Нет единой, универсальной методики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нет единой, универсальной методики.



СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. Развитие речи у обычных детей.

Отклонения в развитии речи у особенных детей

Глава 2. Невербальное общение.

Роль мамы и папы в развитии речи ребенка

Глава 3. Развитие самосознания у обычных

и особенных детей

Глава 4. Как развить потребность в речи

и помочь увидеть то, что мы говорим

Глава 5. Принципы развития речи

у особенных детей

Глава 6. Оборудование учебного места.

Игры и игрушки. Развитие фонематического слуха

Глава 7. Массаж. Специальные упражнения. Артикуляционная

гимнастика

Глава 8. Фонетическая ритмика

Глава 9. Учим слова

Глава 10. Ошибки и добрые советы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это книга для родителей, желающих добра своему особенному ребенку.

Это книга для родителей, которые не знают, как начинать

заниматься со своими особенными детьми, и находятся в поиске учителей, дефектологов, логопедов, врачей, психологов.

 

Цель этой книги — помочь родителям научить говорить своего особенного ребенка в домашних условиях.

Жизнь заставила меня изучить эту проблему. Сейчас, имея опыт обучения «особенных» детей, хочу на страницах этой книги рассказать родителям, как можно самим научить ребенка говорить.

Вы должны осознать, что главный учитель в жизни вашего ребенка — это вы сами.

Своей любовью, верой в возможности ребенка и желанием ему помочь вы можете добиться хороших результатов в развитии речи,

расширении кругозора, помочь своему ребенку жить полноценной

жизнью.

Как автор и как мать особенного ребенка привожу пример из моей личной жизни.

 

Мой сын потерял слух в 2 года 8 месяцев.

В 2,5 года мой сын уже знал все буквы, речь была сформирована, он читал наизусть много стихов. Был очень общительный. А потом случилась беда...

Мы все болели гриппом. После болезни я заметила изменения в поведении ребенка и в отчаянии поняла, что наш сын не слышит.

После потери слуха речь стала распадаться, мой сын молчал либо общался жестами.

Сын лежал в различных клиниках. Я была в недоумении, врачи разводили руками и ничего не отвечали на мои вопросы, будет ли он говорить. Мы побывали на приеме у многих врачей, но это не принесло мне ясности. Мне сказали, что мой сын никогда не будет говорить. Нужно заниматься. А как заниматься, не объяснили.

Забегая вперед, скажу, что занимались много. Сын окончил школу, университет, работает инженером. Его любят в коллективе. Он женился и в семье у него родился сын.

Родители, имеющие особенного ребенка, например, с синдромом Дауна, с трудом добиваются направления во вспомогательные и коррекционные школы.

Часто медико-педагогические комиссии отказывают ребенку в возможности обучения и направляют в социальный интернат для необучаемых детей.

 

Приведу пример из моей практики.

 

У Жени синдром Дауна. Многие врачи и педагоги заявляли, что Женю невозможно обучить. И вот родители обратились ко мне, уже без особой надежды на успех.

Когда родители привели Женю ко мне, ему уже было 7,5 лет. Косоглазие. Грубая задержка речевого развития. Пока мы разговаривали с родителями, он сидел в кресле, взгляд был отрешенный, рот открыт, иногда делал сосательные движения языком.

Находил кусочек бумаги, ткани, платочек, водил по лицу. Внимание неустойчивое. Во время занятий начинал вертеть головой в разные стороны, чесаться. Рисовать, лепить не умел. Карандаш держал неправильно.

Впервые дни выяснилось, что ребенок игрушки знает, но сам играть не умеет. За обедом ел неаккуратно, испачкал лицо и руки, крошки были везде — на столе, на полу. Зубы чистить не умел. Одевался сам, но не мог заправить рубашку в брюки, застегнуть пуговицы, молнию на куртке и сапогах.

