Занятие IX. Физиология устойчивости растений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие IX. Физиология устойчивости растений



Способность растений сохранять постоянство внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях называется устойчивостью.

Устойчивость организма обеспечивается как специфическими, так и неспецифическими механизмами. Комплекс неспецифических изменений в организме при действии любых неблагоприятных факторов среды именуется стрессом. Адаптация растений к стрессорам происходит двумя путями: избегание неблагоприятного влияния и приспособление к существованию в условиях стресса при торможении или изменении обмена веществ.

 

Работа1. Влияние высокой температуры на проницаемость мембран

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «стресс». Какие существуют пути адаптации растений к стрессорам?

2. Как поддерживается метаболическая активность, целостность биополимеров и мембран при высоких температурах?

3. Какова роль белков теплового шока (БТШ) в акклимации растений к высокой температуре?

 

При высоких температурах мембраны повреждаются в первую очередь. Увеличивается проницаемость и текучесть мембран, что приводит к потере их физиологических функций.

Бетацианин – водорастворимый пигмент столовой свеклы, находящийся в клеточном соке. Диффузия пигмента из вакуоли в среду может происходить при изменении проницаемости мембран под влиянием различных факторов. Степень воздействия стрессора на проницаемость мембран (степень повреждения мембран) можно оценить по оптической плотности инкубационной среды.

Цель работы: показать изменение проницаемости мембран при высокотемпературном стрессе.

Объект: корнеплод столовой свеклы.

Реактивы и оборудование: дистиллированная вода; скальпель, пинцет, кристаллизатор, штатив с пробирками, пробки к пробиркам, стаканы термостойкие, пипетка на 10 мл; КФК-2, секундомер, электроплитка, термометр.

Ход работы:

1. Вырезать из корнеплода красной свеклы 10 прямоугольников ткани размером 3 х 10 х 40 мм, поместить их в кристаллизатор, многократно промыть водопроводной водой до полного обесцвечивания промывных вод и оставить в кристаллизаторе под слоем воды.

2. Нагреть в стакане воду до 75°С, захватить пинцетом один кусочек свеклы и погрузить его в нагретую воду ровно на 1 минуту, а затем перенести в пробирку с 10 мл холодной дистиллированной воды.

3. Добавлением холодной воды охладить содержимое стакана до 70 – 65– 60 – 55 – 50 – 45 – 40 – 30 - 20°С и при каждой температуре проделывать то же, что описано в п.2: выдерживать очередной брусочек ткани в стакане в течение 1 минуты и переносить в пробирку с 10 мл дистиллированной воды.

4. Встряхивать пробирки в течение 10 минут, закрыв пробками. По окончании встряхивания удалить из пробирок брусочки ткани и определить оптическую плотность растворов на КФК при длине волны 540нм против дистиллированной воды.

Оформление работы:

вычертите кривую выделения бетацианина из клеток в инкубационную среду, откладывая по оси абсцисс температуру, а по оси ординат – оптическую плотность. Найдите летальную температуру – наименьшую температуру, вызывающую резкий выход пигмента из клеток в среду. Опишите высокотемпературное воздействие на клеточные мембраны.

Результаты и обсуждение.

Таблица 1

Оптическая плотность (Д) инкубационной среды при разных температурах

 

Температура, °С                    
Оптическая плотность (Д)                      

 

 


Работа 2. Определение проницаемости клеточных мембран по выходу электролитов

Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Измеряя выход различных метаболитов из клетки, можно определить влияние внешних воздействий на проницаемость биомембран. Скорость выхода веществ коррелирует с изменениями свойств мембран.

Метод определения изменения проницаемости мембран при действии различных стрессов по выходу электролитов из клетки в окружающий раствор основан на измерении удельной электропроводности раствора кондуктометром.

Объектами исследования могут быть растения, выращенные в разных условиях водоснабжения, перенесшие тепловой шок, воздействие тяжелых металлов, инфицирование патогенными организмами и т.д.

Цель работы: определить влияние стресс-факторов на выход электролитов из клеток. (Сформулировать конкретную цель опыта и составить схему опыта).

