Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип последовательности и параллельности в работе над звукамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной организационной формой восстановительного обучения являются индивидуальные занятия. Вся работа специалиста с детьми дошкольного возраста направлена на компенсацию и коррекцию дефекта совместно с семьей.
Принцип формирования произношения в условиях естественного живого общения Необходимо, чтобы новые умения и навыки устного общения, приобретаемые на занятиях со специалистом, закреплялись в семье, в разнообразных ситуациях повседневной жизни. Когда родители занимаются с ребенком дома, то у ребенка развивается речь, расширяется словарный запас. Необходимо обращать внимание на окончания и включать в речь глаголы. По мере развития речи необходимо вводить новые слова, обороты, понятия, мышление, расширять кругозор.
ГЛАВА 6. ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНОГО МЕСТА. ИГРЫ И ИГРУШКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Оборудование учебного места Наличие учебного места дисциплинирует ребенка, вырабатывает учебные навыки. Желательно оборудовать для занятий место. Это должен быть удобный для ребенка и мамы стол. Над столом должно быть хорошее освещение, лучше лампа дневного света. Во время занятий садитесь напротив ребенка, чтобы он мог установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия. Иногда я садилась рядом с учениками, они использовали боковое зрение, оборачивались ко мне, чтобы заглянуть в глаза.
Зеркало Ребенок должен постоянно видеть себя в зеркале. Ведь вам придется учить его мимике, делать артикуляционные упражнения, глядя в зеркало. Еще одно зеркало должно отражать вас и ребенка в полный рост, когда вы встаете из-за стола и делаете фонетическую ритмику. Наблюдая, с какой радостью дети прыгают, танцуют -перед зеркалом, родители с огорчением признавали, что дома нет большого зеркала и ребенок себя в нем не видит. Зеркало помогает ребенку осознать себя и других. В возрасте 18 месяцев развивается ощущение себя, или самосознание. До того, как у детей разовьется самосознание, они не узнают свой образ в зеркале. Как правило, им кажется, что они смотрят на другого ребенка. Некоторые дети трогают зеркало или заходят за него в поисках ребенка, которого они там увидели. Ребенок видит в зеркале себя, маму. Он изучает свое тело, открывает и закрывает рот, хмурит брови, трогает волосы. У особенных детей этот процесс происходит гораздо позже. Они не узнают себя в зеркале, отводят взгляд, если зеркало находится около лица. Некоторые дети отталкивают зеркало от себя руками. В каком возрасте появится это узнавание, самосознание (сознание самого себя), зависит от созревания нервной системы и,конечно, воспитания. Зеркало помогает ребенку задержать взгляд на том, что ему интересно. Вы можете помочь ребенку зафиксировать взгляд в зеркале, если эмоционально, меняя тембр и высоту голоса, будете комментировать ситуацию. Я всегда обращаю внимание ребенка на то, какие у него красивые глаза дотрагиваюсь до щек, лба, ушей и называю части тела. Иногда дети смотрят на изображение в зеркале и на того человека, который находится рядом, трогают этого человека. Если ребенок фиксирует взгляд на каком-то предмете, вы должны обыграть эту ситуацию, все проговорить. Происходит начало вашего общения. Старайтесь объединить взгляд с указательным жестом. Совет: перед зеркалом можно надевать вместе с ребенком одежду, головные уборы, перчатки, галстуки, украшения, парики, наряжаться. Ребенок видит, как меняется внешность в зеркале, появляется устойчивый интерес. Дети любят переодеваться. Используйте это, надевайте бусы, цепочки, клипсы, браслеты на руки, на ноги. Браслеты могут быть с колокольчиками или яркого цвета. Ребенок со вниманием начинает смотреть на свои руки и ноги. 1. Максим, 3 года и 4 месяца. Смотрит в зеркало удивленно, взгляд устойчивый. Оттопыривает нижнюю губу, что-то с обидой лопочет своему отражению, потом воинственно вскакивает на ноги и начинает выкрикивать слоги и размахивать