Говорил несколько слов — «папа, мама, Катя, дай». Вместо слова «машина» говорил — «би-би». Голос хриплый, грубый. Речь невнятная. Требовалась постановка практически всех звуков. Мы год занимались с Женей.

Результат.

Сейчас Женя учится во втором классе по программе 8 вида, умеет читать, писать печатными и прописными буквами. Он стал более аккуратен. Может одеваться, чистить зубы, застегивать пуговицы и молнии.

Он умеет отвечать на вопросы, вести диалог, быть внимательным и интересным собеседником.

Он хохочет, если я рассказываю смешное. Он переживает и говорит «Беда», если я говорю о проблемах.

Задает сам вопросы нате темы, которые ему интересны. А ему интересно все. Он очень любопытный. Главное — поощрять и направлять это любопытство

в нужное русло. Женя очень ласковый, нежный, заботливый. Очень благодарный, всегда говорит «спасибо». В этом ребенке уже невозможно узнать того «неконтактного и необучаемого» мальчика.

 

Уважаемые родители, вы можете ходить по врачам, проводить лечение, но на первом месте у вас должны стоять ежедневные занятия со своим особенным ребенком. Не бойтесь перегрузить ребенка, бойтесь опоздать. Ведь каждый день, проведенный без занятий, еще больше отделяет вашего ребенка от его ровесников, а развитие вашего ребенка уже сейчас не соответствует возрастной

норме.

Для развития ребенка нужны каждодневные занятия, нужно научиться говорить вместе с ребенком. Занятия и разговоры с ребенком должны происходить в течение всего дня. Иногда родители говорят: «Мы молчаливые, не любим много говорить».

 

 

Дорогие родители, чтобы ребенок научился говорить, вам придется:

· Сначала разговориться самим. Общение с помощью речи станет для вас и вашего ребенка нормой.

· Учитесь проговаривать с вашим ребенком все, что вы делаете.

· Научитесь автоматически выбирать слова, которые понятны вашему ребенку на данный момент. Да, придется много говорить, с утра и до вечера, но ведь ваш любимый особенный ребенок достоин вашего внимания.

 

Если родители весь день находятся на работе, то вечера и выходные можно проводить с максимальной пользой для ребенка, беспрерывно общаясь с ним.

 

Общение с ребенком — это ваши занятия, это сопровождение вашего ребенка по жизни. Вы проживаете вместе каждый день, вы проговариваете все, что вы делаете, что видите и слышите.

Когда вы увидите, услышите, почувствуете результаты своего труда, вы испытаете чувство радости и гордости за ребенка и за себя.

Потому что это вы помогаете своему ребенку жить полноценной жизнью.

 

  • Запаситесь терпением, не требуйте от себя и ребенка быстрых результатов.
  • Учитывайте его индивидуальные особенности, используя все сохранные анализаторы — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, и верьте, что у вас все получается.

 

  • Мягко добивайтесь ответа на ваш вопрос, выполнения вашего поручения. Только так вы сможете добиться понимания ребенком вашей речи.

 

Мамы спрашивают: а что должен делать ребенок, если мама занята, ей надо помыть посуду, убраться? Делайте это вместе с ребенком. Помните — вы сопровождаете вашего ребенка по жизни, вы проживаете и проговариваете весь день.

 

Устали? Скажите, что вы устали. Покажите, что вы хотите отдохнуть. Отдыхайте вместе. Послушайте музыку, просто полежите и посмотрите в глаза друг другу. Твердо, спокойным голосом говорите о том, что поведение ребенка вам не нравится, если он плохо себя ведет, балуется.

ГЛАВА 1.

РОЛЬ МАМЫ И ПАПЫ В РАЗВИТИИ

РЕЧИ РЕБЕНКА

Невербальное общение

Общение без слов — это и есть невербальное общение. Очень важный и известный всем факт: родители и дети начинают общаться задолго до того, как ребенок начинает говорить.