Объект исследования: листья растений различных вариантов опыта (конкретизировать).

Реактивы и оборудование: бюксы на 50 мл, стаканчики на 50-75 мл, пипетки, капрон, лезвия; дистиллированная вода; торсионные весы, термостат, электроплитка, кондуктометр.

Ход работы:

1. Листья растений промыть водопроводной водой в течение 15 минут, затем обсушить фильтровальной бумагой. Средняя проба составляется из нескольких листьев, отобранных от разных растений, например, при работе со злаками, из пяти.

2. Средние части листьев нарезать на кусочки 1,5х1,5 мм (размер кусочков может варьировать в зависимости от объекта), перемешать.

3. Навески по 0,5 - 1 г из средней пробы поместить в бюксы, которые закрыть капроном с резинкой. Промыть растительный материал под краном холодной водопроводной водой в течении 30 минут, затем ополоснуть 3 раза дистиллированной водой. Навеску слегка обсушить, переворачивая бюкс на фильтровальную бумагу. Для каждого варианта следует отобрать по шесть навесок.

4. В бюксы прилить по 30 мл дистиллированной воды. Содержимое трех бюксов как контрольного, так и опытного вариантов, прокипятить в течении 3-х минут. Поместить все бюксы в термостат с температурой 25 0С на 2 часа.

5. После термостатирования раствор из бюксов профильтровать через капрон и измерить электропроводность фильтрата кондуктометром. Все растворы перед измерениями должны иметь одинаковую температуру.

6. Рассчитать коэффициент повреждения (КП) по формуле:

, где

Соп - выход электролитов из листьев опытных растений,

% от полного выхода электролитов в этом варианте (после кипячения);

Скт - выход электролитов из листьев контрольных растений,

% от полного выхода электролитов в этом варианте (после кипячения).

Оформление работы:

заполните таблицу, сравните проницаемость мембран для электролитов в вариантах опыта. Сделайте выводы.


Таблица 1

 

Вариант Температура опыта, °С Электропроводность, усл. ед. КП
1-я повторность 2-я повторность 3-я повторность
Контроль            
           
Опыт            
           

 


ЗАНЯТИЕ X. ЭЛЕМЕНТЫ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Работа 1. Микрохимический анализ золы растений

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности минерального питания растений?

2. Укажите критерии необходимости минеральных элементов, перечислите необходимые макро- и микроэлементы. Приведите примеры полезных элементов.

3. Какую роль в изучении минерального питания растений играет метод водных культур?

4. Какие минеральные формы азота доступны для растений? Как поглощаются и восстанавливаются нитраты?

5. В чем заключается физиологическая роль Р, К, Са, Mg, S?

6. Приведите конкретные примеры участия микроэлементов (Fe, Zn, Cu, Mn, Mo, B) в жизнедеятельности растительного организма.

 

При сжигании растений углерод, кислород, водород и азот окисляются и улетучиваются, остается зола. Азот и элементы, входящие в состав золы, поступают в растение через корневую систему из почвы в основном в форме ионов. В золе растений могут находиться все химические элементы, встречающиеся в литосфере. Жизненно необходимыми и незаменимыми являются основные элементы минерального питания, которые нужны в больших количествах: азот, сера, фосфор, калий, кальций, магний – это макроэлементы, а также микроэлементы: железо, марганец, цинк, медь, молибден, бор, хлор, необходимые в ничтожно малых количествах. В отсутствии или при острой недостаточности любого из перечисленных элементов минерального питания появляются типичные симптомы дефицита, которые можно устранить внесением солей, содержащих необходимый элемент.

Содержание золы в растениях колеблется в широких пределах, в зависимости от вида растения. У одного и того же вида растения наиболее богаты золой листья, а беднее всего одревесневшие органы. На содержании золы и ее составе сказывается запас питательных веществ в местообитании. Растения на очень бедных питательными веществами почвах, особенно кислых, бедны золой (1-3% сухого вещества), напротив, на засоленных почвах растения очень богаты золой (до 25% сухого вещества).

В основе микрохимического анализа лежит способность некоторых солей кристаллизоваться из растворов в виде кристаллов характерной формы.

