ТОП 10:

Тема 1.4. Специфика финансовых отношений в транснациональных корпорациях



В процессах динамичного развития глобализации, растущей открытости и взаимозависимости национальных экономик, формирования нового типа международных финансовых отношений возрастет значение транснациональных корпораций. Они выступают и как ключевые компоненты мировой экономики, и как ее движущие силы.

Глобальные изменения в деятельности транснациональных корпораций теснейшим образом связаны с использованием современных методов и приемов международного финансового менеджмента. Актуальность изучения возможностей управления финансовыми потоками транснациональных корпораций обусловлена следующими положениями: процесс финансовый глобализации охватил и Россию, экономика которой последовательно интегрируется в мировое хозяйство;
иностранные транснациональные корпорации сформировали в России устойчивую сеть дочерних предприятий, вклад которых в национальную экономику, в обеспечение потребностей населения значим и перспективен в долгосрочном периоде;
современный этап развития иностранного предпринимательства в России отличается значительной долей участия транснациональных корпораций в прямых иностранных инвестициях, способствующих масштабной и эффективной трансформации российской экономики;
формирующиеся российские транснациональные корпорации с сетью зарубежных дочерних предприятий нуждаются в создании гибкого аппарата международного финансового управления, использовании современной системы методов, приемов и инструментов финансового менеджмента.


Из всех многочисленных классификационных подходов, дифференцирующих финансовые ресурсы транснациональных компаний, в первую очередь необходимо выделить внутренние и внешние. Это можно аргументировать как сложной организационной структурой транснациональной компании с ее разнообразными функциональными элементами, иерархией и взаимосвязями, так и различиями в национальных условиях функционирования отдельных организаций, входящих в корпорацию.

Внутренние финансовые ресурсы транснациональных корпораций

Внутренние финансовые ресурсы корпораций представлены большим набором видов, подвидов и разновидностей. Одним из наиболее значительных и традиционных внутренних финансовых ресурсов транснациональных корпораций являются средства владельцев и совладельцев корпорации, формируемые и аккумулируемые в ходе эмиссии и размещения долевых ценных бумаг. Приобретая акции корпорации, частные лица, работники корпорации, внешние предпринимательские структуры, общественные организации, государственные учреждения включаются в систему корпорации как ее своеобразные элементы со своими функциями и взаимосвязями.

С инструментами фондового рынка связана возможность активизации и использования еще одного вида внутренних финансовых ресурсов, особо значительного для таких крупных мозаичных организационных структур, как транснациональные корпорации. Речь идет о субординированном долге, который представляет собой схему эмиссии и размещения корпорацией разнообразных как краткосрочных, так и долгосрочных ценных бумаг среди пайщиков, акционеров и персонала корпорации. Западные школы финансового менеджмента трактуют субординированный долг как "прослойку" между капиталом и обязательствами компании. Она обладает рядом качественных характеристик, присущих как собственному капиталу, так и обязательствам (заемным или привлеченным). С одной стороны, права инвесторов по сравнению с владельцами акций менее многочисленны и разнообразны. С другой стороны, характеристики и параметры обязательств корпорации, номинированные в долговых ценных бумагах, при необходимости могут быть значительно скорректированы менеджментом.

Для России понятие субординированного долга относится, скорее, к малознакомым, хотя сам механизм, в принципе, используется при распределении векселей и корпоративных облигаций среди персонала организации.

Эффективным инструментом привлечения внутренних финансовых ресурсов транснациональными корпорациями, так же как и российскими предприятиями, являются корпоративные облигации. Чаще других этот инструмент используют американские корпорации

Финансовый менеджмент транснациональных корпораций активно использует еще один специфический вид внутренних финансовых ресурсов, связанный с образованием внутрикорпоративных денежных потоков. Его особенность заключается в том, что с точки зрения всей корпорации он практически не обеспечивает притока денежных средств, но с позиций отдельных элементов корпоративной структуры этот финансовый ресурс может быть весьма значительным и востребованным. Речь идет о дополнительных доходах, которые возникают вследствие разницы валютных курсов, налогообложения и финансовых ограничений в странах и регионах нахождение предприятии и филиалов корпорации.

Использование в качестве внутренних финансовых ресурсов корпорации ее перераспределительных денежных потоков возможно для компенсации отдельным подразделениям корпорации потерь при наступлении рисков, как общих так и рыночных, дополнительных затрат по реализации социальных программ соответственно требованиям политики местных властей, убытков при поддержании традиционного ассортимента или содержания нерентабельных, но необходимых корпорации представительств.