Первому слову ребенка предшествуют месяцы разнообразного совместного общения. Родители прилагают немало усилий, чтобы заставить ребенка улыбнуться или пробормотать что-нибудь. Когда родители так поступают, то быстро учатся изменять свои действия, чтобы привлечь внимание ребенка, поддержать возбуждение и активность ребенка на оптимальном уровне.

Знакомый пример — игра «Сейчас я тебя поймаю». В ней взрослый говорит: «Сейчас поймаю... Сейчас поймаю... Поймал». В таких играх взрослые и дети привыкают к одинаковым ритмам и ожиданиям.

Вскоре формируется система одинаковых сигналов, таких, как прикосновение, звук, внимательный взгляд и улыбка.

 

ОБЫЧНЫХ И ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

В РЕЧИ И ПОМОЧЬ УВИДЕТЬ ТО,

ЧТО МЫ ГОВОРИ

К разговору.

Так воспитывается зрительное внимание к речи, потребность повторять то, что говорит взрослый.

 

У ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

Принцип готовности

Принцип готовности указывает на то, что усвоению некоторых навыков общения должен предшествовать минимальный уровень физического созревания.

Первоначальное эмоциональное развитие ребенка зависит от физиологического созревания. Многие эксперты считают, что Эмоции развиваются медленно, по мере созревания нервной системы. Даже

для развития основных эмоций, таких, как гнев, страх и радость, нужно время.

Улыбка самая распространенная реакция ребенка, показывающая готовность к общению. Улыбка помогает детям выжить», так как она стимулирует родителей заботиться о детях. Когда вы видите улыбку на лице вашего ребенка, вы радуетесь вместе с ним.

Потребности ребенка в любви и привязанности так же важны, как и потребности в еде, воде и физическом уходе. Формирование привязанности и доверия между ребенком и родителями — важная

часть обучения и развития ребенка. Ребенка невозможно избаловать любовью, если вы будете последовательны в своих действиях.

Ощущение любви помогает дальнейшему развитию вашего ребенка. Замечу, что самое распространенное первичное выражение эмоций — интерес, после которого следуют радость, печаль или гнев. В это время происходит подготовка к овладению речью.

Родители должны знать, что без постоянных коррекционных занятий речь теряется, и ребенок замолкает. При развитии речи у особенного ребенка очень важно знать и использовать закон

превращения минуса дефекта в плюскомпенсации.

С одной стороны, дефект — это минус, т.е. недостаток в развитии.

С другой стороны — именно потому, что дефект создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.

Всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации.

Необходимо учитывать некоторые принципы при коррекции речевых дефектов.

 

Принцип сознательности

Физическое и психическое состояние ребенка нужно учитывать всегда, и в соответствии с ним проводить коррекционную работу.

Ребенка учат по подражанию поднимать и опускать руки, брать и отдавать игрушки. Важно, чтобы ребенок это выполнялсознательно.

Коррекционная работа включает развитие мелкой моторики (сжали пальчики в кулачки — показали ладошки), работу над подвижностью артикуляционного аппарата (открыл рот, закрыл рот, показал язык), работу по коррекции произношения, воспитанию фонематического слуха (лук-луг, Маша-Саша, сук-жук), развитию слухового восприятия.

Скорость усвоения языка тесно взаимосвязана с созреванием и потребностью ребенка. Важно это учитывать и не торопить себя и своего ребенка.

Принцип по этапности

Идите от простого к сложному. Не торопите себя и ребенка.

Дети успешно развиваются в стимулирующей обстановке. Им необходимо чувствовать себя любимыми, чувствовать поддержку.

Живость тона, богатство интонаций в речи родителей способствуют лучшему произношению ребенка.

Оборудование учебного места

Наличие учебного места дисциплинирует ребенка, вырабатывает учебные навыки.

Желательно оборудовать для занятий место. Это должен быть удобный для ребенка и мамы стол.

Над столом должно быть хорошее освещение, лучше лампа дневного света.