Цель работы: обнаружить микрохимическим анализом в золе растений калий, кальций, магний, фосфор, серу, железо.

Реактивы и оборудование: зола из листьев кукурузы или табачный пепел, 10% HCl, 1M Na2Pb[Cu(NO2)6], 1% H2SO4, 1% Na2HPO4, 1% K4[Fe(CN)6], 1% (NH4)6MoO4 в 1% HNO3, 1% Sr(NO3)2, NH4OH, стеклянная палочка, стаканчик, пипетка, стеклянная палочка с узким оттянутым концом, воронка диаметром 3 см, фильтры, предметные стекла, спиртовка, спички, пробирка, микроскоп.

Ход работы:

1. Приготовить солянокислую зольную вытяжку: в пробирку к 1 см3 золы прилить 3-5 мл 10%-ного раствора соляной кислоты. Раствор отфильтровать в маленький стаканчик и определить в фильтрате присутствие калия, кальция, магния, фосфора, серы, железа.

 

2. Открытие калия.

На чистое сухое предметное стекло поместить каплю зольной вытяжки, подсушить на спиртовке и на высохшую каплю нанести реактив на калий. Идет реакция:

Na2Pb[Cu(NO2)6] + K+ = К2Pb[Cu(NO2)6] + Na+

В результате реакции образуется гексанитрокупроат калия-свинца, который постепенно кристаллизуется в виде свинцово-черных кристаллов кубической формы. Кристаллы рассмотреть под микроскопом без покровного стекла и зарисовать.

 

3. Открытие кальция.

Каплю фильтрата поместить на предметное стекло и на расстоянии 2 см от нее нанести каплю 1%-ного раствора серной кислоты. Затем тонкой стеклянной палочкой капли соединить дугообразным канальцем. В месте соединения произойдет реакция:

Ca2+ + H2SO4 = CaSO4 + 2H+

По краям канальца будет наблюдаться быстрая кристаллизация гипса в виде игольчатых кристаллов. Рассмотреть кристаллы под микроскопом без покровного стекла и зарисовать.

 

4. Открытие магния.

К капле зольной вытяжки на предметном стекле добавить каплю раствора аммиака, а затем соединить ее канальцем с каплей 1%-ного раствора гидрофосфата натрия. Фосфат магния-аммония выпадает по краям канальца в виде тонких прозрачных кристаллов разнообразной формы: квадратов, прямоугольников, крышек, звездочек, крыльев.

Mg2++ NH4OH + Na2HPO4 = NH4MgPO4 + 2Na+

Кристаллы рассмотреть под микроскопом без покровного стекла и зарисовать.

 

5. Открытие фосфора.

Каплю вытяжки на предметном стекле соединить канальцем с каплей 1%-ного раствора молибдата аммония в азотной кислоте, Выпадают зеленовато-желтые мелкие округлые кристаллы:

H3PO4 + 12 (NH4)2MoO4 + 21HNO3 = (NH4)3 H4 [(Mo2O7)6] + 21NH4 NO3 + 10H2O

Кристаллы рассмотреть под микроскопом без покровного стекла и зарисовать.

 

 

6. Открытие серы.

Каплю вытяжки соединить канальцем с каплей 1%-ного раствора нитрата стронция. По краям канальца выпадают мелкие закругленные кристаллы сульфата стронция:

SO42– + Sr(NO3)2 = Sr SO4 + 2 NO3

Кристаллы рассмотреть под микроскопом без покровного стекла и зарисовать.

 

7. Открытие железа.

Реакцию на железо провести в пробирке: к 1 мл зольной вытяжки добавить несколько капель 1%-ного раствора гексацианоферрата калия. Реакция идет с образованием берлинской лазури – содержимое пробирки окрашивается в голубой цвет. Идет реакция:

4Fe3+ + 3 K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3 + 12K+

 

Оформление работы:

сделайте необходимые пояснения к рисункам. Какие еще элементы, кроме выявленных проведенным микрохимическим анализом, содержатся в золе; поясните свои предположения.