руками. Заниматься перед зеркалом отказывается. Иногда заглядывает в зеркало и отходит. В настольном зеркале рассматривает себя с удивлением, открывает рот, показывает язык и отталкивает зеркало, больше не хочет в него смотреть. Любит слушать ритмичные тексты. Рисует каракули. Не сортирует предметы по цвету. Игрушки не кормит, но усаживает на горшок и с удовольствием ставит их в угол. Играет, катает машину, но на кровати. На полу не хочет играть с машиной. Невербальная агрессия — пытается ударить по лицу, хватает очки. Он эгоцентричен. Его точка зрения просто не совпадает с моей. Браслет с руки сорвал, не хочет носить. Когда мы играли с Максимом в Курочку Рябу, я надела на го лову платок. У ребенка появился устойчивый интерес. Он сам принес стул к зеркалу, сел на него и стал смотреть на меня и слушать сказку. Предложила надеть платок ему на голову, Максим отказался. Я прятала игрушку, но так, чтобы Максим видел ее в зеркале, а потом мы вместе искали эту игрушку. Я стучала в бубен или маракасы, так, чтобы ребенок мог увидеть в зеркале и потом отгадать, какой инструмент звучал. Мы ловили солнечного зайчика, осваивая пространство комнаты. Можно рассматривать предметы, высоко поднимая зеркало над собой или опуская его вниз и глядя на отражение. 2. Катя, 9 лет. В зеркало не смотрит, отворачивается. Когда начинали делать фонетическую ритмику, опускала голову вниз. Через неделю занятий — подходит сама к зеркалу, целует свое отражение. Смотрит на себя в зеркало, поднимает удивленно брови, морщит нос. Взгляд устойчивый. Смеется. Через 10 уроков произнесла первые слова. 3. Василиса, 6 лет. В зеркало не смотрит. Взгляд неустойчивый, скользит по предметам. Через месяц занятий — взгляд устойчивый. Смотрит на меня в зеркало. Иногда смотрит на свое отражение в зеркале, начинает улыбаться, говорить звуки «Д-Д-Д, И-И-И». Игры и игрушки Цель совместных игр с ребенком заключается в привлечении внимания. Играйте в «ладушки», «сороку», развивайте мелкую моторику пальцев. Используйте пальчиковую гимнастику. Лепите, рисуйте, пойте сами, смотрите на реакцию ребенка, если он подпевает, похвалите его. Короткие, но целенаправленные игры-занятия дисциплинируют ребенка, ориентируют его на определенную деятельность, в том числе и речевую, приучают к необходимому напряжению произвольного зрительного внимания. Например, родители играют с ребенком, которому один год, в прятки, или ловят ребенка. Ребенок радуется этой игре. У него повторяются определенные движения и мимика. В таких играх взрослые и дети привыкают к одинаковым ритмам и ожиданиям. Вскоре формируется система одинаковых сигналов, таких, как прикосновение, звук, внимательный взгляд и улыбка. Это помогает заложить основы для будущего применения речи. Основная цель вашего игрового общения — привлечь и зафиксировать внимание ребенка, сделать его устойчивым. Этапы игрового общения 1. Вы достаете из коробки игрушку — собаку и в тот момент, когда ребенок перевел взгляд с игрушки на ваше лицо,говорите «ав-ав». Если взгляд устойчив, то говорите: «Собака лает — Ав! Ав!» и отдаете ребенку игрушку Так играете со всеми животными: «кошка — мяу, курица — ко-ко-ко, петух — кукареку, корова — му, лошадь — иго-го, утка — кря- кря, поросенок — хрю-хрю, цыплята — пи-пи-пи».
2. Говорите «му — корова», а потом извлекаете игрушку из мешка. Цель: помочь ребенку начать говорить на основе речи взрослого, а не при виде игрушки.
3. Потом учите отвечать на вопрос «Кто говорит "му"?». Цель: учить отвечать на вопросы. Если ребенок не произносит слово «корова», но показывает на картинку или игрушку правильно, похвалите ребенка. У него образуется пассивный словарь, и со временем это слово перейдет в активный словарь, ребенок научится его произносить.
4. Вы спрашиваете ребенка: «Как мычит корова?». Цель: учить узнавать название животного и отвечать на вопрос. Работая с одной картинкой, вы можете задать много вопросов. Кто это? — Корова. Корова мычит — МУ. Кто говорит «МУ»? — Корова. Как мычит корова? — МУ. Что говорит корова? — МУ
5. Следующий этап — монологи с игрушками.
