Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды, формы и методы технологии социальной работы

Поиск

Виды:
В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий.
Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и тра-диционные (технологии прошлого опыта).
Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.
С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определен-ные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.
Как нам представляется, поиск более оптимальной типологизации целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления универсальности самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий:
• правового обеспечения функционирования общества;
• политические технологии административно-властного регулирования;
• экономического функционирования общества, развития собственности;
• информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей;
• духовно-культурного развития;
• обеспечения социального функционирования общества.

Формы технологии социальной работы.
Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.


Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности — это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на упреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении (тиражировании) данной системы действий.

Методы воздействия:
- административный
- распорядительный
- социально – экономический
- социально- педагогический
- социально – психологический
- юридический

Метод – от греческого – способ достижения какой либо цели, решение конкретной задачи, выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности
Метод в соц работе выполняет двоякую роль, выступая:
1. как способ познания и применения знаний, выработных в науках, изуч различные аспекты жизнедеятельности человека и его соц практики
2. как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта)

I. организационно – распорядительные методы в соц работе
Система управления предполагает – управления – цели, средства воздействия, методы функции, принципы
Структура управления – кадры, техника управления, организационно правовую сторону
Процесс управления – органы управления, материальную часть органов управления
Рционализация систем управления – внедрение, достижение науки в управлении, обновление кадров, совершенствование хоз системы управления.
Как и лбая деятельность соц управление вкл многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.
В управлении можно выделить 3 большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
1. Регламентирующие методы – это жесткий тип воздействий. С их помощью создается та или иная система организаций, определяет задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструктирование и др.
Регламентирование представляет собой разработку и применения положений, должностных инструкций и других документов, регламентирующих деятельность членов коллектива.
2. Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется 2 формы использования этих методов – письменно-документальная и устная. Воздействия как директивы указы, постановления в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания в обеих.
Распорядительно воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в проф деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а так же сроки исполнения и предполагают систематической контроль и проверку исполнения.
3. Дисциплинарные методы. В соц работе когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей не мыслемо без соответ порядка и правил дисциплины.

II. Психологические методы в соц работе.
Основная задача, которую ставит перед собой психология – это помощь человеку, сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально – организационно, но и личностно – осознанно, инициативно.
Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты
- наблюдения, внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное.
- опрос, устный, письменный, свободный, стандартизированный
- тест, тест – опросник, тест – задание, проективный тест
- моделирование - математическое, логическое, техническое, кибернетическое
- эксперимент – естественный, лабораторный
Эти методы и их варианты предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получении путем интерпретации выводов.
Психологические подходы к технологии соц работы
- глубинная психология (психодинамическая теория) психоанализ (з. Фрейд), индивидуальный (Адлер), аналитическая психология (Берн) и др психологическая защита.
- бихевиористское (психология поведения) сущность заключается в том что бы использовать влияние окружения на поведение человека.
- когнитивная психология – это направление интересов, как устроено сознание человека, его система знаний которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрыв суть когнитивной психология яв схема.
- гуманистическое направление, основа в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не окружения.

III. Педагогические методы в соц работе.
1. Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю чуства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств.
2. Метод убеждения – это значит разъеснять, применяя эмоционально – словестное воздействие, подчас опираясь на внутренние или привечая к увещеванию, то есть сочетая просьбу с разъяснением и внушением.
3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить человек на деятельность в соответ с его интересами и потребностями.
4. Метод поощрение – стимулирование человеческой деятельности, в поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида
5. Метод порицания – это реакция на нежелательную деятельность и поведение.

IV. Юридические методы или правовые
Их необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют концепцию права и обязанности субъектов управления возможности маневрированием ресурсами.

Ведущее место в практике соц работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.

Социальная реабилитация: сущность и содержание.

успех и эффективность реабилитации работы зависит от принципов:
- партнерство специалистов друг с другом и клиентом
- единство медико-психологичского, соц-педог мероприятий
- ступенчатость, поэтапность, те создание переходов от одного реабилитационного мероприятия к другому
- направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности клиента (семья, коллектив и тд)
Необходимо выделить факторы, оказывающие влияние на реабилитацию:
- возраст
- характер патологии
- госпитализация медицинская (общий фактор для больных, находящихся в спец лечебных учреждениях)
Виды реабилитации:
1. медицинская – направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию нарушений или утрату функций прогрессирующего заболевания
2. психологическая – воздействие на психическую среду, которая воздействует на преодоление в сознании больного представлений о беспомощности в жизни
Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий

1. педагогическая – задача – выработка у клиента псих уверенности в своих силах и правильной пространственной ориентации которая воздействует на формир характера у индивида и на овладение самообслуживанием
2. социально – экономическая – комплекс мероприятий:
- обеспечение жильем
- осущ мероприятий поддерживающих уверенность в том что лицо с ограниченными возможностями явл полезным членом обва
- материальная поддержка инвалидов или семей с инвалидами
- профессиональная – обучение или переобучение доступным формам труда
- трудовая - Обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для труда, внедрение малой механизации, приспособление рабочего места к возможностям инвалида
- бытовая – спортивная

РЕАБИЛИТАЦЯ – система мероприятий имеющих целью быстрейщее и наиб полное выздоровление здоровья больных – инвалидов и возвращение их к общественной жизни

Технологии медицинской реабилитации:
1. больничный этап – утсранение угрозы жизни профилактика осложнений
2. этап выздоровления – компелксное восстановление нарушенных либо утраченных функций
3. поддерживающий этап – приспособление к новому социальному статусу

Формы и методы социальной реабилитации
с 1994 года активно развивается социально реабилитационные центры как для детей так и для взрослых
1995 – ФЗ об основах соц обеспечения населенея в РФ
- о соц защите инвалидов в РФ
- об образовании
- об общих принципах организации самоуправлении в РФ
- о соц обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов
- об основах соц обслуживания населения в РФ

Основные требования к учреждениям:
- осущ комплексной диагностики физ и псих здоровья и соц развития
- создание внутреннего собственного реабилит пространства
- создание вокруг себя внешнего реабилитационного пространства

Технология деятельности реабилитации учреждений
1. организация и координация всей медико психолого соц помощи силами своих спецов
2. организация проведения комплексной диагностики консульт помощи психолого педагог коррекции и соц терапии
3. просвещение населения по вопросам реабилитации, развития и воспитания
4. повышение квалификации специалистов
5. проведение организационных методов на своей территории

Задачи центра:
1. выявление в регионе детей с ограниченными возможностями
2. изучение с другими службами причин и фонов причин инвалидности
3. разработка типовых программ реабилитации инвалидов
4. обеспечение реабилитации с медицинскими, образовательными, социальными и другими действиями
5. оказание помощи семьями с инвалидами
6. соц-реабилитационная работа с родителями и семьей ребенка инвалида
7. повешение квалификации сотрудников центра

Структура центра
- отделение диагностических и реабилитационных программ
- отделение медико-соц реабилитации
- отделение психо-педагог помощи
- отделение дневного пребывания и стационар.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.008 с.)