Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Технологии, формы, средства, методы управления корпоративными финансами

Поиск

Тема 2.1. Корпоративные ценные бумаги (понятие, виды, свойства) и их эмиссия

Ценная бумага - это товар, фиксирующий право владельца на часть какой-либо собственности или долгового обязательства.

Корпоративные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды.

Корпоративные ценные бумаги представлены различными их видами: долговыми, долевыми и производными (деривативами) ценными бумагами.

Долговые бумаги - это различные виды облигаций и векселей, фиксирующие право собственника получить определенную денежную сумму в определенный срок с определенного юридического или физического лица, с одной стороны, а также фиксирующие обязанность этого последнего лица уплатить данную сумму в определенный срок держателю или владельцу долговой ценной бумаги.

Долевые бумаги - это различные виды акций, фиксирующие право собственности держателя (владельца данных бумаг) на определенную часть собственности в конкретном предприятии со всеми вытекающими правами собственности.

И долговые и долевые ценные бумаги могут продаваться и покупаться, то есть менять своих собственников и являются, таким образом, товаром. Как и любой товар в процессе смены владельца они оцениваются в определенную денежную сумму, и, таким образом, ценные бумаги имеют свою цену, выражаемую в деньгах. Однако, в отличие от товара, ценные бумаги обладают одним замечательным свойством: они могут увеличивать богатство их владельца и приносить дополнительные деньги.

Производная ЦБ - это бездокументная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены, лежащего в основеданной ценной бумаги биржевого актива.

Называемые иногда не совсем корректно "вторичными" ценными бумагами, производные инструменты - одна из форм выражения имущественных прав или обязательств, возникающих в связи с покупкой или продажей этих специфических активов. Все производные инструменты можно условно разбить на следующие классы:

Депозитарные расписки (DepositaryReceipts) - это рыночные ценные бумаги, представляющие определенное количество лежащих в их основе акций (т. е. отдельные акции они представляют очень редко).

Варранты на ценные бумаги (warrant) - это право выкупить определенное количество акций предприятия в достаточно далеком будущем (от одного года до пяти лет) по заранее согласованной цене. Как правило варранты редко торгуются на биржах, а обращаются в основном на внебиржевом рынке.

Фьючерсные контракты (futures) - обязательство купить или продать определенный актив (называемый базовым) в определенную дату в будущем по определенной цене.

Форвардные контракты (forwards) - обязательство купить или продать определенный товар в определенную дату в будущем по заранее оговоренной цене. Таким образом, на первый взгляд, форвардный контракт по смыслу очень близок к фьючерсному. Однако это не так. Между форвардными и фьючерсными контрактами имеется существенная разница. Во-первых, форвардные контракты заключаются исключительно на внебиржевом рынке между двумя конкретными контрагентами. В этом смысле риски по неисполнению форвардного контракта несут покупатель и продавец. В случае фьючерса - риски неисполнения берет на себя биржа, гарантируя обеим сторонам исполнение контракта. Во-вторых, форвард может быть заключен на произвольную дату в будущем, в отличие от фьючерса, который имеет стандартные даты исполнения. В-третьих, в качестве базового актива форварда может использоваться любой актив, не обязательно допускающий биржевую стандартизацию, как у фьючерсного контракта.

Опционы (options) - это право купить или продать определенный актив (базовый актив) в будущем по определенной цене. Если фьючерс - это обязательство купить или продать базовый актив в будущем по определенной цене, не зависимо от сложившихся к моменту исполнения условий, то опцион - это вообще говоря - выбор покупателя: реализовать купленное право или нет. В этом смысле опцион по сравнению с фьючерсом является "нелинейным" инструментом рынка, предоставляющим игрокам очень широкие возможности для маневров и построения различных торговых стратегий.

Эмиссия корпоративных ценных бумаг

Выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия) осуществляется:

- при учреждении акционерного общества и продаже акций его учредителям (владельцам);

- при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем дополнительного выпуска акций;

- при привлечении заемного капитала путем выпуска облигаций хозяйствующего субъекта.

В мировой практике известны различные способы выпуска акций.

Наиболее распространенным методом эмиссии является размещение акций через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам (OfferforSaleMethod). Именно этот метод применяется чаще всего, когда происходит приватизация предприятия.

Следующий способ - продажа непосредственно инвесторам по подписке - отличается от предыдущего тем, что промежуточная продажа всего выпуска акций инвестиционному институту не производится (OfferbySubscriptionMethod или PublicIssuebyProspectusMethod). Компания, распространяющая свои акции, в этом случае полагается на собственные силы - готовит хороший проспект, проводит широкую рекламу и т.п. Считается, что только процветающие компании с хорошей репутацией могут позволить себе этот метод.

Еще один распространенный способ - тендерная продажа (IssuebyTenderMethod). В этом случае один из нескольких инвестиционных институтов покупает у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивает торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.008 с.)