Результаты и обсуждение:

 

Обнаружение калия         Обнаружение фосфора  
      Обнаружение магния       Обнаружение кальция  
        Обнаружение серы   Обнаружение железа
Рис. Микрохимический анализ золы

 

 

 

ЗАНЯТИЕ XI. ФИЗИОЛОГИЯ КОРНЯ

Работа 1. Смещение рН питательного раствора под влиянием поглощающей деятельности корней

Контрольные вопросы:

1. Какова роль корней в жизнедеятельности растений?

2. Охарактеризуйте корневую систему растений как орган поглощения солей.

3. Как осуществляется контактный ионный обмен между клетками корня и частицами почвы? На чем основано деление солей на физиологически кислые и физиологически щелочные?

4. Что такое антагонизм, синергизм, аддитивизм ионов? Какие растворы называются уравновешенными, приведите примеры.

5. Какую кинетику имеет процесс поглощения ионов растением, как регулируется поступление ионов?

6. Как влияют внутренние и внешние факторы на поступление солей в корневую систему?

7. Сравните изменения рН почвы и водного раствора минеральных солей под влиянием поглощающей деятельности растений.

 

Одним из факторов, влияющих на поглотительную деятельность корней является кислотность среды (рН). Отношение к рН среды различно у различных видов растений. Для большинства культурных растений оптимум рН находится около 7,0, однако нормальное их развитие возможно в более широком диапазоне: от 4,5 до 7,0, При выращивании на средах, кислотность которых не удовлетворяет потребностям данного организма, нормальное развитие их нарушается, подавляется рост, снижается урожайность. Резкий сдвиг реакции почвенного раствора в кислую сторону оказывает вредное влияние на растение в силу прямого повреждающего действия на цитоплазму клеток, а также в результате торможения поступления в клетки корня питательных катионов, переводу фосфатов в неусвояемую форму, перевода в раствор солей алюминия и железа. Весьма существенно влияет рН на деятельность почвенных микроорганизмов. Менее опасен сдвиг рН почвы в щелочную сторону, т.к. клетки корня выделениями Н2СО3 и органических кислот нейтрализуют избыток гидроксо-анионов.

Следует отметить, что растение способно в известной степени воздействовать на величину рН, регулирование достигается различной скоростью поглощения из питательной среды катионов и анионов. Кроме того, сама почва обладает высокой буферностью, поэтому рН почвенного раствора меняется незначительно.

Корни растений способны активно смещать реакцию среды небуферных растворов в результате постоянного выделения Н+-ионов, амфолитоидных свойств цитоплазмы, выделения органических кислот, ионообменных свойств клеточных стенок.

Ионы из питательного раствора поглощаются с различной скоростью, что приводит к смещению рН раствора. Так, если в качестве источника азота используется хлорид аммония (NH4Cl), то при выращивании растений рН раствора смещается в кислую сторону. Это происходит в силу более быстрого использования и поглощения катиона аммония NH4+ в обмен на протоны, адсорбированные поверхностью корня. Данную соль относят к физиологически кислой. Нитрат натрия (NaNO3) – соль физиологически щелочная, так как нитрат-анион будет поступать быстрее в обмен на анионы НСО3. Образующаяся соль NaHCO3, подвергаясь гидролизу образует сильную щелочь и слабую кислоту, рН раствора будет сдвигаться в щелочную сторону:

NaHCO3 + НОН = NaOН + Н2СО3

В связи с этим все применяемые для длительного выращивания растений питательные смеси должны быть хорошо забуферены, т.е. составлены с учетом на сохранение оптимальных значений рН в течение длительного времени.

Цель работы: показать влияние поглощающей деятельности корней на изменение рН питательного раствора.

Реактивы и оборудование: 10-дневные проростки ячменя, выращенные на водопроводной воде; 0,1 н р-р NaOH, раствор Кнопа: Ca(NO3)2 – 1 г, KH2PO4 – 0,25 г, MgSO4∙7Н2О – 0,25 г, KCl – 0,125 г, 3 капли 1%-ного раствора FeCl3, 1 л воды, прибор Алямовского для колориметрического определения рН, химический стакан на 100 мл, мерный цилиндр, пипетка Мора на 1 мл, пробирки, нитки, ножницы, миллиметровая бумага.

