Глава 1. Начало пути Учителя по имени бодхидхарма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Начало пути Учителя по имени бодхидхарма



 

Средняя Азия, горы Тянь-Шань, Буддийский монастырь «Обитель стража снегов». Начало 90-х годов ХХ века.

Центральная Азия – регион, включающий самые большие и самые высокие горные массивы. Условия жизни здесь самые суровые на Земле. Заоблачная пустыня безлюдна. Зато воздух здесь совершенно чист и буквально пронизан космическими лучами. От этого необъятно синее небо кажется хрустальным куполом! Это чудесное зрелище настолько потрясает, что люди, живущие здесь, с древнейших времен поклонялись Небу, как Божеству! Нигде больше не найти такое ощущение чистоты, бесконечности.

Все это окружено белизной снежных вершин, которые буквально сияют. А какие озера! Они отражают первозданную чистоту снегов и синеву небес, не знающих, что такое облака. Из-за своей высоты горные пики, кажется, касаются звезд. И будто слышишь, как небеса тихо шепчут свои тайны снежным вершинам, склоняясь к их сияющему лику. Мощь природы, покой, возвышенность…

Сюда испокон веков уходили люди, искавшие уединения, безмолвия и космической мудрости. Это были Великие Учителя человечества – святые аскеты, отшельники. С древности они жили здесь в гармонии с природой. С этих вершин духовные сподвижники направляли свой голос прямо в сердце Вселенной. Они испрашивали ответы на самые важные вопросы жизни, чтобы потом передать эту мудрость нам – людям «из мира подножия».

На самой границе вечных снегов эти святые строили убежища, в которых со временем собирались целые общины людей, ищущих истину. Они становились оплотом духовности, создавая по всей этой необъятной горной стране монастыри, обители и святилища. Так с незапамятных времен и стоят эти твердыни духа. И по сей день здесь обучают, хранят и передают от Учителей к ученикам сокровенные знания о жизни Космоса, Природы и человека.

В полутемном зале буддийского монастыря Учитель ведет урок. На лавках, расставленных ровными рядами, сидят мальчики-монахи. Они укутались в теплые халаты и почти не шевелятся – рассказ преподавателя истории захватил их воображение.

 

Я расскажу вам о жизни нашего Наставника патриарха Да Мо [2], так как описано в наших преданиях и легендах.

Представьте себе Южную Индию. Я бывал в тех далеких жарких краях. Днем температура воздуха достигает сорока градусов и даже больше – печет невыносимо. Кругом болотистые леса – это настоящие непроходимые джунгли с очень влажным воздухом. Только пошевелился – весь покрываешься потом. Люди там имеют очень темную кожу. Они привыкшие к такому климату и очень трудолюбивые. Здесь могут собирать урожай два или даже три раза в год. Но все в этих местах сильно зависит от погоды. Индийский океан приносит проливные дожди, которые длятся много дней. Или на целые месяцы наступает засуха, и Солнце буквально сжигает все…

 

 

 

 

Как невыносимо жарко под лучами полуденного Солнца! Все живое ищет спасения в тени деревьев, в прохладе рек и болот. Молчат птицы, неподвижны джунгли. Горячее марево поднимается от земли к небу. Влажный от близости океана воздух кажется настолько густым и тяжелым, что им трудно дышать. Все живое ищет спасительную прохладу. Только душа одного человека не стремится в убежище в этот день…

Перед крыльцом буддийского храма прямо под палящим Солнцем неподвижно стоит на коленях юноша. Так продолжается уже несколько часов – юноша ждет. Он склонил голову в знак смирения, и поэтому его черные волнистые волосы закрывают лицо.

Хотя лица не видно, но все служители храма и монахи знают, кто удостоил их своим посещением. И поэтому они очень встревожены. Ведь молодой человек пришел к настоятелю храма с очень необычной просьбой.

Этот юноша – принц Бодхитара, третий сын царя Сугандхи, скончавшегося несколько дней назад. И хочет этот «безрассудный мальчишка» ни много ни мало – отказаться от своего предназначения – быть царевичем и править этой страной.