Во время занятий садитесь напротив ребенка, чтобы он мог установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши

действия.

Иногда я садилась рядом с учениками, они использовали боковое зрение, оборачивались ко мне, чтобы заглянуть в глаза.

 

Зеркало

Ребенок должен постоянно видеть себя в зеркале. Ведь вам придется учить его мимике, делать артикуляционные упражнения, глядя в зеркало.

Еще одно зеркало должно отражать вас и ребенка в полный рост, когда вы встаете из-за стола и делаете фонетическую ритмику.

Наблюдая, с какой радостью дети прыгают, танцуют -перед зеркалом, родители с огорчением признавали, что дома нет большого зеркала и ребенок себя в нем не видит.

Зеркало помогает ребенку осознать себя и других.

В возрасте 18 месяцев развивается ощущение себя, или

самосознание.

До того, как у детей разовьется самосознание, они не узнают свой образ в зеркале. Как правило, им кажется, что они смотрят на другого ребенка. Некоторые дети трогают зеркало или заходят за него в

поисках ребенка, которого они там увидели. Ребенок видит в зеркале себя, маму. Он изучает свое тело, открывает и закрывает рот, хмурит брови, трогает волосы.

У особенных детей этот процесс происходит гораздо позже. Они не узнают себя в зеркале, отводят взгляд, если зеркало находится около лица. Некоторые дети отталкивают зеркало от себя руками.

В каком возрасте появится это узнавание, самосознание (сознание самого себя), зависит от созревания нервной системы и,конечно, воспитания.

Зеркало помогает ребенку задержать взгляд на том, что ему интересно. Вы можете помочь ребенку зафиксировать взгляд в зеркале, если эмоционально, меняя тембр и высоту голоса, будете комментировать ситуацию.

Я всегда обращаю внимание ребенка на то, какие у него красивые глаза дотрагиваюсь до щек, лба, ушей и называю части тела.

Иногда дети смотрят на изображение в зеркале и на того человека, который находится рядом, трогают этого человека. Если ребенок фиксирует взгляд на каком-то предмете, вы должны обыграть эту ситуацию, все проговорить. Происходит начало вашего общения. Старайтесь объединить взгляд с указательным жестом.

Совет: перед зеркалом можно надевать вместе с ребенком одежду, головные уборы, перчатки, галстуки, украшения, парики, наряжаться. Ребенок видит, как меняется внешность в зеркале, появляется устойчивый интерес.

Дети любят переодеваться. Используйте это, надевайте бусы, цепочки, клипсы, браслеты на руки, на ноги. Браслеты могут быть с колокольчиками или яркого цвета. Ребенок со вниманием начинает

смотреть на свои руки и ноги.

1. Максим, 3 года и 4 месяца. Смотрит в зеркало удивленно, взгляд устойчивый. Оттопыривает нижнюю губу, что-то с обидой лопочет своему отражению, потом воинственно вскакивает на ноги

и начинает выкрикивать слоги и размахивать руками. Заниматься перед зеркалом отказывается. Иногда заглядывает в зеркало и отходит. В настольном зеркале рассматривает себя с удивлением,

открывает рот, показывает язык и отталкивает зеркало, больше не хочет в него смотреть. Любит слушать ритмичные тексты.

Рисует каракули. Не сортирует предметы по цвету. Игрушки не кормит, но усаживает на горшок и с удовольствием ставит их в угол. Играет, катает машину, но на кровати. На полу не хочет играть с машиной.

Невербальная агрессия — пытается ударить по лицу, хватает очки. Он эгоцентричен. Его точка зрения просто не совпадает с моей. Браслет с руки сорвал, не хочет носить.

Когда мы играли с Максимом в Курочку Рябу, я надела на го лову платок. У ребенка появился устойчивый интерес. Он сам принес стул к зеркалу, сел на него и стал смотреть на меня и слушать

сказку. Предложила надеть платок ему на голову, Максим отказался.