Ход работы:

1. В стакан на 100 мл налить 50 мл раствора Кнопа.

2. рН раствора довести до 7,8 – 8,0 0,1 н раствором NaOH: добавить 20 капель щелочи к раствору в стакане, хорошо перемешать, отобрать пипеткой 1 мл раствора в пробирку, добавить 2 капли комбинированного индикатора и определить рН, сравнивая окраску раствора с окраской индикаторной шкалы. Добавлять щелочь до установления нужного значения рН.

3. Взять 15 проростков ячменя с достаточно сформировавшейся корневой системой, удалить зерновки, связать растения в пучок и погрузить корни в раствор.

4. Вести наблюдения за изменением рН раствора с интервалами в 10 минут с помощью индикатора и колориметрической шкалы, каждый раз отливая из стаканчика 1 мл раствора.

Оформление работы:

результаты определений запишите в таблицу. Зависимость изменения рН от времени изобразите графически. Какие явления происходят в растворе? Объясните направленность изменения значения кислотности раствора Кнопа в проведенном опыте.

 

Результаты и обсуждение:

Таблица

Время наблюдения Значения рН
   
   
   
   
   
   

 


Работа 2. Определение рН клеточного сока с помощью рН-метра

 

Контрольные вопросы:

  1. Как поддерживается и регулируется рН-стат клетки?
  2. Приведите примеры буферных систем, рассмотрите их работу.

 

Содержимое вакуолей значительно различается от растения к растению и от одного типа клеток к другому. Концентрация растворенных веществ в вакуоли достигает 0,4 – 0,6 М. Кислотность клеточного сока зависит от соотношения Н+ и ОН и может сильно варьировать у различных растений. Реакция клеточного сока хотя и изменяется в ходе онтогенеза, но довольно устойчива к внешним воздействиям благодаря наличию буферных систем.

В качестве примера буферной системы рассмотрим цитрат и ее соли. Так, однозамещенный цитрат СООН-СН2СОН-(СООН)-СН2-СООR в присутствии сильных оснований переходит в двух- или трехзамещенную соль, освобождая Н+ - ионы, образующие с гидроксо-анионами щелочи молекулы воды, рН при этом не изменяется. В присутствии же сильных кислот образуется слабая кислота (цитрат) и соль сильной кислоты, рН снова остается неизменным. При разбавлении увеличивается степень диссоциации цитрата (если до разбавления среда была кислой) или увеличивается гидролиз ее солей (если рН была > 7,0) и кислотность среды не изменяется.

 

Цель работы: сравнить рН клеточного сока у различных растительных объектов.

Реактивы и оборудование: листья, плоды, луковицы, клубни, корнеплоды различных растений, вода дистиллированная, ступка, терка, мерный цилиндр, кристаллизатор, марля, термостойкая колба на 100 мл, электроплитка, весы и разновесы, иономер универсальный.

 

Ход работы:

1. Навеску растительного материала (20 г) измельчить в ступке или натереть на терке.

2. Полученную массу перенести в колбу с помощью 50 мл дистиллированной воды и нагреть на плитке до начала кипения.

3. Содержимое колбы охладить до комнатной температуры, отжать сок через марлю и определить рН иономером, пользуясь инструкцией к прибору.

 

Оформление работы:

результаты измерений занесите в таблицу. Сравните кислотность различных объектов. Объясните. почему рН растительных тканей достаточно устойчив к влиянию внешних факторов.

Результаты и обсуждение:

Таблица

Растительный объект Значения рН
     
     
     
     
     
     

 


ЗАНЯТИЕ XII. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ МИНЕРАЛЬНОГО ПИАНИЯ РАСТЕНИЙ, ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ БЕЗ ПОЧВЫ

Работа 1. Визуальная диагностика нарушений минерального питания растений

Визуальная диагностика - определение нарушения питания по внешнему виду растений. Недостаток или токсический избыток элементов минерального питания проявляется на растениях в виде характерных симптомов. Выявленные признаки голодания растений могут помочь установить необходимость дополнительного внесения элемента.