Бодхитара решил покинуть дворец и стать монахом. Ради этого он явился сюда, огласил свою просьбу и теперь ждет решения главы буддийской общины.

Но ведь он принц и должен стать хозяином земель княжества Канчипутра! Теперь после кончины отца он и его братья должны по закону наследовать правление землями и людьми.

Иначе царевич навлечет на себя гнев и презрение братьев, ставших теперь в этой стране полноправными властителями. Не сносить головы и тому, кто будет помогать Бодхитаре в его устремлении уйти от мира. Разве может князь оставить свой народ без руководства, а земли без постоянной заботы! Неслыханная дерзость, нарушение всех традиций и законов…

А вдруг из-за его безрассудства гнев братьев-князей падет на весь монастырь, укрывающий бунтаря – Бодхитару Тогда всем конец, ведь монахи не имеют оружия и совершенно беззащитны.

Никто не смеет заговорить с юношей, не слышно голосов и в молитвенных залах.

В храме сейчас находится духовный владыка буддистов – патриарх Праджнятара. Его имя – это духовное звание. Оно означает, что человек овладел высшей степенью управления Великой Энергией – Махашакти. Патриарх обладает непререкаемым авторитетом даже у правителей княжества. Поэтому только он может принять окончательное решение о судьбе царевича.

Именно Его решения и Его действий ожидают все, особенно коленопреклоненный юноша. Каким-то внутренним чутьем люди понимают: происходит нечто великое – то, что пока непонятно. Но чувствуется, что этим необычным событием новая эпоха буквально переступает порог их обители.

Понимает это и патриарх. Он медлит, шепотом вознося молитвы Будде с просьбой направить его действия по правильному Пути. Глава буддистов знает – ответственность его сейчас велика. Этот мальчик проявляет необыкновенное упорство и, кажется, готов стоять здесь день и ночь, пока Праджнятара не выйдет к нему.

 

И наконец двадцать седьмой патриарх буддизма в Индии вышел на крыльцо храма. Он сделал несколько шагов навстречу склонившемуся.

Юноша опустил голову еще ниже и заговорил:

– О Владыка Праджнятара, я сын царя Сугандхи – господина нашей земли Канчипутра, умершего семь дней назад. Я провел дни после смерти отца в медитации и молитве, в поиске своего жизненного Пути. И теперь пришел к порогу храма с сердцем, переполненным смирения, чтобы принять обет монашества и навсегда покинуть дворец. В моем сердце горит огонь стремления служить Будде и Истине, помогая живым всем существам освободиться от страданий.

Пражднятара молчал, глядя на юношу с отеческим чувством любви и надежды. Патриарх вспомнил, как однажды, за помощь правителю Сугандхе получил от князя большую драгоценную жемчужину. Когда все почести были оказаны в должной мере, патриарх решил испытать духовную мудрость Бодхитары, а также его двух братьев. Провидец хотел узнать о скрытом – о призвании будущих князей.

У правителя было три сына: Чандравималатара, Пуньяватра и Бодхитара. Решив проверить мудрость этих трех принцев, Праджнятара, держа в руках жемчужину, что подарил ему их отец, спросил:

– Есть ли что-нибудь в этом мире, что может сравниться со столь прекрасной жемчужиной?

– О, эта самая прекрасная жемчужина, она лучшая из камней, и ни один другой не сможет сравниться с ней. Ее сияние самое прекрасное, – ответили два. – И лишь благодаря вашей величайшей мудрости эта жемчужина была подарена Вам.

Вперед выступил третий принц, Бодхитара и сказал:

– Это всего лишь земной камень, и вряд ли его свет можно назвать «прекрасным», поскольку величайшая из жемчужин – это жемчужина мудрости. Свет мудрости – величайший и прекраснейший. Да, это всего лишь земное творение, и оно не может считаться величайшим, потому что не может соперничать с высшей мудростью.

Жемчужина обладает прекрасной земной чистотой, но ее чистота не может быть сравнима с чистотой высшего духовного постижения. Эта драгоценность не может блистать без лучей света, ведь именно они заставляют ее переливаться.

