Управление корпоративной культурой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление корпоративной культурой



 

Значительное влияние культуры на функционирование и результаты деятельности организации определяет необходимость управление ею.

Управление организационной культурой предполагает её формирование и сохранение.

Формирование культуры происходит путём внешней адаптации и внутренней интеграции. Внешняя адаптация означает нахождение организацией своей ниши на рынке и приспособление ее к постоянно меняющемуся внешнему окружению путём:

– определения миссии, целей и стратегии организации;

– выбора методов их достижения, в том числе формирования организационной структуры и системы стимулирования;

– формирования критериев измерения достигнутых индивидом и группой результатов.

Внутренняя интеграция – это определение способов совместной работы и сосуществования в организации путём:

– выбора методов коммуникации;

– установления критериев членства в организации и её группах;

– определения и распределения статусов в организации, установления правил приобретения, поддержания и утраты власти;

– определения желательного и нежелательного поведения;

– установления правил об уровне и характере социальных отношений в организации.

Методы сохранения культуры:

1. Выбор объектов и предметов оценки и контроля со стороны менеджеров;

2. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию организация имеет две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность «номер один», видимо, используют второй вариант. Как отмечали Т.Питерс и Р. Уотерман: «Истинная роль главного руководителя состоит в том, чтобы управлять ценностными установками организации»;

3. Моделирование ролей и обучение, например, демонстрация подчинённым определённого отношения к клиентам, демонстрация учебного фильма и т.д.;

4. Формирование системы наград и привилегий. Награды и привилегии должны быть привязаны к определённым образцам поведения. Привилегиями являются хороший кабинет и его расположение, секретарь, прикреплённый автомобиль, хорошее оборудование и т.д.;

5. Формирование критериев принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры, так как отражает истинные установки руководства организации.

6. Формирование организационных традиций, обрядов, мифов, символов. Традиции улучшают информированность работников, способствуют укреплению уверенности в себе и окружающих, позволяют чувствовать себя комфортно в коллективе, способствуют быстрой и успешной адаптации новых работников в коллективе.

Обряды – это стандартные повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения.

Наиболее распространёнными обрядами являются обряд ухода (увольнения), обряд выявления лучшего путём проведения конкурса или соревнования, обряд единения путём проведения корпоративных мероприятий (вечеринок, загородных поездок), обряд продвижения при завершении базового обучения или переподготовки. Эффективность обрядов повышается при вовлечении в них не только работников, но и их семей. Например, на одном из российских металлургических предприятий организаторы обряда «Лучший по профессии» направляют письма жёнам победителей, в которых благодарят их за создание мужу хороших условий для плодотворного труда.

Мифы организации – это истории о том, как была создана организация, через какие трудности она прошла в своем развитии, кто её герои. «Врождёнными героями» выступают основатели фирмы, «героями ситуации» являются работники, добившиеся выдающихся успехов, можно выделить «героев-новаторов», «героев-экспериментаторов» и т.д. Процесс формирования героев активно применялся в нашей стране и в советские времена. Достаточно вспомнить доски почёта, награждение «Победителей социалистического соревнования» и т.д.

7. Использование внутрифирменных пропагандистских инструментов: издание внутрифирменных газет и бюллетеней, видеокассет, публичные выступления руководителей, проведение пресс-конференций.

8. Проведение каждодневных управленческих действий в чётком соответствии с декларируемыми ценностями организации.

К сожалению, во многих российских организациях в настоящее время не уделяется должного внимания формированию и управлению корпоративной культурой, что существенно снижает потенциал организаций. Рациональная корпоративная культура подменяется крайней централизацией управления. Между тем, корпоративная культура, являясь фактором самоорганизации, способна значительно повысить трудовой потенциал, эффективность организационной структуры управления и эффективность организации в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова, Т.А. Теория организации: учебное пособие /Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. – 367 с.

2. Алексеевский, В.С. Введение в российский менеджмент: учебное пособие /В.С. Алексеевский. – Калуга: Манускрипт, 2001. – 192 с.

3. Антонов, В.Г. Эволюция организационных структур /В.Г. Антонов //Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №1. – С. 25–31.

4. Беляев, А.А. Системология организации: учебник /под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 182 с.

5. Блинков, А.В. Решение всех проблем. Неординарное мышление и поведение /А.В. Блинков, А.Н. Киселев. – Екатеринбург: Баско, 1994. – 192 с.

6. Валуев, С.А. Организационный менеджмент: учебное пособие для вузов /С.А. Валуев, А.В. Игнатьева. – М.: Нефть и газ, 1993. – 343 с.

7. Васильев, Ю.П. Управление развитием производства: (Опыт США) /Ю.П. Васильев. – М.: Экономика, 1989. – 239 с.

8. Виссема, Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): пер. с англ. /Х. Виссема. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 288 с.

9. Виханский, О.С., Менеджмент: учебник /О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.

10. Владимирова, И.Г. Организационные структуры управления /И.Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – №3. – С.115–125.

11. Владимирова, И.Г. Организационные структуры управления /И.Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – №5. – С. 91 – 103.

12. Владимирова, И.Г. Компании будущего: организационный аспект /И.Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – №2. – С. 58–72.

13. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник /В.В. Глухов. – СПб.:СпецЛит, 2000. – 359 с.

14. Глущенко, В.В. Менеджмент: системные основы /В.В. Глущенко. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1996. – 216 с.

15. Голубков, Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений /Е.П. Голубков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – №3. – С. 95 – 115.

16. Голубков, Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений /Е.П. Голубков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – №4. – С. 130–144.