Все элементы по их способности передвигаться по растению подразделяются на две группы: реутилизируемые и слабореутилизируемые. Реутилизируемые элементы (Р, N, К, Mg) при их недостатке могут оттекать из более старых к более молодым органам, поэтому симптомы голодания проявляются в первую очередь на закончивших рост листьях. Недостаток же слабореутилизируемых элементов (Са, В, Fe) сказывается на молодых, растущих частях растений. О токсическом избытке элемента судят по изменению внешнего вида сформированных органов, в которых элементы и накапливаются.

Перед началом работы с показателями диагностики следует убедиться, что растения не поражены болезнями и вредителями, выращивались в условиях нормального увлажнения, оптимальной кислотности и хорошей аэрации почвы, так как и, другие неблагоприятные факторы среды могут быть причиной угнетенного состояния растений и изменять их внешний вид.

 

Показатели визуального определения острого дефицита макро- и микроэлементов

у растений (модифицировано по В.В Церлинг, 1990)

Недостаток азота (N)

У всех растений замедляется рост стеблей, листьев, корней, уменьшается количество и размеры цветков и наблюдается их быстрый опад. Азотное голодание приводит к сокращению' периода вегетативного роста и Более раннему созреванию семян, образуется малое число ненормально развитых и окрашенных плодов. Пожелтение листьев (прежде всего нижних) из-за ослабления синтеза хлорофилла переходит затем в побурение тканей, и листья засыхают; стебель одревесневает; характерен острый угол расположения листьев к стеблю.

Соцветия злаков укорочены из-за раннего отмирания меристемы. Плохая озерненность, зерна щуплые. Растения небольшие с тонким и жестким стеблем, узкими и прижатыми к стеблю листьями. Основание стебля может иметь пурпурный оттенок из-за накопления антоциана.

Характерное пожелтение нижних листьев кукурузы начинается с кончика листа и идет вдоль главной жилки, тогда как края листа некоторое время остаются зелеными.

Лен имеет одревесневшие тонкие стебли с мелкими листьями, нижние листья желтые, затем становятся бурыми и отмирают.

У картофеля дефицит азота проявляется очень остро: резко задерживается рост; нижние листья сначала светло-зеленые, затем желто-зеленые, чашеобразно закручены внутрь; клубни мелкие.

Общий вид растений огурца и томата веретенообразный; стебли тонкие, жесткие; листья, начиная с нижних, желто-зеленые, желто-бурые; цветки мелкие, быстро опадающие. Плоды огурца светло-зеленые, искривленные, к концу заостренные, их кончик загнут.

У томатов с нижней стороны старых желтых листьев появляется антоциановая окраска, пигмент постепенно накапливается и окрашивает стебли.

Лук на недостаток азота реагирует медленным ростом, мелкими светло-зелеными, а позднее - буро-серыми листьями.

Редис при дефиците азота отличается мелкими желто-зелеными листьями и небольшим корнеплодом.

У всех плодовых культур признаки азотного голодания проявляются пожелтевшими листьями у основания побегов, в задержке прироста побегов, приобретающих коричнево-красную окраску. Листопад наступает рано. Резко уменьшается число цветков и плодов, плоды мелкие, ярко окрашенные.

У земляники недостаток азота вызывает слабое образование усов, раннее пожелтение и покраснение листьев.

Недостаток фосфора (Р)

При недостатке фосфора в среде обитания приостанавливается рост побегов и корней. Одно из ранних проявлений дефицита фосфора - синевато-зеленая окраска листьев нередко с пурпурным или бронзовым оттенком, затем между жилками появляются бурые пятна, вскоре сливающиеся в некротическую поверхность, и лист засыхает. Края поврежденных листьев при фосфорном голодании загибаются вверх. Часто на стеблях и на нижней стороне листьев появляется фиолетово-красная окраска. Замедляется развитие, растений, цветки и соцветия мелкие, опадающие.

У картофеля ухудшается качество клубня, в мякоти образуются бурые, при варке затвердевающие пятна.

У всех видов капусты вдоль жилок старых листьев появляется пурпурная окраска, рост задерживается.

