ТОП 10:

Тема 2.8. Инновационная деятельность корпорации



Как известно, инновация (нововведение) является следствием инновационной деятельности. Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта.

Инновациям свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла, который имеет самостоятельный круг проблем. Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

При создании инновации корпорация руководствуется такими критериями, как жизненный цикл изделия и корпоративная экономическая эффективность. Инновационная стратегия корпорации направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав инновацию, которая будет признана уникальной в определенной области.

Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:

1. создание и распространение;

2. диффузия инновации.

Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. На ранних стадиях диффузии нововведения ни один из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

Современные направления развития методов финансирования инноваций для крупных индустриальных корпораций в значительной степени предопределяют применение потоковых подходов в управлении финансами организационных структур такого масштаба. Методы управления финансовыми потоками можно рассматривать в качестве базовой технологии для планирования финансовой работы дочерних и зависимых акционерных обществ (ДзО), включая и их структурные подразделения. Рассмотрим современные подходы управления финансовыми потоками на примере крупнейших индустриальных холдингов российской экономики, с использованием результатов реформирования российских железных дорог ОАО РЖД, крупнейших сырьевых корпораций добывающих отраслей российской промышленности – РАО «Газпром», а также госкорпорацийРосатома (ОАО «Атомэнергопром», ОАО «Сибирский химический комбинат»).

Эффективность указанного подхода обусловлена тем, что производственно-хозяйственная и финансовая деятельность крупных организационных структур сопряжена с образованием достаточно большого количества внутренних и внешних организационно-финансовых связей.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами организации системы финансирования инноваций являются многообразие источников финансирования, их желательная гибкость и адаптивность к вариативной, а часто во многом и неопределенной среде инновационных процессов.

Традиционно основными источниками финансирования инновационной деятельности являются:

– бюджетные средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

– внебюджетные средства, включая: собственные средства корпораций, осуществляющих инновационную деятельность, а также средства инвесторов.

В настоящее время финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов может реализоваться в форме:

– кредитных инвестиций;

– инвестиций в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;

– прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;

– использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

Одним из основных признаков современной системы кредитования деятельности инновационных корпораций является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по вопросам кредитования, решаются сторонами, заключающими договор. К примеру, корпорацией-заемщиком и коммерческим банком. При решении вопроса о выдаче кредита для финансирования инноваций (инновационного проекта) инвестор анализирует возможности реализации инновационной продукции на рынке, ожидаемый рост доходов и другие финансово-экономические характеристики, а в случае долгосрочных кредитов, кроме этого, оцениваются и перспективы экономического положения головной корпорации и группы в целом. Для получения указанных показателей, характеризующих сроки окупаемости финансовых вложений, инвестор, как правило, при принятии решения о выделении кредита рассматривает соответствующий бизнес-план инновационного проекта.

 

5.3. Краткое описание лабораторных работ -не предусмотрено







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.125.29 (0.004 с.)