Я прятала игрушку, но так, чтобы Максим видел ее в зеркале, а потом мы вместе искали эту игрушку.

Я стучала в бубен или маракасы, так, чтобы ребенок мог увидеть в зеркале и потом отгадать, какой инструмент звучал.

Мы ловили солнечного зайчика, осваивая пространство комнаты. Можно рассматривать предметы, высоко поднимая зеркало над собой или опуская его вниз и глядя на отражение.

2. Катя, 9 лет.

В зеркало не смотрит, отворачивается. Когда начинали делать фонетическую ритмику, опускала голову вниз. Через неделю занятий — подходит сама к зеркалу, целует свое отражение.

Смотрит на себя в зеркало, поднимает удивленно брови, морщит нос. Взгляд устойчивый. Смеется.

Через 10 уроков произнесла первые слова.

3. Василиса, 6 лет.

В зеркало не смотрит. Взгляд неустойчивый, скользит по предметам. Через месяц занятий — взгляд устойчивый. Смотрит на меня в зеркало. Иногда смотрит на свое отражение в зеркале,

начинает улыбаться, говорить звуки «Д-Д-Д, И-И-И».

Игры и игрушки

Цель совместных игр с ребенком заключается в привлечении внимания.

Играйте в «ладушки», «сороку», развивайте мелкую моторику пальцев. Используйте пальчиковую гимнастику.

Лепите, рисуйте, пойте сами, смотрите на реакцию ребенка, если он подпевает, похвалите его.

Короткие, но целенаправленные игры-занятия дисциплинируют ребенка, ориентируют его на определенную деятельность, в том числе и речевую, приучают к необходимому напряжению

произвольного зрительного внимания.

Например, родители играют с ребенком, которому один год, в прятки, или ловят ребенка. Ребенок радуется этой игре. У него повторяются определенные движения и мимика.

В таких играх взрослые и дети привыкают к одинаковым ритмам и ожиданиям. Вскоре формируется система одинаковых сигналов, таких, как прикосновение, звук, внимательный взгляд и улыбка. Это

помогает заложить основы для будущего применения речи.

Основная цель вашего игрового общения — привлечь и зафиксировать внимание ребенка, сделать его устойчивым.

Этапы игрового общения

1. Вы достаете из коробки игрушку — собаку и в тот момент, когда ребенок перевел взгляд с игрушки на ваше лицо,говорите «ав-ав».

Если взгляд устойчив, то говорите: «Собака лает — Ав! Ав!» и отдаете ребенку игрушку

Так играете со всеми животными: «кошка — мяу, курица — ко-ко-ко, петух — кукареку, корова — му, лошадь — иго-го, утка — кря- кря, поросенок — хрю-хрю, цыплята — пи-пи-пи».

 

2. Говорите «му — корова», а потом извлекаете игрушку из мешка.

Цель: помочь ребенку начать говорить на основе речи взрослого, а не при виде игрушки.

 

3. Потом учите отвечать на вопрос «Кто говорит "му"?».

Цель: учить отвечать на вопросы. Если ребенок не произносит слово «корова», но показывает на картинку или игрушку правильно, похвалите ребенка. У него образуется пассивный словарь, и со

временем это слово перейдет в активный словарь, ребенок научится его произносить.

 

4. Вы спрашиваете ребенка: «Как мычит корова?».

Цель: учить узнавать название животного и отвечать на вопрос.

Работая с одной картинкой, вы можете задать много вопросов.

Кто это? — Корова. Корова мычит — МУ.

Кто говорит «МУ»? — Корова.

Как мычит корова? — МУ.

Что говорит корова? — МУ

 

5. Следующий этап — монологи с игрушками.

 

Его цель — увеличение зрительного внимания к речи.

Игрушку во время монолога надо держать возле своего лица, сбоку, так, чтобы ребенок видел игрушку и то, как она говорит.