У томата при дефиците фосфора старые листья с нижней стороны приобретают красную окраску, затем окрашивание тканей распространяется на все растение. Плодообразование задерживается, плоды мелкие.

Недостаток фосфора у бобовых вызывает карликовость, задержку цветения и плодоношения. Стебли приобретают красную окраску.

Недостаток калия (К)

Внешним симптомом калийного голодания у всех растений является "краевой ожог" нижних листьев.

У зерновых культур приостанавливается рост междоузлий, полегает соломина, листья становятся морщинистыми, задерживается развитие цветков и созревание зерна. У кукурузы сформированные листья имеют характерную окраску: края сначала желтые, затем бурые, у жилки, напротив, ткань зеленая. Початки мелкие, с заостренной верхушкой, плохо озерненные.

Картофель имеет узкие, плотно прижатые к стеблю нижние листья. Листовые пластинки морщинистые, бронзово-зеленые с "краевым ожогом", загнуты вниз. Столоны короткие, клубни мелкие.

Капуста: края старых листьев сначала становятся бронзовыми, а затем полностью буреют. Огурец: края листьев бронзовые ("краевой ожог"), формирующиеся плоды вздуты к верхушке и узкие к плодоножке. Томат: листья мелкоморщинистые, мелкие плоды с темными пятнами на кожуре и в мякоти. Морковь: нижние- листья бледно-серые закрученные. Лук: старые листья с кончиков сероватые или соломенно-желтые, позже лист подсыхает.

У плодовых и ягодных культур листья голубовато-зеленые (земляника: на листьях красная кайма, ягоды слабо окрашены, плохого качества; крыжовник и черная смородина: листья с красно-пурпурным оттенком; малина: листья свернуты вверх, цвет насаждений серый из-за, опущенной нижней стороны листьев).

Недостаток кальция (Са)

Дефицит кальция проявляется на верхних, молодых частях растений и корневой системе. Верхние листья белесые, нижние - зеленые. При остром кальциевом голодании верхушки побегов теряют тургор и сгибаются вниз, точки роста отмирают. Прекращается образование боковых корней и корневых волосков, замедляется рост корней. На плодах, в запасающих и проводящих тканях появляются некротические участки. Дефицит этого элемента сильнее сказывается на кислых почвах.

У льна верхняя часть стебля утончается, поникает и отмирает.

У картофеля верхние листья с трудом развертываются, точка роста стебля отмирает. В клубнях появляются участки отмершей ткани. Корни короткие, часто со вздутиями.

Плоды томата в середине имеют темные некротические пятна.

Недостаток магния (Mg)

При магниевом голодании на нижних листьях между зелеными жилками появляются пятна и полосы светло-зеленого, а затем желтого цвета. Края листовых пластинок приобретают желтый, оранжевый, красный или темно-красный цвет. На более поздних стадиях голодания светло-желтые и беловатые полоски отмечаются и на молодых листах, впоследствии развивается хлороз и некроз, затрагивая в первую очередь верхушки листьев.

У злаковых культур нижние листья, имeющиe параллельное жилкование, становятся полосатыми, а у двудольных растений с сетчатым жилкованием зеленые жилки хорошо видны в виде сеточки на обесцвеченном фоне пластинки. Осветление листа начинается с краев и развивается к его середине.

Картофель реагирует на дефицит магния также повреждением нижних листьев, которое начинается с черешка.

У плодовых культур пораженные листья у основания побегов опадают, на деревьях закладывается мало плодовых почек, ухудшается перезимовка.

У земляники образуются очень тонкие листья ярко-зеленого цвета, межжилковая пятнистость начинается с краев листьев.

Недостаток серы (S)

Симптомом дефицита серы является хлороз листьев начиная с самых молодых. Листья становятся желтыми, иногда оранжевыми или с красноватым оттенком. Тормозятся ростовые процессы, побеги, особенно у древесных растений, укорачиваются и истончаются.

 

Недостаток микроэлементов

 

Недостаток железа (Fe)

Недостаточно железа в растения поступает в условиях переувлажнения, на карбонатных почвах, при внесении больших доз извести, фосфора, меди и цинка. Дефицит железа выражается в хлорозе листьев верхнего яруса и быстром их опадении. Жилки листьев сначала зеленые, а потом также белеют.

