Развитие фонематического слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие фонематического слуха



Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами языка. Часто у особенных детей не развит фонематический слух, и вы должны научить ребенка слушать, понимать, воспроизводить по подражанию за вами то, что вы произносите.

Фонематический слух формируется у детей с раннего возраста при восприятии устной речи окружающих и во время проговаривания слов. Фонематический слух лучше всего развивать в

игре.

 

К трем годам ребенок самостоятельно определяет неверно произнесенный звук в собственной речи.

 

К четырем годам фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит основой звукового анализа и синтеза.

 

К пяти годам формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Если вы сомневаетесь по поводу фонематического восприятия у малыша, то вначале следует проверить физический слух ребенка, сделать аудиограмму. Убедившись, что слух не снижен, переходите к коррекции фонематического восприятия.

 

Упражнения для развития фонематического слуха

Различение на слух неречевых звуков.

• Послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери, звонок в дверь, телефонный звонок, звук шагов, хлопки в ладоши, шум холодильника, стиральной машины, швейной машины, звук сирены автомобиля, звук при повороте ключа в дверном замке. Предложите ребенку

закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

 

Насыпьте в коробочку крупу (манку, гречку, горох), пуговицы, орехи.

Потрясите коробочку. Ребенок должен угадать по звуку, что находится внутри. Постучите карандашом по разным предметам в доме: стеклянным, металлическим, деревянным.

• Попробуйте различить на слух звучание музыкальных инструментов — Бубен, Колокольчик, Свисток, Пианино.

Отхлопывайте количество слогов в слове. Например, вы произносите слово «мама» и делаете два хлопка, слово «машина» и делаете три хлопка. Ребенок повторяет за вами.

 

2. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

• Ребенок должен различать на слух голоса людей.

Я уходила на кухню. Мой ученик Женя с синдромом Дауна оставался в комнате один. Я звонила с сотового телефона на домашний. Женя сам поднимал трубку телефона.

 

Я говорила: «Женя, привет. Это мама. Как ты занимаешься?». Женя разговаривал со мной, думая, что он говорит с мамой. Но однажды он мне сказал: «Тамара, это ты, это не мама».

 

• «Громко — тихо». Говорим шепотом, когда бабушка спит. В лесу громко кричим «АУ».

 

• Меняем высоту голоса. В сказке «Волк и семеро козлят» волк говорил грубым голосом, а коза тоненьким.

 

3. Различение слов в стихах:

КоТ ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

 

4. Различение звуков.

Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит

«жжжж», тигр рычит «рррр». Вы произносите звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

 

5. Освоение навыков анализа и синтеза.

• Вы называете один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

• Вы проговариваете ряды слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

• Вы говорите слова с пропущенным звуком — их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о,...ук, кук...а, мае..о).

Развивая фонематический слух ребенка, вы поможете ему освоить правильное звукопроизношение.

 

ГЛАВА 7. МАССАЖ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Массаж

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж.

Делается поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

б) от переносицы к околоушной впадине;

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на

верхнюю и нижнюю губу.

 

Вибрационный массаж заключается в периодическом сжатии крыльев носа с одновременным произнесением звука М. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает

мимику лица.

Для преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры:

1. Легкое похлопывание ладонью по щекам.

2. Легкие пощипывающие движения пальцами по краю ниж ней

челюсти снаружи.

3.Легкие движения по подъязычной мышце.

4. Легкие движения по глоточно-небной мышце.

5. Поглаживание кожного покрова лица.

6. Поглаживание губ.

7. Легкое пощипывание сомкнутых губ.

8. Механическое сближение губ в вертикальном и горизонтальном

направлении.

9. Круговые поглаживающие движения в углах рта.

10.Массаж мягкого неба ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад.

 

Специальные упражнения

Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить нос, лоб, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться.

· Упражнения при малоподвижном языке

1. Кончик языка охватывается марлевой салфеткой, и ребенок рукой выдвигает его вперед.

2. Ко рту поднести конфету или намазать вареньем нижнюю губу.

3. Положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться шпателем.

4. Положить кусочек сахара между щекой и зубами.

5. Намазать вареньем уголок рта.

6. Намазать вареньем верхнюю губу.

7. Движения языка вперед-назад.

8. Легкое покусывание зубами кончика языка.

9. Движения языка вправо-влево.

10. Поднятие языка за верхние зубы.

 

Последнее движение вырабатывается постепенно.

Причмокивание губами комбинируется с выдвижением языка вперед. Затем язык продвигается между губами, ребенок причмокивает им. Губы отодвигаются, производится прищелкивание спинкой

языка о края верхних зубов.

· Устранение слюнотечения

Ребенка просят производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой.

 

· Гимнастика артикуляционного аппарата

1. Открывание и закрывание рта.

2. Удержание рта открытым.

3. Оскал зубов — вытягивание губ хоботком (поочередно).

4. Вводится палец или леденец, затем выдергивается. При наличии плотного обхвата губами и всасывающих движений щек возникает щелкающий звук. Уменьшением размера леденца создается большее напряжение мышц губ.

5. Удержание губами трубочек разного диаметра или зонда.

6. Вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.

7. Вытягивание губ — растягивание в улыбку при разомкнутых губах.

8. Вытягивание верхней губы вместе с языком.

9. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к зубам.

10. Прикусывание нижней губы верхними зубами.

11. Втягивание нижней губы под верхнюю.

12. Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.013 с.)