Я доставала куклу или мишку. Мишка приходит в гости из леса. Здоровается с сыном, приносит конфету, разговаривает, гладит по голове, прощается, когда в лес уходит деток кормить. Каждое утро сын просыпался и смотрел на часы, ждал прихода мишки. А я говорила, что мишка еще занят, ему надо деток покормить, малину собрать.

В совместных играх мы здоровались с игрушками, прощались, благодарили их, хвалили, то есть обращались с ними как с живыми.

Ребенок охотно подражает этому в игре. Затем он будет постепенно делать то же самое по отношению к людям, в повседневных ситуациях.

Нужно развивать сюжет и учить придумывать фразы в зависимости от речевой и игровой ситуации. Помогать, подсказывать, слова, фразы.

 

Цель — научить воспринимать, развивать речь.

Дети всегда в восторге от инсценировок. Они великие имитаторы.

И мои ученики с радостью перевоплощались то в одного героя, то в другого, сами проявляли инициативу, говорили: «Я буду дед. Я буду волк».

Во время инсценировки сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка» мы менялись ролями: сначала я была (волком, потом — ребенок).

 

Полина, 5 лет, ходить начала две недели назад, взгляд неустойчивый, внимание отсутствует. Просьбы не выполняет.

Берет игрушку, смеется, играет с ней. Если что-то не нравится, хмурится, садится на пол. Беспричинно смеется, играет лежа, болтает ногами в воздухе, потом уходит в другую комнату. Любит прыгать, держась за папу. Пытается собирать пирамиду, но бросает. Внимание переключается на шкаф, пытается схватить духи, зеркало, игрушечную собаку.

 

Основной целью первого занятия было зафиксировать внимание этого ребенка.

Я доставала из мешочка корову, показывала ее ребенку, и когда ребенок переводил взгляд на меня, то я говорила: «Му. Это корова. Она говорит — "му"».

Взгляд ненадолго задерживался на игрушке и уходил в сторону. Я произносила звук «А». Руку девочки я прикладывала к своей груди. Чувствуя вибрацию, ребенок был сосредоточен и неподвижен

несколько дольше, чем при показе игрушек. Потом я прикладывала руку девочки к своему лицу, говорила «му» и показывала корову.

Чувствуя вибрацию в своей руке, ребенок дольше фиксировал внимание на игрушке.

 

На втором занятии у ребенка устойчивый взгляд, внимание есть. Фиксирует взгляд на игрушке, берет в руки, отдает игрушку по моей просьбе. Повторяет гласные звуки по подражанию, но четкой артикуляции нет.

Рассматривали игрушки. Я показывала, где нос, глаза у собаки, смотрели, где нос у папы, у мамы, у Полины. Где глаза у собаки, у папы, у мамы, у Полины?

Необходимо добиваться ОСОЗНАННОГО подражания.

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков. Даны рекомендации родителям — по подражанию вызывать у ребенка осознанное повторение следующих упражнений: «открой

рот», «покажи язык», «закрой рот». Петь гласные с использованием фонетической ритмики.

 

Третье занятие через день.

Мама рассказала, что дома во время занятий Полина осознанно поднимала руки по подражанию во время фонетической ритмики.

Разглядывала куклу в магазине и трогала у нее глаза. На занятии я показала аккордеон. Устойчивый интерес. Девочка разглядывала инструмент, нажимала на клавиши. Я показала, на что надо нажимать пальцами, Полина повторила. Потом мы перекладывали яблоки из одной миски в другую. Сначала я брала руку девочки и делала это вместе с ней, потом попросила ее переложить яблоки.

Очень медленно, кусая яблоки, девочка переложила их из одной миски в другую. Цель — добиваться повторения по подражанию. Цель достигнута. Даны рекомендации продолжать дома фонетическую

ритмику. Необходимо научить девочку по подражанию открывать и закрывать рот, показывать язык.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Массаж

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж.