17. Грейсон, Дж. К. мл. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ. /Дж. К. мл., К. О Делл. – М.: Экономика, 1991. – 319 с.

18. Дафт, Р.Л. Менеджмент /Р.Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2000. – 832 с.

19. Джордж, Дж.М. Организационное поведение: (Основы управления) /Дж.М. Джордж, Г.Р. Джоунс. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 475 с.

20. Ефремов, В.С. Никогда не говори никогда! /В.С. Ефремов //Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – № 3. – С. 98 – 114.

21. Ефремов, В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития /В.С. Ефремов //Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 1. – С. 3 – 13.

22. Зонов, В.Л. Исследование систем управления: учебное пособие /В.Л. Зонов, Ю.Ф. Гаврилин, В.М. Каточков. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1998. – 60 с.

23. Латфуллин, Г.Р. Теория организации: учебник для вузов /Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2004. – 395 с.

24. Менеджмент: учебник для вузов / под ред. М.М. Максимцова, А.В. игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 343 с.

25. Менеджмент организации: современные технологии / под ред. Н.Г. Кузнецова, И.Ю. Солдатовой. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов.:Феникс, 2002. – 480 с.

26. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения /под ред. Страховой О.А. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.

27. Методологические вопросы разработки структур управления. М., 1979.

28. Мильнер, Б.З. Японский парадокс: (Реальности и противоречия капиталистического управления) /Б.З Мильнер, И.С. Олейник, С.А. Рогинко. – М.: Мысль, 1985. – 264 с.

29. Мильнер, Б.З. Теория организаций /Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА – М, 1999. –336 с.

30. Михельсон – Ткач, В.Л., Скляр Е.Н. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка /В.Л. Михельсон – Ткач, Е.Н. Скляр // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 1. – С. 71–77.

31. Общеотраслевые методические рекомендации по разработке организационных структур управления объединениями и предприятиями /науч. рук. Б.З.Мильнер. – М.: Экономика, 1978. – 232 с.

32. Пригожин, А.И. Методы развития организаций (Приложение к журналу «Консультант») /А.И. Пригожин. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.

33. Райченко А.В. Прикладная организация /А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2003. – 347 с.

34. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт /В.Н. Тренев, В.А. Ириков, С.В. Ильдеменов. – М.: ПРИОР, 1998.– 320с.

35. Смирнов, Э.А. Основы теории организации: учебное пособие для вузов /Э.А. Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.

36. Социальный менеджмент: учебник /под ред. Д.В. Валового. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел – Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999. – 343 с.

37. Страхова, О.П. О методах организации управления /О.П. Страхова //Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – №5. – С. 3 – 16.

38. Теория организации: учебник /под ред. В.Г. Алиева. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 431 с.

39. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): учебное пособие /под ред. В.А. Абчука. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 551 с.

40. Тронин, Ю.Н. Менеджмент и проектирование фирмы: учебное пособие для вузов /Ю.Н. Тронин, Ю.С. Масленченков. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. 2002. – 415 с.

41. Фёдорова, Н.И. Организационная структура управления предприятием: учебное пособие /Н.И. Федорова. – М.: ТК Велби, 2003.– 256с.

42. Франчук В.И. Основы построения организационных систем /В.И. Франчук. – М.: Экономика, 1991. – 211 с.

43. Хохлова, Т.П. Эволюция методологии организационного проектирования: динамическое горизонтальное структурирование /Т.П. Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 4. – С. 12 – 25.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Предмет и метод теории организации…………………………….... 3

1.2. Функции и место теории организации в системе

научных знаний…………………………………………………………………5 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА

2.1. Понятие и классификация систем…………………………………….6

2.2. Системные свойства организации……………………………………7

2.3. Организация и управление……………………………………………9

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС

3.1. Процесс и его элементы……………………………………………..10

3.2. Понятие и виды процессов самоорганизации. Условия самоорганизации систем………………………………………………………...11

ГЛАВА 4. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ

ПРОЯВЛЕНИЕ

4.1. Закон синергии……………………………………………………….13

4.2. Закон наименьших…………………………………………………...15

4.3. Закон самосохранения……………………………………………….15 4.4. Закон онтогенеза……………………………………………………..17

ГЛАВА 5. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВТОРОГО УРОВНЯ

5.1.Закон информированности-упорядоченности………………………19

5.2. Закон единства анализа и синтеза…………………………………...20

5.3. Закон композиции……………………………………………………20

5.4. Закон пропорциональности………………………………………….21

5.5. Применение законов организации…………………………………..24

ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Общая характеристика социальных систем………………………..24

6.2. Классификация социальных организаций………………………….26

6.3. Специфические законы социальных организаций…………………28

ГЛАВА 7. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ

7.1. Классификация межкомпонентных связей…………………………29

7.2. Классификация структур по сферам функционирования…………31

7.3. Классификация структур по типу департаментализации…………33

ГЛАВА 8. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Принципы структуризации………………………………………….47

8.2. Принципы процессуализации…………………………………….....50

8.3. Принципы рационализации……………………………………….....55

ГЛАВА 9. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

9.1. Сущность организационного проектирования. Особенности и факторы проектирования организационной структуры………………………60

9.2. Элементы проектирования организации……………………………64

9.3. Методы и этапы проектирования организационной структуры…..67

9.4. Оценка эффективности организационной структуры……………...70

 

ГЛАВА 10. КОРПОРАТИВНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

10.1 Понятие, значение, структура и содержание организационной культуры………………………………………………………………………...73

10.2. Управление корпоративной культурой…………….……………..76

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….79

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.029 с.)