Эта жемчужина и не свет вовсе, потому что лишь жемчужины знаний могут озарить этот мир. Ее ценность – и не ценность вовсе, поскольку лишь жемчужины знания являют собой истинную ценность.

Путь, что Вы проповедуете, – это и есть величайшая драгоценность знания. Поэтому Вам и была преподнесена эта мирская драгоценность. Точно таким же образом драгоценности просветления могут проявиться в тех, кто пробужден к этому.

 

Как только учитель Праджнятара услышал эти удивительные речи от третьего принца, он осознал, что перед ним настоящий мудрец. Патриарх уже тогда понял, что третий принц может стать наследником его Дхармы (учения). Но момент для этого тогда еще не настал.

Поэтому Праджнятара ничего не сказал и удалился, оставив Бодхитару вместе со всеми. С этого времени Учитель ждал момента, когда его будущий ученик созреет. Судьба сама указывала Путь. Разговор этот эхом отозвался в сознании патриарха. И тогда он спросил принца:

– Что не обладает формой в мире вещей?

– То, что не рождено и является не обладающим формой, – ответил Бодхитара.

– Так на что же опираются все вещи?

– Все вещи опираются на ощущения себя и других.

– А что является высочайшим среди всех вещей?

– Изначальная Природа и есть высочайшее из всех вещей и явлений!

Патриарх снова замолчал. Он внимательно смотрел на этого необычного человека, которого знал с самого его рождения на свет. Этот мальчик рос очень умным и сильным, как все дети владыки княжества. Но все же отличался от своих братьев кшатриев [3]– царей и воинов тем, что отличает Учителя от царя. У него в сердце жило милосердие, способность сострадания, проявляемое ко всем живым существам и желание облегчить их Путь освобождения. То, что буддисты называют бодхичитта [4].

Такое сочетание царственной воли, воинской самодисциплины и милосердного сердца могло создать необыкновенно могущественного Учителя, даже нового патриарха. Ведь буддизм в южной части Индии приходит в упадок. После тысячи лет проповеди учение Будды поглощается брахманизмом, традиционным для этих мест.

Но такая душа может быть и великим разрушителем основ Учения, если своевременно не направить ее к Истине. Вот наследник трона Канчипутри, так же, как в свое время принц Сиддхартха – будущий Будда, решил покинуть дворец. Он стремится отказаться от царственной судьбы ради сострадания, молитв и нищенской жизни в служении всем живым существам.

И все-таки этот мальчик пришел вовремя. И ждет его великая и трудная судьба. Выбор сделан!

Патриарх одобрительно кивнул, и Бодхитара вошел под своды храма. В один миг став из властелина земель простым послушником, потеряв все, что связывало его с прежней жизнью, даже волосы [5].

 

Наставник замолчал, чтобы перевести дух и выпить чаю. Он взял маленький чайник и стал наливать в чашку темно-оранжевый отвар листьев высокогорного сорта этого растения.

– Учитель расскажите нам про Бодхидхарму дальше! – раздались детские голоса.

Мальчики-монахи всегда занимались в этом учебном зале. Высокие стены и потолок здесь были сплошь покрыты изображениями буддийских святых и героев. Манджушри, Падма Самбхава, Изумрудная Тара… Каждый учащийся знал их по именам и изучал историю их жизни. Но того, о ком рассказывал преподаватель истории буддизма, они пока не знали. Учитель отставил в сторону уже наполненную чашку, поднял руку, и голоса стихли.

– Хорошо, хорошо, слушайте дальше.

 

Молодой послушник проявил себя сразу. И его незаурядные способности, глубокие знания и воля в конце концов привели монаха от простого послушника к высшему духовному званию.

Наставник Праджнятара однажды сказал ему: «Ты многое постиг в Дхарме [6], а Дхарма и есть абсолютное знание. Поэтому отныне твое имя должно быть связно с Дхармой. Так пусть же отныне тебя называют Бодхидхармой.

Двадцать седьмой патриарх буддизма назначил его своим преемником с именем, означающим «Совершенное знание закона». В китайском варианте его имя Да Мо.

