Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Фонетическая ритмика

Поиск

Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика. С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно.

Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука.

С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

 

Гласные звуки.

Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

 

А: руки перед грудью. Произносим звук А — широко разводим руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию.

Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

 

О: руки вниз. Произносим звук О — руки через стороны поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык неподвижный.

 

У: кисти рук у плеч. Произносим звук У — руки вытягиваем вперед.

 

Э: руки в стороны. Произносим звук Э — руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И — тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

 

Согласные звуки.

Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно выделить согласные:

взрывные глухие (п, т, к),

взрывные звонкие (б, д, г),

смычно-проходные (м, н, л),

фрикативные глухие (фу х, с,ш),

фрикативные звонкие (в, з, ж),

вибрант (р),

аффрикаты (ц, ч).

· Взрывные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике напряженные.

·

П: произнося слог ПА, резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; одновременно произносить ПА-ПА-ПА.

 

Т: произнося слог ТА, резко разжать кулаки; одновременно произносить ТА-ТА-ТА.

 

К: произнося слог КА, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.

 

· Взрывные звонкие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, но расслабленные.

Б: руки согнуты в локтях. Произнося БА-БА-БА, расслабленно встряхивать кистями рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося последний слог БА, резко, но расслабленно

опустить руки вниз.

 

Д: руки перед грудью. Произнося ДА-ДА-ДА, встряхивать кистями рук перед грудью; произнося последний слог ДА, утвердительно кивнуть головой.

 

Г: произнося ГА-ГА-ГА, многократно соединять указательный и большой пальцы рук; произнося последний слог ГА, соединить указательный и большой пальцы рук.

 

· Смычно-проходные согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, медленные, плавные, несколько напряженные.

·

М: руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог МА, на М руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на А — руки свободно разводим в стороны.

Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит в другое.

 

Н: руки перед грудью ладонями к себе. Произносим слог НА — руки вперед, ладонями вверх.

 

Л: руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, делаем вращательные движения кистями рук.

 

Фрикативные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, плавные, продолжительные, очень напряженные.

 

Ф: руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук Ф, развести руки в стороны.

 

X: руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук X, руки вытянуть вперед.

С: руки перед грудью. Произнося звук С, руки опустить вниз или развести в стороны.

 

Ш: руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать волнообразные движения сверху вниз.

 

· Фрикативные звонкие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, очень напряженные, дрожащие.

 

В: руки в стороны. Произнося звук В, слегка покачивать выпрямленными руками и туловищем.

 

3: руки перед грудью. Произнося звук 3, производить вибрирующие движения кистями рук перед грудью.

Ж: руки перед грудью. Произнося звук Ж, резким волнообразным движением опустить руки вниз.

 

· Вибрант.

Произнося звук Р, согнутые перед грудью руки вращать одну вокруг другой. По динамике напряженно.

 

· Аффрикаты. Работа по вызыванию аффрикат начинается, когда ребенок правильно произносит оба звука — «Т, С», «С, Ш». Сначала нужно научить ребенка произносить оба согласных звука без

интервала.

 

ТС-ТС-ТС = Ц-Ц-Ц

СШ-СШ-СШ = Щ-Щ-Щ

Между движениями, сопровождающими произнесение этих звуков, также не должно быть интервала. Сокращая время произнесения звука, надо перейти на одно движение, резко, с силой

раскрыть кулаки. Используя тактильные ощущения ребенка, дать почувствовать силу воздушной струи.

 

· Дифтонги.

Дифтонгами называются сложные звуки, состоящие из двух слитно произносимых гласных звуков. Работа над дифтонгами проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить звук И вместе с другим гласным звуком, слитно, так, чтобы один звук как бы вливался в другой. Произнесение звуков

сопровождается движениями, так же плавно переходящими одно в другое.

 

ИА-ИА-ИА-ЙА-ЙА-Я-Я-Я

ИО-ИО-ИО-ЙО-ЙО-Ё-Ё-Ё

ИУ-ИУ-ИУ-ЙУ-ЙУ-Ю-Ю-Ю

Первые звуки, над которыми необходимо работать:

1. Гласные А, О, У, Э.

2. Согласные Я, М, В, Т, Н, Л.

Фонетическая ритмика помогает формированию звуков по подражанию. Она готовит артикуляционный аппарат к воспроизведению звука.

 

ГЛАВА 9. УЧИМ СЛОВА

Основное правило при работе с особенными детьми — не смотреть на календарный возраст ребенка. Ваш ребенок особенный, и с ним надо вести себя по-особенному.

Разговаривайте с ним как с младенцем, но в то же время как с умным человеком. Перед вами умный человечек, который все понимает, но не может говорить, и его надо научить.

Ваше общение с ребенком чем-то напоминает работу учителя иностранного языка. А любому иностранному языку можно научить любого ученика.

Важная работа по накоплению и расширению словарного запаса у особенных детей — это систематические, ежедневные нанятая и общение родителей с ребенком.

Речевой материал должен быть связан с игрушками, с окружающими вещами, с действиями, которые повторяются ежедневно: умывание, одевание, еда, прогулки.

 

Речевой материал должен быть:

а) доступным по содержанию;

б) соответствующим возрасту ребенка;

в) необходимым для использования в разных ситуациях.

Вам не нужно ничего придумывать. Просто говорите все, что вы делаете. Сначала говорите вы, потом говорите вместе с ребенком, а потом ребенок проговаривает все сам.

Речевой материал должен постоянно присутствовать как в устной речи ребенка, так и в устной речи окружающих.

 

Работа над словом

При работе над словом используются такие виды работ, как воспроизведение слов по подражанию, чтение с разложением на части, чтение без разложения на части, называние картинок, ответы

на вопросы и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.01 с.)