Его цель — увеличение зрительного внимания к речи. Игрушку во время монолога надо держать возле своего лица, сбоку, так, чтобы ребенок видел игрушку и то, как она говорит. Я доставала куклу или мишку. Мишка приходит в гости из леса. Здоровается с сыном, приносит конфету, разговаривает, гладит по голове, прощается, когда в лес уходит деток кормить. Каждое утро сын просыпался и смотрел на часы, ждал прихода мишки. А я говорила, что мишка еще занят, ему надо деток покормить, малину собрать. В совместных играх мы здоровались с игрушками, прощались, благодарили их, хвалили, то есть обращались с ними как с живыми. Ребенок охотно подражает этому в игре. Затем он будет постепенно делать то же самое по отношению к людям, в повседневных ситуациях. Нужно развивать сюжет и учить придумывать фразы в зависимости от речевой и игровой ситуации. Помогать, подсказывать, слова, фразы.
Цель — научить воспринимать, развивать речь. Дети всегда в восторге от инсценировок. Они великие имитаторы. И мои ученики с радостью перевоплощались то в одного героя, то в другого, сами проявляли инициативу, говорили: «Я буду дед. Я буду волк». Во время инсценировки сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка» мы менялись ролями: сначала я была (волком, потом — ребенок).
Полина, 5 лет, ходить начала две недели назад, взгляд неустойчивый, внимание отсутствует. Просьбы не выполняет. Берет игрушку, смеется, играет с ней. Если что-то не нравится, хмурится, садится на пол. Беспричинно смеется, играет лежа, болтает ногами в воздухе, потом уходит в другую комнату. Любит прыгать, держась за папу. Пытается собирать пирамиду, но бросает. Внимание переключается на шкаф, пытается схватить духи, зеркало, игрушечную собаку.
Основной целью первого занятия было зафиксировать внимание этого ребенка. Я доставала из мешочка корову, показывала ее ребенку, и когда ребенок переводил взгляд на меня, то я говорила: «Му. Это корова. Она говорит — "му"». Взгляд ненадолго задерживался на игрушке и уходил в сторону. Я произносила звук «А». Руку девочки я прикладывала к своей груди. Чувствуя вибрацию, ребенок был сосредоточен и неподвижен несколько дольше, чем при показе игрушек. Потом я прикладывала руку девочки к своему лицу, говорила «му» и показывала корову. Чувствуя вибрацию в своей руке, ребенок дольше фиксировал внимание на игрушке.
На втором занятии у ребенка устойчивый взгляд, внимание есть. Фиксирует взгляд на игрушке, берет в руки, отдает игрушку по моей просьбе. Повторяет гласные звуки по подражанию, но четкой артикуляции нет. Рассматривали игрушки. Я показывала, где нос, глаза у собаки, смотрели, где нос у папы, у мамы, у Полины. Где глаза у собаки, у папы, у мамы, у Полины? Необходимо добиваться ОСОЗНАННОГО подражания. Цель: подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков. Даны рекомендации родителям — по подражанию вызывать у ребенка осознанное повторение следующих упражнений: «открой рот», «покажи язык», «закрой рот». Петь гласные с использованием фонетической ритмики.
Третье занятие через день. Мама рассказала, что дома во время занятий Полина осознанно поднимала руки по подражанию во время фонетической ритмики. Разглядывала куклу в магазине и трогала у нее глаза. На занятии я показала аккордеон. Устойчивый интерес. Девочка разглядывала инструмент, нажимала на клавиши. Я показала, на что надо нажимать пальцами, Полина повторила. Потом мы перекладывали яблоки из одной миски в другую. Сначала я брала руку девочки и делала это вместе с ней, потом попросила ее переложить яблоки. Очень медленно, кусая яблоки, девочка переложила их из одной миски в другую. Цель — добиваться повторения по подражанию. Цель достигнута. Даны рекомендации продолжать дома фонетическую ритмику. Необходимо научить девочку по подражанию открывать и закрывать рот, показывать язык.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.013 с.) |