает указания по выполнению, раздает карточки с заланиями Видят свои предложения, говорят, записывают Ориентирована на беглое повторение лексики, аудирование практика говорения
5.письменное задание Пишет пример на доске, дает задание, следит за выполнением Переписывают задания с доски, дают собственные комментарии Практика письменной речи основанная на ролевой игре
6.задание на чтение Инструктирует, следит за выполнением Получают материал, передают др. Практика в чтении, найти информацию
Дискуссия, проверка, завершение Проверяет ответы, задает индивидуальные вопросы Говорят о себе, рассказ о своих впечатлениях Разговорная практика, аудирование, повторение пройденного

+весь урок проходит на иностранном языке, больше говорят учащиеся, тк более эффективно

Методы и подходы

Метод – (а) (общедидактическое понятие) совокупность способов взаимосвязной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижения цели образования, воспитания и развития

(в) (частнометодическое понятие)

  • направление в обучении в широком значении
  • способ обучения аспектам языка или видам речевой деятельности в узком значении

Прямые методы

  • натуральный
  • собственно-прямой
  • аудиовизуальный
  • аудиолингвальный

Сознательные методы

  • грамматико-переводной
  • сознательно-практический
  • социально-сопоставительный
  • программированный

Комбинированные методы

  • коммуникативный
  • активный
  • репродуктивно-креативный

Интенсивные методы

  • суггестопедический (внушение)
  • метод активизации
  • эмоционально-смысловой
  • ритмопедия
  • гипнопедия

Книги по методике

  • «Обучение иностранным языкам. Теория и практика» А.Н.Щукин, М., Филоматис 2004
  • «Методика преподавания русского языка как иностранного» А.Н.Щукин, М. Высшая школа, 2009
  • «Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков» И.Колесникова

Подход

- базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию

1.бихевнористский подход (овладение языками путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы)

Индуктивно – сознательный подход (овладение языком путем овладения языком путем наблюдения за речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи)

Познавательный (когнитивный) подход – сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкциям к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний

Интегрированный подход – предусматривает органическое соединение сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения т.е. параллельное овладение знаниями и речевыми навыками.

Подходы по направленности:

  • обучение языку (языковой подход)
  • речи (речевой подход)
  • речевой деятельности (коммуникативно-деятельностный подход) – акцент в обучении на овладение речевой деятельностью, как средством общения

Китайская пословица

Я слушаю и Я забываю

Я вижу и Я запоминаю

Я делаю и Я понимаю

Принципы обучения ин. Яз.

Приемы обучения и их отбор

Содержание обучения

Средства обучения

Типология упражнений

Принципы обучения

Подход к обучению имеет основополагающую роль, - доминирующая идея на которой строится новый метод.

Аудиолингвистический метод представляет собой модель обучения, в которой реализуется бухевнористское направление, подходы ориентированные на продукт речевой деятельности и на учителя

Принципы обучения – основные положения, определяющие характер обучения и требования к учебному процессу. Формируются на основе выбранного направления. Существуют и описаны ок 40 принципов обучения.

Щукин описывает 4 группы принципов:

Дидактические

o Сознательность – понимание учащимся содержание иноязычной речи, осознание единиц, из которых состоит речь

o Активность – речевая активность учащегося в ходе уорка, напряженность психических процессов, внимание, источники: цели, память, мотивы, желания

o Наглядность – повышает мотивацию, способствует лучшему запоминанию материала

o Прочность – прочно усваивается, то материал, который учащийся может применить для решения коммуникативной задачи. Систематический контроль способствует его усвоению.

o Доступность и посильность – материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными способностями учащегося

o Межпредметная координация – взаимодействия преподавания разных дисциплин, как на языковом, так и на предметном уровне

o Межкультурное взаимодействие

o Профессиональная компетенция преподавателя – способность преподавателя к профессиональной деятельности, коммуникативные, организаторские, гностические умения (анализ способностей учащегося и его мотивации)

Лингвистические

  • Системность – язык как системное образование, элементы разных уровней, объединенных в единое целое
  • Концентризм – х-р отбора материала, при котором используется неоднократное обращение к уже изученному материалу.
  • Разграничение лингвистических явлений на уровне языка и речи – предполагает выделение трех аспектов для усвоения – язык, речь, как способ формирования и формулирования речи, речевая деятельность
  • Функциональность – определяется усилиями обучения
  • Стилистическая дифференциация – важность учета речевых и стилистических особенностей характерных для разных стилей речи
  • Минимизация языка – отбор речевых и языковых средств для занятий, 1.фонетический, лексический, грамматический материал

Речевые ситуации

Страноведческий материал

Тексты для чтения

Материал по стилистике

Психологические

  • Мотивации – достигается за счет целесообразной организации занятий, в ходе которой мах учитываются интересы учащегося, их возрастные особенности и мотивы
  • Поэтапность формирования знаний, навыков, умений –динамика изменения структуры речевой деятельности в процессе обучения
  • Учет адаптационных процессов – адаптация как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности. Адаптации- физиологич, академич, соц-психологич
  • Учет индивидуально – психологических особенностей личности – мировоззрение, сфера желаний и интересов, эмоционально – чувственная сфера, статус личности учащегося в коллективе, способность учащегося к обучению, групповая работа.

4.Собственно- методические – отражаю особенности преподав. Яз. Как учебной дисциплины

  • Коммуникативность – обучение в естественных для обучения ситуациях, или мах к ним приближенных
  • Учет родного языка учащихся – учет трудностей изучаемого языка, вызванных расхождениями в системе изучаемого и родного языка
  • Устное опережения, устной основы обучения – возможность обучения на ин яз на ранней стадии занятий
  • Взаимосвязанное обучение видом речевой деятельность – обучение языку с одновременным формирования всех видов речевой деятельности
  • Учет уровня владения языком – организ. Процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащегося
  • Ситуативно – тематическая организация обучения –использование на занятиях тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранных в данной группе общения.
  • Апроксимация – снисходительное отношение препода к ошибкам учащегося
  • Профессиональная направленность обучения – учет специальности

Принципы в зарубежной методике:

Когнитивный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.013 с.)