В определенных ситуациях, когда потребность в денежных средствах носит временный характер, финансовые схемы распределения финансовых ресурсов внутри транснациональной корпорации становятся малоэффективными. При этом часто используемым инструментом финансирования зарубежных операций и перемещения ресурсов являются корпоративные (внутрифирменные) кредиты. Обращение к такому внутреннему ресурсу (источнику финансирования) эффективно при высоких текущих процентных ставках на местных кредитных рынках, наличии жесткого валютного контроля, существенных различиях в налогообложении. Кроме того, корпоративные кредиты обычно представляются по льготным схемам. Они низки или беспроцентны, со свободными сроками погашения, несложны в оформлении, отличаются крайне низким уровнем кредитного риска. Это привлекательно для кредиторов корпорации.

Внешние финансовые ресурсы транснациональных корпораций

Обладающие рядом преимуществ внутренние финансовые ресурсы транснациональных корпораций не всегда и не в полной мере могут обеспечить их финансовые потребности. Более диверсифицированными, емкими, интенсивными и эффективными могут быть внешние финансовые ресурсы. Они особенно важны в период развития корпорации, когда требуется максимальная концентрация финансовых ресурсов.

Для многих транснациональных корпораций активное использование внешних финансовых ресурсов является экономическим приоритетом.

Хотя внешние финансовые ресурсы сложнее управляются и труднее активизируются, более затратны, они обладают рядом достоинств в сравнении с внутренними финансовыми ресурсами.

Во-первых, они обеспечивают большую адаптивность к местным финансовым и валютным условиям (налогам, контролю и ограничениям, валютным курсам). Во-вторых, они могут в большей степени защищать финансы корпораций от инфляции. В-третьих, в отличие от внутренних финансовых ресурсов возможности их изменения разнообразнее.

Внешние финансовые ресурсы так же, как и внутренние, могут быть классифицированы по ряду признаков. По сравнению с обычными национальными предпринимательскими структурами у транснациональных корпораций внешние финансовые ресурсы более диверсифицированы и потенциально дешевле. Это дает больше возможностей при профессиональном эффективном менеджменте для развития и совершенствования бизнеса корпорации.

Детальный классификационный анализ позволяет определить наиболее эффективные, востребованные, доступные и наиболее перспективные внешние финансовые ресурсы корпораций, их возможные сочетания и балансировки между собой и с внутренними финансовыми ресурсами. Внешние финансовые ресурсы корпораций могут быть классифицированы по их экономической сущности. Здесь можно выделить ряд вариантов со своими методиками, инструментами, эффективностью. Во-первых, внешние источники денежных средств корпорации могут быть финансовыми, кредитными и фондовыми. Уже здесь их характеристики существенно различаются.

Наиболее распространенным в международной практике и перспективным в России инструментом привлечения внешних финансовых ресурсов являются долгосрочные корпоративные облигации. Специфика структуры и функционирования транснациональных корпораций предопределяет тщательный выбор валюты эмиссии корпоративных облигаций. Доходы и затраты по ним весьма разнятся в зависимости от вида валюты. Здесь влияют два основных компонента текущая процентная ставка и динамика обменного курса данной иностранной валюты относительно внутренней валюты страны нахождения самой корпорации.

При благоприятной динамике валютных курсов и процентных ставок оказывается выгодным выпускать долгосрочные корпоративные еврооблигации с плавающей ставкой, которую фирмы часто предпочитают фиксированной купонной ставке.

Ключевой задачей международного финансового менеджмента является оптимизация условий привлечения финансовых ресурсов, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Выбор транснациональными компаниями той или иной схемы привлечения финансовых ресурсов определяется соотношением стоимости привлекаемых средств и рисками, которым подвергается компания при проведении данных операций.

Для привлечения внешних финансовых ресурсов в большей мере, чем для внутренних, целесообразно использовать брендовый инструмент. Бренд эффективной, стабильной, динамично развивающейся корпорации, грамотно построенный и правильно оформленный, не только способствует расширению сегментов рынка, росту объемов продаж и в итоге увеличению рентабельности, но и обеспечивает повышение ее привлекательности как объекта кредитных и портфельных инвестиций. Высокие рейтинги транснациональных корпораций, обладающих эффективными брендами, предопределяют более благоприятные оценки их кредитоспособности и, соответственно, большие лимиты кредитования, а также, более объемное и быстрое размещение эмитируемых ими фондовых инструментов. Это одно из важнейших направлений усилий менеджмента для воздействия на параметры внешних финансовых ресурсов транснациональных корпораций.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.121 (0.006 с.)