Через несколько лет жизнь Бодхидхармы совсем изменилась – он покинул монастырь и свою страну. По указанию Учителя Бодхи стал бродячим монахом, живущим на подаяние.

Его предназначением теперь стала проповедь буддизма в других странах. И открытие людям нового наиболее прямого пути к достижению просветления через практическую деятельность и медитацию. Этот путь был назван впоследствии Чань [7]– буддизмом в Китае или Дзэн – буддизмом в Японии.

Путь Учителя Да Мо лежал из Южной Индии в Китай. Он и длился несколько лет.

За время этого путешествия Бодхидхарма совершил великое множество подвигов, применяя духовные, психические, а иногда и физические способности. Он защищал справедливость и мир, о нем ходили легенды. Патриарх сражался с демонами и разбойниками, показывал пример милосердия, проповедовал учение Просветления Будды.

 

– И знаете, что… – Учитель улыбнулся и быстро выпил уже остывший напиток из своей чашки, и поднял ее, чтобы все ученики увидели. – Ведь именно Бодхидхарма научил людей выращивать чай! Отвар из листьев этого растения помогал держать ум в состоянии бодрости во время длительных трудов, молитв и медитаций. С той поры и по сей день мы употребляем этот напиток. И мы благодарим нашего Наставника за это!

Учитель улыбнулся. Ученики захлопали в ладоши, а потом вместе произнесли молитву «Сокровище в сердце».

Урок продолжился.

– Воины и цари чтили патриарха за доблесть и силу, а простые люди за доброту и монашеский аскетизм. Его слава и известность распространялись с быстротой молнии. Куда бы он ни приходил, люди уже знали о нем.

И вот через несколько лет странствий наш Бодхидхарма пришел в Китай. Странствия его закончились, когда он достиг гор Суньшань и подошел к стенам монастыря Шаолинь.

 

Глава 2. Караван идет на юг

 

Мы обедали в большой столовой в доме Наставника. Здесь были и пациенты, получавшие лечение и помогавшие им родственники. Мимо нас вдоль длинного стола прошел очень полный мужчина, которого Учитель уже несколько дней убеждал пересмотреть систему питания. Наставник улыбнулся и, посмотрев в сторону проходящего, восторженно произнес:

– Как бывает человек чуток, внимателен и осторожен, какая у него грациозная походка, когда идет с кухни в столовую с полной тарелкой горячего супа!

Прошли почти сутки с того момента, как караван из пяти грузовиков, до верху набитых всевозможными мешками, тюками и людьми, двинулся на юг по горной дороге от поселка на берегу озера Иссык-Куль. В общем-то дороги как таковой видно не было – существовало направление движения. Просто на земле кое-где виднелись следы машин, овец и коров, по которым ориентировались водители. А так камни и глина, да еще мастерство шофера, вот вам и «автобан местного значения».

 

 

Машины тоже были под стать дорогам и больше походили на музейные экспонаты времен Второй мировой войны. Эти древние транспортные средства вопреки всем законам механики оставались в живых. Они, рыча и воя от натуги, ползли почти с нулевой скоростью, таща на своих спинах горы поклажи. Пыль, смешанная с дымом из выхлопных труб, поднималась густым туманом из-под колес и тут же покрывала собой все.

Люди, перевозившие свои грузы, сидели и лежали в кузове грузовика прямо на мешках. Во время движения, тряски и раскачивания им приходилось хвататься за веревки, удерживающие тюки, да молчать, обвязав лица платками, и… верить, что скоро будет привал. Хотя время тянулось бесконечно – народ на грузовиках не нервничал и никуда не спешил – все равно другого способа перевезти товар через перевалы не было.

 

Горы, горы – страна снежных вершин, склонов и долин, без обустроенных дорог и каких-либо признаков цивилизации. Вспомнилось высказывание одного европейского гостя: «У них нет дорог, они ездят прямо по земле!»

Мы с Наставником [8]находились в этом караване.

В путь отправились на этих допотопных средствах передвижения, чтобы навестить его друга, по имени Ван – монаха одного из буддийских монастырей. Этот человек был известен тем, что занимался лечением заболеваний костей и суставов с использованием древней методики, которая носила название «Железные мосты». Учитель хотел, чтобы Ван передал мне свои знания для распространения в Европе.