Делается поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

б) от переносицы к околоушной впадине;

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на

верхнюю и нижнюю губу.

 

Вибрационный массаж заключается в периодическом сжатии крыльев носа с одновременным произнесением звука М. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает

мимику лица.

Для преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры:

1. Легкое похлопывание ладонью по щекам.

2. Легкие пощипывающие движения пальцами по краю ниж ней

челюсти снаружи.

3.Легкие движения по подъязычной мышце.

4. Легкие движения по глоточно-небной мышце.

5. Поглаживание кожного покрова лица.

6. Поглаживание губ.

7. Легкое пощипывание сомкнутых губ.

8. Механическое сближение губ в вертикальном и горизонтальном

направлении.

9. Круговые поглаживающие движения в углах рта.

10.Массаж мягкого неба ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад.

 

Специальные упражнения

Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить нос, лоб, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться.

· Упражнения при малоподвижном языке

1. Кончик языка охватывается марлевой салфеткой, и ребенок рукой выдвигает его вперед.

2. Ко рту поднести конфету или намазать вареньем нижнюю губу.

3. Положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться шпателем.

4. Положить кусочек сахара между щекой и зубами.

5. Намазать вареньем уголок рта.

6. Намазать вареньем верхнюю губу.

7. Движения языка вперед-назад.

8. Легкое покусывание зубами кончика языка.

9. Движения языка вправо-влево.

10. Поднятие языка за верхние зубы.

 

Последнее движение вырабатывается постепенно.

Причмокивание губами комбинируется с выдвижением языка вперед. Затем язык продвигается между губами, ребенок причмокивает им. Губы отодвигаются, производится прищелкивание спинкой

языка о края верхних зубов.

· Устранение слюнотечения

Ребенка просят производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой.

 

· Гимнастика артикуляционного аппарата

1. Открывание и закрывание рта.

2. Удержание рта открытым.

3. Оскал зубов — вытягивание губ хоботком (поочередно).

4. Вводится палец или леденец, затем выдергивается. При наличии плотного обхвата губами и всасывающих движений щек возникает щелкающий звук. Уменьшением размера леденца создается большее напряжение мышц губ.

5. Удержание губами трубочек разного диаметра или зонда.

6. Вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.

7. Вытягивание губ — растягивание в улыбку при разомкнутых губах.

8. Вытягивание верхней губы вместе с языком.

9. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к зубам.

10. Прикусывание нижней губы верхними зубами.

11. Втягивание нижней губы под верхнюю.

12. Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

 

Работа над голосом

Первые произвольные голосовые реакции появляются у детей при подражании речи взрослого. Работа над звуками (в основном гласными), слогами, словосочетаниями с использованием фонетической ритмики предполагает одновременную работу над голосом. Устраняя возникшие дефекты голоса (нарушение его высоты и силы, гнусавость, хриплость), необходимо в первую очередь использовать слуховой диапазон особенных детей.

 

Элементы работы над голосом:

 

1. Отрабатывается длительное и короткое звучание.

2. Отрабатывается повышение и понижение голоса.

3. Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука «М» и слога «МУ».

4. Модуляция голоса.

· Произносим звук «А-А-А» — качаем куклу.

· Показываем, как болят зубы, говорим «О-О-О».

· Изображаем паровоз и говорим «У-У-У».

· Идет мишка, говорим грубым голосом «ТОП-ТОП».

· Бежит маленькая мышка — голосок тонкий, пищит «ПИ-ПИ-ПИ».

Артикуляционная гимнастика

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение

простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных звуков. Артикуляционные движения могут быть беззвучными — без включения голоса — и с участием голоса.

 

Для детей с очень тяжелыми задержками психомоторного развития можно начинать занятия с простых упражнений.

Ребенок должен понимать значения слов язык, губы, зубы. Научите его.

