Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Виды, формы и методы технологии социальной работы
Похожие статьи вашей тематики
Виды: В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и тра-диционные (технологии прошлого опыта). Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др. С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определен-ные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни. Как нам представляется, поиск более оптимальной типологизации целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления универсальности самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий: • правового обеспечения функционирования общества; • политические технологии административно-властного регулирования; • экономического функционирования общества, развития собственности; • информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей; • духовно-культурного развития; • обеспечения социального функционирования общества.
Формы технологии социальной работы. Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.
Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности — это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на упреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении (тиражировании) данной системы действий.
Методы воздействия: - административный - распорядительный - социально – экономический - социально- педагогический - социально – психологический - юридический
Метод – от греческого – способ достижения какой либо цели, решение конкретной задачи, выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности Метод в соц работе выполняет двоякую роль, выступая: 1. как способ познания и применения знаний, выработных в науках, изуч различные аспекты жизнедеятельности человека и его соц практики 2. как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта)
I. организационно – распорядительные методы в соц работе Система управления предполагает – управления – цели, средства воздействия, методы функции, принципы Структура управления – кадры, техника управления, организационно правовую сторону Процесс управления – органы управления, материальную часть органов управления Рционализация систем управления – внедрение, достижение науки в управлении, обновление кадров, совершенствование хоз системы управления. Как и лбая деятельность соц управление вкл многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий. В управлении можно выделить 3 большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы. 1. Регламентирующие методы – это жесткий тип воздействий. С их помощью создается та или иная система организаций, определяет задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных. К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструктирование и др. Регламентирование представляет собой разработку и применения положений, должностных инструкций и других документов, регламентирующих деятельность членов коллектива. 2. Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется 2 формы использования этих методов – письменно-документальная и устная. Воздействия как директивы указы, постановления в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания в обеих. Распорядительно воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в проф деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а так же сроки исполнения и предполагают систематической контроль и проверку исполнения. 3. Дисциплинарные методы. В соц работе когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей не мыслемо без соответ порядка и правил дисциплины.
II. Психологические методы в соц работе. Основная задача, которую ставит перед собой психология – это помощь человеку, сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально – организационно, но и личностно – осознанно, инициативно. Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты - наблюдения, внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное. - опрос, устный, письменный, свободный, стандартизированный - тест, тест – опросник, тест – задание, проективный тест - моделирование - математическое, логическое, техническое, кибернетическое - эксперимент – естественный, лабораторный Эти методы и их варианты предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получении путем интерпретации выводов. Психологические подходы к технологии соц работы - глубинная психология (психодинамическая теория) психоанализ (з. Фрейд), индивидуальный (Адлер), аналитическая психология (Берн) и др психологическая защита. - бихевиористское (психология поведения) сущность заключается в том что бы использовать влияние окружения на поведение человека. - когнитивная психология – это направление интересов, как устроено сознание человека, его система знаний которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрыв суть когнитивной психология яв схема. - гуманистическое направление, основа в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не окружения.
III. Педагогические методы в соц работе. 1. Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю чуства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. 2. Метод убеждения – это значит разъеснять, применяя эмоционально – словестное воздействие, подчас опираясь на внутренние или привечая к увещеванию, то есть сочетая просьбу с разъяснением и внушением. 3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить человек на деятельность в соответ с его интересами и потребностями. 4. Метод поощрение – стимулирование человеческой деятельности, в поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида 5. Метод порицания – это реакция на нежелательную деятельность и поведение.
IV. Юридические методы или правовые Их необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют концепцию права и обязанности субъектов управления возможности маневрированием ресурсами.
Ведущее место в практике соц работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.
Социальная реабилитация: сущность и содержание.
успех и эффективность реабилитации работы зависит от принципов: - партнерство специалистов друг с другом и клиентом - единство медико-психологичского, соц-педог мероприятий - ступенчатость, поэтапность, те создание переходов от одного реабилитационного мероприятия к другому - направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности клиента (семья, коллектив и тд) Необходимо выделить факторы, оказывающие влияние на реабилитацию: - возраст - характер патологии - госпитализация медицинская (общий фактор для больных, находящихся в спец лечебных учреждениях) Виды реабилитации: 1. медицинская – направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию нарушений или утрату функций прогрессирующего заболевания 2. психологическая – воздействие на психическую среду, которая воздействует на преодоление в сознании больного представлений о беспомощности в жизни Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий 1. педагогическая – задача – выработка у клиента псих уверенности в своих силах и правильной пространственной ориентации которая воздействует на формир характера у индивида и на овладение самообслуживанием 2. социально – экономическая – комплекс мероприятий: - обеспечение жильем - осущ мероприятий поддерживающих уверенность в том что лицо с ограниченными возможностями явл полезным членом обва - материальная поддержка инвалидов или семей с инвалидами - профессиональная – обучение или переобучение доступным формам труда - трудовая - Обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для труда, внедрение малой механизации, приспособление рабочего места к возможностям инвалида - бытовая – спортивная
РЕАБИЛИТАЦЯ – система мероприятий имеющих целью быстрейщее и наиб полное выздоровление здоровья больных – инвалидов и возвращение их к общественной жизни
Технологии медицинской реабилитации: 1. больничный этап – утсранение угрозы жизни профилактика осложнений 2. этап выздоровления – компелксное восстановление нарушенных либо утраченных функций 3. поддерживающий этап – приспособление к новому социальному статусу
Формы и методы социальной реабилитации с 1994 года активно развивается социально реабилитационные центры как для детей так и для взрослых 1995 – ФЗ об основах соц обеспечения населенея в РФ - о соц защите инвалидов в РФ - об образовании - об общих принципах организации самоуправлении в РФ - о соц обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов - об основах соц обслуживания населения в РФ
Основные требования к учреждениям: - осущ комплексной диагностики физ и псих здоровья и соц развития - создание внутреннего собственного реабилит пространства - создание вокруг себя внешнего реабилитационного пространства
Технология деятельности реабилитации учреждений 1. организация и координация всей медико психолого соц помощи силами своих спецов 2. организация проведения комплексной диагностики консульт помощи психолого педагог коррекции и соц терапии 3. просвещение населения по вопросам реабилитации, развития и воспитания 4. повышение квалификации специалистов 5. проведение организационных методов на своей территории Задачи центра: 1. выявление в регионе детей с ограниченными возможностями 2. изучение с другими службами причин и фонов причин инвалидности 3. разработка типовых программ реабилитации инвалидов 4. обеспечение реабилитации с медицинскими, образовательными, социальными и другими действиями 5. оказание помощи семьями с инвалидами 6. соц-реабилитационная работа с родителями и семьей ребенка инвалида 7. повешение квалификации сотрудников центра
Структура центра - отделение диагностических и реабилитационных программ - отделение медико-соц реабилитации - отделение психо-педагог помощи - отделение дневного пребывания и стационар.
|