Итак. Мы с трудом нашли себе место, чтобы расположиться среди таких же, как мы, «кочевников». Маршрут явно пользовался популярностью среди местного населения. Все возможные посадочные места были заняты. Я забился между мешками с какими-то текстильными изделиями – не то халатами, не то рубашками. Сначала мне было жутковато: сотрясаться вместе с грузовиком, сидя на тюках на высоте двухэтажного дома, нависать над обрывами и пересекать горные речки. Но постепенно, приноровившись к раскачиванию во все стороны под размеренное гудение двигателей, я успокоился и даже стал дремать. Наступило прекрасное время для… медитации.

Да, именно для «медитации», то есть «размышления, пока не дойдешь до сути». Таково было указание Учителя. Ведь Наставник знал, что нам предстоит долгий, утомительный путь. И он, конечно, не собирался упускать такую «шикарную» возможность для моего обучения.

Все началось с такой картины. Раннее утро на краю поселка: шум, пыль, крики вокруг грузовиков. Люди спорят, ругаются, бросают на машины мешки с товаром, обвязывают их веревками, лезут наверх. Провожающие машут руками и выкрикивают разные напутствия. На грузовиках каждый стремится занять место для себя и для поклажи. Никто ни на кого не обращает внимания.

Ревут двигатели грузовиков, проходя последнюю «предстартовую» подготовку. Короче говоря – в ушах звон. Наставник, поставив ногу на колесо, взялся руками за борт кузова. Неожиданно поворачивается и, заглушая рев двигателей, кричит мне в самое ухо: «Даю тебе задание на время пути: глубоко сосредоточиться и в состоянии медитации вспомнить все, что касается строения костей и суставов человека».

Сказал и полез в кузов прямо со своим большущим рюкзаком на спине, совершенно забыв обо мне. Я понял, что в ближайшее время ученик предоставлен сам себе, поскольку общаться, видимо, будет затруднительно. И тоже стал торопливо взбираться на тюки, пока еще было куда бросить «бренное тело». Хотелось побыстрее отправиться в путь и сосредоточиться на задании. Ведь впереди меня ждало что-то новое и удивительное.

Мы тронулись в путь, народ замолчал, и потянулись долгие часы преодоления пространства. Поначалу мне никак не удавалось собраться с мыслями, и, чтобы отвлечься, я стал рассматривать попутчиков.

Люди вокруг меня, привычные к такому способу передвижения, неподвижно и безмолвно сидели и лежали на мешках. То, что машина чихала и кашляла, раскачивалась из стороны в сторону на узкой тропе над глубокими ущельями, их, похоже, совсем не беспокоило. С каждым часом они все больше покрывались пылью и становились похожими на неподвижные глиняные фигурки.

 

 

Притча от Наставника

Бог сидит на троне и грустный-прегрустный. Святой праведник увидел это и спросил, в чем причина печали Всевышнего.

– Люди на Земле забыли Мои законы, прогоняют пророков, не читают Святые книги. Они хотят только денег и удовольствий – это печалит меня.

Праведник стал проситься из Рая на Землю, чтобы помогать людям и проповедовать Истину. Тогда Господь спрашивает святого:

– Разве тебе плохо в Моем рае?

– Нет ничего лучше этого места. Но я испытываю сострадание к человечеству – ведь у них нет Наставника.

– Я посылал пророков ко всем народам, и у всех есть Мои книги. Люди не идут за ними.

Набравшись смелости, святой говорит Богу.

– Господи, они будут слушать мои проповеди! Ведь Ты даровал мне чудотворную способность исцеления словом! Отправь меня к ним!

Бог вздохнул.

И вот святой стал работать врачом в поликлинике.

Первый рабочий день.

В дверь кабинета заезжает на коляске пациент – у него парализованные ноги. Праведник-целитель говорит ему:

«Встань и ходи!».

Тот встал и пошел. В коридоре очередь спросила:

– Ну, как новый врач?

– Да все они одинаковые – он даже давление мне не померил!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.8.23 (0.067 с.)