Нужно несколько раз указать на язык и сказать: «Это язык», потом показать на рот и сказать: «Это рот». Показать на зубы и сказать: «Это зубы. Это губы». Потом попросить ребенка: покажи

зубы, покажи рот, покажи язык. Далее можно переходить к подготовительным упражнениям.

 

Нужно добиваться, чтобы ребенок осознанно повторял по подражанию те упражнения, которые вы ему показываете: открой рот — закрой рот, покажи язык — убери язык.

Упражнения выполняются четко, медленно.

 

Подготовительные упражнения

Лопаточка.

Язык расслабить, высунуть, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

Чашечка.

Рот широко открыть. Расслабленный язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

Иголочка.

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать узким.

Горка.

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка прижать к нижним передним зубам.

Трубочка.

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх.

Подуть в получившуюся трубочку.

Часики.

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Движение начинаем из угла рта к медленном темпе.

Лошадка.

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а двигался только язык.

Грибок.

Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба.

Качели.

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

Вкусное варенье.

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Змейка.

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать

вглубь рта.

Маляр.

Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Катушка.

Кончик языка прижать к нижним передним зубам. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» и убирать вглубь рта.

 

Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику два раза в день.

Упражнение не должно доводить ребенка до утомления. Если вы увидели, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной. Вы можете начинать делать каждое упражнение 3-5 раз, постепенно увеличивая до 15-20 раз.

 

Гласные звуки.

Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

 

А: руки перед грудью. Произносим звук А — широко разводим руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию.

Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

 

О: руки вниз. Произносим звук О — руки через стороны поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык неподвижный.

 

У: кисти рук у плеч. Произносим звук У — руки вытягиваем вперед.

 

Э: руки в стороны. Произносим звук Э — руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И — тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

 

Согласные звуки.

Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно выделить согласные:

взрывные глухие (п, т, к),

взрывные звонкие (б, д, г),

смычно-проходные (м, н, л),

фрикативные глухие (фу х, с,ш),

фрикативные звонкие (в, з, ж),

вибрант (р),

аффрикаты (ц, ч).

· Взрывные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике напряженные.

·

П: произнося слог ПА, резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; одновременно произносить ПА-ПА-ПА.

 

Т: произнося слог ТА, резко разжать кулаки; одновременно произносить ТА-ТА-ТА.

 

К: произнося слог КА, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.

 

· Взрывные звонкие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, но расслабленные.

Б: руки согнуты в локтях. Произнося БА-БА-БА, расслабленно встряхивать кистями рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося последний слог БА, резко, но расслабленно

опустить руки вниз.

 

Д: руки перед грудью. Произнося ДА-ДА-ДА, встряхивать кистями рук перед грудью; произнося последний слог ДА, утвердительно кивнуть головой.

 

Г: произнося ГА-ГА-ГА, многократно соединять указательный и большой пальцы рук; произнося последний слог ГА, соединить указательный и большой пальцы рук.

 

· Смычно-проходные согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, медленные, плавные, несколько напряженные.

·

М: руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог МА, на М руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на А — руки свободно разводим в стороны.

Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит в другое.

 

Н: руки перед грудью ладонями к себе. Произносим слог НА — руки вперед, ладонями вверх.

 

Л: руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, делаем вращательные движения кистями рук.

 

Фрикативные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, плавные, продолжительные, очень напряженные.

 

Ф: руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук Ф, развести руки в стороны.

 

X: руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук X, руки вытянуть вперед.

С: руки перед грудью. Произнося звук С, руки опустить вниз или развести в стороны.

 

Ш: руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать волнообразные движения сверху вниз.

 

· Фрикативные звонкие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, очень напряженные, дрожащие.

 

В: руки в стороны. Произнося звук В, слегка покачивать выпрямленными руками и туловищем.

 

3: руки перед грудью. Произнося звук 3, производить вибрирующие движения кистями рук перед грудью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.841 с.)