У полевых и овощных культур желтеют верхние молодые листья, развиваются мелкие соцветия.

У плодовых деревьев засыхают концы ветвей.

Недостаток бора (В)

При борном дефиците особенно сильно повреждаются конусы нарастания, при остром голодании они отмирают.

У злаков могут ветвиться колосья. В период заложения цветков может происходить их редукция, увеличивается стерильность пыльцы.

Лен при недостатке бора до бутонизации не образует цветков, а при остром дефиците у растения отмирает верхушечная точка роста.

У картофеля сначала гибнет точка роста корня, а затем - верхушечная точка стебля. Клубни мелкие с бурыми пятнами, при варке водянистые.

У корнеплодов развивается "гниль сердечка", захватывающая ткани корнеплода, в котором может образоваться дупло.


Работа 2. Определение нитратов, фосфатов и калия в растениях (по В.В.Церлинг)

Химическая диагностика питания

Химическая диагностика питания растений предполагает сравнение результатов химических анализов растений и почвы. Растительная химическая диагностика заключается в анализе индикаторных органов для определения обеспеченности растений макро- и микроэлементами в процессе формирования урожая.

Растительная химическая диагностика подразделяется на тканевую и листовую. При листовой диагностике определяют содержание минеральных макро- и микроэлементов после озоления проб листьев или других органов. При этом используются методы анализа, характеризующиеся высокой точностью и чувствительностью (эмиссионный спектральный, атомно-абсорбционный, инфракрасной спектроскопии, рентгенофлуоресцентный).

При тканевой диагностике определяют неорганические формы| соединений элементов в свежих пробах растений. Для количественного определения активной концентрации ионов в соке, пасоке и вытяжках широко применяют потенциометрический метод анализа с ионселективными электродами. Экспресс-методы анализа срезов и сока растений позволяют, быстро полуколичественно оценить обеспеченность растений минеральным питанием (В.В.Церлинг, 1950; К.П.Магницкий, 1951; М.А.Белоусов, 1960 и др.). Тканевая диагностика позволяет выяснить потребность растений в подкормке, показать доступность элементов для растения, выявить значение свойств почвы и условий агротехники в поглощении корнями питательных веществ. Тканевая диагностика важна и в физиологических исследованиях по поглощению, передвижению и метаболизации минеральных элементов.

Определение нитратов, фосфатов и калия в растениях (по: В.В. Церлинг)

Между величиной урожая и химическим составом листьев и целых растений существует тесная связь. Высокий урожай растений коррелирует с определенной концентрацией минеральных веществ в листьях. Нормальный состав минеральных элементов сравнительно постоянен для вида растения и для фазы онтогенеза, при уменьшении же количества элементов питания в листьях ниже критического уровня снижается урожай. Критические уровни для различных растений неодинаковы и зависят от возраста растений.
Определение минеральных элементов при тканевой диагностике проводят на поперечных срезах различных органов растений: стеблей, черешков и пластинок листьев, почек, цветков, корней, корнеплодов. Для получения срезов определенной толщины удобно пользоваться ручным микротомом. Чтобы выяснить характер распределения питательных элементов по органам, срезы делают из разных частей растений. Для определения нуждаемости растений в подкормках азотом, фосфором, калием необходимо провести анализ индикаторного органа, где определяемый ион находится в наибольших количествах - нижняя часть стебля, черешки и главные жилки листьев нижних ярусов; у молодых растений можно анализировать всю надземную часть. При оценке результатов следует иметь в виду, что в ходе онтогенеза количество минеральных форм питательных веществ в растениях уменьшается и, например, низкое содержание нитратов в начале вегетации указывает на недостаток азотного питания, тогда как в фазе цветения такое их количество считается нормальным (табл. 1.). Пробы растений для диагностического контроля нужно отбирать в определенные фазы развития растений. Рекомендуются следующие сроки отбора проб: начало роста у однолетних культур, фаза активного роста вегетативных органов, начало перехода к генеративному развитию, ц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.135 с.)